Журнал «Ахульго»

Журнал «Ахульго»  »   Журнал №6  »   ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА ДВУХ ИМАМОВ

ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА ДВУХ ИМАМОВ

[опубликовано 23 Декабря 2008]

Ибрагимов Мухаммад-Наби


В хронике Мухаммад Тахира аль Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» мы встречаем следующий рассказ.
«Со слов одной гимринской женщины - дочери дяди Гази Мухаммада по линии матери и одновременно дочери тетки Шамиля по линии отца, рассказывают: «Она в числе других женщин посетила Гази Мухаммада в Ирганае, и он в ходе беседы сказал им: «Вскоре я разлучусь с вами», Женщины заплакали и сказали: «Кто же будет у нас после тебя?» Он ответил: «Шамиль окажет вам милость», тогда женщины сказали примерно следующее: «Он не будет для нас таким, как ты», а Гази Мухаммад сказал: «Шамиль будет жить долго. Я видел во сне: «Будто по реке плыло два бревна, одно из которых принадлежало мне, а другое Шамилю. Мое бревно река унесла затем вниз, а бревно Шамиля оказалось выброшено на берег, причем это был можжевельник, а ведь сказано, что польза от можжевельника сохраняется навечно» (Мухаммад Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990.41, с. 30-31).


Кто же эта женщина, являющаяся одновременно двоюродной сестрой и имама Гази Мухаммада, и имама Шамиля, которая была участницей столь доверительной, откровенной беседы? Какова ее судьба и судьба ее наследников? Выявить имя этой участницы Кавказской войны, в частности, помогло древо тухума Мадая, выходцем из которого является первый имам Дагестана, составленное гимринским алимом Алил Мухамадом-хаджи (Рукопись книги: М.Ибрагимов. Потомки Мадая. 1998. Приложение) и воспоминания потомков одного из активных участников Кавказской войны Бартихана, особенно Билил Меседул Халимат (Магомедовой Халимат), которую дагестанский краевед Булач Гаджиев считает женщиной с феноменальной памятью (Рукопись книги: Б.Гаджиев. Гимры - родина двух имамов. 1995).


Эту горянку звали Паризат. Она является дочерью Бартихана от жены Адаба. Мухаммад Тахир аль - Карахи допустил небольшую неточность называя ее дочерью дяди Гази Мухаммада по линии матери и тетки Шамиля по линии отца. На самом деле автор хроники перепутал тетку Гази Мухаммада с дядей Шамиля. Паризат была дочерью Адабы - тети имама Гази Мухаммада по линии матери и Бартихана - дяди Шамиля по линии отца. Кстати, это не единственная неточность подобного рода в указанном сочинении Мухаммад Тахира. Например, Мухаммад Султана, погибшего в Гимринском ущелье вместе с первым имамом, автор считает «сыном его тетки по линии матери» (Мухаммад Тахир. Указ.соч.С.34). В действительности же, Мухамад Султан был сыном Муртазаали - дяди имама Гази Мухаммада.


Невыясненным до настоящего времени остается вопрос о родственных отношениях между имамами Гази Мухаммадом и Шамилем. Различные источники называют их родственниками, даже двоюродными братьями, а правитель Казикумухского и Кюринского ханства Аслан-хан называет Шамиля племянником Гази Мухаммада. В своем письме, написанном 10 июля 1834 года генерал-майору Вольховскому он пишет:...начальствование в скопищах своих вверил он (Гамзат-бек - И.М.) Шамилю, племяннику Кази-муллы и многих эфенди» (Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50гг.ХIХ века. Сборник документов. Махачкала, 1959. С. 134).
Имеющиеся на сегодняшний день исторические сведения об имамах Дагестана не позволяют утверждать, что Шамиль был племянником или же двоюродным братом Гази Мухаммада. Более того, эти сведения не противоречат обратному утверждению. Видимо, основания говорить о каком-то родстве имамов все же имелись. Кроме того, Гази Мухаммад и Шамиль были очень близкими друзьями, взаимоотношения и взаимодоверие между ними были братскими. Внешняя сторона, видимость такой близости, может быть, и рождали разговоры о близком родстве Гази Мухаммада и Шамиля. Пока, достоверные родственные нити от Гази Мухаммада к Шамилю идут, как мы установили, только через семью Бартихана, которая была своеобразным активатором, катализатором, увеличителем сердечно-душевной близости между будущими имамами.


Частыми гостями в доме Бартихана и Адабы были и Гази Мухаммад, и Шамиль, и сестры обоих. В этой семье будущие имамы чувствовали себя очень комфортно. Дядя Шамиля Бартихан был «дядей» и для Гази Мухаммада, а тетя Гази Мухаммада Адаба, также была «тетей» и для Шамиля. К тому же, наставником, единомышленником и, наконец, сподвижником и советником.
Паризат - единственная дочь Адабы, а у Бартихана были также дети и от другой жены. Все дети росли в единой семье и воспитывались в духе исламских традиций и горских правил этикета. Идеи и дела имамов им были знакомы и близки с детских лет. В семье Бартихана Шамиля любили как члена своей семьи, почти таковой же была и любовь к Гази Мухаммаду. Особую симпатию к Гази Мухаммаду испытывала Паризат - единственная в семье двоюродная сестра первого имама. Она и Шамиля, и Гази Мухаммада ставила в один ряд с родными братьями.


Судьба была сурова к Паризат, много трудных испытаний выпало на ее долю. Твердая характером, мужественная горянка выстрадала все потери, не сломилась, достойно прожила жизнь, которую, как и многие женщины гор, особенно свои приближенные, посвятила борьбе за свободу и независимость под руководством имамов.
Паризат выдали замуж за Гази Мухамада - сына авторитетных гимринских узденей Алхаса и Курмагиз. Ожидалась счастливая жизнь молодоженов, а русские войска приближались к горам Дагестана, предвещая беду. Вскоре начался Газават. Родные Паризат не только стали участниками, они сами были организаторами, руководителями, передовым авангардом священной войны горцев. Не мог, естественно, оставаться в стороне и Гази Мухамад - муж Паризат, да и сама она тоже.


Война без потерь не бывает. С самого начала Газавата начался и счет потерям среди родственников молодоженов. Радостным, счастливым, беззаботным дням в их жизни надолго пришел конец.
Горе достучалось и в молодую еще семью Паризат. Случилось это в 1831 году. Не раз испытавший судьбу в горячих схватках с врагами, Гази Мухаммад героически погиб при известном взрыве порохового склада в крепости Бурная близ Тарки. В результате взрыва, как отмечает Мухаммад Тахир аль-Карахи, «из нашего войска было уничтожено тогда около тысячи двухсот мужей, в том числе около восьмидесяти чиркеевцев» (Мухаммад Тахир. Указ. Соч., с.27). Погиб здесь и Алхас, отец Гази Мухамада.


В тот день в селении Гимры глашатай призвал джамаат на сельскую площадь для выражения соболезнования близким и родственникам погибших в Таркинской крепости мюридов. В селении не знали, кто погиб. Поэтому, мужчины устремились на таъзият, т.е. соболезнование, а женщины и дети скопились на крышах домов и возвышениях, откуда можно было наблюдать за происходящим на площади.
Паризат тоже выскочила из дома на призыв глашатая и встала рядом с женщинами, стоявшими перед ее домом на краю скалы в центре села, откуда, как на ладони, видна центральная гимринская площадь. Женщины следили за тем, куда несут шахидов. По разным направлениям «потекли» группы мужчин, несущих трупы.


В направлении «ГохI-авала», т.е. "Квартала на холме" понесли двух шахидов. Женщины на краю скалы начали гадать: «Кто бы это могли быть?» Начался плач. Когда мужчины совсем приблизились, Паризат потеряла сознание и упала в обморок. В дом Паризат принесли два трупа. Когда увидели погибших - мужа Алхаса и сына Газимухамада, потеряла сознание также и Курмагиз.
В стихах, сочиненных тогда еще молодым Шамилем - будущим имамом и посвященных им своим боевым товарищам, павшим шахидами на поле боя есть и слова, адресованные отцу и сыну - Алхасу и Газимухамаду:


«Гьардарал дахIалал эменги васчи,
ТIокIальги дахIалав васасул эмен,
Мисри хвалчен бахъун, гъорлъе жуварав.
Нуж гIадал бахIарзал ракьалде индал,
Устар хIайран вуго, хIалай чи дагьлъун.»
(Поэзия Газавата. Махачкала, 1997, с.30 (на аварском языке).

«Беззаботны - довольны отец и сын,
Кафуров истребив, свершив Газават.
Тем паче доволен отец сынишки,
Мисри - саблю обнажив, взявшись за бой.
Таких как вы храбрецов в земле хоронив,
Имам растерян, поскудев на опору».
(Подстрочный перевод - наш).

В этих стихах содержится строчка, в которой намекается на приятное событие, которое произошло в семье погибшего Гази Мухаммада. В иных обстоятельствах это было бы очень радостным событием, но в этой семье было не до радостей. Через несколько дней после той большой трагедии, очернившей мир в глазах Паризат, в семью пришла еще одна беда - умерла Курмагиз. В такой горестной обстановке, буквально через 3-4 недели после гибели мужа, Паризат родила второго ребенка. Это событие Шамиль и отражает в строчке: «Тем паче доволен отец сынишки...», Первый у Паризат была дочь, которой бабушка Курмагиз дала свое имя. Новорожденного сына назвали в честь отца-героя Гази Мухамадом.


Только за каких-то два года в начале тридцатых Паризат потеряла очень много родственников, среди которых были все ее двоюродные братья по линии матери, в том числе и имам Гази Мухаммад. Погиб в 1831 году и ее брат Муртазаали. Утраты были для Паризат одна тяжелее другой. Большая сила воли, неиссякаемая внутренняя энергия, непоколебимая стойкость, исламский дух, мужественный характер помогли ей выдержать испытания судьбы.
Паризат принимала в Газавате не только косвенное участие, но и прямое, наравне с мужчинами, взяв в руки оружие. Еще при жизни первого имама ей пришлось встать в ряды защитников села Гимры, а в дальнейшем она не раз приняла участие в обороне родного аула от неприятельских вторжений. Паризат была и в числе защитников Ахульго, где она потеряла родного отца и других близких людей. Принимала она участие и при других сражениях. Дошла и до Чечни.


Все же не священная война была важнейшим делом жизни прошедшей, как говорится, через огонь и воду горянки Паризат. Воевала она по необходимости, а жила она ради детей. Целью жизни этой измученной страданиями женщины стало воспитание детей. Казалось, что какой-то рок преследовал эту несломаемую женщину. Свою дочь Курмагиз она потеряла еще ребенком. Все ее надежды и планы были связаны теперь с единственным сыном.
После краткого ознакомления с тем, какие потери понесла Паризат в ходе Кавказской войны за короткий промежуток жизни, наверное, можно себе представить ту безграничную любовь, которую она испытывала к сыну Гази Мухаммаду. Любовь любовью, а воспитание воспитанием. Не сделала она поблажек сыну, не создала ему тепличных условий, не дала превратиться в маменькиного сынка». Наоборот, Паризат была требовательна к сыну, последовательна в его воспитании.


Гази Мухаммад начал учиться. Корану у своего дедушки Бартихана. Обучали его и дяди Ибрагим, и Джамалудин Кази-Кумухский, и имам Шамиль, и другие известные в народе личности. Имам Шамиль лично сам заботился о развитии и воспитании сына двоюродной сестры. К совершеннолетию Гази Мухамад стал хорошим алимом и отличным воином.


С юношеского возраста, благодаря ходатайству матери перед имамом, он начал служить в личной охране имама и с честью выполнял возложенные на себя обязанности. В документе того времени говорится, что «...при Шамиле состоит отборная стража телохранителей, выставляемых от 300 семейств, последовавших за ним из Чиркея и Гимров и поселенных в Даргах и ближайших местах. Они всей душой преданы Шамилю и поклялись никогда не мириться с русскими, не оставлять его во всю жизнь, не увлекаться грабежом и добычею и быть примерными исполнителями шариата. Постоянно бывает их при Шамиле до 200 человек налицо. Он дает им полное содержание, оружие, лошадей и дарит часто деньгами. В Даргах для них выстроена казарма, а семейства их живут в домах» (Движение горцев...с.416).


С началом службы Гази Мухамада в охране имама Паризат была спокойна за судьбу сына. Ему было обеспечено материальное благополучие и престижное положение в обществе. Остальное зависело только от самого Гази Мухаммада, от его отношения к службе, от его преданности имаму. А относился он к Шамилю, как сын к отцу и имам это ценил, он щедро вознаграждал родственника.


Поднимаясь по службе, Гази Мухаммад, вскоре, стал главой сотни телохранителей имама. В 50-х годах охрана Шамиля увеличилась и ее ответственность возраста. С 1855 года Шамиль особо доверял только самым преданным и близким людям, в числе которых всегда числился и Гази Мухаммад - сын Паризат. Завершил Гази Мухаммад войну на горе Гуниб, вместе с имамом и своим дядей Ибрагимом.
Неся службу в охране имама, Гази Мухаммад имел в Ведено возможность продолжать свое образование, а рядом находились шейх Джамалудин из Кази-Кумуха, Лачинилав из Хариколо, Али Кульзебский и многие другие алимы, которые представляли элиту ученых кругов имамата. И Газимухамад непременно пользовался этой возможностью. Не зря он считался одним из лучших и влиятельнейших гимринских алимов второй половины ХIХ века.


В ходе войны Гази Мухаммад успел еще и жениться. Посоветовавшись с остальной родней, Паризат предоставила право выбора невесты для сына самому старшему из родичей и самому авторитетному в тухуме мужчине - имаму Дагестана и Чечни Шамилю. Шамиль взял за Гази Мухаммада его же двоюродную сестру, красавицу Айшат, внучку Бартихана, дочь Меседо - родной сестры Паризат.
После завершения Кавказской войны Гази Мухаммад совершил паломничество в Мекку и занялся обучением и воспитанием гимринских подростков. Заодно, он обрабатывал земли, полученные им в наследство от предков, и возделывал на них сады. Зажил Гази Мухаммад - хаджи спокойной, состоятельной и относительно счастливой жизнью. Паризат, в конце жизни приобретшая покой, умерла спокойной за судьбу сына. А Гази Мухаммад-хаджи, родившийся, выросший и выживший в войне, даже не придавал особого значения простым житейским трудностям.


Не обошла Гази Мухамада - хаджи и востание горцев Дагестана в 1877 году под руководством имама Мухаммада - хаджи Согратлинского. В результате, он отбыл наказание в Саратовской губернии. Вернувшись из ссылки, он возобновил прежний образ жизни.
В семье Гази Мухаммада-хаджи и Айшат не было сына. Они воспитали пять дочерей: Рабият, Били, Паримеседо, Патимат и Паризат. Все они стали хорошо воспитанными и авторитетными женщинами, удачно устроившими семейную жизнь. В браке они состоялись с уважаемыми не только в Гимры, интересными людьми.
Рабият была замужем за гимринским Адилавом и имела трех дочерей: Пати (Патимат), Курмагиз и Чакар. Били вышла замуж за двоюродного брата своего отца, сына Шамилевского наиба Бартиханил Ибрагима, алима, хаджи, хафиза, гимринского кади Хабибуллу, известного как Хайбулла-кади и имела троих детей: Абдулу, Меседо и Ару. Паримеседо была женой внука тогоже наиба Ибрагима, ученого - алима Ибрагима-хаджи и мела всего одну дочь - Патимат. Патимат -дочь Гази Мухамада-хаджи стала женой сына двоюродного брата имама Шамиля Джамалудина - гимринского старшины постшамилевского периода Мухаммада, кстати, являющегося и внуком героя-шахида сражений на Ахульго Ибрахимил Хусейна и имела одну лишь дочь - Хану. Паризат вышла замуж за Мухаммада, сына Микаилил Меседо, внука Микаиля - хаджи - родного брата жены имама Гази Мухаммада Патимат и имела двух сыновей: Хаджи и Абдулу.


Здесь мы ограничились лишь перечислением тех из потомков сына Паризат Гази Мухаммада-хаджи, которые жили еще до установления Советского строя в Дагестане и в первые годы Советской власти, а большое число имен его потомков остались за рамками данной статьи. Лишь только их перечисление заняло бы несколько страниц.


Среди потомков героини Кавказской войны Бартиханил Паризат встречаются много достойных, заслуженных людей, судьбы и жизни которых заслуживают более подробного рассказа. Журнальная статья этого, к сожалению, не позволяет. Отметим, что среди них имеются и жертвы сталинских репрессий, и участники Великой Отечественной войны, и пионеры внедрения социалистического строя в Гимрах, и настоящие труженики. Что ни семья - это удивительное переплетение судеб, это история, это интересный экскурс в прошлое.


И сегодня среди потомков Паризат есть люди, пользующиеся почетом и авторитетом среди гимринцев, которые достойны доброго имени предков. Среди них: Магомед Гаджидадаев - бывший мэр города Буйнакска, предприниматель; семейство Шамиловых, проживающих в доме имама Шамиля в Гимрах; Ибрагим Гаджидадаев (старший) - кандидат экономических найк, главный инженер НИИ Газпрома; Ибрагим Гаджидадаев ( младший) - двукратный чемпион Европы по ушу-саньда; Ару Ахмедова - передовая учительница Гимринской средней школы; Сиражудинова Айшат (Аи) - жена директора совхоза имени имама Шамиля Магомеда Абдулаева; Османова Курмагиз - работница Шамилькалинского директора АО «СулакЭнерго» Казимбега Ахмедова; Магомед Ибрагимов - предприниматель; Хадижат Магомеднабиевна - пенсионерка, заслуженный работник культуры ДАССР; Гаджи Гаджидадаев - инженер - строитель; Муртузали Гаджидадаев - главный бухгалтер СУ ИГЭС; Магомедов Магомедзайгид - пенсионер, ветеран труда; Джамалудинов Магомед - инженер - строитель; Зубаирова Халимат - мать -герой; Гамзатов Гамзат - начальник участка на строительстве ИГЭС; Гаджидадаев Магомеднур - победитель юношеских Всероссийских турниров по боксу; Магомедов Аляса - руководитель общественного движения «Низам»; Шамилов Абдулгамид - предприниматель и многие другие.
Такова краткая история жизни двоюродной сестры двух имамов Бартихания Паризат и ее потомков. Благодарные потомки помнят о своей славной прародительнице-герое и с большим уважением произносят ее имя. Пусть Аллагь вознаградит ее за все земные страдания и переживания!