История

История  »   Горцы  »   АБДУРАХМАН ГАЗИКУМУХСКИЙ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

АБДУРАХМАН ГАЗИКУМУХСКИЙ: БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

[опубликовано 12 Ноября 2017]

Наталья Тагирова

 

 

К 180-летию со дня рождения

 

XIX в. вошел в историю и культуру Дагестана как «золотой» век дагестанской ара­боязычной литературы, ставший, по определению академика И.Ю. Крачковского, пе­риодом особого расцвета и апогеем ее развития [1]. Именно в этот период дагестанское рукописное наследие на арабском языке характеризуется исключительным жанровым многообразием и количественным богатством.

Так же, как и в предыдущие века, арабская литература в Дагестане в XIX в. пред­ставлена, наряду с религиозно-богословскими дисциплинами, всеми основными областями средневековой мусульманской науки и литературы: Коран и «кораническая литература», арабская филология (грамматика арабского языка, риторика, метрика), мусульманское право, хадисы, логика и философия, теология, догматика, суфизм, мистика, математика, астрономия, медицина, история, художественная литература, поэзия, ряд других традиционных дисциплин.

Вместе с тем в середине XIX в. особое значение приобретают исторические сочине­ния, принадлежащие перу дагестанских авторов, поэтическое наследие и суфийские трактаты.

Расцвет художественного творчества в Дагестане в XIX в. был явлением законо­мерным, неразрывно связанным с крупнейшими военно-политическими событиями на Северном Кавказе (народно-освободительное движение под руководством имама Шамиля, восстание 1877 г.). Мощные социальные и военно-политические движе­ния в регионе нашли отражение в трудах дагестанских историографов, создававших свои труды на арабском языке, среди которых, прежде всего, следует назвать авторов крупных исторических сочинений, посвященных «эпохе Шамиля»: Мухаммедтахир ал-Карахи (1809-1880), Абдурахман Газикумухский (1837-1901), Гаджиали Чохский (1817 - конец XIX в.), Гайдарбек Геничутлинский (XIX в.), Курбанали Ашильтинский (XIX в.) и ряд других [2-10].

Отмечая особую роль источников местного происхождения, акад. И.Ю. Крачковский пи­сал: «Исключительное и едва ли не наиболее важное значение за период XVIII-XIX вв. имеют арабские источники, относящиеся к Кавказу. Их основное преимущество в том, что они являются источниками не со стороны, а возникли в той самой среде, которой посвящены» [11, с. 560].

Историография народно-освободительных движений XIX в. на Северном Кавказе об­ширна и связана с именами дореволюционных и, главным образом, советских историков, а также современных отечественных и зарубежных исследователей (М.А. Казембек, А. Руновский, Ф. Боденштедт, В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, А.М. Барабанов, Н.И. Покровский, Р.М. Магомедов, Н.А. Смирнов, А.В. Фадеев, М.-С. Саидов, Х.Х. Рамазанов, А.Х. Рамазанов, В.Г. Гаджиев, М. Гаммер, Х.А. Омаров, А.Р. Шихсаидов, Р.Ш. Шарафутдинова, Н.А. Тагирова, Н.Г. Канчавели, Д.М. ТТТига будинов, М.М. Гасаналиев, Ю.У. Дадаев, С.М. Гусейханов, М.А. Мусаев и др.) (подробно вопросы историографии и источниковедения см.: [12-14]).

Абдурахман Газикумухский - известный дагестанский ученый и историограф Шамиля, автор нескольких исторических сочинений, посвященных народно-освобо­дительным движениям на Северном Кавказе, один из ярких представителей арабоя­зычного литературного творчества Дагестана XIX в.

Настоящая статья посвящена одному из вопросов, связанных с жизнью и творче­ской деятельностью Абдурахмана Газикумухского, а именно его биографии.

 

Краткие биографические сведения об Абдурахмане Газикумухском даны в раз­личных исследованиях, посвященных истории Дагестана XIX в. (А.И. Руновский, И.Ю. Крачковский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, А.Р. Шихсаидов, Н.А. Тагирова). Однако, по мнению авторов, сведения эти довольно скупы и фрагментарны. В основ­ном они представляют собой краткие упоминания в русских или дагестанских источ­никах и биобиблиографических справочниках на арабском языке, а также воспоми­нания современников.

Статья ставит целью подвести некоторые итоги в изучении данного вопроса на ос­нове как изданных, так и пока не использованных или еще не введенных в научный оборот материалов, освещающих жизненный путь ученого, на русском и арабском языках, с привлечением некоторых новых сведений, обнаруженных нами на стра­ницах арабских рукописных памятников и печатных книг местного происхождения из государственных хранилищ (Санкт-Петербургский институт востоковедения, Фонд восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) и частных архивов (переводы использован­ных источников с арабского языка выполнены автором данной статьи).

Действительно, сведения об Абдурахмане Газикумухском, имеющиеся в нашем рас­поряжении, сравнительно немногочисленны и в целом однородны. Если говорить со­всем вкратце, то Абдурахман был активным сторонником и участником движения под руководством имама Шамиля. Он был сыном одного из крупнейших религиозных дея­телей «эпохи Шамиля», знаменитого шейха накшбандийского тариката Джамалудина Газикумухского (ум. в 1866 г.). Он являлся также братом жены Шамиля, Захиды, и мужем его старшей дочери Нафисы [11, с. 561]. Абдурахман не покинул Шамиля и после пленения и делил с ним все тяготы царского пленника в Калуге, где и составил в 1864-1865 г. одно из своих произведений о Шамиле, ставшее ценным источником по истории Шамиля, его семьи и ближайшего окружения, особенно в период их пре­бывания в России.

Вместе с тем, изучение творческого наследия самого Абдурахмана на арабском язы­ке позволяет значительно пополнить источниковедческую базу и расширить наши представления о жизни и судьбе автора, проследить в общих чертах практически весь его жизненный путь, ставший отражением самой эпохи, в этот переломный для всего дагестанского общества период.

 

Полное имя автора, как видно из названий его основных сочинений («Хуласат ат- тафсил» и «Музаккарат Абдурахман») - «саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни (ал-Кибуди) ал-Газигумуки ад-Дагестани». Нисба «ал-Хусайни» оз­начает, что автор возводит свою родословную к ал-Хусайну, внуку пророка, а «ат-Кибуди» произошло от названия квартала Газикумуха [4, с. 11; 15, с. 319]. Идеей принадлежности рода к потомкам пророка Мухаммеда объясняется и по­четный титул «саййид», который сопровождает имя Абдурахмана на титульных листах его сочинений. Это предание, касающееся родословной Абдурахмана, сына Джамалуддина, передано в литературе из уст брата Абдурахмана - Абдурахима. Абдурахим вспоминает: «Род наш по отцу нашему, Джамалуддину, как гласит пре­дание, восходит к сыну 4-го халифа Али-Хусейну, рожденному от любимой дочери пророка Мухаммеда Фатимы». Однако следует отметить, что другие историографы Шамиля - Мухаммедтахир ал-Карахи и Гаджиали не подтверждают или не поддер­живают эту версию родословной Абдурахмана Газикумухского [4, с. 20; 15, с. 319].

В литературе называются различные даты рождения Абдурахмана, однако наиболее точной и убедительной представляется та дата, на которую указывает его отец шейх Джамалуддин. Запись эта сделана Джамалуддином на листке одной из арабских руко­писей из его личной библиотеки: «Дата рождения Абдурахмана, сына Джамалуддина - ночь на воскресенье, двадцать второго числа благословенного месяца Аллаха шав- валь тысяча двести пятьдесят второго года» [15, с. 319] (т.е. 30 января, а не 1 февра­ля, как отмечалось ранее, 1837 г.).

Отец Абдурахмана, Джамалуддин, занимал видное место в духовной жизни даге­станского общества. Он был известным дагестанским ученым, религиозным деятелем и преподавателем, авторитетным знатоком арабской литературы, духовным наставни­ком Шамиля. Джамалуддин был активным сторонником тариката накшбандийского толка и автором знаменитого суфийского трактата «ал-Адаб ал-мардийа» (перевод этого сочинения был опубликован в Тифлисе в 1869 г. в ССКГ; сочинение неоднократ­но переиздано, в т.ч. и в переводе на русский язык: Порт-Петровск, 1905; Темир-Хан- Шура, 1908; Оксфорд, 1986).

О своем отце Абдурахман сообщает: «Родитель мой, сеид Джемалэддин-Гусейн, был родом из Казикумуха. В первой своей молодости он служил при бывшем кази- кумухском хане Аслан-хане в качестве письмоводителя. Хан любил его и за усерд­ную службу его и преданность пожаловал ему три деревни в Кюринском хан­стве под общим именем Астал, и жители этих деревень платили дань моему отцу» [16, с. 2].

Впоследствии он в корне изменил прежний образ жизни, обратившись к Богу, принял тарикат от Мухаммеда ал-Яраги, который посвятил Джамалуддина в звание муршида в 1824 г., после чего тот возвратился в Газикумух, где «проводил время в уединении, занимаясь молитвами и направлением посетителей его на путь истины» [16, с. 2-3]. В 1862 г. шейх Джамалуддин переехал в Турцию. Умер он в Стамбуле в 1866 г.

 

О детских и юношеских годах Абдурахмана мы не имеем, к сожалению, практиче­ски никаких сведений, но можно предположить, что он получил от отца основатель­ное, традиционное для своего времени мусульманское образование. Его учителями были известные дагестанские ученые и преподаватели различных дагестанских ме­дресе. Среди своих учителей и наставников Абдурахман прежде всего называет своего отца шейха Джамалуддина. В «Послесловии от переписчика» к подготовленному им к изданию труду Джамалуддина «ал-Адаб ал-мардийа» Абдурахман пишет: «Я вы­писал эти правила, с некоторыми сокращениями, из книги «Адабуль-Марзия», - со­чинения света моих очей, учителя и родителя моего, а также учителя в тарикате всех дагестанских, чеченских и других соседних с ним народов, - сеида Джамаладдина Казикумухского» [16, с. 21]. Имена некоторых своих учителей он также упоминает в «Книге воспоминаний» в главе о дагестанских ученых. Это - «ученый-законовед, мой учитель Алигалбац из Куллы, в мое время он был мутааллимом у вышеупомянутого ученого Газиявдибира из Тлондоды, затем был назначен кадием в селении Гагатль, (одном) из селений общества Анди», а также: «Среди известных в Аварии (ученых были) мой учитель законовед Мухаммед из Гортколо, кади хунзахский...» [4, с. 80]. К этим именам, названным Абдурахманом, можно добавить еще и Махмуддибира из Салты, который упомянут автором «Воспоминаний» в другой главе, посвященной описанию дагестанских селений. В очерке о селении Могох он пишет: «Я учился в этом селении целый год, и все жители были мюридами тариката моего отца саййида Джамалуддина гусейнида из Газикумуха» [4, с. 147]. Здесь же Абдурахман приводит любопытный эпизод, связанный с его обучением в селении Могох: «Однажды, когда я был мутааллимом в этом селении, я закончил (штудирование) книги «Махалли» у учителя - набожного переселенца Махмуддибира из Салты. По обычаю, бытовавшему среди мутааллимов, тот, кто заканчивал книгу, приглашал остальных мутааллимов и друзей в гости (для угощения). Придерживаясь этого обычая, я тоже хотел пригласить людей по этому поводу. Когда об этом (об окончании мною книги) узнали жители се­ления, собрались на крыше мечети, застлали ее мечетскими и другими (войлочными) коврами и начали носить туда имеющиеся в своих домах припасы - мясо, фрукты, курдюки, мед, хлеб и наполнили ими крышу мечети. Затем туда засели мутааллимы и ели их угощения» [4, с. 148]. Упомянутый Абдурахманом труд под сокращенным названием «Махалли» представлял собой широко распространенный юридический трактат, принадлежавший египетскому ученому, видному шафиитскому законоведу и комментатору Корана Джалаладдину ал-Махалли (ум. в 1459 г.).

 

Интерес представляют и другие свидетельства, оставленные автором « Воспоминаний », содержащие описание жизни и быта учащихся, путешествовавших в поисках знаний из одного селения в другое: «Однажды я учился в Гортколо со своим младшим бра­том Абдурахимом у известного алима Мухаммеддибира из Гортколо в его частном доме. Целый месяц мы провели у него. Он нас кормил едой из пшеничной муки, с различными приправами. За все это время алим и его семья питались только бобо­вым хинкалом с творогом, чесноком и сушеным мясом. Он говорил нам, что любит эту пищу и предпочитает ее другой еде, т.к. привык к ней с малых лет» [4, с. 142].

Среди центров, где Абдурахман проходил обучение различным наукам, он называет еще несколько селений: селение Цельмес («Когда я ходил учиться по селениям, я остановился и здесь. Они угощают постороннего кунака пшеницей, мясом или сыром, или фруктами» [4, с. 136]) и селение Тинди («Тинди расположено между горами, в ущелье. Климат очень холодный, особенно зимой. Солнце быстро заходит. Я учился в этом селении несколько дней, затем «удрал», т.к. мой характер всего этого не вы­носил» [4, с. 121-122]). Эти краткие записи, оставленные в «Книге воспоминаний», свидетельствуют о том, что Абдурахман, так же, как и другие молодые люди того времени, много путешествовал в поисках знаний из одного селения в другое, от одного учителя к другому.

Судя по всему, Абдурахман прошел общепринятый курс религиозно-богословских и научных дисциплин, о которых он сам упоминает в одном из своих трудов в главе «О науках, которые были распространены в Дагестане». Абдурахман пишет: «Их двенад­цать: морфология, синтаксис, метрика, логика, теория диспута, законоведение, толко­вание Корана, жизнеописание (пророка), суфизм, риторика или ал-мухадара и хуласа». Далее он указывает, каким наукам уделяется наибольшее внимание при выборе их для изучения, и объясняет причины, по которым это имеет важное значение. Отмечает он также и те области знания, которые изучаются гораздо реже (это - «илм ал-хуласа, при помощи которой исчисляются многие единицы (цифры)» [4, с. 85]. Таким образом, можно предположить, что он хорошо знал, прежде всего, арабскую филологию (грам­матику арабского языка, лексикографию, метрику, риторику), литературу и поэзию, мусульманское право, священную историю, хадисы, логику и философию, этику. Об этом красноречиво свидетельствуют тексты его собственных сочинений, в которых ощу­щается блестящее владение классическим арабским языком и арабской литературой, поэтический дар и литературный талант ученого, хорошее знакомство с мусульманской исторической традицией, его философское мировоззрение и осмысление происходящих событий, о которых автор повествует в своих произведениях.

 

Пристав при пленном Шамиле А. Руновский приводит краткие сведения об авторе хроники: «Автор этих записок Абдуррахман, сын известного дагестанского мурши- да Джемал-эддина и зять Шамиля, женатый на его старшей дочери Нафисат. Это очень умный молодой человек, имеющий, впрочем, наклонность к схоластическому образованию, которое он и продолжает в Калуге под непосредственным руководством Шамиля. Будучи ревностным мусульманином и исполняя поэтому все самые мелоч­ные требования религии в точности, Абдуррахман находит однако в промежутках на­мазов и чтения богословских книг довольно свободного времени для занятий литера­турой, которой отдает полное предпочтение перед всеми удовольствиями калужской праздной жизни» [17, с. 411]. Абдурахман часто упоминается в «Дневнике» полков­ника А. Руновского [18].

Религиозность Абдурахмана, его образованность и склонность к занятиям лите­ратурой снискали ему расположение и любовь Шамиля. А.И. Руновский в своих «Записках» пишет об Абдурахмане: «Старший брат очень привержен к своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к кото­рым он питает доверие неограниченное. За все за это, а также за великую грамотность Шамиль питает к нему большое расположение. Гунибская переписка ведена им» [19, с. 154].

Способности и благонамеренность Абдурахмана, которые отмечал также и ка­лужский губернский воинский начальник, привлекли к нему внимание и предста­вителей официальных властей, считавших, что он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе, в качестве переводчика, или состоять при местном управлении Темир-Хан-Шуры» [20, с. 241-242]. Абдурахман довольно свободно мог говорить, писать и читать на русском языке, знал мусульманское право, обычаи дагестанских горцев [4, с. 13].

Краткие сведения об Абдурахмане и его брате Абдурахиме содержатся и в биогра­фическом очерке «Шамиль на Кавказе и в России», составленном М.Н. Чичаговой, которая знакомит читателей с членами семьи Шамиля, в том числе с его обоими зятьями - Абдурахманом и Абдурахимом: «Абдурахман происходил из потомков Магомета Завиль-Кубра, сын Джамал-Эддина, брат Зайдаты был женат на старшей дочери Шамиля Нафисат. Он был очень умный молодой человек, любил заниматься чтением богословских книг; хотя он был ревностный мусульманин, однако посещал в Калуге балы и концерты и любил музыку, говорил совершенно свободно по-русски, всегда приезжал к нам с Шамилем и был нашим переводчиком. Приятная, симпатич­ная его наружность располагала нас к нему, и он вскоре сделался нашим домашним человеком.

 

Абдурахим, также брат Зайдаты и Абдурахмана, был женат на дочери Шамиля, Фатимат. Молодцеватый, с приятными чертами лица, он был также нашим всег­дашним гостем, к тому же он хорошо говорил и писал по-русски. Оба брата, как Абдурахман, так и Абдурахим, сильно желали быть принятыми у нас на службу, и крайне нам жаль было, что этого не случилось.

Оба способны, прямого и честного характера, они были бы полезными слугами своего нового отечества. Мне неизвестна причина, почему желание их не было испол­нено; они приписывали эту неудачу интригам г. Пржецлавского» [21].

В Калуге Абдурахман продолжает свое традиционное мусульманское образова­ние, главным образом, под руководством Шамиля. Ранее уже отмечалось исследо­вателями, что «Абдурахман - глубоко религиозный аристократ» [22]. Вместе с тем его интерес к наукам, не только религиозным, но и светским, любознательность и широта кругозора получили дальнейшее развитие и новые возможности в период его жизни в России. С одной стороны, в Калуге он продолжает свое образование под непосредственным руководством Шамиля, одновременно выступает в роли его се­кретаря и переводчика. С другой - в России он получает возможность знакомиться с достижениями русской и европейской науки и культуры. Можно только предпо­ложить, что Абдурахман как постоянный спутник Шамиля и его секретарь знал о посещении пленным имамом, вскоре после прибытия в Петербург, Императорской Публичной библиотеки, где Шамиль осматривал залы и книжные витрины библи­отеки, проявил живой интерес к одной из древнейших датированных русских ру­кописей - «Остромирову Евангелию» и внимательно просматривал его. А через два дня Шамиль посетил своего выдающегося земляка, первого декана и профессора Восточного факультета Санкт-Петербургского университета М.А. Казембека. В уни­верситетской библиотеке Шамилю и его окружению показывали редкие экземпля­ры рукописей и книг, в т.ч. рукопись сочинения знаменитого египетского суфия и богослова - мистика XVI в. Абдалваххаба аш-Ша‘рани (ум. в 1565 г.) «Мизан аш-Ша‘рани» («Весы») о разногласиях четырех школ суннитского вероисповедания.

Абдурахман проявляет большой интерес и к светским наукам, а по сообщению при­става А. Руновского, «его особенно интересовали география, географические карты и глобусы» [18, с. 1412; 20, с. 128].

В России Абдурахман проявляет также неподдельный интерес к всевозможным научно-техническим и инженерным достижениям, многие из которых он довольно подробно описывает в своем сочинении «Хуласат ат-тафсил», одновременно дает им любопытные, а порой забавные, объяснения (телеграф, железная дорога, знаменитые фонтаны Петергофа и оригинальная гидротехническая система - самотечный водовод для бесперебойного снабжения фонтанов водой; пароход, паровоз и работа парового двигателя, военные корабли Кронштадта и их снаряжение, Монетный двор и процесс чеканки монет, производство бумаги, сахара и пр., а также различные постройки - столичные дворцы и их внутреннее убранство, соборы, крепости, музеи и т.п.). Его внимание привлекла и знаменитая Обсерватория; он рассказывает о возможности на­блюдать за звездным небом благодаря «изучению науки о звездах», описывает теле­скоп, размышляет о пользе знания [5, с. 136].

 

В Калуге Абдурахман прожил более 6 лет вместе со своей женой Нафисат, бра­том Абдурахимом и другими лицами, сопровождавшими Шамиля в Россию. Однако вскоре, в связи с болезнью своей жены, он вынужден был обратиться к официальным властям с просьбой «позволить ему с женой переехать на жительство на Кавказ и по­селить ее близ Темир-Хан-Шуры, места ее родины» [20, с. 242].

Сведения о жизни Абдурахмана в России, где он находился вместе с семейством Шамиля, подробно освещены им самим в сочинении «Хуласат ат-тафсил», состав­ленном в 1864-1865 г. в Калуге. Абдурахман был постоянным спутником пленного имама, поселившегося, по величайшему соизволению российского императора, в про­винциальной Калуге. Он неизменно сопровождал его во всех мероприятиях, органи­зованных в честь прославленного пленника, в многочисленных поездках по столич­ному Санкт-Петербургу и его окрестностям, осматривал вместе с Шамилем многие достопримечательности, что подробно описано им в историческом труде «Хуласат ат- тафсил». В то же время Абдурахман исполнял обязанности секретаря Шамиля и фак­тически являлся его историографом.

«Калужский» период жизни Абдурахмана и остальных пленников в России в самых общих чертах нашел отражение также в его переписке с отцом - шейхом Джамалуддином, которая представлена и несколькими письмами в сочинении «Хуласат ат-тафсил».

Назир из Дургели, автор биобиблиографического справочника «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских ученых») приводит краткие сведения об Абдурахмане Газикумухском, называя его среди уче­ных эпохи Шамиля: «У Джамалуддина было трое сыновей, один - ‘Абд ар-Рахман (Абдурахман), он был достойным ученым, зятем шейха Шамиля эфенди, был женат на дочери его Нафисе. Когда Шамиль сдался российским властям и был сослан в Калугу, Абдурахман был вместе с имамом и его семьей. Здесь, в Калуге сконча­лась Нафиса, дочь Шамиля и жена Абдурахмана. Шамиль обратился к российским властям с просьбой разрешить перенос ее праха на родину - в Дагестан. Затем пра­вительство дало Абдурахману-эфенди выбор либо оставаться в Калуге, либо пересе­литься в город Темир-Хан-Шуру, прежнюю столицу Дагестана. После этого он стал кадием города (балда) Газикумук, да будет доволен им Аллах. Среди его сочинений о жизни имама «Хуласат ат-тафсил фи манакиб аш-шайх Шамил» («Сокращение подробного изложения достоинств шейха Шамиля»).» [23, с. 106-107].

Абдурахман возвратился в Дагестан в 1866 г. сразу после смерти своей жены и дочери Шамиля Нафисат. Она была похоронена в сел. Гимры. Несколько позднее он переехал в Тифлис, где был зачислен в Кавказский конный полк (конную милицию), «с откомандированием в команду милиционеров Кавказского горского управления» [4, с. 14; 20, с. 242]. В Тифлисе он провел около 5 лет. Здесь в 1869 г. он завершил еще один крупный исторический труд - «Китаб Тазкира» («Книга воспоминаний»), подготовил к изданию работу своего отца «Ал-Адаб ал-мардийа», снабдив ее пре­дисловием и «послесловием от переписчика». В 1871 г. Абдурахман был переведен в распоряжение начальника Дагестанской области (с назначением ему пенсии в 450 руб. в год) [4, с. 14] и возвращается в Темир-Хан-Шуру, затем в Газикумух, где он скончался в самом начале XX в.

 

К сожалению, данные об Абдурахмане после возвращения его в Дагестан также не­значительны. Некоторые сведения о деятельности и обязанностях Абдурахмана после его возвращения на родину можно почерпнуть из его сочинения «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1877 г.», где он рассказывает и о своем собственном участии в описываемых событиях, связанных с восстанием 1877 г. в Дагестане.

Поселившись в Газикумухе, Абдурахман, по имеющимся сведениям, в течение некоторого времени исполнял обязанности кадия, эту должность он занимал еще в 1308/1890-1891 г. [11, с. 561]. Год его смерти точно не известен, но принято считать, что это имело место в 1318/1900 или 1901 г. [4, с. 14].

Эти данные подтверждаются записью на одной из страниц до сих пор неизвест­ного нам рукописного списка сочинения Абдурахмана Газикумухского «Хуласат ат- тафсил». Ксерокопия списка была любезно предоставлена автору данного исследова­ния в 2008 г. Ильмуддином Абубакаром Шейхилавом ас-Сасики (т.е. из сел. Саситли, Цумадинский р-н). В указанной рукописи имеется запись следующего содержания: «Переселился автор, достойный, искусный ученый саййид Абдурахман из мира тлен­ного в мир вечный (в тексте букв.: из мира унижения в мир довольствия)» в 1318/1900­1901 г. в городе (балда) Газикумух (Газигумук) и похоронен он на кладбище (букв.: на их землях) в Газикумухе, - да смилостивится над ним Аллах Всевышний и да пошлет он ему прощение (отпущение грехов) (в тексте букв.: да прольет на него ведра милости своей и прощения. Аминь!». Здесь же рядом имеется приписка, указанная стрелкой, другим почерком: «А в [книге] «Табакат» ал-Багини на с. 296 [указан] 1317 год», т.е. 1899-1900 г.

Некоторые краткие данные об Абдурахмане и его брате Абдурахиме действительно содержатся в сочинении «Табакат» («Разряды»), биобиблиографическом своде сведе­ний о знаменитых религиозных деятелях, шейхах, суфиях, составленном упомяну­тым Шуайб-эфенди ал-Багини (ум. в 1330/1911-1912) [24, с. 294-296], известным дагестанским ученым и суфием второй половины XIX - начала XX в. В разделе, посвященном шейху Джамалуддину Газикумухскому, содержатся некоторые инте­ресные подробности о самом шейхе, о его жизненном пути, особенно в период после пленения имама Шамиля и окончания Кавказской войны, а также о его семье, в т.ч. о его сыновьях и учениках. Например, ал-Багини сообщает, что после взятия царскими войсками в плен имама Шамиля шейх Джамалуддин, опасаясь преследо­ваний (в тексте: переселения), вынужден был переселиться в Темир-Хан-Шуру «со своей семьей и верными ему людьми». Он не стал возвращаться в свой вилайет, в свое родное селение Газикумух, «а отправил свою младшую жену с младшим своим сыном Эфенди на свою родину в Газикумух, и они жили там, а шейх Джамалуддин оставался в Темир-Хан-Шуре в течение продолжительного времени со своими стар­шими сыновьями, Абдурахманом и Абдурахимом, и со своей старшей женой» [24, с. 395]. Далее он пишет о родственных связях Джамалуддина с имамом Шамилем: «А две дочери имама Шамиля были замужем за его упомянутыми сыновьями и они [также] находились с ними в Темир-Хан-Шуре. Затем пришло распоряжение Аллаха об их переезде и переселении их в российские земли, и они отправились [туда]» [24, с. 395].

 

О сыновьях Джамалуддина ал-Багини добавляет: «Его сыновья Абдурахман и Абдурахим возвратились на родину через некоторое время, а шейх Джамалуддин от­правился в Османское государство, он прибыл в Стамбул и жил там в течение двух лет» [24, с. 395]. Он сообщает также о месте и времени смерти шейха Джамалуддина, приводит рассказ одного из дагестанцев, посетившего Стамбул: «Затем, когда мы возвратились в Стамбул, мы узнали, что шейх Джамалуддин скончался (букв.: мы нашли шейха Джамалуддина, переселившимся в распоряжение милости Аллаха Всевышнего), и он был похоронен в Узкударе ( l^^lj ), - да будет милость Аллаха Всевышнего над ним и над нами. Аминь! И мы заплакали, и плакали те, кто находил­ся рядом с нами. И мы сильно опечалились, и пребывали в скорби из-за невозможно­сти вновь лицезреть его прекрасный лик» [24, с. 395-396]. Далее ал-Багини добавляет от себя: «Умер шейх Джамалуддин в 1292/1866 г. А что касается его благородных сыновей, Абдурахмана и Абдурахима, то Абдурахман умер в 1317/1899-1900 г., а Абдурахим - в 1322/1904-1905 г.» [24, с. 396].

В завершение биографического очерка, посвященного Абдурахману Газикумухскому, приводим краткий список его трудов.

Абдурахман является автором нескольких сочинений, написанных в разное вре­мя: «Выдержки из записок Абдурахмана, сына Джемалэддинова, о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем». Это русский текст сочинения, изданный в переводе А.И. Руновского. Само сочинение не обнаружено, но, по мнению исследователей (И.Ю. Крачковский, В.Г. Гаджиев, А.Р. Шихсаидов), записки представляют собой первоначальные наброски двух известных трудов Абдурахмана - «Хуласат ат-тафсил» и «Книга воспоминаний»; историческое сочинение под названием «Сукут Дагестан ва Чачан би-йара‘ али Усман фи санати 1294» - «Падение Дагестана и Чечни вслед­ствие подстрекательства османов в 1294 г.», т.е. в 1877 г.; историческое сочине­ние «Хуласат ат-тафсил», посвященное последнему периоду деятельности Шамиля на Кавказе и его жизни в качестве царского пленника в России. Сочинение написано в Калуге в 1864-1865г.; крупный историко-этнографический труд «Воспоминания Абдурахмана» («Музаккарат Абдаррахман»). Полное название его: «Китаб тазки- рат саййид Абдаррахман ибн устад шейх ат-тарика Джамаладдин ал-Хусайни фи байан ахвал ахали Дагестан ва Чачан аллафаху ва катабаху фи Тифлис фи санати 1285» - «Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада, шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Сочинено и написано в Тифлисе в 1285 г.», т.е. в 1869 г.

Абдурахман является также автором предисловия подготовленного им к изда­нию труда своего отца шейха Джамалуддина Газикумухского - знаменитого су­фийского трактата «ал-Адаб ал-мардийа». В «Предисловии к рукописному сочи­нению Джамалэддина о тарикате», предваряющем труд Джамалуддина «ал-Адаб ал-мардийа» (как уже отмечалось выше, сочинение было опубликовано в Тифлисе в 1869 г. в ССКГ, неоднократно переиздано, в т.ч. в переводе на русский язык: Порт-Петровск, 1905; Темир-Хан-Шура, 1908; Оксфорд, 1986), Абдурахман кра­тко описывает основные вехи жизнедеятельности своего отца. Ему принадлежит также «Послесловие от переписчика» к указанному изданию труда Джамалуддина Газикумухского по суфизму.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Крачковский И.Ю. Избр. соч. Т. VI. М.; Л., 1960. С. 614.
  2.  Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля / пер. с араб. А.М. Барабанова. М.: Л., 1941. 333 с.
  3.  Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля / араб. текст, подгот. А.М. Барабановым; под ред. И.Ю. Крачковского. М.; Л., 1946. С. 560.
  4.  Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидова; ред. пер., подгот. факс. изд., коммент., указ. А.Р. Шихсаидова и ХА. Омарова; предисл. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997. 868 с.
  5. Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. Калуга, 1291 г.х. Хуласат ат-тафсил ‘ан ахвал ал-имам Шамуил / пер. с араб., введ., коммент. и указ. НА. Тагировой. М., 2002. 318 с.
  6.  Канчавели НГ. Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294 г. // Мравалтави Историко-филологические разыскания. Т. 4. Тбилиси, 1975. С. 122-135. (На груз. яз.).
  7.  Гусейханов С.М., Мусаев МА. Абдурахман из Газикумуха: «Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1877 году» (предисл., текст, пер., коммент.) // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 1. Махачкала, 2008. С. 52-66.
  8.  Гаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле / пер. с араб. // Сборник сведений о кавказских горцах (далее - ССКГ). Вып. 7. 1873. С. 1-76.
  9.  Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / пер. с араб. Т.М. Айтберова; под ред. М.Р. Мугумаева; вступ. ст., коммент. и общ. ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. 176 с.
  10.  Сочинение Курбанали Ашильтинского, до нас не дошло; упоминание о нем см.: И.Ю. Крачковский. Новые рукописи истории Шамиля Мухаммеда Тахира ал-Карахи // И.Ю. Крачковский. Избр. соч. Т. VI. М.; Л., 1960. С. 608.
  11.  Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминаний о Шамиле // Избр. соч. Т. VI. М.; Л., 1960. С. 560-561.
  12.  Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000. 511 с.
  13.  История Дагестана : в 4 т. Т. II. М., 1967. 470 с.
  14.  История Дагестана с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до ХХ века. М., 2004. 627 с.
  15.  Tagirova N. und Sixsaidov А. Abdarrahman al-Gazigumuqi und seine Werke // Muslim Culture in Russia and Central Asia from the 18th to the Early 20th Centuries. Berlin, 1996. C. 319.
  16.  Джемалэддин Казикумухский. Адабуль Марзия // ССКГ. Вып. II. Тифлис, 1869. С. 1-21.
  17.  Руновский А. Выдержки из записок Абдуррахмана сына Джемалэддинова о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем // Кавказ. № 72-76. Тифлис, 1862.
  18.  Дневник полк. Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в Калуге с 1859 по 1862 г. // Акты Кавказской археографической комиссии. Т. 12. 1904. С. 1395-1528.
  19.  Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала, 1989. 154 с.
  20.  Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902. С. 241-242.
  21.  Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк // сост. М.Н. Чичагова. СПб., 1889. С. 153-154.
  22.  Гаджиев В.Г. Абдурахман и его воспоминания // Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. С. 128.
  23.  Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых («Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан»): дагестанские ученые Х-ХХ вв. и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. М.: Изд. дом «Марджани», 2012. 431 с.
  24.  Ал-Багини, Шу‘айб. Табакат ал-хваджаган ан-накшбандийа ва-с-садат ал-маша’их халидийа ал-махмудийа. Изд.‘Абд ал-Джалил ал-Ата. Дамаск, 1417/1996. С. 394-396. (На араб. яз.).

 

Вестник Дагестанского научного центра. 2016. № 60. С. 92-102.