История

История  »   Имам Шамиль  »   НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ ЖИЗНИ ИМАМА ШАМИЛЯ

НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ ЖИЗНИ ИМАМА ШАМИЛЯ

[опубликовано 27 Апреля 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

 

Схватка с Махулавом

В поисках знаний Шамиль оказался в селении Кудутль, где брал уроки у местного дебира. Однажды Шамиль сидел с друзьями в мечети и занимался. К нему подошел крепкий парень по имени Махулав и говорит:
«Я слышал, что ты большой мастер борьбы, и никто не может тебя побороть. Давай померимся сипами».
Шамиль ответил: «Я вовсе не такой сильный борец. К тому же я сейчас занят».
Однако Махулав продолжал настаивать на своем, думая, что Шамиль просто испугался. Да и друзья Шамиля стали уговаривать его помериться силами с местным силачом. Пришлось Шамилю принять вызов. Поединок решили провести на крыше мечети.
В самом начале схватки Махулав обхватил Шамиля за пояс и головой уперся в грудь. Шамиль также схватил противника за пояс. Так прошло несколько минут. От сильного давления головы Махулава послышался хруст грудной клетки Шамиля. Разозлившись от боли, гимринец поднял силача, бросил наземь и придавил ногой его живот.
«Почему ты теперь не встаешь, баба?» - сказал победитель с насмешкой. Схватив затем Махулава за ногу, он под радостные крики друзей стал таскать его по крыше, приговаривая: «Сбросить на улицу, что ли?»
А в это время мать Махулава, находившаяся на крыше своего дома, увидела плачевное положение своего сына и стала кричать:
«Ради Аллаха, Шамиль, это же мой сын, мой сын!»
Разозленный Шамиль крикнул ей в ответ:
«Эй, женщина! Если это твой сын, почему ты его не держишь около себя!»
Несколько дней после этой схватки Шамиль проболел.

Бой с быком

Как-то раз Шамиль увидел на дороге молодого быки. Бык ревел, бил копытами и разрывал рогами землю, взбивая ее над головой. «Этот бык воображает, что сильнее его на земле никого нет. Сейчас я ему покажу», - подумал юноша. Шамиль был молод и силен. Он подошел к быку, схватил его за рога и попытался повалить на землю. Бык, даже не повернувшись к нему, стал бросать Шамиля из стороны в сторону. Так и не смог молодой горец сдвинуть быка с места, только сильно ушибся и устал. Когда Шамиль стал взрослым, он вспоминал этот эпизод и смеялся над своим глупым поступком.

Прыжок черев Койсу

Упорное сражение на Ахульго (1839), длившееся уже третий месяц, подходило к концу. Горцы оборонялись из последних сил. Уставший Шамиль вышел со своим сыном Гази-Мухаммадом на открытое место, которое обстреливалось врагом. Он был в отчаянии и хотел погибнуть, как и многие его товарищи. Шамиль обнял сына и произнес:
«О Аллах! Это самое дорогое для меня живое существо. Так пошли же смерть сначала мне, а уже потом - моему мальчику!»
Однако старейшины возразили имаму:
«Враг почти занял Ахульго. Но этим война не закончилась. Борьба еще предстоит. И продолжить ее должен ты, Шамиль. Ты спасайся и опять поднимай народ на борьбу, потому что люди пойдут за тобой».
Шамиль послушался стариков. Со своей семьей и близкими товарищами он решил вырваться из окружения и бежать. В это время тяжело была ранена в голову жена имама Джавхарат. С каждой минутой она слабела и просила воды. Женщина жевала жареные зерна, чтобы накормить своего маленького двухлетнего сына Саида. Когда она умерла, мальчик ползал по ней, плакал и звал то отца, то мать. Потом и он погиб от вражеской пули. Но Шамиль об этом не знал. Джавхарат с сыном не успели похоронить. Через год после этой битвы Шамиль прибыл на Ахульго, чтобы найти тела жены и сына. Они лежали среди камней в мокрой глине, которую нанесла речная вода во время разлива. Ни одежда женщины с ребенком, ни их тела не испортились. Тогда же их и похоронили на Ахульго.


Когда выстрелы еще гремели, Шамиль приказал всем сражаться до последнего.
«Если же кто будет ранен и ослабеет, пусть прыгает с обрыва, но не сдается в плен", - таков был приказ имама. В это время погиб его дядя Бартыхан. Когда солдаты хотели взять в плен детей и женщин, сестра Шамиля Патимат вырвалась, закрыла свое лицо платком и бросилась в пропасть.
Покидая Ахульго, горцы в темноте наткнулись на засаду. Выхватив шашки, они бросились на солдат, пытаясь прорваться. Сын Шамиля, семилетний Гази-Мухаммад, сидел за спиной одного мюрида, и когда они ринулись вперед, солдат штыком ранил мальчика в ногу. Гази-Мухаммад, помня наказ отца, начал просить мюрида: «Брось меня в реку! Брось меня в реку!»


Но вот, наконец, свобода. Недалеко от места слияния Аварского и Андийского Койсу горцам преградила дорогу вода. Надо было перейти на другой берег. Любая задержка грозила гибелью, так как за беглецами была погоня. Среди них были женщины, они задерживали переправу, боясь сорваться в реку. Тогда Шамиль разбежался и... перепрыгнув реку, оказался на противоположной стороне. Ему кинули веревку, которую протянули над бревном, и, держась за нее, все перешли реку.
«Что же тут необычного?» - скажут некоторые.
Дело в том, что правый берег, куда прыгал Шамиль, был ниже, чем левый. Значит, прыгал он снизу вверх. Расстояние между берегами - около четырех метров. Да еще Шамиль прыгнул, держа на спине своего сына Гази-Мухаммада. А если учесть, что и тот, и другой имели при себе оружие и были очень уставшими, можно сказать, что прыжок этот был удивительным.
Так спасся имам Шамиль со своими близкими людьми, чтобы потом опять поднять народ на борьбу за свободу. И продолжалась эта борьба еще ровно 20 лет.

«Проклятое ущелье»

Царские войска продвигались к Гергебилю, чтобы захва¬тить этот аул и весь прилегающий к нему район. Через Гергебиль проходила дорога на Гуниб - один из важных путей в Дагестане. Узнав об этом, Шамиль решил без сражения, одним ударом, остановить наступление врага. Как же он собирался это сделать?
Недалеко от Гергебиля дорога, ведущая на Гуниб, проходила по дну узкого Хвартикунинского ущелья. Шамиль решил перегородить ущелье плотиной и, как только царские войска войдут в него, взорвать ее. Вода мощным потоком хлынет в ущелье и сметет все на своем пути. Таков был план имама.


По приказу Шамиля работа началась. К месту строительства плотины сотни людей на арбах везли бревна, землю, камни. Работали день и ночь. В каменистое дно реки горцы установили 90 дубовых свай и переплели их прутьями. Получилось перекрытие. Затем в воду полетели камни, посыпалась глина. Река остановилась и стала заполнять ущелье. Шамиль был доволен полученным результатом. Но вскоре в перекрытии образовалась большая дыра, и вода стала вытекать. Что только не делали горцы: в брешь кидали камни, мешки с землей, бревна - ничто не помогало. Вода уходила, плотина обнажалась. Тогда Шамиль решил: надо нырнуть и под водой заделать дыру камнями.
«Кто это сделает?» - спросил имам окружавших его горцев.
После короткой паузы вперед вышел горец, имени которого никто не запомнил. «Я сделаю, имам», – сказал он. Шамиль тут же при всех наградил его серебряным орденом за смелость.
Не зная, куда деть орден, храбрец сунул его за щеку и прыгнул в воду. На поверхности он больше не появился. Но в первое мгновенье река как будто остановилась. Видимо, горец не мог выбраться, и решил своим телом закрыть брешь. Однако вскоре вода вновь хлынула. Жертва оказалась напрасной. Поняв, что горец погиб, Шамиль рассердился и проклял это ущелье. С тех пор это место стало называться «Проклятым ущельем».
И хотя горцы ввиду малочисленности не справились со своей задачей, план имама Шамиля был замечательной военно-инженерной операцией.

Конец «эпохи»

Многие дагестанские паломники после совершения хаджа, прибыв в Медину, посещают могилу Пророка. Затем на кладбище «Джаннат аль-Бакия» они стараются найти место захоронения имама Шамиля, но, увы, безрезультатно. В начале прошлого века его могильный камень с высеченной на нем арабской вязью был снесен местными властями и теперь можно лицезреть лишь примерное место погребения. Но одному паломнику в свое время все-таки удалось переписать надпись на стеле имама, которая в переводе гласила:
«Могила шейха Шамуйила, [бывшего] борцом за правое дело, так что в теле его оказалось двадцать ран, [полученных] от неверных и людей порока. Эта могила сведущего об Аллахе и борца за правое дело, двадцать пять лет ходившего по пути Аллаха, славного, превосходного ученого, труженика, имама, повелителя правоверных ал-Хаджи аш-Шайх Шамуйила ад-Дагестани. Да простит Аллах его и родителей его и потомков его и да будет милость тому, кто посетит могилу его для [произнесения] благородной Фатихи за его душу! 1287 года, 24 зи-л-када». «Он, [т.е. Аллах] живой вечный!» «Это могила шейха, имама, борца за правое дело, повелителя пра¬воверных аш-Шайх Шамуйила ад-Дагестани, который в течение двадцати пяти лет боролся с русскими, так что тело его получило двадцать четыре раны. Душе его - благородная Фатиха!»


Благополучно совершив паломничество в Мекку в 1870 г., Шамиль со своей семьей временно поселился в Медине. Здесь умерла его дочь Сапият. Сам он, видимо, предчувствовал и свой конец. Он был стар, болен, да и многочисленные раны давали о себе знать. До последних дней своих он молил и просил Всевышнего о прощении грехов, пока ангел смерти тихо не посетил и не забрал его душу. Так закончилась необыкновенная жизнь дагестанского горца, начавшаяся в небольшом селении Гимры и закончившаяся в священных местах Аравии. Горца, имя которого гремело на Кавказе и известно далеко за пределами России.


Когда в октябре 1859 г. Шамиля пригласили посетить Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, ему были показаны книги на 22 языках, написанные о нем, изданные в разное время на русском, английском, шведском, датском, немецком, польском, венгерском, французском, голландском, итальянском, латышском и других языках. Видимо, это понравилось имаму, он долго рассматривал свой портрет, помещенный в одном английском издании. При прощании директор биб¬лиотеки спросил Шамиля, что ему более всего понравилось здесь.


«Осмотр мой, – отвечал имам, – был слишком быстр, чтобы я мог сказать, что здесь всего примечательнее, но более всего меня поразила возможность собрать в одном месте столько источников знания..,».
И сегодня Шамиль продолжает волновать ученых, поэтов, писателей, художников, политиков. Слово об имаме Шамиле еще впереди, а поэтому история человека-легенды еще не дописана.