Личности

Личности  »   ЗАНКОВСКИЙ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

ЗАНКОВСКИЙ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ

(0 1832 - 0 1919)

Доного Хаджи Мурад

ЛИРИЧЕСКАЯ КИСТЬ ШТАБС-КАПИТАНА И.Н. ЗАНКОВСКОГО

В середине XIX века внимание передовых людей России того времени было приковано к Кавказу. Близилась к завершению многолетняя Кавказская война. Кавказ был местом ссылки многих прогрессивно настроенных людей. Многие шли сюда из солидарности к сосланным, другие - чтобы разобраться в сложной политической обстановке, третьих влекла романтика.


«Воздействие своеобразной обстановки и характера этой войны на русское изобразительное искусство, так же, как и на русскую художественную литературу и поэзию, было многосторонним и плодотворным: она внесла множество новых сюжетов, типов, характеров, драматических положений, картин дикой природы, фольклорного материала - легенд, песен и т.д. Кроме того, поэты и художники чувствовали себя на далеком Кавказе более независимо, чем в Петербурге или в Москве...» - писал искусствовед В.В. Садовень.

В армии художников, посвящавших свои произведения историческим событиям на Кавказе, своеобразной природе местного края, видное место занимает Илья Николаевич Занковский (1832-1919). В отличие от многих других живописцев, изображавших на холсте сражения, боевые походы, Занковского привлекали природа горного края, ее неповторимость.

И.Занковский. Дорога на Верхний Гуниб.В 1862-1863 гг. Занковский учился в Академии художеств. В архиве академии хранится интересный документ - свидетельство, выданное будущему художнику. В нем говорится:
«Из Императорской академии художеств, ученику ее подпоручику Илье Николаевичу Занковскому в том, что он отправляется для художественных занятий в южные губернии России сроком по двадцатое число октября сего 1864 года, почему на заставах начальствующие благоволят чинить ему свободный пропуск туда и обратно и при занятиях его в случае надобности оказывать законное содействие. Во уверение чего и дано ему, Занковскому, сие свидетельство с приложением академической печати. С. - Петербург. Апреля 29 дня 1864 года».

Занковский был прикомандирован к военно-топографической части Главного управления Генерального штаба, которая находилась в Тифлисе (бывшем тогда административным и культурным центром Кавказа). С этого момента художник надолго связал свою жизнь с горной страной.


Начиная с 1888 г., он участвует в различных выставках – «Кавказского общества поощрения изящных искусств», «Общества взаимопомощи кавказских художников», «Общества русских акварелистов» и др. На них были представлены несколько его работ: 1888 г. – «Эльбрус» (акварель), «Военно-Грузинская дорога», «Дарьяльское ущелье»; 1892 г. – «Вид главного хребта», «Альбер-Хох», 1911 г. – «Гора Арарат», 1912 г. – «Вид Главного хребта», «Гора Ушба», «Привал охотников» и др.


И.Занковский. Дом Шамиля в Гунибе.Произведения И.Н. Занковского имеются в некоторых российских музеях: Государственном Русском музее – «Горный аул в лунную ночь», «Вид с горы Гуниб на ущелье»; Нижегородском художественном музее – «Сурали» (акварель, 1888 г.); Омском музее изобразительных искусств – «Кавказ»; Одесском художественном музее – «В лесу», «В степи»; Азербайджанском музее искусств – «Казбек на рассвете», «Горная цепь», «Вид Эривани и Арарат». Немало своих работ живописец посвятил Гунибу, где 25 августа 1859 г. произошла сдача предводителя горцев имама Шамиля царскому командованию. Интересно, что некоторые из этих небольших по размерам произведений выполнены мастером масляными красками на бумаге.


Занковский был очарован видами окрестностей Гуниба. Он пишет извивающуюся лентой дорогу на Верхний Гуниб, по которой продвигается группа всадников-горцев на фоне величественной панорамы гор, или историческое место - в глубине березовой рощи стоит небольшая беседка, поставленная на том самом месте, где произошли заключительные переговоры Шамиля с командующим царской армией на Кавказе князем А.И. Барятинским. А вот и сам знаменитый аул Гуниб - на скалистом утесе, освещенные красноватым светом заходящего солнца каменные сакли, оборонительная башня.


«Он любил писать вечерние мотивы, когда уходящие лучи солнца еще играют на скалах, окрашивая их в пурпур, а горные дали уже погружены в холодный вечерний сумрак». Произведения Занковского имеют документальное значение. По его работе «Сакля Шамиля на Гунибе» можно иметь представление, как выглядело последнее жилище Шамиля, в настоящее время не сохранившееся.

Удивительно, как в небольших произведениях художник реально, мастерски показывает бескрайние цепи гор, вершины, частично скрытые облаками, зияющие пропасти. Нередко живописец вводит в работу фигуры горцев в национальных костюмах, что придает каждой картине некоторую романтическую направленность.


Несколько лет И.Н. Занковский преподавал в Рисовальной школе «Кавказского общества поощрения изящных искусств» (позднее - Школа живописи и скульптуры, конец 1880-1910 гг.). Имя художника - тончайшего лирика и виртуозного исполнителя - можно смело поставить в ряд с такими известными пейзажистами, обращавшимися в своих произведениях к природе Кавказа, как Г.Гагарин, Т.Горшельт, Ф.Байков, И.Айвазовский, Н. Чернецов, В.Тимм и другими.

Из книги: Доного Хаджи Мурад. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864. М., 2005.

Причастность: