История

История  »   Аулы и города Дагестана  »   «ПЕТРОВСК МОЖЕТ... ЗАМЕНИТЬ ГРЕФЕНБЕРГ И ВИСБАДЕН»

«ПЕТРОВСК МОЖЕТ... ЗАМЕНИТЬ ГРЕФЕНБЕРГ И ВИСБАДЕН»

[опубликовано 28 Августа 2013]

Сергей Манышев

 

 

В 1848 году в Санкт-Петербурге стал выходить официальный ежемесячный журнал Морского министерства, получивший название «Морского вестника». У истоков его создания стоял председатель Морского ученого комитета вице-адмирал Федор Петрович Литке. Сборник должен был рассказывать о трудах и подвигах моряков, «побуждать к непрерывному взаимному участию и сочувствию, тем самым поддерживать то содружество, которым всегда отличалась наша морская семья и которое желательно бы не только сохранить, но еще и усилить, как залог преуспевания во всем хорошем». Признание и популярность журнал заслужил тем, что на его страницах появились, например «Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова, публиковал свои «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов. Это привело к увеличению его тиража, который меньше чем за 10 лет вырос в 15 раз и составил к середине 1850-х годов 6000 экземпляров.

На страницах «Морского вестника» в 1860-е годы появился ряд интересных публикаций о Петровске, которые свидетельствуют о становлении его как города в начальный период. Они отражали самые разнообразные стороны его жизни.

Но хотелось бы подробнее остановиться на корреспонденциях из Петровска, размещенных в «Морском вестнике» подписанных инициалами М. С. В рассматриваемый период, а если быть более точным, то с 1861 по 1864 год в журнале было помещено 7 объемных корреспонденций. За инициалами скрывался Михаил Ильич Савинич. Сведения о нем самом, событиях жизни очень скудные, несмотря на то, что уже к концу 1860-х годов он дослужился до звания контр-адмирала. Известно, что 1850 – 1860-е годы он служил на Кавказе: в 1855 году командовал Рионской гребной флотилией, в 1858 году им были произведены исследования на реке Сулак для выяснения ее военно-экономического потенциала. В том же году он был назначен капитаном над Петровским портом, именно поэтому его очерки содержат массу интересной информации из первых рук.

Особенно интересны зарисовки Михаила Савинича, отражающие повседневную жизнь и быт различных слоев населения и значимых для города событий.


Корреспондент отмечал небывалую дороговизну товаров в городе, несмотря на то, что тот находился на морском побережье: «Петровск самый отличительный пункт по дороговизне для местных потребителей». Для снижения цен Савинич предлагал учредить ярмарку для развития оптовой торговли в самом городе. Учреждение ярмарки способствовало также и расширению ассортимента и доставке в город товаров, которых в описываемое время не было в продаже. К ним, между прочим, относились огородные культуры, включая картофель. Дороговизна строительных материалов побудила инженера Фолькенгагена, работавшего на строительстве петровского мола, изготавливать для строительства кирпичи из местной глины. Савинич писал: «Мы, жители Петровска, обязаны выразить нашу признательность г. Фолькенгагену за труды его по изысканию способа очищать местную глину так, что выжженный из нее новой формы кирпич оказался плотным, твердым и необыкновенно прочным для сооружения сводчатых крыш».

Местные торговцы помимо взвинченных цен на продукты, не были чужды и обману. Корреспондент пишет о том, что в городе достаточно частыми были случае продажи всякого суррогата: «Проделки разного рода, вошедшие не только в обычай, но и в кровь и мозг мелких торговцев, обличают их в обвесе, подделке, смешении, разсуроплении, сдобрении, подкрашении, обертке продукта низшего сорта бумагой со штемпелем высшего; наклеивании французского билета на мадеры и хересы местного изделия, содержащие влагу неопределенного цвета и микстурного свойства».

Но, пожалуй, самым важным событием в жизни Петровска в первые годы его существования было сооружение мола. Его строительству посвящена отдельная корреспонденция, опубликованная в мартовском номере «Морского сборника» за 1861 год. Здесь со всеми деталями описываются работы по сооружению гавани и всевозможные технические новинки, применявшиеся при строительстве. Первым делом вдоль берега была проведена железнодорожная ветка, «для безостановочного и легкого передвижения каменных масс, от северного мола к южному».

Строительство гавани повлекло за собой и развитие технического оснащения городских мастерских, в которых был «токарный станок, круглая пила, бесконечная пила, паровой молот в 8 тонн, стругальная машина – она же полирует железо, машина для растирания красок, сверлильная машина, горизонтальная машина в 30 сил, приводящая в движение весь завод с вентилятором для дутья в кузнечные горны; и, редкость в России, – каменотесная машина, изобретенная механиком Шварцкопфом».

В сентябре 1862 года «Морской вестник» сообщал: «Петровская гавань значительно продвинулась в своем сооружении. Северный мол выдвинут в море до 100 сажень, а южный немногим менее. Строитель гавани, инженер-подполковник А. Д. Фолькенгаген, после поездки в Англию располагает усилить работы прибавлением еще 10-ти вагонов и нескольких подъемных машин (краббов)».

Идея создания в Дагестане и в частности в Махачкале и ее окрестностях курортного кластера витала в воздухе уже не первое столетие. Михаил Савинич еще в 1862 году возлагал огромные надежды на курортное будущее Петровска. Отмечая его прекрасные климатические условия, он писал о том, что с каждым днем увеличивается число приезжающих для купания на море. По оценке корреспондента, «прикаспийский г. Петровск по здоровому и прохладному климату, целебности морских ванн, несколько схож с английским Брайтоуном».


Описывал корреспондент и интенсивные строительные работы в городе. «В течение последних двух лет наш юный портовый город находится в постоянной энергической деятельности; работает кирка, выводя каменные стены значительного числа домов, стучат топоры, покрывая крыши, ежедневные взрывы скал раздаются при работах по вновь устраиваемой гавани».

Но несмотря на это и спустя несколько лет город оставался чрезвычайно маленьким. Рассказывая о пребывании в Петровске Великого князя Михаила Николаевича, корреспондент сообщал, что «на главной и единственной улице нашего города, которой еще не пришло время дать название, все дома были освещены в окнах, а снаружи унизаны разноцветными фонарями».

Между Астраханью и Петровском курсировали почтовые пароходы «Великий книзь Константин» и «Князь Барятинский», принадлежавшие обществу «Кавказ и Меркурий». Они были рассчитаны на все слои населения: от «брюзгливых, но многочисленных» персиян, до взыскательной публики, на которую были рассчитаны каюты первого и второго классов с роскошной отделкой.

По убеждению корреспондента, в городе необходимо было развивать рекреационные ресурсы. Именно с ними он связывал дальнейшее существование Петровска. «При небольшом пособии от морского ведомства, минеральные источники в Дагестанской области, находящиеся в окрестностях Петровского порта, могли бы оказать помощь и больным матросам, присылаемым из Кронштадта и Астрахани».

Говоря о минеральных источниках в его окрестностях и развитии Михаил Савинич искренне верил в курортное будущее города: «О! Тогда Петровск может с большой пользой заменить Грефенберг и Висбаден. Быть может, милая москвитянка не найдет у нас букета оранжерейных цветов... взамен мы можем предложить самые разнообразные полевые цветы. Быть может, угрюмая, некрасивая татарка, продающая густые сливки, не сумеет сделать приветливый реверанс... Вот только в чем окажется несходство Петровска с его соперниками. Но по разнообразию и совокупности средств страждущих, Петровск неоценим, и с ним, конечно, трудно будет потягаться».

Но, как известно, всем этим далеко идущим проектам не суждено было сбыться. В 1895 году Максуд Алиханов писал: «Маленький городок штаб-квартирного типа... едва заметил несколько новых зданий, выросших за последние 25 лет, и... больше ничего! Улицы, по-прежнему, с непролазной грязью; кое-где невозможные мостовые. городской сад – с резвящимися в нем, средь бела дня, телятами. Гостиницы «с позволения сказать», за исключением, впрочем, одной, хотя и к ней более чем приложима известная поговорка о дворянстве Фомы... Все, словом, обстояло в том же низменном виде, как это было во время оной, в дни юности моей... и Петровска».


Северокавказский город в региональном историческом процессе. Материалы международной научной конференции (Каспийск, 18 – 19 сентября 2012 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Э. М. Далгат – Махачкала, 2012.