История

История  »   Гоцинский  »   ДОНОГО МУХАММАД ГОЦИНСКИЙ: ИСТОРИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ

ДОНОГО МУХАММАД ГОЦИНСКИЙ: ИСТОРИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ

[опубликовано 8 Сентября 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

Понятие «человек исторический» подразумевает незаурядных личностей прошлого, выдающихся политических и государственных деятелей, реформаторов, прославившихся военачальников, знаменитых представителей науки, культуры, искусства, народных предводителей, героев, которые воплощали эпохальные события. Таким, по нашему мнению, является Доного Мухаммад, бывший наиб Шамиля, а затем царский наиб, образованный человек, масштаб и уровень незаурядной личности которого еще по достоинству не оценены.


Аул ГоцоСемья Доного происходит из высокогорного аварского селения Гоцо, о котором в народе говорили, что «само Гоцо-то не место, но мест из него видно много».
Это был один из знатных родов Аварии, который имел некоторые родственные отношения с Аварским ханским домом. Представители этого рода соответственно находились в определенном привилегированном положении, и пользовались влиянием не только в своем ауле, но и за его пределами. И после истребления аварских ханов (1834г.), Доного сумели найти общий язык и подобающее место среди сторонников имамата и, проявив достаточно активную деятельность на стороне последних, обеспечили сохранность своего былого положения и прав.


Доного Мухаммад получил обычное в то время в Дагестане мусульманское образование, сочетая учебу с боевыми действиями. «... Когда он был мутаалимом в ауле Могох, выходил с Хаджи Мурадом в набеги на жителей плоскостных аулов…» /1,С. 63 /


Во время одного из сражений с царскими войсками, Доного Мухаммад, раненый в ногу, попал в плен к русским и после перевязки, вместе с другими раненными пленными был заточен в тюрьму. После выздоровления, пленных иногда отпускали, если они давали клятву, что больше не будут участвовать в военных действиях. Давая клятву, горцы должны были оставлять на бумаге какие-нибудь знаки или отпечатки пальцев.
То же самое потребовали от выздоровевшего Доного Мухаммада, который дал письменное заверение в том, что пока он будет в заключении, не будет сражаться с русскими, а как только его выпустят, то продолжит борьбу с ними. Образованный горец произвел впечатление на русских.


Благодаря хлопотам и поручительству хунзахских родственников, служивших в царской армии, Гоцинский смог поступить на русскую военную службу. Несмотря на уговоры имама Шамиля, передаваемые через лазутчиков посредников, Доного Мухаммад не только не вернулся назад, но более того, женился на дочери узденя Раджаба из селения Нижний Дженгутай Хайбат.
В это время в войске имама Шамиля служили два брата Доного Мухаммада: старший - Хамзат (бывший начальником сотни у имама) и младший - Карагишил Мухаммад. Пригласив братьев к себе, имам потребовал от них, чтобы они привели Доного Мухаммада к нему, в противном случае он посадит их отца в яму. Такому наказанию подвергались в имамате родственники изменников.


Доного Мухаммад. Наиб Койсубулинского общества«Хамзат приехал за братом к русским. Мухаммад отправил его назад, уверив, что догонит его, но так и не выехал за ним. Вновь поехал Хамзат к брату, но уже с поручением отца: привести Мухаммада или убить его. Когда брат не захотел поехать с ним, Хамзат попросил его показать ему кинжал, подаренный генералом. "Ей-богу покажу, но рукоятку оставлю у себя", - сказал Доногоно Мухаммад, подозревая, что его хотят убить. Хамзат, поняв, что брат догадался о его намерениях, рассказал ему о положении отца и его велении. Мухаммад сказал, что вернется к имаму, но прежде надо поехать в Верхний Дженгутай, где на крыше одного большого дома находится отличная пушка. Его охраняет русский караул. Хамзат тут же понял его замысел. Вместе с братьями Мухаммадом, Карагишил Мухаммадом и еще двумя земляками ему удалось перебить караул, спустить с крыши пушку и доставить ее к Шамилю.


Шамиль, довольный приобретенной пушкой, простил Доного Мухаммада, сказав, что ему нужнее мужественные воины и их мудрый отец, чем русский писарь». /2, С. 90/
Существует и другая версия бегства Доного Мухаммада к Шамилю, которая приводится в «Книге воспоминаний» зятя имама Шамиля Абдурахмана Газикумухского.


«Однажды наиб Абакар Хаджи из Акуша организовал для набега на даргинский аул Охли отряд во главе с командиром его (Доного М. – Авт.) братом, известным смельчаком Хамзатом из Гоцо. На окраине аула Охли стояли караульные казармы с небольшим орудием на крыше для тревоги. Нападавшие … убили солдата, охранявшего орудие, сбросили пушку с крыши на землю и, погрузив на арбу, увезли.
А так как этот Хамзат оказался при угоне пушки из караульного пункта в Охли, то наиб Доногоно Мухаммад (который в то время находился при Лазареве) не смог спокойно работать. На него могло пасть подозрение в участии в этом деле. Так он и оказался у Шамиля»./3, С. 63/


По воспоминаниям современников переход к Шамилю происходил следующим образом. «Посланный из сел. Дженгутай в укрепление Темир-Хан-Шура за получением месячного содержания для чинов приставства, Доного Мухаммад точно и добросовестно выполнил данное ему поручение, отправив по назначению через сопровождавших его нукеров всю полученную им казенную сумму. Затем, с причитающейся ему за месячную службу зарплатой и молодой женой, бежал в Нагорный Дагестан. В письме к своему бывшему начальнику Лазареву он благодарил последнего за сердечное и внимательное отношение к нему, просил его извинить «за грехи пылкой молодости, безутешной тоски по Родине и чрезмерной преданности религии и обычаям отцов. Этот бескорыстный чисто рыцарский поступок в отношении врага так понравился имаму Чечни и Дагестана, что он предоставил в его распоряжение одно из важнейших приграничных наибств – Араканского». /4, С.22/


Следует отметить, что переход Доного Мухаммада к Шамилю был не из каких-то корыстных соображений, а произошел в то время, когда в делах Шамиля уже наметились признаки ухудшения положения. Пробыв у русских некоторое время, и вполне осознав силу царского оружия, он, тем не менее, посчитал нужным вернуться в горы и включиться в борьбу горцев за независимость. Вначале Доного Мухаммад работал кадием в селении Буцра. Затем он стал пятисотником в войске Шамиля, и, наконец, был назначен Шамилем наибом Аракани и Гимры.
Сменивший Ибрагима, двоюродного брата Шамиля на этом посту Доного Мухаммад «…считался у Шамиля наиболее выдающимся авторитетом за верность в службе, храбрость и ум». /5, С. 62/


Доного Мухаммад «был одним из видных наибов Шамиля. В народе о нем сохранилась память как о честном, стойком борце, оставшемся верным своему имаму до конца и даже много позже его пленения. Если царское правительство пощадило его и оставило ему его состояние, то только потому, что он был очень влиятельным человеком. Вероятно, он в свое время был самым почетным, влиятельным и известным человеком среди аварских округов. Доного был также самым богатым человеком в этих районах». /6, С./


Существует мнение и о том, что Доного Мухаммад все-таки не пользовался полным доверием, как со стороны русской администрации, так и окружения Шамиля после его возвращения, которое смотрело на него как на человека, служившего русским. Этому, способствовали и его прямая, резкая натура, слишком самостоятельный независимый характер. Тем не менее, среди «самых справедливых наибов» дагестанских Абдурахман Гази Кумухский в своей летописи упоминает Доного Мухаммада. (7, С.77)


В конце августа 1859 года Доного Мухаммада не было в числе защитников Гуниба вместе с имамом Шамилем. И причиной этому было не предательство по отношению к имаму, как это представлялось в советской историографии, а тем, что многие горцы, сподвижники имама не успели добраться до Гуниба.
Царское командование, используя авторитет Доного Мухаммада среди горцев и зная, что и Шамиль благожелательно относится к своему наибу, отправило его на переговоры с имамом в Гуниб, надеясь на положительный результат. После осады Гуниба «от князя Барятинского было получено письмо с текстом на арабском и русском языках. В письме говорилось, что это требование (отпустить Шамиля с семейством в Мекку – Авт.) невозможно, пока имам не встретится с великим падишахом. Письмо это доставили поручик кади Мухаммад из Верхнего Дженгутая и старый наиб имама Доного Мухаммад из Гоцо Аварский. Имам оставил у себя письмо князя Барятинского, вернул их обоих к князю, заявив, что подумает об этом». /8, С.167/


Оттиск печати Доного Мухаммада«Предательство» Доного Мухаммада описывается в некоторых исторических трудах и художественных произведениях советского периода.
В историческом исследовании А.Тахо-Годи «Революция и контрреволюция в Дагестане» говорится о поступке «…бывшего шамилевского наиба Доного Магомы, предавшегося России и за услуги русскому правительству в восстании 1877г. произведенного в штабс-ротмистры по гвардии и награжденного землями». /9, С.26/
Командарм А.Тодорский в своем труде «Красная армия в горах (Действия в Дагестане)» также упоминает «…известного наиба Шамиля Доного Магому, который предал Шамиля царскому самодержавию и за это получил земли на плоскости». /10, С.53/


Советский писатель П.Павленко в своей исторической повести «Кавказская повесть» представляет Доного Мухаммада как предателя, показавшего князю Барятинскому тайную тропинку в стан осажденных на Гунибе.
«…Это ехал, сдавшийся ночью и указавший русским стрелкам тайную тропу на Гуниб Доного Магома, короткий и тучный человек с выпуклыми глазами…Магома пышно докладывал Барятинскому о положении на Гунибе, объяснял систему обороны горы и, не поднимая глаз на окружавших его наибов, своих давних приятелей, много раз повторял, что он нарочно задержался с Шамилем, чтобы отплатить за свои грехи крупным и ценным даром» /11, С. 247/


Собирать материал для своей будущей книги П.Павленко приехал в Дагестан в 1933г., когда здесь были еще свежи воспоминания об антисоветском восстании Нажмуддина Гоцинского. Так как последний, будучи сыном Доного Мухаммада, хронологически не вписывался в историческую эпоху Кавказской войны, то автор представил в негативном плане его отца. Сам Павленко в своих воспоминаниях по работе над повестью пишет, что «…показать прошлое Кавказа можно было лишь в свете опыта и побед великой Октябрьской революции…Я стал «копать» материал с другого края, погрузился в события 1918-1920г.г.» /12, С.2/


Между тем Доного Мухаммад был до конца с Шамилем и перешел на царскую службу депутатом в Гунибский окружной суд только 27/ноября 1860 г., о чем свидетельствует запись в его послужном списке. /13, л.16-23/
Нам представляется, что объектом критики в данных и других примерах являлся не столько сам Доного Мухаммад, сколько его сын, будущий имам Дагестана – Нажмуддин Гоцинский. Лидера антисоветского восстания 1920-1921г.г. и все, что было с ним связано, представляли только в негативном плане. Эти и другие обвинения в советской историографии документально не подтверждены, и поэтому считать их следует заведомо ложными.
26 мая 1861г Доного Мухаммад в чине прапорщика милиции, находясь в отряде под командованием военного начальника Среднего Дагестана генерал-майора Лазарева И.Д. (1820-1879) выступает в Ункратль для усмирения партии горцев-мятежников и их предводителя Каракуль-Магомы.


28 июня 1862 г. Доного Мухаммад назначается командиром 5-й сотни (переименованной 8 апреля 1866 г. в третью) Дагестанской постоянной милиции, которой командовал до 1883 г.
С 11 июня по 18 июля 1863г. Доного Мухаммад находится в отряде под начальством командующего войсками Дагестанской области генерал-адъютанта князя Меликова Л.И. (1817-1892) при усмирении возмущения в Закаталах.


17 декабря 1864г. Доного Мухаммад за «отлично-усердную службу» произведен в подпоручики с пожалованием пожизненной пенсией 200 руб. в год (19 апреля 1865 г.).
Все вышеприведенные данные говорят о том, что Доного Мухаммад был на хорошем счету у царского командования на Кавказе и успешно продвигался по служебной лестнице.
7 ноября 1865 г. Доного Мухаммад был назначен Койсубулинским наибом и на этой должности он бессменно пробыл до конца своей жизни.


«После покорения Дагестана и пленения Шамиля, на названного Гоцинского было обращено внимание всех правителей Дагестана. С 1860 г. он был принят на государственную службу. 29-летнею примерною службою он доказал, что в нем не ошиблись - человек он был даровитый, умный и честных правил. Эти качества составили ему громкую известность по целому Дагестану, он был очень популярен, пользовался большим уважением и доверием не только горцев, но и всех тех, которые когда-либо имели с ним дело. Будучи хорошо знакомым с делами Дагестана и с условиями местной жизни, он всегда был полезен своими советами и благодаря своему влиянию мог часто предупреждать брожения умов и своим разумным действием сдерживать порывы фанатизма…Более 25 лет он занимал должность наиба и как наиб, он всегда отличался усердным и полезным исполнением своих служебных обязанностей и не оставлял ничего лучшего желать, о боевых же заслугах его свидетельствует его послужной список…" /14, л.2-3/


15 ноября 1871 г. Доного Мухаммад был произведен в поручики милиции, 3 июля 1872г. - зачислен по армейской кавалерии, 17 ноября 1875г. - произведен в штабс-ротмистры.
К 16 апреля 1877 г. по всей территории Большой Чечни стало распространяться восстание под руководством чеченского лидера Алибека Хаджи, которое перекинулось в Дагестан.
9 сентября 1877 г. группа горцев заняла укрепление у Салтинского моста, перебив, находящихся там солдат, некоторым из которых удалось спастись.


В связи с этим чрезвычайным происшествием генерал Л.Меликов приказывает князю Накашидзе, в отряде которого находились «… такие лица, как Мухаммад Дженгутайский, Мухаммад Гоцинский, Парзулав Чиркейский и Дибир Хунзахский – сын Инквачилав/15, С.42/ , выступить на помощь.
За военные отличия, оказанные в делах с мятежниками 3-5 октября 1877 г. у селения Леваши Доного Мухаммад был награжден орденом св.Станислава 2ст. с мечами и бантом (награждение состоялось 16 октября 1880г.)
С 19 на 20 октября 1877 г. русскими войсками был взят восставший Цудахар, разрушенный затем до основания.
Об авторитете и значимости личности Доного Мухаммада у царской администрации на Кавказе поется в аварской народной песне «Захват Цудахара».


3 ноября 1877 г. после ожесточенных боев, царскими войсками был занят аул Согратль.
«В тот день к Мухаммаду Гоцинскому заявились с просьбой о пощаде следующие лица: имам Мухаммад Хаджи Согратлинский, сын накшбендийца Абдурахмана Хаджи; опытный герой Ника Кади Цудахарский; Хаджи Хамзат Телетлинский, причем вместе с членами своей семьи и со своим ученым братом Мухаммадом Телетлинсикм, сыном Мирзы. К этому Мухаммаду Гоцинскому заявились также, с той же просьбой о пощаде, все те мухаджиры и (мюриды) согратлинцы, которые находились в Согратле. Прибывали они к нему группа за группой. /16, С.71/
Выход с повинной главных лиц восстания к Доного Мухаммаду свидетельствует о его авторитете среди горцев и царского командования.


За военное отличие, оказанное в делах против восставших горцев в Терской области в июле-августе 1877 г., Доного Мухаммад был представлен к награде орденом св.Владимира 4 ст. с мечами и бантом, установленным для мусульман (награждение состоялось 3 ноября 1878 г.).
Царская администрация продолжает отмечать заслуги Доного Мухаммада: 17 ноября 1879г. он переведен в Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк, 16 января 1880 г. «за отлично-усердную службу» ему был дарован участок земли под названием "Игишты" (90 десятин 980 кв.саженей).
10 апреля 1880г. на посту Начальника области Л.И.Меликова сменил грузинский князь Николай Зурабович Чавчавадзе (1830- ).


Последний начал набирать в свою администрацию состоятельных горцев из знатных фамилий, которые, по его мнению, были бы полезны ему в дальнейшем управлении. Одним из таких «богатеев», на которого обратил внимание Н.З.Чавчавадзе был Доного Мухаммад, к тому времени уже 15 лет служивший Койсубулинским наибом Аварского округа, имевший большой опыт и влияние среди местного населения.


Могила Доного Мухаммада в ГоцоВ своем регионе Доного Мухаммад запретил собирать с бедняков налог, называемый «солдат г1арац», в то же время был требовательным, строгим начальником. За свои хорошие дела и заботу о людях, народ проявлял к нему уважение и почет. Об этом свидетельствуют народные плачи, сочиненные людьми по поводу его смерти.
16 октября 1880 г. - за военные отличия, оказанные в делах с мятежниками 3-5 октября 1877 г. у сел.Леваши, Доного Мухаммад был награжден орденом св.Станислава 2ст. с мечами и бантом; 6 декабря 1882 г. - за отлично-усердную службу - орденом св.Анны 2ст.; 30 августа 1886 г. - за отличие по службе произведен в ротмистры.
Во время посещения Кавказа представителей царской фамилии Доного Мухаммаду был пожалован перстень с рубином и бриллиантом, по случаю чего от 15 февраля 1889 г. за № 315 было выдано удостоверение из Кабинета Его Императорского Величества. Из наград, койсубулинский наиб имел еще светло-бронзовую медаль в память войны 1877-1878 гг., а наказаниям и взысканиям по службе ни разу не подвергался.


Доного Мухаммад был довольно состоятельным человеком. Из посемейных списков жителей Дагестанской области на 1886 год сел.Гоцо Аварского округа известно, что гоцинское общество имело:


1) пахотных полей на 370 пуд посева, покосных мест, дающих 5120 пудов сена пастбищных мест 9 кв. верст;
2) леса нет;
3) правопользования пахотными и покосными местами наследственное, пастбищными землями - общественное;
4) скота: рабочего-139, нерабочего-2906 голов, при них баранов - 2760;
5) общество платит с дыма подати по одному рублю в земский сбор по 15 коп. /17, л. 342/
В своем селе Доного Мухаммад имел 5 десятин родовой пахотной земли, за женой числилось 2,5 десятин таковой же земли и участок под названием "Игишты" – 90 десятин 980 кв.саженей.
Из послужного списка следует, что «Доного Мухаммад был женат на дочери узденя сел.Дженгутай Раджаб Ата-оглы, девице Хайбат. Имеет детей: сыновей – Абдулатипа (33лет) и Нажмуддина (25лет), дочь Баху (16лет) /18, л.22/


Доного Мухаммад, являясь высокообразованным и культурным по тем временам человеком, большим знатоком арабоязычных наук, придавал огромное значение воспитанию и образованию своих сыновей Абдулатипа и Нажмуддина. Выдающийся дагестанский ученый и просветитель Гасан Алкадарский в своем известном труде «Шарх ал-Урзатал Махдийа» писал по этому поводу:


«Он делал все от него зависящее и проявлял огромную заботу и старание для обучения своих сыновей исламским наукам». Далее, «…его старший сын Абдулатип овладел всеми арабоязычными науками и шариатскими знаниями, которые в то время были вообще доступны в наших краях, обучаясь им у великолепных учителей и алимов…» /19, С.37/


По воспоминаниям современников более способным и одаренным в науках находили не Абдулатипа, а его младшего брата Нажмуддина. Проблема книг, их приобретения или получения хотя бы для временного пользования была одной из самых трудных для ученых-арабистов Дагестана. Для сыновей Доного Мухаммада такой проблемы просто не существовало.


«Они, книголюбы с детства, страстные их собиратели, как только учуют. Что где-то появилась какая-нибудь интересная книга, сразу пишут своему состоятельному отцу, а он гордый за талантливых, и увлеченных науками сыновей, спешит приобрести ее, невзирая на цену». /20, С.38/


Таким образом, библиотека семьи Доного Мухаммада постепенно стала одной из самых богатых Дагестане.
Однако вскоре между отцом и старшим сыном произошли разногласия, когда Абдулатип вступил на путь тариката, чего не мог допустить отец - царский чиновник и офицер.
«Я не желаю и ни за что не допущу, чтобы мои сыновья были суфиями, с бледными ручками на белых войлочных коврах с меланхолией в глазах и оккультизмом в душе. Я хочу, чтобы они были подлинными мирскими светскими учеными, приносящим пользу людям, учеными, говорящими то, что говорят». /21, С.40/


Доного Мухаммад также опасался, что подозрительность и преследования, которыми подвергались сторонники тариката со стороны царских властей, могут коснуться и его сыновей. Отношения между отцом и сыном еще более обострились, когда Доного Мухаммад, будучи одним из противников восстания 1877 г., принял активное участие в его подавлении, а сын был полон сочувствия и сострадания к своим единомышленникам и соотечественникам. В апреле 1889г. Абдулатип без разрешения российских властей отправился в паломничество в Мекку. Самовольного сына наиба заочно приговорили к ссылке, что и было осуществлено после его возвращения в Дагестан. Но к этому времени Доного Мухаммада уже не было в живых.


Развалины дома Доного Мухаммада в Гоцо. Фото 1990-х гг.Что касается второго сына – Нажмуддина, то это был один из образованных людей своего времени. Дважды в 1917 г. он избирался муфтием Северного Кавказа, имамом Дагестана и Чечни, возглавлял антисоветское восстание в 1920-21 гг. Нажмуддин Гоцинский олицетворял в своем лице главного противника Советской власти в Дагестане, был арестован органами ОГПУ и расстрелян в 1925 году.
Одна дочь Доного Мухаммада Умукусум была отдана замуж за жителя сел.Дженгутай Таймасхана Алыпкачева, другая, Баху – за его брата Алибека Хаджи.


В послужном списке Доного Мухаммада указано, что он «от болезни умер 11 сентября 1889 г. и Высочайшим приказом о чинах военных от 7 ноября 1889г. за смертью исключен из списков. /22, л.6/
30 декабря 1889 г. вдова Доного Мухаммада подала на имя Николая Второго прошение о начислении ей пенсии за умершего мужа.


В рапорте от 27 апреля 1890 г. на имя главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерала от кавалерии Шереметева С.А. Военный Губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант князь Н.З Чавчавадзе поддержал это прошение и дал высокую оценку деятельности ее покойного мужа.
"Ротмистр Магома Доногоно Гоцинский происходил из видной узденской семьи. Он представлял собой в Дагестане историческую личность и обращал на себя особенное внимание начальства; не без основания пользовался он среди населения известностью как ученый на арабском языке и это обстоятельство всегда выделяло его из массы местного населения; на него даже обращено было внимание Шамиля, умевшего выбирать себе сподвижников, и разными искусственными мерами успел привлечь его к себе на службу и сделать его своим наибом». /23, л.6/


Дело о начислении пенсии затянулось и только 2 сентября 1893 года Главный штаб Военного министерства уведомил кавказские власти, что "семейству ротмистра Магома Доногоно-оглы Гоцинского назначен пенсион из казны по 95 руб.29 коп. в год и единовременное пособие 500 руб, и о производстве оных из Темир-Хан-Шуринского казначейства вместе с сим сообщено министру финансов". /24, л. 31/


Изучение жизни и деятельности Доного Мухаммада имеет не только научно-познавательное значение. Оно проливает свет на многие проблемы и аспекты, которые неверно, предвзято освещались в советской историографии.
В данном исследовании мы руководствовались принципом научной объективности. В реализации данного принципа возможны разночтения, что, однако вполне допустимо, но только в рамках науки.


----------------------------------------------------------------------------------------------------

1.Абдурахман из Гази Кумуха. Книга воспоминаний. Перевод с арабского М.-С.Саидова. Махачкала. 1997. – 868с.
2. Сказания народов Дагестана о Кавказской войне. Составитель М.Р.Халидова. Махачкала. 1997. –168с.
3.Абдурахман из Гази Кумуха. Книга воспоминаний.
4.Дело №7695 //Ахульго. №3, 1999.
5.Абдурахман из Гази Кумуха. Книга воспоминаний.
6.Мемуары полковника Джафарова. Рук. Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.
7. Абдурахман из Гази Кумуха. Книга воспоминаний.
8. Абдурахман из Гази Кумуха. Книга воспоминаний.
9.А.Тахо-Годи. Революция и контрреволюция в Дагестане. Махачкала: 1926.
10.Тодорский Красная армия в горах (Действия в Дагестане). Военный вестник. М.: 1925г. 189с.
11.П.Павленко. Кавказская повесть. Махачкала. 1966. – 262с.
12.П.Павленко. Кавказская повесть.
13.Полный послужной список ротмистра Магома Доногоно-оглы Гоцинского, Койсубулинского наиба Аварского округа. РГВИА. Ф.400. Оп.12. Д.17499. Л.16-23.
14.Там же.
15.Айтберов Т.М., Дадаев Ю.У., Омаров Х.А. Восстания дагестанцев и чеченцев в послешамилевскую эпоху и имамат 1877года. Кн.1. Махачкала 2001.
16.Там же.
17.ЦГА РД, Ф.21. Оп.5. Д.115. л.342. Посемейные списки жителей Дагестанской области на 1886.
18.РГВИА. Ф.400. Оп.12. Д.17499. Л.16-23.
19.Цит. По М.Гайдарбеков. Абдулатип Гоцинский // Ахульго. №3. 1999.
20.Там же.
21.Там же.
22.РГВИА. Ф.400. Оп.12. Д.17499. Л.6-6об.
23.Там же.
24. Там же.

Болгария-Дагестан-Турция: Сб. научных трудов Северокавказского регионального отделения МНАБ. Вып. 6. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.