История

История  »   Искусство, культура, образование  »   МУХАММАД АЛ-КУДУКИ

МУХАММАД АЛ-КУДУКИ

[опубликовано 24 Декабря 2017]

 

 

Мухаммад, сын Мусы, сына Ахмада ал-Кудуки ар-Ругуджи ал-Авари ад-Дагистани - разносторонний дагестанский ученый, автор популярных записей по вопросам мусульманского права, основатель и преподаватель мед­ресе.

Первоначальное образование ал-Кудуки получил дома, у своего отца изучил Коран, «Мухтасар ас-сагир» (Али ал-Кабир ал-Гумуки ад-Дагистани), «Тасриф ал-Иззи» (аз-Занджани) и комментарии к нему в книге «Шарх Тасриф ал-Иззи» (ат-Тафтазани). Когда ему исполнилось примерно пятнадцать лет, он начал обучение в различных медресе Дагестана, сначала в селении Аракани, которое находится не далеко от Кудутля, затем, в селении Ругуджа, где получал знания у Абу-Бакр-Дибира ар-Ругджи, отца Марйам, на которой он впоследствии женился.

После этого он отправился в селение Согратль и стал учеником известного ученого Али-Рида ас-Сугури, который был специалистом в области мусульманского права и толкования Корана. Затем в селении Тидиб обучался у Мухаммада ат-Тиди и в селении Обода у крупнейшего ученого Шабана, сына Исмаила ал-Убуди, бывшего главным кадием при хунзахском хане Дугри-нуцале.

 

Завершив традиционное образование, он на 15 лет покинул родину совершенствуя свои знания в Египте, Хиджазе и Йемене; в течение 7 лет учился под началом факиха Салиха ал-Йамани (ум. 1697), носившего почетный в исламском ученом мире титул муджтахида. Вслед за учителем ал-Кудуки выступал за «откры­тие врат» иджтихада в исла­ме. В качестве доказательства высокой степени знаний и достоинства ал-Кудуки как ученого-богослова достаточно отметить тот факт, что муджтахид Салих ал-Йамани написал книгу «ал-Илм шамих фи исар ал-хакк ала ал-аба ва ал-машаих» («Великие знания о предпочтении истины перед [мнением] родителей и наставников»), в которой он открыто указал: «Я написал эту книгу для Мухаммада б. Муса ад-Дагистани».

Вернувшись в Дагестан ал-Кудуки привез с собой ценные книги, в частности труды своего учителя Салих ал-Йамани, «ал-‘Илм аш-Шамих», который ал-Кудуки переписал собственно­ручно; «ал-Арвах ан-навамих», «ал-Итхаф ли талабат ал-каш- шаф», «ал-Манар фи-л-мухтар мин джавахир ал-бахр аз-заджар», «ал-Абхас ал-мусаддида мин ал-фунун ал-мута‘аддида», «Наджах ат-талиб ‘ала Мухтасар Ибн ал-Хаджжиб».

 

В Дагестане он сначала открыл медресе в селе Корода, а затем и в родном Кудут­ле. Благодаря перевезённой им библиоте­ке, кудутлинское медре­се стало крупным центром переписки книг. Сам Мухаммад тоже являлся переписчиком и за всю свою жизнь переписал более 300 различных книг по исламским дисциплинам. Среди учеников медресе были как жители Дагестана, так остальной части Кавказа, и даже с Поволжья. Из него вы­шли видные учё­ные и просветители: Дамадан из Мегеба (ум. 1724), Да­уд из Усиша (ум. 1757), Мухаммад из Убра, Таййиб из Харахи, Мухаммад-Волкодав из Кудутля и другие. Известным ученым был и его сын Абубакар.

Со всех областей к ал-Кудуки стекались стремившиеся к знаниям, так что вокруг него собиралось столько учеников, сколько не собиралось вокруг другого ученого в его эпоху. Он был известен во всех уголках Дагестана. Таких изысканий в арабских и шариатских науках, как у него, не было у других.  Его общеизвестные правовые (фикх) фетвы многие мусульмане приняли как руководства к следованию.

 

В догматических вопросах ал-Кудуки придерживался системы ал-Ашари (873-935), а в каноническом праве - школы Му­хаммада аш-Шафии (763-820), но не считал себя связанным с ними и «прибегал к иджтихаду».

«Ал-Кудуки был первым, кто пробудился среди ученых Дагестана от дремоты таклида и наставлял их использовать разум и логику, чтобы их посредством отделять истину ото лжи. Ал-Кудуки был первым, кто призвал их к свободе мысли, освобождению от ярма таклида и изучению религии и наук из основных источников – Корана и хадисов, подвергая их анализу и ставя на весы шариатских основ, избирая исключительно соответствующие их нормам.

Он был первым, кто воздвиг фундамент для шариатского правления в Дагестане.  Он был первым из ученых Дагестана, объявивших неверными разумных мужей, использовавших обычное право вместо законов шариата, он объявил неверными тех старейшин, которые в судебных разбирательствах апеллировали к нормам обычного права, довольствуясь решениями по адату. Он счел запретным употребление мяса животных, порезанных такими людьми, а также заключение брачного договора с ними.  Потом появились ученые, которые согласились с его мнением. Эта фетва является первым источником, откуда черпались основы правления трех имамов – Гази-Мухаммада, Гамзата и Шамиля».

 

Ал-Кудуки был ученым во всех науках, как традиционных (‘аклийат), так и прикладных (наклийат); он был сведущ в арабском языке и литературе, шариате, с его основами и ответвлениями.  Из прикладных наук он обладал знаниями в арифметике, геометрии, алгебре, науке определения времени (микат), философии, логике; он изготавливал научные инструменты, например, астролябии, синус-квадранты, сводчатые квадранты.  Ал-Кудуки – автор полезных, исчерпывающих заключений в этих науках, в особенности по логике. У него есть комментарий на сочинение «Опора разумным и образованным в науке определения времени и киблы в Дагестане» («‘Умдат  ула  ан-нуха  ва-л-‘ирфан фи ‘илм ал-микат  ва-л-кибла  би-Дагистан»), составленное выдающимся ученым Ридваном б. ‘Абд-Аллахом ал-Мисри по науке определения времени. Он автор широко распространенных сочине­ний и многочисленных объяснительных примечаний многих субкомментариев по мусульманскому праву, науке о времени (микат), вероубеждению (акаид), основанию веры (усул), грамматике и морфологии и других сочинений, широко известных в районах Дагестана.

Мухаммад ал-Кудуки активно занимался общественной деятельностью, выступал за исламизацию права и быта кавказских горцев. В начале 1717 г., ученый отправился вместе с дву­мя сыновьями в паломничество в Мекку. Некоторое время проживал в Алеппо, где скончался от холеры и там же был похоронен.

 

Из мно­го­численных со­чи­не­ний Мухаммада ал-Кудуки сохранились написан­ные на арабском языке учебники арабской грамматики «И’раб аль-Унмузадж», «Исам аля-ль-Джами» («Комментарий на Исаму-д-дина аль-Исфараини»), «Таркиб ми­ат амиль» («Сто управляющих [частиц]»; по морфологии); трактаты «Истиара аля-д-Дибадж» («О метафорах по ад-Дибаджу») и «Шарх ас­ма Аллах аль-хусна» («Толкова­ние прекрасных имён Божьих»); лунный календарь «Хисаб аль-Кудуки» («Летосчисление Кудутлинского»). Он составил календарь молитв для горного Дагестана. В первой половине XVIII в. вся Авария училась по его учебникам. Его сочинения много раз переводились на другие языки.

Самой знаменитой книгой Мухаммада ал-Кудуки является «Аль-Хашия ала-ль-Чар­пар­ди». Эта книга представляет собой толкование на комментарий Ахмада аль-Чарпарди (ум. 1416), сделанное на сочинение «Аш-Шафия» знаменитого арабского ученого Ибн аль-Хаджиба (ум. 1248) по морфологии арабского языка. В 1892 г. книга «Аль-Хашия ала-ль-Чар­пар­ди» была издана в Турции с краткой биографией автора. В рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН в настоящее время хра­нятся 12 списков этого сочинения. Древнейший из этих спи­сков относится к 1709 г., самый «новый» переписан в 1750 г.

 

«Мухаммад ал-Кудуки – это выдающийся ученый, следующий установлениям религии в соответствии со своими знаниями, превосходный аскет, шейх дагестанских ученых-богословов, наставник горских знатоков права, глава устанавливающих истины и господин подробно изучающих науки», – так писал о Мухаммаде ал-Кудуки шейх Шуайб ал-Багини.

Без упоминания имени Мухаммада ал-Кудуки не обошлось ни одно из известных нам сочинений, посвященных биографиям дагестанских ученых-богословов. О нем писали Хасан ал-Алкадари в «Асар-и Дагистан» («Исторические сведения о Дагестане»), Назир ад-Дургели в «Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских ученых»), Али ал-Гумуки (Каяев) в «Тараджим улама Дагистан» («Биографии дагестанских ученых-богословов»), он упоминается в труде Абдуррахмана ал-Газигумуки «Китаб тазкират саййид Абд ар-Рахман ибн устад шайх ат-тарика Джамал ад-Дин ал-Хусайни фи баййан ахвал ахали Дагистан ва Чачан» («Книга воспоминаний саййида Абд ар-Рахмана, сына устада, шайха тариката Джамал ад-Дина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни», в анонимном «ар-Риджал ал-машхурун» («[Биографии] достойных ученых») и др.

Хасан-эфенди Алкадари в своем историческом труде «Асар-и Дагистан» называет Мухаммада Кудутлинского «корифеем эпохи» дагестанских энциклопедистов, академик И.Ю. Крачковский считал его «светочем дагестанской науки».

 

В написании статьи были использованы публикации М. Мусаева, Р. Абдулмажидова, Ш. Нуцалова.