История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ КИЗЛЯРСКОЙ КРЕПОСТИ

ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ КИЗЛЯРСКОЙ КРЕПОСТИ

[опубликовано 14 Марта 2010]

Чекулаев Николай

 


Кизляр. Улица Гимназическая. XIX в.В Кизлярском гарнизоне, как и в любом другом гарнизоне Российской империи, имелись гарнизонные школы. Гарнизонные школы готовили из числа солдатских, офицерских, инженерных, артиллерийских детей для гарнизонных войск унтер-офицеров [1].


Гарнизонные школы были под ведомством Кизлярского коменданта [2]. По воинскому уставу положено было для зачисления в школу детей военных подавать прошения на имя коменданта. Офицеры подавали прошения напрямую коменданту, а солдаты подавали рапорта через ротного командира, а после реформы 1764 года через батальонного командира в комендантскую канцелярию [3].


По указу государыни императрицы Екатерины II велено в гарнизонные школы принимать детей военнослужащих с семилетнего возраста. В гарнизонные школы принимали в Кизлярском гарнизоне солдатских детей не только с 7 лет, но и 6 лет и даже в 5 лет [4]. 25 сентября 1796 года императором Павлом I было принято новое положение о гарнизонных школах, которое устанавливало: «В сие школы отдавать и принимать солдатских и унтер-офицерских детей от того гарнизона и живущих в Кизляре отставных военнослужащих, имеющих детей, в бытность свою в службе рожденных, начиная с 7-летнего возраста, а не имеющим никакого содержания с 5 лет, но ни же сих как к обучению еще неспособных, не принимать» [5].


При поступлении в школу школьник получал: на кафтан сукна сермяжного – в 3 года 56 копеек, а на 2 года 37 копеек 1\ 8, 1\ 32; ко оному на кафтан, на обшлаг и воротник, на пуговицы – 3 года 11 копеек, на 2 года 7 копеек 1\ 8, 1\ 32; на шубу овчинную крытым серым полотном – в 3 года 76 копеек 3\ 4, на 2 года 51 копейка 1\16; за шитье кафтан и шубу, на шапку красную 17 копеек, на 2 года 11 копеек. Всего школьник получал в 3 года 1 рубль 62 1\ 2 коп. и на 2 года 1 рубль 8 3\ 4 коп[6]. Таким образом, условия и возраст поступления в гарнизонную школу регламентировались правительственными законами.


В Кизлярской гарнизонной школе учились дети штаб, унтер-штаб, обер и унтер-офицеров, солдат и прочих военных чинов. А также дети инженерных и артиллерийских служителей, медицинского персонала и грузинских, армянских людей различного звания и чина, состоящих на императорской службе [7]. Кроме того, в школу принимали детей отставных военнослужащих кизлярского гарнизона [8].


После реформы гарнизонов и создания кизлярские 2-х батальонов, школьники были включены в состав каждого из 2-х батальонов и численность которых постоянно изменялись. Каждый батальон по штату должен иметь 36 школьников, а по списку 19 школьников [9].


По неполным сведениям в гарнизонную школу было принято 32 человека. Численность школьников за следующие годы: в 1745 г. – 30 человек; в 1747 г. – 59 человек; в 1780 г. – 50 человек; в 1781 г. – 42 человек; в 1783 г. – 53 человек; в 1785 г. – 40 человек; в 1790 г. – 36 человек; в 1791 г. – 40 человек; в 1794 г. – 35 человек;[10].
Имеются в моем распоряжении сведения о количестве окончивших школу только за 1783 г. – 8 человек [11]. Как и сегодня, тогда же были факты исключения из школы – в 1786 г. – 3 человек и в 1791 г. – 1 человек [12]. Фонд «Кизлярский комендант» сообщает о числе умерших школьников: в 1766 г. – 1 человек, в 1782 г. – 2 человек, в 1791 г. – 1 человек, в 1796 г. – 1 человек [13].


Неоднократно осуществлялся перевод школьников из одной гарнизонной школы в другую. Так, из астраханской гарнизонной школы кизлярскую гарнизонную школу переведено: в 1766 г. – 1 человек. В 1767 г. – 2 человек [14].
В гарнизонной школе преподавали следующие предметы: арифметика, геометрия, тригонометрия, грамота (азбука, букварь, псалтырь, часослов, новый завет), музыка, по субботам школьникам читали Высочайший Устав и Военный артикул. Кроме чтения и письма школьников обучали всему строевому и до военной службы и ее порядков принадлежащих, на основе «Генерального наставления (1764 г.) и положения о гарнизонных школах» (1797 г.) [15]. Кизлярские школьники обучались барабанной, гобоисткой наукам, играть на флейте, цирюльнской, фельдшерской и прочим наукам [16], и требовалось разделять эти науки по «пристойности» [17]. Артиллерийские и инженерные школьники помимо вышеупомянутых наук обучались артиллерийскому и инженерному делу [18].


Кроме того, школьники овладевали навыками различных видов мастерства. Так, по указу Кабинета Ея Императорского Величества Военная Коллегия ‹ 7544 от 24 марта 1738 г. обязала кизлярского коменданта в гарнизонных школах солдатских детей обучать слесарному мастерству [19]. Указ ‹ 7627 от 6 августа 1738 года расширялся перечень мастерства: «Обретающиеся в школах солдатских детей, которые от 15 лет и выше, всех определить в гарнизонные полки в солдаты, а отставших затем школьников обучать грамоте и писать и другим наукам, о непонятных к тому учению обуть слесарскому, кузнечному, плотничному, каменному, сапожному и прочим художествам и мастерствам, какие потребны» [20], т.е. согласно этому указу тех школьников, которые плохо овладевали науками, необходимо было обучать нужным видам рабочим профессиям в гарнизоне. Солдатские дети, овладевшие каменщичьим мастерством, обучались делать печные изразцы [21].


В роли учителей в гарнизонных школах выступали главным образом старые солдаты гарнизонных частей [22]. Положение о школах 1797 г. устанавливало, что школы должны комплектовать учителей из отставных или вольнонаемных людей[23].


Архивные материалы перечисляют учебники, канцелярские принадлежности, которые использовались в учебном процессе в гарнизонной школе: азбука с кратким катехизисом, десятислов, часослов, псалтырь [24].
Таким образом, программа обучения гарнизонной школы позволяла не только овладевать чтением и письмом, готовила специалистов узкого профиля, в которых была потребность у гарнизонных частей.


Обучавшиеся в гарнизонных школах дети военнослужащих частей гарнизона находились на казенном содержании, которое позволяло школьникам овладевать знаниями и умениями, которые им были необходимы для несения военной службы, и одновременно освобождало их от решения бытовых проблем. Казенное содержание состояло из нескольких частей: денежное жалованье, хлебное довольствие, выплаты денег на строение годичного и трехгодичного мундира и приобретение амуниции, выплаты родителям на содержание школьников [25].


В основе денежного и хлебного жалованья школьников был оклад на месяц. Денежный оклад на месяц батальонному и артиллерийскому школьнику по 48 копеек. А инженерному школьнику по 1 рублю 20 копеек [26]. Всего на выплату денежного жалованья школьника по неполным данным направлено было 216 рублей 37 копеек [27]. Хлебный оклад на месяц для школьника: муки по 2 четверика, круп по 1 гарнцу [28].
Каждый школьник получал на «строение» годичного мундира 89 3\ 4 коп., а трехгодичного мундира 1 рубль 63 коп. 1\ 2, а на приобретение всей амуниции 2 рубля 34 копейки [29]. Всего на приобретение мундирно-амуничных вещей на школьников было истрачено 860 рублей 19 коп [30].


«Положение о гарнизонных школах» 1797 г. предусматривало – на одежду и провиант одному школьнику с книгами и прочими к учению надобных вещей положено в год 5 рублей 79 коп. 1\ 2, а на содержание 50 школьников с учителями, услугою и со всеми им следующими потребно в год 848 рублей 95 коп. 1\ 2, 2\ 3, 1\ 81 [31].


Кроме того, на основе указа императрицы Екатерины II от 13 февраля 1767 г. выплачивались родителям, состоящим при гарнизонной школе комплектным школьникам для их пропитания 3 рубля 88 копеек на каждого человека [32].


На содержание гарнизонной школы в кизлярской гарнизонной казне имелась школьная сумма. Имеются многочисленные ведомости о состоянии школьной суммы, в которой было: в приходе 10068 рублей 57 коп., в расходе 13200 рублей 72 коп. 1\ 2, и в наличии 31791 рублей 11 копеек [33]. Основным источником пополнения школьной суммы были средств из Главного Кригс - комиссариата [34].


В гарнизонной школе осуществлялась строгая отчетность, которая выражалась в регулярном ведении приходно-расходных книг: 1) о мундире. 2) амуниции. 3) школьная денежная сумма. 4) хлебном довольствии [35].
На основе всего изложенного, можно сказать, что данная система содержания гарнизонной школы обеспечивала успешность осуществления учебного процесса.


Срок окончания гарнизонной школы был установлен императорскими указами Анны I от 6 августа 1738 г. и Екатерины II от 13 декабря 1767 г. – в 15 лет и выше, т.е. в 16 лет [36].
При окончании школы и принятия в полк в солдаты школьникам выдавали аттестаты [37].
Школьники были не только источником комплектования солдат, но также из них комплектовали штат писарей комендантской канцелярии [38].


В завершении следует сказать, что кизлярские гарнизонные школы готовили наиболее профессиональную основу гарнизонных войск. Солдатские дети, окончившие гарнизонную школу и ставшие солдатами быстрее достигали унтер- офицерского чина, нежели солдаты из рекрут.


Литература


1. ГУ «ЦГАРД». Ф. 379. Оп. 3. Д. 24. Л.6.; ПСЗ. Т. XXIV. С. 743. 2. ПСЗ. Т. XXIV. С. 743-746. 3. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 3. Д. 196. Л.5.; Оп. 1. Д. 645. Л. 47. 4. Там же. Оп. 1. Д. 646. Л. 27.; Д.1216. Л. 4.; Д. 1174. Л.82. 5. ПСЗ. Т. XXIV. С. 743-746. 6. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 1. Д. Л. 46, 47. 7. Там же. Д. 623. Л. 23.; Оп. 3. Д. 154. Л. 21, 26.; Оп. 1. Д. 1203. Л. 59, 61-63. 8. ПСЗ. Т. XXIV. С. 743-746. 9. ГУ «ЦГАРД». Ф. 379. Оп. 1. Д. 1153. Л.111. 10. Там же. 11. Там же. Д. 1185. Л. 105. 12. Там же. Оп. 3. Д. 23. Л. 103.; Д. 91. Л. 51. 13. Там же. Оп. 1. Д. 622. Л. 57.; Д. 1165. Л. 65.; Д. 1168. Л. 9.; Оп. 3. Д. 87. Л. 109.; Д. 188. Л.78. 14. Там же. Д. 630. Л. 114.; Д. 646. Л. 83. 15. Там же. Д. 1207. Л. 76.; Оп.3. Д. 69. Л. 93-98.; Оп. 1. Д. 623. Л.; ПСЗ. Т. XXIV. С. 743-746.; Т. XLIII. С. 64-74. 16. Там же. Д. 94. Л. 59.; Д. 95. Л. 25, 70. 17. ПСЗ. Т. XLIII. С. 66-74. 18. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 3. Д. 69. Л. 93-98.; Оп. 1. Д. 95. Л. 25, 70. 19. ПСЗ. Т. X. С. 446. 20. Там же. С. 559. 21. ГУ «ЦГАРД» Ф. 339. Оп. 1. Д. 66. Л. 36. 22. Там же. Ф. 379. Оп. 1. Д. 128. Л. 40. 23. ПСЗ. Т. XXIV. С. 743-746. 24. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 3. Д. 69. Л. 93-98.; Оп. 1. Д. 95. Л. 25.; Д. 128. Л. 40. 25. Там же. Д.106. Л. 38.; Д. 85. Л.46.; Д. 24. Л. 114.; Оп. 1. Д. 641. Л. 22.; Д.1185. Л.31-32. 26. Там же. Д. 137. Л. 29.; Оп. Д. 1185. Л. 4. 27. Там же. 28. Там же. Оп. 1. Д. 1187. Л. 76.; Ф. 339. Оп. 1. Д. 58. Л. 16. 29. Там же. Д. 1148. Л. 22-23.; Д. 1133. Л. 25.; Д. 1190. Л. 14. 30. Там же. 31. ПСЗ. Т. XXIV. С.743-746. 32. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 1. Д. 641. Л. 22. 33. Там же. 34. Там же. Оп. 3. Д. 94. Л. 67. 35. Там же. Оп. 1. Д. 631. Л. 48. 36. ПСЗ. Т. X. С. 559.; ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 1. Д. 646. Л. 54.; Оп.3. Д. 84. Л. 20. 37. ГУ «ЦГАРД» Ф. 379. Оп. 1. Д. 1185. Л.108. 38. Там же. Д.1192. Л.54-55.; Д. 1186. Л. 36-37.; Д. 642. Л.14.; Ф. 339. Оп. 1. Д. 30. Л.61.; Д.54. Л. 95.

№ 1. 2007. АКАДЕМА