|
|
|
Горцы
ОРУЖИЕ ХРАБРЫХ
[опубликовано 27 Февраля 2009]
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных,
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
М.Ю. Лермонтов
Атаев Мурад
|
ТУХУМЫ И ТЕЙПЫ. РОДОВАЯ ОБЩИНА У ДАГЕСТАНЦЕВ И ВАЙНАХОВ
[опубликовано 27 Февраля 2009]
Основной проблемой кавказской культуры называлась архаичная, отсталая и не способная к модернизации кавказская община, которая до сих пор продолжает оставаться основой горской социальной структуры. Однако близкое изучение этой общины опровергает все измышления дореволюционных, советских и современных кавказофобов.
Ухумаев Магомет
|
ИЗ ИСТОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДАГЕСТАНСКИХ ГОРЦЕВ
[опубликовано 26 Апреля 2009]
Во 2-ой половине XIX в. после окончания военных действий, Северный Кавказ постепенно вступает в общероссийский рынок. В начале 60-х годов торговые обороты были сравнительно невелики, но по мере развития сельского хозяйства, промышленности и транспорта, особенно с середины 70-х годов торговля на Северном Кавказе стала развиваться быстрее.
Доного Хаджи Мурад
|
КАВКАЗСКОЕ РУЖЬЕ
[опубликовано 27 Апреля 2009]
В 18 в. производство огнестрельного оружия в Кубачи осуществлялось в весьма широких размерах. Оно не только насыщало дагестанский рынок, но и шло на вывоз. По свидетельству современников (1848 г.), “Кубачи - это дагестанская Тула”.
Доного Хаджи Мурад
|
ЧЕРКЕШЕНКА ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ПЕРВОЙ
[опубликовано 27 Апреля 2009]
Купил в Дербенте наиб у дербенцов девку Ясырку Черкесску с матерью, дал за оную девку триста пятьдесят Рублев, и оную девку он наиб хотел везти в подарки Ея Величеству Государыне Императрице...
|
АТАЛЫЧЕСТВО КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
[опубликовано 30 Мая 2009]
Аталычество как одна из форм подготовки подрастающего поколения к труду и жизни было развито преимущественно среди тюркоязычных народов Европы и Азии. Очевидно именно этим фактором можно объяснить то, что данное название, означающее \"отцовство\", и вошло в научную и учебную литературу по этнографии и истории первобытного общества.
Муцалханов Муцалхан
|
КУМЫКИ
[опубликовано 13 Июня 2009]
В формировании кумыков. определенную роль сыграли племена киммерийцев (до нач. 7 в. дон, э.), скифов (8-3 вв. до н. э.), позднее - тюркоязычные племена (в т. ч. кыпчаки-половцы, передавшие аборигенам свой язык) и др.
А. М. Аджиев, М.-Р. А. Ибрагимов
|
О ПРАВИТЕЛЯХ ДАГЕСТАНА - ШАУХАЛАХ
[опубликовано 13 Июня 2009]
В Дагестане главенствующего князя кумыков и всей приморской равнины величают шаухалом (шамхалом). Шаухалы (шамхалы), по их преданиям (как они сами рассказывают), как и крымские ханы, происходят из древнего, но единого с ними корня. Своим происхождением они гордятся...
Мехмет-Эфенди
|
ЕЩЕ РАЗ ОБ АНЖИ
[опубликовано 13 Июня 2009]
Этнотопоним Анжи/Инжи - название одного из средневековых и современных кумыкских (дагестанских) городов - до сих пор не привлекал к себе особого внимания ученых. Поэтому нельзя сказать, что к настоящему времени в результате поисков накоплен какой-то материал, проливающий свет на его этногенетическую и этнолингвистическую историю.
Алиев Камиль
|
СУЛТАН ХАН-ГИРЕЙ
[опубликовано 20 Августа 2010]
Человек удивительной судьбы, разносторонних знаний и интересов, наделенный одновременно блестящими способностями военачальника, историка и писателя, он прожил короткую, но творчески плодотворную жизнь.
|
ВОСПИТАНИЕ У ЧЕРКЕСОВ
[опубликовано 9 Сентября 2010]
Князья, по введенному обычаю, не мoгут воспитывать своих сыновей в родительском доме под своими глазами; но как можно ранее, даже грудного младенца, отдают в чужой дом на воспитание. Уздени наперерыв стараются получить в том преимущество и почитают сие за особенный знак Княжеской к себе доверенности...
Вестник Европы
|
КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ
[опубликовано 9 Сентября 2010]
Проводя три последние лета в Терской области, я неоднократно задавал вопрос о причинах современного выселения горцев членам администрации, местным ученым и просто обывателям. ..
Абрамов Я.В.
|
МАСТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ
[опубликовано 6 Октября 2010]
В 1844 году селение Чиркей было разрушено царскими войсками. Джамаат села тоже переселился кто-куда по разным селам Аварии. Семья наиба имама Шамиля Хаджиява переселилась в селение Ботлих. Там, в 1845 году у него родился сын, которого назвали Тагир.
Омаров Мухаммадрасул
|
МУСАЛАВ ИЗ КУДУТЛИ
[опубликовано 6 Октября 2010]
Хаджи Мухаммад бину Муса бину Ахмад аль-Кудутли аль-Аварии аль-Дагистани – вот так написал свое полное имя выдающийся ученый Дагестана, получивший признание во всем исламском мире, известный у нас как Мусалав из Кудутли.
Омаров Мухаммадрасул
|
ИМАМЫ
[опубликовано 15 Марта 2011]
В первой половине XIX века в ходе нарастания народно-освободительной борьбы народов против колонизации края формируется своеобразное государственное образование - Имамат...
Магомедов Дибир
|
|
|