[опубликовано 31 Июля 2017]
Исмаил Ханмурзаев
Ташав-хаджи из Эндирея относится к числу выдающихся деятелей освободительного движения горцев Северного Кавказа XIX в. Он проявил себя на самых разных поприщах: шейх накшбандийского и кадирийского братств, талантливый полководец, видный политический деятель, наиб Шамиля. В тени осталась другая, не менее значимая сторона его личности, а именно - Ташав-хаджи как поэт, автор многочисленных прозаических и поэтических произведений.
В силу ряда объективных, тесно связанных друг с другом причин творческое наследие Ташава-хаджи совершенно выпало из поля зрения исследователей и, следовательно, не было введено в научный оборот.
Необходимо сказать, что поэтическое творчество Ташава-хаджи целиком и полностью посвящено религиозной тематике. На сегодняшний день нами выявлено более двадцати разных по объему и жанру произведений. Практически все его творческое наследие носит религиозный характер.
В рамках данной статьи мы попытаемся дать краткий обзор некоторых его поэтических произведений. Ввиду того, что у них нет устоявшихся названий, мы посчитали целесообразным привести транслитерацию с арабского языка на русский первой строки каждого произведения, которая в дальнейшем будет выступать в качестве названия.
К поэтическим произведениям относится касыда «Саламун 'ала рухи ал-набийил ал-мутаххар», восхваляющая пророка Мухаммада. Небольшое по объему стихотворение «Йухасибу Аллаху ила ал-киял» предупреждает обвешивающих при торге, что их ждет расчет с Аллахом. Он написал также стихотворение «Бурхануху шамсу-д-духа», которое деламировал во время совершения таваджджуха с мюридами.
Одним из наиболее известных его произведений является «Мури- ди кун ма‘и фи иттихаз». В произведении «Йа са’или ‘ан садати ал- а’имма» в стихотворной форме приводятся имена его наставников в накшбандийской цепочке (силсила).
Его перу принадлежит стихотворение «Ва йа рабби, ва йа рабах, ва йа хасби ва йа мавлах», в котором он молит Всевышнего об исполнении своих благочестивых просьб. Рефреном через все произведение проходит выражение «атмим рабби мурадати» («исполни мои желания, мой Господь»).
В произведении «Йа раббана йа за ал-кирам би хакки ал-байти ва ал-харам» автор, исполненный праведного страха, просит избавления от страданий, которые могут ожидать человека на том свете.
Ему принадлежит также произведение «Сумма йа’ти 'ала ал-нас заман». В нем автор возвещает о наступлении смутных времен, когда исламские ученые будут совершать деяния, противоречащие своим знаниям. В другом небольшом произведении «Ли ал-мар’ати мин афда- ли ал-джихад» говорится о том, что счастье, по мнению Ташава-хаджи, заключается в пяти вещах, а именно: наличие богобоязненных братьев (друзей), благопристойная жена, послушные дети, благочестивые соседи и достаточный удел (ризк).
В стихотворении «Аввалу ваджиб 'ала ал-риджал» затрагиваются вопросы первоочередных знаний, которыми должен овладеть каждый мусульманин. Его перу принадлежит стихотворение-назму «Аввалуху фа нияту ал-салат», представляющее собой изложение в стихотворной форме столпов (аркан) ритуальной молитвы.
Имеется еще одно небольшое произведение «Зунуби касирун, а'мали калилун», в котором автор сетует на многочисленность своих грехов и боязнь попасть в Ад.
Довольно большой является касыда «Кайфа тарка ли маркади ал- нудама».
К творчеству Ташава-хаджи относятся три произведения, написанные в жанре мунаджат (мунаджат в арабской поэзии - стихотворение-молитва, в которой автор изливает свою любовь к Богу. Это своего рода задушевная беседа между Творцом и рабом): «Фа рабби илайка фа бианна тавассала», «Илахи ва мавлаи ва рабби ва саййиди» и «Лака ал-хамду йа Карим», в которых автор пишет о своих чувствах к Богу.
Ташав писал не только на арабском языке. Его перу принадлежат также произведения поэтического жанра, написанные на родном кумыкском языке. Среди произведений на кумыкском языке «Валиюллагь Гьажи хариб болгьанда...», «Мюрютюм мени, экибиз де бир ёлда болайыкъ...», «Насиплилер даат къылагьан гечедир...», а также назму, которое он продекламировал в ночь Очищения (Бараат), находясь в Исси-су, и др.
Таков вкратце предварительный обзор поэтических произведений Ташава-хаджи.
Сборник статей I Международной научно-практической конференции «Османовские чтения» (г. Махачкала, 10 октября 2016 г.). – Махачкала: Издательство ДГУ, 2017.
|