История

История  »   Джелал-Эд-Дин Коркмасов  »   КОРКМАСОВ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ДАГЕСТАНЕ

КОРКМАСОВ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ДАГЕСТАНЕ

[опубликовано 2 Ноября 2009]

Мирзабеков М.Я.

 

 

Джелал – Эд – Дин Коркмасов, будучи европейски образованным человеком, осознавал необходимость и важность осуществления в ряду других глубоких социально – культурных преобразований в горном крае, развертывания целенаправленной работы по приобщению народов Дагестана к современной культуре.

С момента окончательного установления Советской власти в крае ( март 1920 г.) была начата работа по созданию аппарата управления отраслями экономики и социально – культурной сферы.

Распоряжением председателя Центрального Совете Обороны Северного Кавказа и Дагестана, Д. Коркмасова, комиссаром просвещения и печати был назначен Умар Алиев,* известный впоследствии ученый, государственный и общественный деятель.

В апреле 1920 года при деятельном участии Д. А. Коркмасова, возглавившего Данестанский Ревком, при революционном комитете был создан отдел просвещения под руководством Энеева.**

С апреля 1921 г., в связи с реструктуризацией правительства, на пост Наркома просвещения Дагревкома был назначен С. И. Габиев.***

После Первого Учредительного Вседагестанского съезда Советов, Коркмасов возглавляя Совет Народных Комиссаров на этот участок работы также привлек наиболее подготовленных и компетентных товарищей из числа своих соратников и с 1923 года, будучи одновременно и заместителем председателя Совнаркома ( с 1925 г.) , Наркомом просвещения (по 1929 г.) являлся А. Тахо – Годи.****

Наркомпрос в этот период руководил не только школьным строительством, но и деятельностью научных учреждений, подготовкой кадров развитием искусства, издательским делом и т.д.

С. Габиев, особенно А. Тахо – Годи сделали очень много для создания и развития новой системы образования, развертывания научно – просветительной и иной деятельности по приобщению горцев в новым духовным ценностям.
Отдавая должное первым наркомам просвещения республики, следует отметить, что стратегия развития и направления практической деятельности органов по культурному Строительству определялась непосредственно председателем Дагревкома, в последующем СНК ДАССР, Джелал – Эд – Дином Коркмасовым.

----------------------------------------
* Бюллетени Рев. Совета Обороны Сев.-Кавказа и Дагестана, № 1, март 1920 г.
** Ревкомы Дагестана. Сб. документов и материалов, Махачкала, 1960, С.59
*** ГАРФ, ф. 1318, оп. 7, д.9, л. 93; Д. 1, л.11.
**** РГАСПИ, ф. 17, оп.100, л. 1.об



Создание и развертывание деятельности новых учреждений культуры в Дагестане было сопряжено немалыми трудностями, обусловленными поли – этничностью региона, высокой религиозностью населения, острой нехваткой культурных сил, способных возглавить и осуществлять культурные преобразования в республике.

Руководству республики в этих в этих непростых условиях приходилось искать пути реализации директивных установок по культурному строительству, определять наиболее оптимальные пути по созданию и развертыванию деятельности новых светских учебныз заведений, культурно – просветительных и иных учреждений культуры, подготовка квалифицированных кадров для отраслей экономики и социально – культурной сферы.

В январе 1918 года декретом Совнаркома РСФСР школа была отделена от церкви.*

В соответствии с этим документом первая дагестанская конференция ВКП(б) от 28-30 ноября 1921 г. рассмотрела вопрос « Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В резолюции по данному вопросу отмечалось, что «партийная конференция находит своевременным издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.» **

Однако Коркмасов, как и другие партийно – государственные руководители республики, прекрасно понимали, что в тех конкретных условиях Дагестана она не может быть сразу и быстро осуществлена.

Он прекрасно знал общественно – политическую ситуацию в республике, отдавал должное силе влияния мусульманского духовенства на горцев.

Например, в своем докладе на Конференции работников печати ( 1925 г.) Д. Коркмасов объективно указывал: « Духовенство в Дагестане – это исконный властитель дум и мыслей. Оно своим умственным и письменным словом толкало и направляло дагестанскую общественность. В прошлом оно было политическим руководителем Дагестана. Под его руководством дагестанские народы пережили огромный период своего развития и борьбы за существование. Это духовенство, имеющее такой многовековой опыт политического руководства, не закостенело, не потеряло своей живучести. Оно сегодня чутко прислшивается ко всему, что происходит. В нашей маленькой стране мы среди духовенства имеем сильное обновленческое движение, хорошо организованное, стойко и упорно работающее над удержанием в своих руках национально – культурного руководства массами.»***

Органы власти Дагестана взялись за восстановление и налаживание на этих принципиальных основах, не противоречащих, как изначально продекларированных центром обязательств, изложенных; как в 1917, «Декларации прав народов России» и особенно в Обращении « Ко всем трудящимся мусульманам» изданной многомиллионными тиражами практически на всех восточных языках, так и, подтвержденных весной 1918 г. на П –ом ( Пятигорском) съезде Терских народов, с трибуны которого Коркмасов приветствовал эти декреты РСФСР.


--------------------------------------
* Народное образование в СССР. 1917 – 1973 гг. Сб. документов и материалов.М.. 1974.С.13
** Первая Дагестанская конференция РКП(б), Махачкала, 1921 г. С. 108
*** Коркмасов Д. Роль и значение печати в Дагестане. Доклад на 1-й Вседагестанской конференции работников печати и рабселькоров. Махачкала.1925 г. С.23



Яркой демонстрацией ленинского курса, явилось Приветствие Северо – Кавказского Ревкома в начале апреля 1920 г. в связи с победами Армии Свободы Дагестана над деникинцами, где также, отвергая какие –либо измышления говорилось: « Религию, нравы, ваши обычаи, весь внутренний уклад горцев сов. власть сделает все к тому, чтобы горцы Северного Кавказа стали истинно свободными в своем национальном развитии и самоопределении».*

Кроме того это моменты стали среди краеугольных во взаимоотношениях восточных народов с советской Россией, под знаменем которой собрался и прошел Первый съезд Народов Востока в Баку ( сентябрь 1920 г.), в состав Президиума которого входил Коркмасов, выступивший с пламенной речью на съезде.

Выражая эту дифференциацию, Киров говорил: « Съезд отвергает мысль о создании на Востоке систему советов по образцу России…где необходимо ограничиваться более умеренной политикой».**

Но, наиболее ясно эта совершенно не канцелярская установка, а мудрый, творческий совет « товарищам – коммунистам» прозвучала в письме Ленина « Товарищам – Коммунистам, Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской Республики»; «..Всего более важнее для успешного развития.. чтобы поняли своеобразие их положения, положения их республик, в отличии от положения РСФСР…не копировать нашу тактику, а обдуманно видоизменять ее применительно к различию конкретных условий…Более умеренный, более осторожный, более систематический переход к социализму.. самостоятельно продумывать причины ее своеобразия, условия и итоги ее, применять у себя не букву, а дух, смысл, уроки опыта…»***

Ко времени восстановления Советской власти ни одна, из ранее действовавших в крае школ, не работала. Предстояло в кратчайшие сроки возобновить их деятельность и развернуть работу по расширению сети общеобразовательных школ.

Ревком Дагестана на развитие народного образования изыскал и выделил значительные суммы.

В апреле 1920 г. на нужды просвещения он выделил 52 000 руб., в мае 3 566 000 р., в июне – 8 878 846 р.**** существенные ассигнования на дело народного просвещения планомерно отчислялись и все последующие годы.

Это позволило возобновить работу, многих ранее существовавших и открыть новые.

И, если до революции Дагестан насчитывал 91 школу с 6951 учениками, то к 1923/24 он имел 151 школу с 10721, а в 1925/26 учебном году т.е. всего за пять лет мирного строительства- 282 школы с 20 917 уч. с увеличением их числа в 1926/27 учебном году до 340 школ с 24 890 учениками.*****

----------------------------------------------------
* Рукописный фонд ДНЦ РАН, д. 1445,лл.6-6
** Киров С.М. «Советское строительство на Востоке», Тифлис, Новости дня, №622,17.091920 г.
*** Ленин В.И. Соч. т.32, стр. 295 -297
**** Рев.Комитеты Дагестана. Сб. документов и материалов. Махачкал, 1960 г.,С. 311
**** Семь лет борьбы и строительства» - Доклад V1-му Вседагестанскому съезду Советов, 1927 г., Даггосиздат, Махачкала, 1927 г.С.9, ГПБ, В – 254/ 64, С.9

 


Важное значение для развития светской системы образования и приобщения широких масс населения к новым духовным ценностям имела реформа арабского алфавита с целью приспособления его к фонетическим особенностям дагестанских языков.

10 мая 1920 года был издан Приказ Дагревкома о переводе делопроизводства, издаваемых периодических и непериодических изданий на новую орфографию.

В последующем, с учетом развернувшего по всей СССР работе по подготовке перехода на латинскую графическую основу, решение этой непростой проблема встала и в многоязычном Дагестане.

В октябре 1922 г. этот вопрос этот стал предметом специального обсуждения на пленуме ДагОбкома. Выступая на нем Д. Коркмасов отметил: « Этот вопрос деликатный, сложный, революционный.» Более того, он предупреждал о возможности провокации со стороны националистов.*

14 октября 1922 года вопрос об алфавите обсуждался на объединенном заседании Обкома и СНК ДССР. Было принято решение, обязывающее соответствующие организации провести агитационную компанию среди населения за введение латинизированного алфавита.

Наркомпросу было предложено разработать конкретные предложения и дать свое заключение по этому вопросу.**
В республике развернулась целенаправленная разъяснительная работа, пропагандирующая преимущества латинской графики. Активное участие в этой работе принимал и Д. Коркмасов, М. Рютин, А. Тахо – Годи, М. Далгат, К. Мамедбеков и др. руководители.

В декабре 1923 года, по окончании Ш Вседагестанского съезда Советов, где также обсуждалась эта проблема, на 1 сессии Даг. ЦИК, прошедшей под председательством Ответ. Секретаря Даг. Обкома М.Н. Рютина, после обсуждения вопроса о выдвижении кандидатур во Всесоюзный ЦИК ( Совет Союза и Совет национальностей) обсудили и два важнейших решения, обсужденных на Президиуме Обкома; - о направлении ответ работников в округа для выяснения всех нужд горского населения, и, о языке, с которым как говорилось « наконец вырешан вопрос.» Наркомпросу предлагалось «держаться ориентации на русский или тюркский языки».***

В феврале 1926 г. по инициативе Ассоциации востоковедения АН СССР, на Политбюро ЦК был обсужден вопрос о необходимости созыва Тюркологического съезда. Проведение съезда было намечено в Баку. В решении Политбюро ЦК ВКП(б) говорилось: « .. на съезде вести линию на то, чтобы съезд ограничился выяснением возможности перехода в СССР на латинский шрифт, не принимая категорических решений на предмет немедленного перехода…»****

Кроме того было принято решение об образовании Комиссии по руководству съездом, который состоялся и проходил с 26 февраля по 6 марта т.г. Сопредседателем съезда был избран Д. Коркмасов.


-----------------------------------------
* Гаджиев А.С. Великий русский язык – средство межнационального общения и приобщения народов Дагестана к дотижениям научно – технической революции. Махачкала, 1981, С.117
** Ученые записки ДНЦ РАН, Махачкала, 1958. Т.5. С. 297
*** Газета «Красный Дагестан», № 211(508), 10.12.1923 г.
****РГАСПИ, ф.17, оп.3, Д. 547 п.11

 


Выступая на съезде, Д. Коркмасов подчеркивал: « Латинский алфавит является продуктом многочисленных реформ в то время как арабский недалеко ушел от своей начальной примитивности; что многократные революции более приблизили латинский алфавит к народным массам, тогда как арабский до сих пор обслуживает лишь ограниченный, так называемый, высший класс народа ( как в свое время в России французский-ред.), и что латинский алфавит выдержал испытание на опыте многих отдельных стран, таких как Северный Кавказ, Азербайджан, Якутия, Средняя Азия и др. Ясно, следовательно, что мы ( очевидно, произнося «мы» Коркмасов, как бы выступает от имени народов СССР, вовлеченных в эту работу - ред.) должны принять латинский алфавит, как более усовершенствованный, но принять, приспособив его к своему языку, сообразуясь при этом со всеми другими условиями нашей жизни.»*

Съезд являл был очень представительным и по сути вылился в международный научный форум. На нем присутствовали знаменитые ученые многих восточных и европейских стран, светила российской науки: востоковеды туркологи, слависты, арабисты и т.п.

В завершении работы съезда, Д. Коркмасов выступил с резолюциями съезда, состоящей из 2-х пунктов:
« 1/ Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского /латинского/ алфавита…, а также огромное культурно – историческое и прогрессивное значение нового алфавита ….Съезд считает, - говорил Д. Коркмасов, - введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных республиках и областях делом каждой республики и каждого народа.
2/ В связи с этим Съезд констатирует факт огромного положительного значения, заключающегося во введении Азербайджаном, областями и республиками СССР ( Якутией, Киргизской, Ингушетией, Карачаева – Черкессией, Кабардинской, балкарской, Осетией и Чечней) и в широком движении за введение нового алфавита на латинской основе в Башкирии, Туркменистане, Узбекистане и Адыгейско – Черкесской области.

Отмечая и горячо приветствуя положительную работу, продолжаемую означенными областями и республиками в области введения нового тюркского /латинского/ алфавита, Съезд рекомендует тюрко – татарским и другим народам изучить опыт и метод Азербайджана и других областей и республик СССР для возможного проведения у себя этой реформы.»

За резолюцию поставленную на голосование, съезд, при двух воздержавшихся, голосовал единогласно.**

В течении последующих лет в Дагестане, как и других республиках СССР, была продолжена работа по изучению опыта и метода для возможного проведения у себя этой реформы и в 1928 г. состоялся перевод письменности на латинскую графику, где с учетом особенностей в интересах всех и каждого народа, соотносясь при этом с внешними факторами, - Коркмасовым была предложена - теория «Трех языков.»

Эта мера позитивно отразилась на темпах расширения школьной сети в республике, увеличения охвата ими подрастающего поколения.

----------------------------------------------
* Первый Всесоюзный Тюркологический съезд в Баку, 1926. С.297
** Там же.


Другим фактором, способствующим развитию школьного образования в Дагестане, явился перевод его на постоянное государственное финансирование с 1923 г.

В 1927/ 28 гг. бюджет Наркомпроса Республики составил 3 495 463 руб., что в 6,2 раза превышало показатель 1923/1924 г.*

В 1927/ 28 г учебном году в Дагестане функционировало 437 общеобразовательных школ, в которых обучалось 34 074 учащихся ** т.е. введено было больше запланированного почти на 100 школ с 10 тыс учащихся.***

Другой важной проблемой, находившейся в виду крайней остроты в центе внимания председателя Совнаркома Республики на протяжении первого десятилетия Советской власти, являлась подготовка квалифицированных кадров для отраслей материального производства и социально – культурной сферы.

Если в октябре 1921 г. усилиями власти было открыто первое средне специальное учебное заведение – государственный техникум, то на начало 1927/28 учебного года в республике уже насчитывалось 8 техникумов, в которых обучалось 900 учащихся.****

К концу 20-х годов средние специальные учебные заведения Дагестана начали выпускать дипломированных специалистов.

Так, в 1928/29 учебном году их выпуск составил уже 244 человека, из них учителей – 120, специалистов сельского хозяйства – 37, техникумов – 49 и медицинских работников – 38. *****

Большую помощь в подготовке кадров с высшим и средним образованием для республики оказывали вузы и техникумы Москвы, Ленинграда, Ростова – на- Дону, Баку и др. городов, в которых для посланцев Дагестана выделялись места для внеконкурсного приема.

С 1920 по 1924 гг. в вузы и техникумы центральных регионов страны из Дагестана для продолжения образования были направлены 245 человек.******

В последующие годы помощь в подготовке специалистов высшей и средней квалификации республике с учетом его растущих запросов и потребностей еще более возросла.

Советские и партийные органы Дагестана уделяли серьезное внимание увеличению доли представителей коренных народностей, в контингенте направляемых для продолжения образования за пределы республики, удовлетворению их материально –бытовых запросов.

Коркмасов, возглавляя Республики на протяжении сложного и противоречивого десятилетия становления новых общественных отношений, активно вникал и оказывал позитивное воздействие на развертывание работы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, развертывание сети и организацию полноценной деятельности научно – исследовательских учреждений, творческих коллективов и т.п.


----------------------------------------
* ЦГА РД,Ф.р-168, оп. 8, Д.34.Л.92
** Там же.
*** Семь лет борьбы и строительства» - Доклад V1-му Вседагестанскому съезду Советов, 1927 г., Даггосиздат, Махачкала, 1927 г.С.9, ГПБ, В – 254/ 64, С.9
**** Народное хозяйство ДаССР к 50-летию образования СССР, Юб.стат.сб.Махачкала, 1971.С.209
***** Каймаразов Г Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.М.1971,С.229
****** Культурное строительство в ДаССР 1918-1941 гг.Сб. док. Т.1. С.190.




Так еще в июне 1920 г. при подотделе искусств Даг.Ревкома распоряжением Д. Коркмасова была учреждена специальная секция, на которую возлагалась охрана памятников искусств и старины. Секция обратилась к населению с Воззванием, в котором содержался призыв бережно хранить все существующее в пределах Дагестанской Республики; памятники искусства глубокой старины, дорогие каждому горцу как творчество его предков, не допускать разрушения и расхищения остатков древних зданий, мечетей, дворцов и других памятников, имеющих художественно – историческое и научное значение.

В последующие годы правительство издало специальные постановления об охране исторических памятников. В июне 1926 г. было опубликовано Постановление Совнаркома ДССР подписанного Д. Коркмасовым об охране памятников старины.

Секция охраны памятников исксств и старины открыла в июле 1920 г. в Темир – Хан- Шуре « Народный музей Дагестана».

Музей должен был собирать и популяризировать наиболее выдающиеся произведения искусств, памятники материальной культуры.

Уже 1921 г. удалось собрать в музее значительное количество экспонатов. В том числе ряд редких предметов искусств Дагестана и народов Востока.*

В последующие годы, перенесением столицы Дагестана в Махачкалу там на базе огромной работы проделанной за предыдущий период, 1 апреля 1925 года, в дни проведения 4 Вседагестанского съезда Советов был открыт «Республиканский краеведческий Музей» и в тот же день « Дагестанская Государственная библиотеке» с редкими собраниями книг, преимущественно по кавказоведению

Анализ материалов показывает, что в лице Д.А. Коркмасова Дагестан имел крупного организатора и руководителя культурных преобразований на пути к прогрессу в один из самых сложных и противоречивых периодов послеоктябрьского периода.

 

Из книги: Джелал-Эд-Дин Коркмасов выдающийся государственный и общественный деятель России и Дагестана. Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения. Махачкала, 2007.