История

История  »   Имам Шамиль  »   ШАМИЛЬ В ЕВРОПЕ

ШАМИЛЬ В ЕВРОПЕ

[опубликовано 5 Февраля 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

 

19 сентября 1834 г. Шамиль был избран имамом Дагестана. С этого момента начинается его жизнь предводителя горцев. Знание тактики, оригинальность решений в военных операциях позволяли Шамилю наносить серьезные, иногда сокрушительные удары царским войскам. Хорошо обученная, регулярная царская армия, вооруженная современным огнестрельным оружием, артиллерией, долгое время ничего не могла поделать с горцами, защищавшимися кинжалами, шашками и камнями. Из «великого разбойника», «предводителя скопищ», как называло Шамиля русское командование, имам постепенно превращался в горского правителя, сильного и умного противника.


Шамиль. Неизвестный художник. Франция.Признавая Шамиля выдающимся военачальником и государственным деятелем, общественность России и Европы желала иметь его изображение, знать, как выглядит этот загадочный горец из Дагестана. Откликаясь на это, художники России и других стран создавали портреты Шамиля, руководствуясь лишь заочным, часто эмоциональным представлением о нем. Личностью Шамиля интересовались за рубежом, где с пристальным вниманием следили за кавказскими событиями. В газетах, журналах появляются заметки, статьи о делах, происходящих на Кавказе. В 1854 г. в парижском «Всеобщем иллюстрированном журнале» была опубликована статья Эдмонда Тексье «Шамиль» с оригинальным изображением главного героя. Необычен наряд Шамиля (кольчуга, шлем, лук, стрелы) гордо восседающего на коне. Видимо, этим авторы портрета М.Джубер и Ф.Морнан хотели подчеркнуть высокое положение Шамиля, его главенствующую роль.


Шамиль. Неизв. худодник. ГерманияВскоре в Париже Эдмонд Тексье публикует свою книгу «Шамиль», вышедшую в серии «Люди Восточной войны». Серия, выходящая в издательстве «Либре Альфонс Тари», представляла читателям биографии знаменитых политических деятелей и военачальников, участников исторических событий середины XIX века в Европе, а также их портреты. Были изданы книги о таких знаменитостях; как адмирал Нэпир, Омер Паша, император Николай I, султан Абдул Меджид, маршал Сен-Арно, лорд Роглан, князь Горчаков, князь Монтенегро и среди них Шамиль. На титульном листе «Шамиля» был напечатан портрет имама в черкеске, кольчуге и шлеме.
В 1854 г. в Париже издается книга Пьера Закона «Шамиль-освободитель Кавказа» со своеобразными иллюстрациями художника Ж.Бюси. Художник придал Шамилю типичные черты жителя Востока: борода, усы, на голове башлык. Видимо, для придания герою более романтичного вида мастер изобразил Шамиля с длинными волосами, с боевым луком и стрелами.


Театр "Сен-Мартин" в ПарижеВ парижском театре «Сен-Мартин» 26 июня 1854 г. состоялась премьера постановки из 5 действий французского драматурга Поля Мериса «Шамиль». Конечно, пьеса не являлась существенным историческим вкладом в библиографию Шамиля, по всей вероятности, она явилась плодом бума вокруг популярного имени имама. Произведение Поля Мериса не вызвало восторга в России. Автора упрекали в недоброжелательности к России, в восхвалении Шамиля. В частности, в сочинении Е.А. Вердеревского и Н. Дункель-Велинга «Шамиль в Париже и Шамиль поближе», опубликованном в 1855 г. в Тифлисе, говорится, что Шамиль Поля Мериса далек от истины.


Тем не менее, пьеса представлялась в Париже. Музыку к спектаклю сочинил французский композитор М.Гондю, а главную роль - роль Шамиля - сыграл актер М.Меленг. Время действия в пьесе апрель-октябрь 1834 г., т.е. год избрания Шамиля имамом. Среди действующих лиц - наибы Гамзат, Келемет, Джантемир, капитан русский армии Федор Васильев, солдат Шабашкин и другие. Текст пьесы был издан отдельной брошюрой.
В солидной зарубежной антологии поэзии, прозы, драматургии об имаме Шамиле особое место занимает песня известного в свое время поэта-песенника Пьера Дюпона «Шамиль». Французский поэт Пьер Дюпон (1821-1871), сын простого ремесленника, являлся подражателем Беранже. Не многие его стихи затрагивают непосредственно народную сельскую жизнь, но именно в них обнаруживается свежесть поэтического темперамента. Из песен Дюпона, музыку к которым он сочинял сам, популярными являлись «Les Boenfs», «Le Braconnice», «Chaut du puin» и др. 

Обложка пьесы "Шамиль"ШАМИЛЬ
Из всех Кавказа страшных скал,
В каких опасность век таится,
Прочнее мир еще не знал,
Чем воля Шамиля-провидца.
Шамиль-то новый наш пророк,
Что сам борьбу возглавить смог 
И гордо Николаю
Мистический гонец Аллаха
Сказал раскольнику без страха:
«Не дам без боя края».
Пост и священная молитва
Дают ему отвагу в битве
Не пасть смертям назло,
Над пулей и огнем смеяться,
Душой-бронею защищаться
И сохранять тепло.
В горах, что порождают гром,
Он укрепил очаг и дом
В стремнинах Дагестана,
Что средь природы вечной силы
Становятся чужой могилой
Незваного Титана.
В облаве армии враждебной Книга о Шамиле. Французское издание
И ядр, что смертью неизбежной
Грозят ему в пещере,
Он лихо вдохновляет горцев,
По кратерам огня несется,
Мир, обновляя верой.
В моменты схваток рукопашных,
Подобно Эвменидам страшным,
И с ужасом в глазах
Горянки валуны вращают,
Родных детишек убивают,
Чтобы не жить в рабах.
Он с яркой рыжей шевелюрой
И с синим взглядом без прищура
Народ спас от бесчестья,
Оставил Север без защиты
И независимый, небитый
Несется в поднебесье.
И Запад поднялся стеною
Против царя с его мечтою
Наследный трон занять.
Султана и Европы наций
Границы будут укрепляться
За Шамилеву рать.
Начнется обновленья фаза
На склонах древнего Кавказа.
И Николай поймет,
Что честолюбие задето,
А Прометей - Шамиль сквозь лета
Ввысь ястребом взметнет.
Перевод с французского


Книга о Шамиле. Шведское изданиеВ 1856 г. в Европе происходили важные исторические события: закончилась Крымская война, наступило время переговоров. В столице Франции был подписан так называемый «Парижский трактат 1856 г.». К этому знаменательному событию в периодической печати Франции появилась необычная иллюстрация «Полководцы союзных армий». Отдельные гравированные изображения военачальников были смонтированы вместе, тем самым, представляя собой парадную группу знаменитых полководцев современности на фоне боевых знамен. Кто же представлял союзников в военном деле? Одни имена и звания говорят о высоком положении каждого: Сен-Арно - французский маршал, главнокомандующий союзными войсками во время Крымской войны; герцог Кембриджский - фельдмаршал, командующий британскими войсками; Омер Паша - главнокомандующий турецкой армией на Дунае; Наполеон III - император Франции; Джордж Браун и сэр Вильям Нэпир - английские генералы; Франсуа Канробер - французский маршал и др.

Среди увешанных орденами крупных военачальников, известных во всей Европе, незаметен, на первый взгляд человек, скромно расположившийся во втором ряду, с бородой и папахой - представитель Дагестана, к тому времени носящий звание генералиссимуса, а потому стоящий по званию выше всех изображенных.
К.Маркс в газете «Нью-Йорк Дейли Трибюн» писал, что «... Шамиль официально получил от Порты (Турция. – Д.Х.М.) звание генералиссимуса черкесской и грузинской армий». Шамиль, а это он изображен на иллюстрации, являлся в тот момент в действительности главным серьезным противником царской России.
Большой интерес представляет оценка западноевропейскими историками, специалистами деятельности и личности Шамиля. Известный немецкий путешественник, писатель Ф.Боденштендт говорил об огромной роли Шамиля в объединении горцев Северного Кавказа, в создании государ¬ственного строя.

Литография "Шамиль" Немецкое изданиеДругой историк, писатель М.Макки отмечал заслуги Шамиля не только в роли полководца, но и в качестве руководителя государства, законодателя, духовного главы. Даже те из авторов, которые считали завоевательную политику русского царизма правильной, как, например, Ф.Вагнер, были вынуждены признать Шамиля храбрым, мудрым, талантливым человеком, достойным предводителем горцев. В связи с этим портреты Шамиля, издаваемые в различных европейских издательствах, пользовались большой популярностью. Так, например, в издательстве «Окмике и Римшнайдер» в Германии была выпущена цветная литография «Имам Шамиль», изображающая атаку горцев под командованием Шамиля. Парадный портрет «Шах-Эфенди» исполнил немецкий мастер Штекмест, а затем портрет тиражировался в издательстве Д.Росса в Берлине. И совсем необычным выглядит портрет Шамиля работы неизвестного художника, выполненный в технике гравюры и подписанный по-немецки: «Шамиль - гроза, герой и пророк Кавказа», где имам предстает перед нами темнокожим мужчиной с восточным тюрбаном на голове, в черкеске, поверх которой надет плащ. Чертами лица и внешним видом Шамиль больше похож на персонаж восточных сказок, чем на горца Северного Кавказа.


Художники пытались распознать в оригинале, помимо личных, индивидуальных признаков, еще и те общие типические черты, которые, были характерны для представителя определенной нации, класса, эпохи. Многим европейским портретам Шамиля присущ романтический налет. Запад видел в Шамиле освободителя, мученика, отважного воина, противостоящего могучей Российской империи. Скупые сведения о Шамиле, доходившие до стран Европы, сразу же обрастали легендами.

Из книги: Доного Хаджи Мурад «Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны» М., 2005.