История

История  »   Наибы имама Шамиля  »   ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАШАВА-ХАДЖИ ИЗ ЭНДИРЕЯ

ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАШАВА-ХАДЖИ ИЗ ЭНДИРЕЯ

[опубликовано 31 Июля 2017]

Исмаил Ханмурзаев

 

Ташав-хаджи из Эндирея относится к числу выдающихся деяте­лей освободительного движения горцев Северного Кавказа XIX в. Он проявил себя на самых разных поприщах: шейх накшбандийского и кадирийского братств, талантливый полководец, видный политический деятель, наиб Шамиля. В тени осталась другая, не менее значимая сто­рона его личности, а именно - Ташав-хаджи как поэт, автор многочис­ленных прозаических и поэтических произведений.

В силу ряда объективных, тесно связанных друг с другом причин творческое наследие Ташава-хаджи совершенно выпало из поля зрения исследователей и, следовательно, не было введено в научный оборот.

Необходимо сказать, что поэтическое творчество Ташава-хаджи целиком и полностью посвящено религиозной тематике. На сегодняш­ний день нами выявлено более двадцати разных по объему и жанру про­изведений. Практически все его творческое наследие носит религиозный характер.

 

В рамках данной статьи мы попытаемся дать краткий обзор неко­торых его поэтических произведений. Ввиду того, что у них нет усто­явшихся названий, мы посчитали целесообразным привести транслите­рацию с арабского языка на русский первой строки каждого произведе­ния, которая в дальнейшем будет выступать в качестве названия.

К поэтическим произведениям относится касыда «Саламун 'ала рухи ал-набийил ал-мутаххар», восхваляющая пророка Мухаммада. Небольшое по объему стихотворение «Йухасибу Аллаху ила ал-киял» предупреждает обвешивающих при торге, что их ждет расчет с Алла­хом. Он написал также стихотворение «Бурхануху шамсу-д-духа», ко­торое деламировал во время совершения таваджджуха с мюридами.

Одним из наиболее известных его произведений является «Мури- ди кун ма‘и фи иттихаз». В произведении «Йа са’или ‘ан садати ал- а’имма» в стихотворной форме приводятся имена его наставников в накшбандийской цепочке (силсила).

 

Его перу принадлежит стихотворение «Ва йа рабби, ва йа рабах, ва йа хасби ва йа мавлах», в котором он молит Всевышнего об исполнении своих благочестивых просьб. Рефреном через все произведение проходит выражение «атмим рабби мурадати» («исполни мои желания, мой Гос­подь»).

В произведении «Йа раббана йа за ал-кирам би хакки ал-байти ва ал-харам» автор, исполненный праведного страха, просит избавления от страданий, которые могут ожидать человека на том свете.

Ему принадлежит также произведение «Сумма йа’ти 'ала ал-нас заман». В нем автор возвещает о наступлении смутных времен, когда исламские ученые будут совершать деяния, противоречащие своим знаниям. В другом небольшом произведении «Ли ал-мар’ати мин афда- ли ал-джихад» говорится о том, что счастье, по мнению Ташава-хаджи, заключается в пяти вещах, а именно: наличие богобоязненных братьев (друзей), благопристойная жена, послушные дети, благочестивые сосе­ди и достаточный удел (ризк).

 

В стихотворении «Аввалу ваджиб 'ала ал-риджал» затрагиваются вопросы первоочередных знаний, которыми должен овладеть каждый мусульманин. Его перу принадлежит стихотворение-назму «Аввалуху фа нияту ал-салат», представляющее собой изложение в стихотворной форме столпов (аркан) ритуальной молитвы.

Имеется еще одно небольшое произведение «Зунуби касирун, а'мали калилун», в котором автор сетует на многочисленность своих грехов и боязнь попасть в Ад.

Довольно большой является касыда «Кайфа тарка ли маркади ал- нудама».

К творчеству Ташава-хаджи относятся три произведения, напи­санные в жанре мунаджат (мунаджат в арабской поэзии - стихотворе­ние-молитва, в которой автор изливает свою любовь к Богу. Это своего рода задушевная беседа между Творцом и рабом): «Фа рабби илайка фа бианна тавассала», «Илахи ва мавлаи ва рабби ва саййиди» и «Лака ал-хамду йа Карим», в которых автор пишет о своих чувствах к Богу.

Ташав писал не только на арабском языке. Его перу принадлежат также произведения поэтического жанра, написанные на родном ку­мыкском языке. Среди произведений на кумыкском языке «Валиюллагь Гьажи хариб болгьанда...», «Мюрютюм мени, экибиз де бир ёлда болайыкъ...», «Насиплилер даат къылагьан гечедир...», а также назму, которое он продекламировал в ночь Очищения (Бараат), находясь в Исси-су, и др.

Таков вкратце предварительный обзор поэтических произведений Ташава-хаджи.

 

 

Сборник статей I Международной научно-практической конференции «Османовские чтения» (г. Махачкала, 10 октября 2016 г.). – Махачкала: Издательство ДГУ, 2017.