История

История  »   Джелал-Эд-Дин Коркмасов  »   НА СЛУЖБЕ ВЕЧНОСТИ

НА СЛУЖБЕ ВЕЧНОСТИ

[опубликовано 16 Октября 2009]

Коркмасов Анатолий

 

 

На конференции. 22 мая 2007 г. Махачкала.Выступление Анатолия Коркмасова  внука Джелал-Эд-Дина Коркмасова на конференции, посявщеной 130-летию со дня рождения Дж.Коркмасова 22 мая 2007 г. в Махачкале.

 

Позвольте мне, приветствуя собравшихся на это мероприятие, имеющего, безусловно, большое историческое значении, прежде всего, выразить глубокую признательность за приглашение, предоставленную возможность взаимодействовать с учеными Дагестана, поблагодарить всех, кто в той или иной степени принял участие в подготовке и проведении торжеств, посвященных юбилейной дате известной личности, но содержащих глубочайший смысл и непреходящее значение, поскольку жизнь, прожитая ради великой идеи лишена пустоты отдельного человека.

Память живо и ясно воскресает события 20-летней давности.

1988 год, Махачкала, 5 августа, канун 110 – летнего юбилея Д.Коркмасова, когда, как бы из небытия, венчая громадную работу, проделанную незабвенным М-С. Яхъевым, скорее даже не как писателем, а общественным деятелем, впервые за долгие годы на высоком организационном уровне и уже, подводя итоги комплексных мероприятий проведенных по всей Республике – торжественное открытие мемориальной доски, произведенной тогдашним Первым Секретарем Обкома М.Ю. Юсуповым, на доме правительства, где жил и работал Д. Коркмасов.

16 часов того же дня – Большой зал Совета Министров, торжественной вечер посвященный памяти Д. А. Коркмасова. 

На конференции. 22 мая 2007 г. Махачкала.Огромный портрет великому человеку, под ним Президиум и высшее руководство республики. Забитый до отказа зал, аудитория в партере и на балконах жадно впитывает озвучиваемое сменяющимися ораторами.

Нам показалось, что мы уже все знаем о Коркмасове и его времени. Но, как наивны мы были тогда!

Однако, любой карнавал рано или поздно заканчивается и на смену праздничной усталости приходят созидательные будни.

Сегодня и тем более мне, нет надобности говорить из того что запланировали и наметили тогда, что и почему, так и осталось на бумаге.

18 ноября 1997 г.- 120 – летний юбилей. Ему была посвящена научная сессия, прошедшая в Дагестанском Научном Центре РАН.

На ней меня не было, но спустя время, я ознакомился с ее материалами.

Наибольшее, да скорее и наилучшее впечатление, по крайней мере для меня, не одно десятилетие занимающегося прикладной деятельностью в этом направлении, поскольку многое из остального дубляжа являло старые наработки, произвели доклады корифеев дагестанской науки, личностей светлых и мужественных, жизнь которых, не только в науке, уже сама достойный пример для подражания – это доклады не просто ученных служивших вечности, но участников и живых свидетелей той эпохи.

Я имею в виду доклады; проф. Расула Магомедова: «Коркмасов – представитель трех великих культур в Дагестане» и проф. Солтанмурата Акбиева: «На гребне возрождения.»

И все же, даже из этих двух гениальных, потому что абсолютно искренних работ ученых всегда преисполненных гражданского мужества и личного достоинства, я, возможно, исходя уже из субъективных чувств и настроений, выделяю работу профессора Расула Магомедова. 

Перед началом конференции. 22 мая 2007 г. Махачкала.Нет, не потому что доклад проф. С. Акбиева в научном смысле слабее, а лишь в той связи, что первый, на фоне мастерского совмещения мотивировочной и доказательной части, являясь прямым свидетелем, не только сохранил, но и умело воспроизвел нюансы и тончайшие элементы картины прошлого из обычной жизни необычного человека.

Однако, не зарываясь в тексты его бесценных воспоминаний, я бы хотел напомнить, что годом позже, вслед за 110 - летним юбилеем Д. Коркмасова, в Махачкале же было проведено другое научное мероприятие – Всесоюзная Конференция посвященная проблемам Кавказской войны и движению горцев под предводительством Шамиля, на которой докладчик, говоря о существовавших сложностях в дагестанской исторической науки, указал на проблемы « с которыми мы, - говорил он, - не справились до сих пор» .

«Но, - пророчил тогда профессор, - всякая возможность становится реальностью под воздействием сильного субъективного фактора.»

Принимая его эстафету и, следуя за проникновениями Расула Магомедова, мы отчетливо видим существовавшие и еще не до конца разобранные препятствия на пути к исторической действительности, относя ту же проблему и на более поздний исторический период нового и новейшего времени.

Нет никакой надобности, выискивать виноватых и продолжать взаимные нападки ученым.
Коварство системы, что вероятнее, в том и состояло, чтобы отвлечь внимание от все поражающего эпицентра – очага заражения.

Следует понять, что главное состоит в умении установить точный диагноз и направить свои усилия на устранение причин болезни, а речь идет о лжи, глубинной и повсеместной фальсификации исторического прошлого народов нашей страны, о сокрытии и забвении национальных святынь, в масштабах, не знающих мировых аналогов, выстроенной по схеме подобия в правдоподобность.

Мифология, - говорим мы. Хорошо, значит «Схема»!

Что за «Схема»?

Откуда взялось то, что стало разлагающей социальной язвой общества?

Где корни болезни, искоренение которой влечет очищение и оздоровление, способствующие подлинному созиданию?

С чего начать и как избавиться от недуга - того «барахла», как его однажды назвал выдающийся российский историк М.Н. Покровский?

Открываем журнал «Пролетарская революция», № - 8, за 1937 год.
В нем обнаруживаем доклад « генсека», работавшего тогда «отцом всех народов» на печально известном февральско – мартовском Пленуме ЦК, за которым всю страну захлестнул кровавый террор, а следом «обоснованное» указание о необходимости «периодизации» истории, не больше не меньше, ни шагу назад, ни шагу вперед, а строго по лично составленной им «Схеме».

Сначала старатели обуянные страхом и остепененные льготами, потом шаблонная стандартизация и манипуляция процессом и, естественно, полный застой.

Нам незачем сегодня упрекать свой народ в отсутствии самосознания, потому что оно, прежде всего результат знания, такова, по - сократовски цель не только философской, но и исторической науки.

А как, скажите, следуя «схеме» - этой, с позволения сказать, методологии вообще возможно развитие науки и достижение подлинного знания?

Пути ее развития вполне понятны и что главное очевидны- « историческую» активность мы всякий раз наблюдали в тех уголках истории, которые неизменно приводили в тупик. 

Внук и дед. 22 мая 2007 г. Махачкала.Но, разве же могло быть иначе! Как достичь было знания там, где не только «Схема», но и жесточайший механизм в условиях ее тотального исполнения; гнет цензуры, полная закрытость архивов и монопольное право изложения истории? Читайте – де то, что дают.

Попробуйте, если сможете, сопоставить это с тем, так ли это на самом деле?

Однако, общество развивается и жизнь насиловать бесполезно. Она сама отрубает ненужные, мешающие ей отростки, отдельные из которых, правда, еще сохраняют тление в тех самых тупиках истории.

И потому, я уверен, что в обществе и государстве, пусть не сегодня завтра, эта мысль активно и давно беспокоящая наиболее прогрессивных и лучших представителей, станет на повестку дня в деле решения большой государственной задачи. Я в этом абсолютно уверен.

Между тем, далеко не в этой, скорее отвлеченной ремарке о само собой и давно назревшей необходимости, состоит главная суть моего выступления.

Мне хотелось, конечно, рассказать и о некоторых новых наработках из жизни и деятельности Д. Коркмасова, но вероятно, я сделаю это уже несколько позже в печати, а теперь, памятуя о регламенте, завершая хочу отметить и остановиться на мысли, действительно подчеркивающей гражданскую и политическую зрелость в деле высокого служения вечности тот патриотизм и высокий уровень оптимизма, которым были преисполнены сегодня доклады известных дагестанских ученых и др. выступавших, указавших на значение данного мероприятия как нового источника энергии, стимулирующего развитие исторической науки, являющейся неотъемлемой частью культуры, о которой так много сегодня, вспоминая Д. Коркмасова, здесь говорилось.

А, главным для меня, из всего, что меркнет на фоне необходимости сказать сейчас, в этот момент, так это желание передать мои чувства глубокого удовлетворения и благодарности за память о Д. Коркмасове и, обращаясь посредством тех, кто, прежде всего, находится в этом зале, склониться в низком поклоне перед всем дагестанским народом.

22 мая 2007 г.