[опубликовано 15 Сентября 2019]
Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К.
Одним из феодальных владений Южного Дагестана было Цахурское султанство. В XV - начале XVII вв. оно охватывало земли верховий р. Самур. Центром этого феодального владения являлось селение Цахур. Как писал еще И.П. Петрушевский, цахуры «заселяли сплошь оба склона Главного Кавказского хребта - и северную и южную. Цахуры составляли четыре вольных общества (джамааты) - Цахурское (на северном склоне Главного хребта), Сувагильское, Карадулакское и Илисуйское (всего 26 селений). Общества их состояли из тохумов, с социально-правовым укладом, аналогичным всем дагестанским тохумам»[1].
Самоназвание цахуров «йихби». Этноним народа «цахи», в котором выделяется «ц1а» (огонь). Расположены цахурские селения вдоль притоков реки Самур, в так называемом Горном магале, а также на южных склонах Главного Кавказского хребта[2]. Цахурское владение примыкало к землям Ширвана и Грузии, а на востоке к землям рутулов[3].
На этих вопросах мы не станем акцентировать внимание, поскольку о них уже сказано в нашей другой работе[4]. Отметим только здесь, что главными крупными селами цахуров являлись селения Цахур, Курдул, Гельмец, Хочек, Муслах, Хиях, Тиших, Кальял, Мухах, Мишлеш, Джиных.
Из них наиболее древним считалось селение Цахур, которое якобы было основано в 500 г. хиджры (или в 1150 г. н.э.) в ущелье р. Самура[5]. Цахур был известен тем, что в нем находилось медресе, основанное везиром Низам ал-Мулком ал-Хасан ибн Али ибн Исхак[6]. Преподаватели медресе (мударрисы) и законоведы получали ежемесячно одного барана и определенное количество зерна. Ислам в Цахуре утвердился довольно рано в качестве главной религии. В 1432 г. в нем была возведена мечеть.
Согласно имеющимся народным преданиям в Цахуре еще в ХШ в. не было правителя. Лишь в конце XV в. в Цахур были приглашены в качестве правителей беки из ныне не существующего селения Хода[7]. Приглашены они были уставшими от междоусобных распрей цахурами, думавшими, что приглашенные беки будут нейтральны ко всем тухумам Цахура и будут править справедливо. Однако приглашенные беки чувствовали себя хозяевами села, произвольничали, вели себя нагло, вызывающе. Более того, они объявили себя хозяевами джамаатских земель, сдавали их сельчанам в аренду за 2/3 урожая зерна. По словам И. Линевича «пришельцы-беки стали важничать и производить разные бесчинства» и «выведенный из терпения народ решил перебить всех беков с женщинами и детьми», что и было сделано в начале уже XVII в.[8]
Вопрос о времени возникновения Цахурского султанства, как такового феодального владения, нами затрагивался в другой работе. И здесь у нас нет новых документальных данных по этому вопросу. Отметим еще раз, что после истребления цахурских беков в начале XVII в. осталась одна беременная женщина из бекского тухума, гостившая во время этих драматических событий в Елису. Она, узнав о произошедшем, не вернулась в село Цахур. Ее сын, нареченный Алибеком, продолжил род беков, которых в XVII в. больше называли султанами, тоже обосновался в Елису. Но все это уже было в XVII в.
Наша задача же заключается в освещении проблем исторической географии Цахурского владения в хронологических рамках XV-XVI вв. Это и попытаемся сделать, проанализировав и обобщив имеющиеся, хотя и довольно скудные источники XV-XVI вв. по интересующей нас теме.
***
В первую очередь осветим климатические условия в Цахурском владении и основные занятия его жителей. Отметим, что хозяйственно-экономическая деятельность жителей Цахура и одноименного владения определялась горным ландшафтом этой зоны и резкоконтинентальным горным климатом, для которого характерны резкие смены дневных и ночных температур, холодные зимы, снегопады, частые летом заморозки и т.д. Для этой зоны Южного Дагестана характерно обилие летних альпийских пастбищ, расположенных на склонах гор, среди которых довольно много покатых склонов, весной и летом покрывающихся сочной травой. Это позволяло цахурцам заниматься животноводством, основным направлением которого было овцеводство.
Овцы составляли живой капитал цахуров, старавшихся приумножить его. Летом овец пасли на горных пастбищах, расположенных вблизи своих сел. Там обычно у них имелись хозяйственные помещения на случай дождя и заморозков, непогоды, где можно было бы им укрыться самим и укрыть овец.
Необходимо отметить, что с овцами пасли нередко и коров. Однако на зимние пастбища перегоняли только овец. Овец обычно перегоняли на равнинные пастбища в Алазанскую долину, находившуюся за Главным Кавказским хребтом. Разводили цахуры также и мясомолочный скот - коров, быков, которых использовали и в качестве тягловой силы при обработке земли - особенно при ее пахоте. Зимой коров содержали в селениях, заготовив необходимый запас кормов еще летом.
Согласно имеющимся русским источникам у цахурского Ади-Куркулу-бека в конце XVI в. -было в подчинении 200 человек «конных»[9]. Это позволяет говорить и о том, что и коневодство играло определенную роль в хозяйстве цахуров. Видимо, разводили они и ослов (ишаков), которых обычно использовали в качестве вьючных животных для перевозки разных грузов, как это делают и все горские народы Дагестана.
Занимались цахуры и земледелием. Они сеяли традиционно ячмень, рожь, овес, бобовые культуры, коноплю и т.д. Цахуры применяли известные в горах Дагестана агротехнические приемы и способы обработки земли и ухода за посевами - пахали, удобряли (унавоживали), орошали посевы. Знали они пар и перелог, применяли двупольный севооборот и т.д. И здесь, кажется, совершенно верно М.-З.О. Османов отмечает, что «даже в высокогорных селениях труднодоступная и отдаленная часть угодий отводилась под пар и перелог. Паровая (и даже переложная) система функционировала (в принципе) в таких высокогорных, явно не хлебных селениях, как Чирах, Амух, Гинта, Цахур, Ихрек, Хлют, Шимихюр, Гельхен»[10]
И все же цахурам на год своего хлеба не хватало, так как малоземелье было характерно и для них. Традиционно зерно они приобретали в обмен на продукты животноводства в Азербайджане. На наш взгляд, в какой-то мере к Цахурскому владению XV-XVI вв. можно отнести слова И.П. Петрушевского о том, что в северной части Елисуйского султанства, «населенного цахурами, преобладало полукочевое скотоводство с земледелием в качестве подсобной хозяйственной статьи. В предгорьях и на плоскости (в средней и южной частях султанства) господствовала культура суходольных зерновых хлебов (пшеница, ячмень, просо), отчасти тутовых деревьев; на плоскости, кроме того, были распространены посевы чалтыка (риса) и виноградники» [11].
Значит это, что все цахуры занимались и земледелием и животноводством, игравшим приоритетную роль в их хозяйстве. Необходимо здесь отметить и то, что, по сведениям автора XIII в. Закария ал- Казвини, пища цахуров состояла «из злака, называемого ас-сульт; он похож на ячмень по виду, а по качеству он имеет природу пшеницы... Каждый сеет от этого злака удовлетворяющее его количество и питается им и молоком своих овец...»[12]. Этот же автор свидетельствовал о том, что это зерно ас-сульт произрастало в соседнем Цахуру селении Шиназ[13]. Нам думается, что этот злак не мог исчезнуть из жизни цахуров и в XV-XVI вв., что он разводился и в этот период.
Кроме земледелия и животноводства, цахуры занимались и домашними промыслами. В основном они были связаны с обработкой животноводческого сырья, в первую очередь, шкур мелкого рогатого скота (овец), а также крупного рогатого скота[14]. Из овечьих шкур шились шубы, тулупы, папахи, телогрейки. Это было в основном, как и во всем Дагестане, занятием мужчин. Обработкой шерсти, изготовлением из нее пряжи (нитей), вязанием из них предметов одежды, изготовлением ковров и сукон занимались исключительно женщины. Отметим, что и у цахуров половозрастное деление труда соблюдалось строго.
* * *
Важную роль в экономической жизни цахуров играли торговля и торговые связи с соседними народами, без которых цахуры не могли существовать. Они были связаны с базарами, собиравшимися в Ахтах, Кумухе, Хучни, Кубе. Села цахуров, агулов и рутулов были тесно связаны как между собой, так и с лакскими и аварскими селами трассой Самур - Кумух - Чох[15] и т.д. По имеющимся сведениям, цахуры, рутулы, лакцы и даргинцы поставляли в торговый обмен «в основном продукты животноводства и ремесленные изделия»[16]. Торговых путей, связывавших Цахур с внешним миром, было не так уж много. Больше связывали Цахур, в частности с Азербайджаном, перевальные пути через Главный Кавказский хребет. По мнению А.Р. Шихсаидова и Х.Х. Рамазанова, еще в XIV в. Гянджу и Цахур соединяла действующая дорога, чем и объясняется сообщение Закария ал-Казвини о том, что Цахур распложен в 6 переходах от Гянджи[17].
Наибольшее значение для цахуров имела «дорога, идущая через Цахур: Шиназ - Ансар - Лучек - Микик - Цахур - Мишлеш - Кальял - Диндинский перевал - Мухах - Закаталы». По ней к цахурцам поступал хлеб из Закатал. На ней функционировал и караван-сарай, построенный одним цахурцем лет 270 тому назад (по данным 1900 г.), т.е. где-то в 70-е гг. XVII в. Этой дорогой пользовались исключительно цахуры. В одном из документов позднего происхождения цахуры заявляли царским властям, что «без свободного пользования проходным пунктом «Балдурган» нам в селении Цахуре невозможно будет далее жить»[18].
В целом цахуры в XV-XVI вв. в. больше были сосредоточены на северных склонах Главного Кавказского хребта, а в зимний период спускались с отарами овец в Алазанскую долину, где стали постепенно оседать. Видимо, так впоследствии там и образовались цахурские селения.
***
Общественные отношения у цахуров в XV-XVI вв. были уже достаточно развитыми, по уровню мало чем отличались от социальных отношений других сельских территориальных общин Дагестана, в которых градация общества была уже довольно четкой, выделялись разные социальные группы населения.
Различия в социальном плане имелись и в положении тухумов, между которыми наблюдались стычки, в конечном итоге приведшие к приглашению ими в качестве правителей беков из с. Хоца, надеясь на их справедливое правление, о чем уже говорилось. Можно сказать, что цахурская общинная знать довольно быстро феодализировалась. И правильно подчеркнуто А.Р. Шихсаидовым, внесшим огромный вклад в изучение истории, особенно народов Южного Дагестана, что «в Табасаране, Цахуре, Дербенте феодалы оформилась в отдельный социальный слой». Что же касается Цахура, то «в Цахуре это были беки-султаны»[19] и т.д.
Социальная градация приводила и к социальным конфликтам в Цахуре. И здесь еще раз следует подчеркнуть вклад А.Р. Шихсаидова в изучение и этого вопроса. Он писал еще в 1964 г., что «в Южном Дагестане, в цахурских селениях, повсеместно сохранилось предание, о восстании цахуров против своих феодальных правителей. Цахуром и прилегающими землями правили 9 беков, живших вместе со своими семьями в отдельном дворце. Жители Цахура и отдельных селений подвергались полнейшему произволу со стороны этих беков. Земля находилась во владении этих беков и отдавалась в пользование за две трети урожая. Население должно было выполнять разного рода повинности в пользу своих правителей»[20]. Это в конечном итоге и привело к антибекскому выступлению цахуров[21]. Беки пошли молиться в мечеть. Отряд смельчаков-цахуров ворвался в мечеть и убил всех беков. Аул стал свободным. Однако вскоре, по словам А.Р. Шихсаидова, иранский шах подчинил себе соседние Цахуру земли, а Цахур и окружающие его земли отдал под власть нового правителя - султана. С этих пор, т.е. с начала XVII в. Цахуром управляли султаны[22].
* * *
Одним из важных вопросов исторической географии любого феодального владения является выяснение вопросов этнического состава и численности его населения, а также возможного к выставлению при необходимости воинского контингента или вооруженных сил, а также участия жителей и правителей в имевших место в регионе политических событиях.
Ответить на все эти важные вопросы весьма сложно в силу отсутствия источниковых данных по ним.
Нет сведений и о точном составе сел, входивших в Цахурское владение. Как отмечено М.Р. Гасановым, «цахуры были объединены в более ранние общества Гельмецкое, Цахское, Мишлешско-Тальское, Джи- ныхское и Мухахское»[23]. По его же словам археологические находки на территории цахуров позволяют опровергнуть ошибочное мнение М.М. Ихштова, писавшего: «Мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы еще не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры»[24]. Нам кажется слишком категоричным мнение М.Р. Гасанова.
По сведениям автора середины XVII в. турецкого географа-путешественника Эвлия Челеби в Цахурское султанство входило до 150 сел[25]. Но он их не назвал. И у нас нет возможности их назвать. Да и вряд ли такое количество сел было у цахуров тогда, если даже перечислить все крупные и мелкие (родовые) поселения. В недостоверности названной цифры цахурских сел можно убедиться и своеобразным - опосредованным путем. Речь идет о том, что по свидетельству русских, относительно достоверных источников - в конце XVI в. правитель Цахура Ади-Куркуяу-бек имел в своем распоряжении всего 200 человек конных[26]. По сведениям И.П. Петрушевского же в четырех цахурских общинных союзах - Цахурский, Сувагильский, Карадулакский и Элисуйский даже в XVII в. входило всего 26 селений[27]. Власть в них верховная принадлежала султанскому дому. Если бы цахурскому владетелю подчинялось 150 сел, у него явно было бы в несколько раз больше конных воинов, чем указано выше.
* * *
Что касается этнического состава населения Цахурского владения, оно было в целом однородно и состояло из цахуров. Но нельзя считать, что в цахурских селах жили исключительно только цахуры. Во многих пограничных с Рутулом селах цахуров жили и рутулы. Как отмечено М.Р. Гасановым, «цахуры граничат на востоке с рутулами, на севере - с лакцами и арчинцами, на северо-западе с аварцами, на юге с азербайджанцами и грузинами»[28]. Одно это дает основание полагать о том, что в этническом составе населения Цахура могли иметь место и иноэтнические, не цахурские вкрапления.
Отметим также, что территория, населенная цахурами, в некоторых источниках известна под названием «Цукетии», Георгий или Горный магал. В грузинских источниках они названы цахайками, а в армянских - джигбами[29]. Цахуры все же теснее были связаны с грузинами, чем с армянами[30].
Цахуры не всегда бывали, видимо, в хороших отношениях с соседними рутулами, через земли которых они пробирались в Азербайджан и обратно. А.Р. Шихсаидов обнаружил и опубликовал надпись из Цахура, в которой сообщается о войне между Цахуром и Рутулом в 836 году хиджры, т.е. в 1443 году. На основании этого утверждения можно сделать вывод, что не всегда был мир в этой части Дагестана. Для более подробных комментариев, к сожалению, у нас нет других сведений по причинам, целям и характеру этой войны, какие происходили события и чем они завершились, долго ли состояние войны продолжалось между Цахуром и Рутулом.
И все же нам повезло с поиском новых сведений, хотя их маловато. Оказалось, что еще в 1966 г. неутомимый собиратель и публикатор эпиграфических памятников Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, Л.И. Лавров опубликовал в первой части своего бесценного трехчастного труда надпись, выбитую на стене мечети с. Цахур о сражении, имевшем место между войском цахуров, с одной стороны, и рутулов и тюрок, с другой. Обнаружена была эта надпись И.А. Бартоломеем а 1850 г., а переведена и опубликована Н.В. Ханыковым, а также Н.Г. Вучетичем. Приведем ее перевод, опубликованный Л.И. Лавровым: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного и просим у него помощи. Построена эта крепость после приговора Аллаха и по его предопределению в дату: начало мухаррама восемьсот тридцать шестого года.
Причина строительства этой крепости: пришли три войска, [в том числе] два войска тюрок и одно войско Рутула. Войско Рутула с одним войском тюрок [пришло] снизу, а одно войско тюрок сверху. И сразилось войско Захура тремя сражениями, и убито из этих трех войск двести человек, а одно из них убежало. Произошло это сражение в четвертый [день] месяца зи-л-хиджжа упомянутого года... Написавший Иса б. Мамай аз-Захури...»[31].
Л.И. Лавров привел еще и варианты чтения перевода этой надписи Н.Г. Вучетичем: «Начинаем во имя бога и просим у него помощи. Крепость основали по воле божьей в начале месяца мухаррама 637 г. По основании крепости прибыли сюда войска тюрков и рутульские. Рутульские войска и часть тюрков подступили снизу, а другая часть тюрков сверху и разбили цахурское войско три раза, причем убито 200 человек; завладели домами и покорили другие деревни. Дело это случилось в 4 день месяца зильгаджа»[32].
Л.И. Лавров обратил внимание на разные толкования упомянутых фактов Н. Г. Вучетичем и Н.В. Ханыковым. Он писал: «Таким образом, крепость построена, по Н.Г. Вучетичу, в мухарраме 637 г.х. (= 3. VIII - 1.IX. 1239 г.), а по Н.В. Ханыкову в мухарраме 835 г.х. (= 28.VI11.1432 г.). Это произошло по Н.Г. Вучетичу до, а по Н.В. Ханыкову после сражения, которое имело место по Н.Г. Вучетичу, 4 зиль- хидджа 637 г.х. (26. VI. 1260 г.), а по Н.В. Ханыкову - того же числа и месяца 835 г.х. (2. VIII. 1432 г.). Наконец, согласно чтению Н.Г. Вучетича, в сражении победили тюрки и рутульцы, а согласно Н.В. Ханыкову - цахуры». Важно подчеркнуть здесь, что Л.И. Лавров писал о необходимости при разборе этих событий «принять сторону Н.В. Ханыкова»[33].
Значит, Л.И. Лавров считал, что крепость эта была сооружена в 1432 г. и цахурам пришлось отражать натиск войск не только рутулъ- цев, но еще двух войск «тюрок». Однако трудно сказать, что это за «тюрки» были. Ясно одно, что сражение было довольно кровопролитным, поскольку в нем было убито 200 человек. Можно только предположить из всего этого, что рутульцы и «тюрки» хотели подчинить своей власти Цахур, но это им сделать не удалось.
* * *
Важен в историко-географическом плане вопрос о религиозной принадлежности населения изучаемого региона. Думается, что исключением из этого правила не является и Цахурское феодальное владение. Не станем здесь забираться до доисламских верований цахуров, а обратимся к религиозным воззрениям цахуров в XV-XVI вв. Ислам был господствующей религией в Южном Дагестане в этот период. И тут нужно признать приоритет А.Р. Шихсаидова в изучении вопроса распространения ислама в Южном Дагестане, в частности у цахуров.
По его мнению, «о распространении ислама в южной части Дагестана в XV-XV1 вв. говорит большое количество надписей, часть которых посвящена строительству минаретов или мечетей: о строительстве минарета в 1162 г. (сел. Гельмец), мечети и минарета в 1278 г. (Цахур), мечети в том же Цахуре в 1239 г., о реставрации минарета в 1422 г. (Мишлеш)...»[34]. А.Р. Шихсаидов одним из первых исследователей истории Дагестана широко использовал для освещения истории народов Южного Дагестана арабо-язычные источники, в частности труд Ал-Казвини «Космография». Так вот, ссылаясь на этот труд, А.Р. Шихсаидов сделал вывод о том, что в середине XIII в. жители Цахура были мусульманами. Более того, он приводит выдержку из работы Ал-Казвини о том, что «жители этого города все шафииты. В нем медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак»[35]. По мнению А, Р. Шихсаидова, в этот период «Цахур являлся одним из очагов распространения ислама в юго-западной части Дагестана»[36]. Нам кажется, что и в исследуемый в данной работе период эту свою функцию Цахур выполнял успешно, оставаясь одним из исламских центров в Дагестане, каким он был со средневекового периода[37].
* * *
Нуждается в более глубоком исследовании и вопрос о зависимости цахурских правителей от других стран или их самостоятельности.
XV-XVI вв. истории Цахура и Цахурского владения очень слабо документируются. Это сказывается буквально на всех затрагиваемых в работе вопросах, в том числе и на данном аспекте проблемы.
Время происхождения цахурских правителей-беков трудно установить, хотя по преданию они существовали довольно давно. Эти предания нами тоже сполна, кажется, использованы.
Здесь интересны сведения В. Линдена, на которые еще в 1961 г. ссылался Х.-М.О. Хашаев, писавший, что В. Линден в своей статье «Краткий очерк былого общественно-политического и поземельного строя народностей, населяющих мусульманские районы Кавказского края» указывает, что «Тахмасп I в 1562 г. дал грамоту на владение Цахуром Ади-Куркулу-беку. Через 30 лет он получил грамоту турецкого султана на управление Цахуром и двумя селениями Кахского района - Шах Аббас I в 1606 г. утверждает его во владении...»[38]. Эти же сведения фигурируют и в труде, П.И. Петрушевского, посвященном характеристике Джаро-Белоканских союзов сельских обществ[39].
Согласно шахским фирманам XVI - нач. XVII в. цахурские беки зависели от шахов Ирана, утверждались ими на право управления, получая соответствующие фирманы, сопровождавшиеся подарками (халаты, кафтаны и т.д.), а также денежными вознаграждениями. Особенно это заметно из фирманов XVII в., но и приведенные данные свидетельствуют о какой-то определенной зависимости цахурских правителей от иранских шахов или турецких султанов, соперничавших тогда за господство на Кавказе.
До конца 80-х гг. XVI в. иранские шахи господствовали в Дагестане и Азербайджане. С 1590 по 1607 гг., как это отмечено ранее других исследователей А.Р. Шихсаидовым, Цахур, освободившийся из-под власти Сефевидов, попал в зависимое положение от Османской империи, Али Султан Цахурский получил фирман от турецкого султана, даровавшего ему «в наследственное владение деревни Мешебаши, Ках, Зарнэ, Кум, Лекэти, Алагез».
Это дает основание полагать о том, что во внешнеполитических вопросах Цахурское владение не было самостоятельным, независимым, а испытывало серьезное политическое давление со стороны иранских или османских правителей. Противостоять натиску сильных держав того времени - Ирану или Турции - естественно, у Цахурского владения не было достаточных сил. Поэтому цахурским владетелям было не просто править своим небольшим владением, находившимся под пристальным вниманием Сефевидов и Османов.
Для более позднего периода нами отмечалось, что «владетели Дагестана охотно принимали грамоты и всякого рода подарки шахов, но в остальном вели независимую политику»[40]. Однако, как в действительности обстояло дело с этим вопросом в XV-XVI вв. у нас нет сведений[41]. На уровне современной источниковой базы невозможно установить, была ли власть цахурских владетелей наследственной в XV-XVI вв. или же эта власть переходила к лицу, которое находило поддержку у правителей Ирана или Турции.
Однако в пределах собственного владения цахурские владетели пользовались всей полнотой власти, опираясь на наличную у них вооруженную силу - 200 «конных», готовых в любую минуту выполнить полицейские функции по приказу султана или беков.
* * *
Таковы наши наблюдения и выводы по проблеме исторической географии самого южного, можно сказать, и западного феодального владения Дагестана, которое в исследуемое нами время мало было связано (во всяком случае у нас нет других сведений по этому вопросу, кроме приведенных здесь) с другими феодальными владениями (Дербентское ханство. Табасаранское майсумство) Южного Дагестана. Тем не менее, это было дагестанское феодальное владение, поскольку цахуры являлись и являются, несомненно, дагестаноязычным народом, где бы они не проживали.
Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Дагестан в XV–XVI вв. (Вопросы исторической географии). – Махачкала, 2004.
[1] Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX в. Махачкала, 1993. С. 74.
[2] Ибрагимов Г.X. Цахурский язык. М., 1990. С. 3; Гасанов М.Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала, 1997. С. 101.
[3] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Указ. соч. С. 99.
[4] Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII - нач. XIX в. Махачкала, 2001. Кн. II. С. 165-166.
[5] Фон-Плотто А. Природа и люди Закатальского округа // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып. IV. С. 9-10.
[6] РамазановХ.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки... С. 53.
[7] Там же; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. С. 225; Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география... Кн. II. С. 166-167.
[8] Там же; Линевич И. Бывшее Елисуйское султанство // ССКГ. Тифлис., 1873. Вып. VII. С. 5.
[9] См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом ... С. 293.
[10] Османов М.-З.О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996. С. 148.
[11] Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX в. С. 73.
[12] Цит. по кн.: Х.Х. Рамазанов, А.Р. Шихсаидов. Очерки... С. 54-55.
[13] Там же. С. 55.
[14] Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география... Кн. II. С. 178.
[15] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р Очерки... С. 118.
[16] Там же. С. 119.
[17] Там же. С. 83.
[18] Там же. (ГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 142. Л. 5а); Эпиграфические памятники Северного Кавказа Х-ХХ вв. М„ 1980. Ч. III. С. 58 (док. 776).
[19] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки... С. 105.
[20] Там же. С. 107.
[21] Там же.
[22] Шихсаидов А.Р. Рассказы по истории Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. С. 35; Гусейнов Ф.М. К истории цахуров. Махачкала, 1998. С. 34.
[23] Гасанов М.Р. Загадки этнонимов Дагестана. Махачкала, 1997. С. 104.
[24] Ихилов М.М. Народности... С. 62.
[25] Челеби Эвлия. Отрывки из «Путешествия» // Рук. фонд Ин-та ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. On. I . Д. 37. Л. 26.
1 Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом... С. 293.
[27] Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX в. Махачкала, 1993. С. 76.
[28] Гасанов М.Р. Загадки этнонимов... С. 102.
[29] Там же. С. 103.
[30] Там же.
[31] Эпиграфические памятники Северного Кавказа X-XV1I вв. на арабском, персидском и турецком языках / Тексты, пер., коммент., введ. и прилож. Л И. Лаврова. Ч. 1. Надписи X-XVII вв. М„ 1966. С. 133-134.
[32] Там же. С. 134.
[33] Там же.
[34] Там же. С. 71.
[35] Там же.
[36] Там же; Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969. С. 62-63.
[37] Мухаммед Аваби Акташи. Дербенд-наме / Пер. с тур. и араб, списков, пре- дисл. и библиогр. Г.М.-Р. Оразаева и А.Р. Шихсаидова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. С. 68, 151; Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.-М.Р. Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, Из-я фирма «Воет лит-ры», 1993. С. 83; Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. С. 63, 69-70.
[38] ХашаевХ.-М. Общественный строй... С. 188.
[39] Петрушевскии П.И. Указ. соч. С. 74.
[40] Рамазанов XX., Шихсаидов А.Р. Очерки... С. 101.
[41] Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география... Кн. И. С. 172.
|