Личности

Личности  »   ТАГИР-ХАДЖИ ИЗ ЧИРКЕЯ

ТАГИР-ХАДЖИ ИЗ ЧИРКЕЯ

(0 1845 - 0 1925)

Омаров Мухаммадрасул

 

В 1844 году селение Чиркей было разрушено царскими войсками. Джамаат села тоже переселился кто-куда по разным селам Аварии. Семья наиба имама Шамиля Хаджиява переселилась в селение Ботлих. Там, в 1845 году у него родился сын, которого назвали Тагир.


Мать его рано умерла, и осиротевшего его воспитывали родственники по материнской линии. Видя желание учиться, Хаджияв отдал сына в Ашильта (ныне Унцукульский район) к самому видному ученому того времени – Курбанали. Учителю сразу понравился проницательный, умный и способный мальчик. Проучившись в Ашильта, он отправился к алиму Газимухаммаду в Карах (ныне Чародинский район).

 

В то время много посещал и Мухаммад-Тахира Карахского – знаменитого секретаря Шамиля его летописца, и признанного во всем Дагестане алима. В первое время он два года проработал имамом в селении Дылым Казбековского района. Затем вернулся в родное село и более 35 лет вел джамаат по пути шариата. Все эти годы он беспрестанно преподавал в своей мечети. Говорят, что он обучил исламским наукам около четырехсот человек. В те годы, благодаря Тагиру-хаджи и Хамзату-хаджи, селение Чиркей занимало одно из ведущих мест в Дагестане, где можно было получить хорошее образование.

 

Здесь учились, вставшие впоследствии известными на весь Дагестан, Пахрудин из Аргвани, Чанка из Батлаича, Гамзат Цадаса, Маккашариф из Гимры и другие. У Тагира учились не только аварцы, но и казикумухцы, также у него было много учеников с кумыкской низменности. Владение кумыкским языком позволяло иметь мутаалимов этой национальности. Он был известен как знаток шариатских наук и мастер преподавания. Один алим в то время пригласил Тагира на диспут. На его приглашение он ответил, что любой из его мутаалимов способен ответить на его вопросы. Так и получилось. Тот человек признал превосходство знаний учеников Тагира из Чиркея.


Село Чиркей, как и другие крупные селения, имело свои порядки и низам. Вот с назначением имама села тоже был устоявшийся порядок. С давних времен имамом становился только выходец из большого тухума. А Тагир был выходцем из немногочисленного тухума, переселившегося сюда из селения Харахи. Но все же джамаат отдал предпочтение ему. Своим умом, знаниями и жалостью Тагир оставил незабываемые воспоминания в сердцах людей, которые и поныне передают благодарные чиркейцы друг другу.


В 1875 году сын имама Шамиля Газимухаммад, живший тогда в Турции, принял паломников, возвращающихся из хаджа. На прощание он каждому преподнес подарки. Тагиру-хаджи подарил серебряный кинжал, при этом подчеркнув, что сыну верного имаму наиба.


В начале 1890-х годов в Дагестане распространилась холера. Бывали дни, когда приходилось хоронить даже по 40-50 человек. Люди стали уходить на хутора во избежание заражения, но Тагир-хаджи не покинул село, остался с джамаатом. После этого он приобрел еще больший авторитет в глазах джамаата.


Тагир-хаджи уделял большое внимание общественной жизни села. В годы гражданской войны постоянно выступал перед джаматом, и призывал людей не проливать кровь. Встречался с Нажмудином Гоцинским, Узуном-хаджи, Махачем Дахадаевым, призывал к миру и маслиату.

 

Но мы же знаем, что один человек не может остановить кровопролитие. Само селение Чиркей тоже разделилось на два лагеря, одни встали на сторону революции, т. е. красными партизанами, другие восстали против них. Но все-таки большинство джамаата послушалось имама и им удалось выйти из положения. За 35-летний безупречный труд в самые трудные годы чиркейцы до сих пор с благодарностью вспоминают Тагира-хаджи. Это и есть та богобоязненность и старание распространить Ислам во имя Аллаха, что пропагандирует доброе, ценное, вечное.


Умер Тагир-хаджи в 1925 году и похоронен в старом Чиркее, которое ушло под воду в семидесятые годы прошлого века после строительства Чиркейского водохранилища.
Да не лишит нас Всевышний бараката наших славных предков!

Причастность: