История

История  »   Былое и думы  »   «КУБЕША, УЕЗД»

«КУБЕША, УЕЗД»

[опубликовано 2 Января 2020]

Хаджи Мурад Доного

 

В Дагестане есть немало селений с интересной историей, связанной с преданиями, легендами, удивительными фактами. Но есть одно, которое отличается от всех своей таинственностью, происхождением, загадками, которые не дают покоя ученым вот уже несколько столетий.

Кубачи. О нем упоминают арабские источники IX – Х вв. под персидским названием «Зирехгеран», т.е. «изготовители кольчуг», а с XVI в. за этим селением закрепляется наименование «Кубачи», которое равнозначно по смыслу персидскому.

Кубачинцы называли себя «френки» и считали себя выходцами из Европы. Почему считали?! Некоторые и сегодня так считают. Видимо, есть на то основание.

Загадки и своеобразие Кубачи интересовало многих исследователей, оставивших свои воспоминания об этом населенном пункте, людей его населяющих и искусством, прославившим кубачинцев на весь мир.

Иоган-Густав Гербер (ум. 1734 г.), с 1710 года состоявший на русской службе, в чине капитана артиллерии, участвовал в персидском походе Петра I, командовал артиллерией при взятии Баку, состоял членом комиссии по установлению русско-турецкой границы в Прикаспийской области. В Дагестане он служил до 1729 года. Тогда же им было написано сочинение о Прикаспийском крае, а также составлена карта этого района. И.-Г. Герберу принадлежит «Проект хозяйственной эксплуатации оккупированных в XVIII в. Россией прикаспийских областей Кавказа», составленный им в 1733 году, в котором он упоминает и о Кубачи.

«Сия Кубеша, – пишет И.-Г. Гербер, – состоит в одной только весьма великой деревне, которая между высокими горами построена, и так как только одна узкая и трудная дорога чрез карахайдаков к оной деревне имеется, того ради оную за крепчайшее место во всех горах почитают. Свой собственный язык, который ни с каким сходство не имеет. Они каждый год по 12 старшин между собой выбирают, которые в тот год все споры судят, и во всем им послушны бывают; и так как оные все равны, то очередь до каждого доходит между ими правительственными быть; более их попечение есть то, при вольности содержатся и охраняются, которое оные их старцы имели.

Состоят в подданстве и под властью под Российские империи с 1725 г., в оном году их старшина вместе с уцмием в верном подданстве к России присягали, хотя оные прежде сего времени с шамхалом, временно с уцмием держались; однакож оные ни под их, ни под персидскою властью не стояли и всегда самовластные люди были.

Имеют скотину и садов, только пашен малое число. И для того принуждены хлеб покупать, а особливо питаются рукоделием, ибо оные все люди мастеровые, у них делается самая лучшая серебряная работа, оружие, добрые сабли, панцири и прочее, которое не только во всех здешних местах, но и в Персии, и в турецкой земле славно, и такое оружие с охотой покупают, отчего они все люди богатые, так же и в войне храбрые.

Так как они люди вольные и надеются на свое крепкое место, также никогда и никому податей никаких не платили и к тому принуждены быть ни от кого не могли, государю от них доходов никаких нет и впредь не будет.

Кубяшинцы себя называют «френки», которое имя европейцев значит, и сказывают, что их прадеды за многие столетия здесь засели, только не ведают, какою причиною сюда попали и думают, что оные по морю Каспийскому торговали, только несчастием, погодою на берег выброшены были и, не видя, как в свое отечество возвратиться, на сем крепком месте построились. А умные люди из персиян, которые в старых чудных сказках сказывают, что за несколько столетий генуезцы и греки не только по-Черному и по Каспийскому морю великие торги имели, но и здесь в горах рудокопства серебряные, медные и железные и прочие завели, при сих рудокопствах имели же они разные фабрики и мастеровых людей, которые из сих металлов всякие вещи и делали; к такой работе потребовались также мастеровые люди из здешних народов, которые от того у оных в таких рукоделиях обучались. Потом фабрики разорились чрез разных и частых неприятельских нападений, которые через арапов, османом Чингис хана, Батыя, Темир Аксака и прочих учинены, что ныне место не познать можно, где такие фабрики и рудокопство бывало. А мастеровые люди свое прибежище и охранение в сем крепком месте сыскали и там завелись, чего и может статься. Ибо оные, как выше писано, в таких делах и работах мастера славные. Также выливали для своей обороны несколько пушек из красной чистой меди, от 1 до 3-х футов калибром. Делают же турецкие и персидские серебряные деньги; начали испытать делать расписные рублевики; однакож все сии деньги имеют надлежащий свой вес и серебро, что оные везде берут…». Судя по подробному изложению, И.-Г. Гербер, возможно, лично побывал в Кубачи.

Легенду об иноземном происхождении кубачинцев приводит и полковник Яков Маркович (1696–1770), находившийся на военной службе в Дагестане в 1725–1727 гг. В своем дневнике он отмечает, что «Кубиче город или деревня великая собою, имеет у себя речь посполитую, которая змежи себе вибирает 12 старших, якии всем людом правлять, а живут они ни под чиею державою, волние себе… Тамошние кубические жители именуют себя иноземцами».

Согласно итальянского историка Джамбатиста Фануччи (1756–1834) Кубачи выстроили и заселили генуэзцы. Его современник академик Иоганн Антон Гильденштедт 1745–1781 в описании своего путешествия по Кавказу также сообщил, что в Кубачи живут потомки генуэзцев

На Кавказ занесла судьба доктора медицины из Эйслебена (Саксония) Якоба Рейнеггеса (1744-1793). В 1779 году саксонец прибыл в Тифлис, где практиковался как врач, руководил монетным двором царя Грузии Ираклия II, обустроил типографию и пороховой завод, при этом еще занимаясь изучением природных ресурсов. С 1781 по 1783 год по заданию Российского правительства Я. Рейнеггс совершил 5 экспедиций по Кавказу. В 1783 году он присутствовал при подписании акта о присоединении Грузии к России. Я. Рейнеггс – автор «Всеобщего историко-типографического описания Кавказа» (1786), которое уже после его смерти было опубликовано в двух томах на немецком языке. Так вот Я. Рейнеггес считал кубачинцев как «древнейших кавказских жителей». Впрочем, послушаем самого автора.

«Народ Кубечи, – пишет ученый, – уверяет, что он начало свое ведет из Европы, однако ж язык его никакого сходства с другими языками не имеет, а прочим народам Кавказа также не известен, домы их отчасти выстроены по европейскому вкусу и состоят из деревянных переплетов вышиною в 2 этажа, в горницах и внутри дому наблюдают они величайшую чистоту, сверх того и темм еще отличаются от всех кавказских народов, что по европейскому обыкновению имеют стулья, столы и постели, едят с ножами и вилками и ведут жизнь весьма благополучно.

Большая часть жителей занимается торговлей, а прочие делают ружья, сабли, пистолеты и ножи и мастерством своим всем известны, золотая и серебряная их работа подобна карлсбагской или агсбургской, а как столь искусных мастеров нет ни в Персии, ни в Анатолии, то работа их везде в славе, в великом употреблении и дорого покупается.

Женщины делают тонкие шерстяные сукна особливого рода, которые мужья их на платья употребляют. В протчем народ сей весьма миролюбив. Он в заграничных разъездах и в разбое никакого участия не имеет, однако же весьма осторожен и храбр в каменистом своем жилище…».

Известный востоковед, филолог-арабист и историк академик Х. Френ (1782-1851), впервые составивший ценный научный свод сведений письменных и литературных источников о Кубачи и его жителях, считал справедливым предположение ученых и путешественников о европейском происхождении кубачинцев, полагая при этом, что «переселение их на Кавказ совершилось в древние времена, так как письменные источники упоминают о них в связи с историческими событиями VI в. н.э.».

Подобные версии существуют и у других ученых, как европейских, так и российских, интересовавшихся происхождением кубачинцев и оставивших свои заключения в научных трудах.

Помимо загадок прошлого, не менее таинственным представляются безмолвные артефакты искусства кубачинцев, запечатленные в камне, бронзе, серебре…

Каменные рельефы – детали архитектурного декора с изображениями животных, птиц, людей, фантастических существ, окаймленные растительным орнаментом и надписями, выразительные сюжеты и образы львов, грифонов, птиц (павлины, птицы у «древа жизни»), сцены терзания хищником травоядного животного, мотивы единоборства и состязания, темы охоты… Откуда черпали сюжеты авторы этих произведений, виртуозно запечатлевая их в камне?!

В памятниках средневекового художественного ремесла Кубачи проступают традиции декоративно-прикладного искусства сасанидского Ирана. Высокую степень совершенства отличает художественное бронзовое литье, наиболее ярко представленное бронзовыми котлами, которые и по сей день используются во время общественных ритуальных трапез (свадьба, поминки, укладывание сына в люльку и др.).

Однако самое знаменитое ремесло горцев из Кубачи – производство художественных изделий из металла. «Изготовители кольчуг» – так не случайно называли кубачинцев. Готовые кольчуги варились в специальном котле, в масле, придававшем им черный цвет и предохранявшем их от ржавчины. По твердости сплава, по устойчивости против ударов мечей, сабель и кинжалов кубачинские кольчуги, по словам предков, превосходили все другие, поэтому на них был очень большой спрос.

Если в древности кубачинцы изготовляли все, что было необходимо воинам тех лет: кольчуги, шлемы, мечи, кинжалы, стремена, то позже разнообразили военный ассортимент до кремневого огнестрельного оружия.

И сегодня кубачинцы во многом удивляют и поражают. Они своеобразны, в основном, немногословны, как будто хранят ту неведомую тайну своих предков, зато много работают и продолжают придерживаться древних традиций златокузнецов, выдавая современникам чудесные произведения искусства. При этом, кубачинцы были не только умелыми мастерами, но и потомственными собирателями декоративно-прикладного искусства стран Востока и Запада. И это тоже традиция! Комнаты современного кубачинского дома – своеобразный домашний музей декоративно-прикладного искусства. Наверное, в селении нет ни одного дома без такой комнаты. Полки домашних кубачинских музеев украшают превосходные коллекции медной утвари, состоящие, в первую очередь из чисто кубачинских изделий – это мучалы (водоносные сосуды), нукнусы (ведра для сыпучих продуктов), кутка (кувшин без носика), кунне (кувшин с носиком для омовения), различные блюда. Несомненным украшением этих рядов являются бронзовые и медные котлы, некоторые из которых датируются XIII–XIV веками. Немые свидетели прошедших столетий! Вместе с тем, на полках можно встретить изделия азербайджанских, иранских, французских, арабских, индийских, китайских, русских мастеров, которым не одна сотня лет. И их немало!

Вообще, складывается впечатление, что кубачинцы умеют всё. О них в XVIII в. российский государственный деятель и историк В.Н Татищев (1686–1750) высказался так: «Кубачи, есть малый народ в Дагестане, но весьма прославленный их работами, как например ружья, сукно, бурки, золотые, серебряные и железные мелочи…». Искусством их восхищались в прошлом, восхищаются и сегодня.

Как тут не вспомнить рассказ, передаваемый из поколения в поколение, повествующий о мастерстве кубачинцев! Вот он.

«В давние времена, когда персидские мастера узнали о превосходстве кубачинских оружейников, они послали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку и написали: «Если вы настоящие зирихгерани, то вытяните такую же проволоку и пришлите нам». Кубачинцы не остались в долгу перед персами – они просверлили насквозь посланную им проволоку и вернули ее обратно, ответив: «Мы из такой проволоки трубы делаем». На этом общение закончилось.

Так ли это было или нет, но изделия кубачинских мастеров, как ранних, так и современных, говорят о том, что все-таки что-то было!