История

История  »   Ислам  »   АХМАД ТАЛАЛИ – ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА

АХМАД ТАЛАЛИ – ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА

[опубликовано 18 Апреля 2014]

Шахбан Хапизов

 

Ахмад ат-Талали – наиболее влиятельный религиозный лидер Цора (Закатальского округа) в конце ХIХ – начале ХХ веков. Исследователи называют его тридцать шестым шейхом в «золотой цепочке» («силсила аз-захаб») накшбандийских шейхов.
Им была построена самая крупная на тот момент в Закатальском округе и в Закавказье в целом мечеть в родном селении Тала (самое крупное аварское селение начала ХХ в., состоявшее из 1 400 хозяйств), молельный зал которой составляет 2 000 кв. м. Согласно строительной надписи Тальской Джума-мечети, «заложен фундамент мечети в 1319 г. хиджры (1901 г.) по благословлению шейха Ахмада Талали, но закончилось строительство уже после смерти шейха – в 1910 году». Он также был известен и благотворительными проектами. Им, в частности, был проведен 14-километровый водопровод в родном селении. У Ахмада Талали было 19 халифов или сподвижников, которые популяризировали тарикат в Дагестане, Закатальском округе и в целом по всему Кавказу, от Карачая до Аджарии. Его активность являлась предметом обеспокоенности властей Российской империи, которые дважды высылали его с Кавказа, около 3 лет он провел в ссылке в Иркутской области. Вместе с тем после возвращения из ссылки он снова отправился в хадж и провел около 8 лет в Стамбуле и других городах Османской империи.


По словам Багини, Ахмад Талали был добрым и степенным: «…Был далек от всяких порицаемых качеств характера. Он был образцом, который приводят в качестве примера доброты, умеренности, щедрости и удивительного благородства… В наставлении мюридов он был удивительным человеком своей эпохи, знал способ приносить пользу ищущим ее. Он воспитывал каждого мюрида соответствующим тому способом воспитания и своей всеобщей милостью. Он разговаривал с людьми в соответствии с их разумом, беседовал с ними в соответствии с уровнем их понятий, общался с людьми со знанием их, обходительно беседовал даже с неверными. Из-за большого количества людей, которые приходили к нему, его ворота были похожи на ворота великого султана и халифа. Он усердно работал все время, направлял свой внутренний взор на своих муридов и передавал (изливал) им свет божественного знания».
Известный алим и религиозный поэт рубежа ХIХ–ХХ вв. Тликазул Малла-Хасан является автором марсийи, посвященной Ахмаду Талали. В написанном на аварском языке стихотворении он дает высокую оценку шейху:


Гьесул гIадаб тIарикъат тIурукъазулъ рагIичIо,
Кисаго тIибитIана, щвезе бакIго хутIичIо:
Чачан, Чергесгин, Ширван, кинабгоги Дагъистан,
Тала улкаялдехун вахъана, жиркаял цIан,
Батум, Тулписгин Ганжа, Хъазан, Шамах, Истанбул,–
Маъзунгин мурид гьечIеб бакI батуларо гьесул.
ХIатта Макка, Мадина, Мисри, ГIиракъгиму Шам, –
Шайхасул муршидзабаз цIун буго гIараб, гIажам.


Некоторые исследователи считают годом его смерти 1903-й, однако на могильной плите хаджи Ахмада-афанди (имя отца и нисба не указаны) указана дата смерти шейха с точностью до дня – 10 зул-хиджа 1321 г. хиджры (18 февраля 1904 г.). В селении Эхеди Тала Закатальского района есть небольшой участок на кладбище, известный как «Дилак-зяират», где похоронены шейхи Ахмад Талали, Джабарил-афанди Цахурский, Абдурахман-афанди Унхадинский и другие тарикатские шейхи и их видные последователи.
Местный краевед Махаммад Шабаноглу утверждает, что по доступным ему материалам Ахмад родился в семье бедного сельчанина по имени Мустафа в начале (январь-февраль) 1839 года. Интересные сведения о происхождении Ахмада Талали передает известный немецкий востоковед М. Кемпер: «Ахмад ат-Талали ал-Хуци… был родом из аварского селения Тала под Джаром в Северном Азербайджане, хотя его вторая нисба отсылает нас к с. Гоцатль в Аварии (ныне Хунзахский район Республики Дагестан)». В одном из архивных документов нами были обнаружены внешние приметы Ахмада: «От роду 27 лет, рост – 2 аршина и 7 вершков. Черные усы и брови. Голову бреет».

 

Детство и юношество


Шуайб Багини в своем биографическом труде пишет следующее об Ахмаде Талали: «Свет небес накшбандийского тариката, луна истины ал-муджаддидийа ал-халидиййа ал-махмудиййа, наш шайх и пример для подражания, обновитель четвертого столетия шайх ал-хаджж Ахмад-афанди б. Мустафа ат-Талали. Он родился, да будет доволен им Аллах, в городе Тала, расположенном недалеко от города Джар и соединенном с ним крепостью, в 1251/1835–36 году. Он начал обучаться в доме своего отца, который вскоре скончался, и [Ахмад-афанди] остался слабым, бедным, несчастным сиротой. У него не было дома никакого мирского добра, он был подобно аскетическому пророку и святому. Затем, в юношеские годы, он изучил рациональные и религиозные науки и освоил то, что ему было необходимо в религиозной жизни». По другим источникам также известно, что его родители умерли, когда Ахмад был еще ребенком, и потому его прозвали Ятим («сирота») Ахмад. Первым его учителем был кади Саид-афанди в Кахе, где он обучался.
По данным Шуайба Багини, «большую часть времени он учился в селении Илису у ученого Исмаила-афанди, однако он имел сильную любовь и стремление к «сокровенным» знаниям. Он искал совершенного наставника, который довел бы его до искомого». Ахмад Талали хотел было поступить под духовное наставничество шейха Ахмада-афанди ал-Алмали, однако тот рекомендовал ему своего односельчанина Махмуда-афанди, которого Ахмад Талали нашел в доме известного религиозного деятеля того времени, Хаджибаба-афанди, в селении Ках.


Согласно оперативным сведениям властей Закатальского округа от сентября 1868 г., Ахмад «начал учение свое в Елису, где находился около двух лет, по прибытии Махмуда Эфенди в Алмалы он отправился туда и был при нем около года». Со слов самого Ахмада Талали известно: «Я прислуживал моему шайху Махмуду-афанди только шесть месяцев. [За это время] он довел меня до всех степеней и стадий (макъам), тайн, чудотворств». Потом уже он перешел в Алмало к Махмуду-афанди, где пробыл около шести месяцев. По прошествии 6 месяцев Махмуд-афанди назначил Ахмада Талали своим маъзуном, т. е. возвел на степень 1866 г.
При обращении к документам из исторического архива Грузии видно, что Махмуд-афанди вернулся из ссылки в Вятскую губернию в 1864 г. (был сослан, по некоторым данным, в 1855 г. «за сношения с непокорными горцами и проповедование тариката»). В июне 1866 г. Махмуд-афанди с женой и детьми выезжает в Казанскую губернию для свидания с родственниками жены (татарки). По тем же оперативным данным властей Закатальского округа, перед отъездом Махмуд-афанди «указал на двух лиц, к которым можно обращаться, – учеников своих» (Ахмада Талали и Джабраила Цахури). По этому источнику «до того не известный никому Малла Ахмад вдруг делается популярным на всю округу», тем более что он недавно вернулся из хаджа.


Эти данные подтверждаются и Багини, согласно которому перед последним отъездом в Поволжье, в 1866 году, шейх Махмуд-афанди завещал своим последователям: «Если у вас временами возникнет проблема в мирских делах, то обращайтесь к кадию Хаджи Баба-афанди. Если же у вас возникнут проблемы в вопросах тариката, то обращайтесь к мулла Ахмаду ат-Талали. Воистину, я поставил его на мое место и открыл ему все то, что есть во мне. Все, что вы хотите от меня, вы найдете в мулле Ахмаде ат-Талали». Итак, весной 1866 г. шейх Махмуд ал-Алмали передал разрешение на наставничество (аджаза) восьмерым своим преемникам. Ученик Ахмада Талали – Шуайб Багини – также пишет: «Каждому из них в руки он дал письменное разрешение на наставничество, чтобы удалить сомнения [людей], так как если бы не они, то не было бы в этом надобности». Он называет Ахмада Талали первым и самым совершенным из преемников Махмуда ал-Алмали.

 

Первая ссылка


Видимо, рост влияния Ахмада Талали встревожил власти Закатальского округа, а вдобавок «некоторые большие преступники и нечестивцы его селения и квартала начали строить козни против него». В итоге вскоре после того как Ахмад Талали стал шейхом накшбандийского тариката, власти Закатальского округа добились его ссылки, по словам Багини, «в Сибирь, в один из отдаленных городов тюрков, где он пребывал несколько лет». По словам исследователя биографии Махмуда-афанди, первоначально Ахмад Талали был арестован в Кахе, однако вскоре был отпущен. Вскоре он отправился в хадж, где серьезно заболел. По возвращении из хаджа его арестовали и отправили в ссылку, где он провел якобы три года.


По архивным данным, в 1868 г. хаджи Малла Ахмад, сын Мустапы, вместе с тремя другими жителями Закатальского округа (32-летний Мугидин, сын Магомедхана, уроженец с. Уричи (Арчиб) Казикумухского округа; 34-летний уроженец Нухинского округа Абдулкарим, сын Ятима и 36-летний уроженец цахурского с. Сувагиль – хаджи Джума, сын Амина) был приговорен к высылке из Закатальского округа. Как пишет в своем рапорте начальник Закатальского округа капитан Шелковников начальнику Кавказского горского управления от 3 августа 1868 г.: «Первые трое, как ревностные проповедники тариката, как люди, имеющие крайне вредное влияние на направление мыслей невежественного народа, и как нарушители общественного спокойствия, не могут быть терпимы в крае; я потому полагал бы сослать их в отдаленные губернии России навсегда. О чем прошу ходатайства вашего превосходства. Абдулкерима, занимавшегося торговлей, виновного в излишней приверженности к Малла Ахмаду, прозванному шейхом, я полагал бы выслать из округи». 13 июля того же года Мугидина и Абдулкарима отправили в Тбилиси. Малла Ахмад же и Джума были первоначально сосланы в Харьков, откуда, согласно распоряжению от 12 января 1869 г., Ахмад был сослан в Тульскую губернию, а Джума – Орловскую. Через полтора года, 24 июня 1870 г., последовало распоряжение о возврате Ахмада на свою родину – в село Тала. Джума вернулся в Закатальский округ чуть позже.


После возвращения из ссылки Ахмаду Талали удалось во второй раз отправиться в хадж, по возвращении из которого он обосновался в Стамбуле, при мечети Султан-Ахмад. Там он сблизился с сыном Шамиля Газимухаммадом, который приглашал его на службу в Османскую армию, участвовавшую с Россией в войне 1877–78 гг. Сам Газимухаммад был назначен военачальником крупного воинского подразделения, состоявшего из кавказцев, куда он уговаривал поступить и Ахмада Талали. Тот, однако, отказался, по его объяснению, из-за вещего сна, который он увидел перед принятием окончательного решения. После возвращения из похода Газимухаммад уговаривал его остаться навсегда в Стамбуле, однако Ахмад Талали вернулся, объясняя это повелением учителя – Махмуда-афанди. В Стамбуле он прожил около 8 лет.

 

Потомки Ахмада Талали

 

Сын Ахмада Талали – Мухаммад (1880–1937 гг.) – стал известным алимом и общественным деятелем. Он также был известен как Малла Мухаммад, а из-за того, что являлся сыном известного шайха Ахмада Талали, в официальных документах он большей частью упоминается как Мухаммад Шейхзаде (перс. «сын шейха»). Мухаммад был одним из руководителей антисоветских восстаний в 1920-м и 1930-м годах. Роковым для сына и внуков Ахмада Талали стало участие в восстании 1930 г.
1929 г. вошел в историю как год «великого перелома» в проведении коллективизации сельского хозяйства. Но она вызвала в стране крестьянские выступления, вплоть до вооруженных. Такие выступления имели место в дагестанских селениях Какашура, Параул, Губден, Анди, Ботлих, Хнов и др. Такого же характера было и Закатальское восстание 1930 г. О том, что творилось в Закатальской зоне на рубеже 1920–1930 гг., пишет бывший министр внутренних дел Нахичеванской АССР Садыг Зейнал-оглы: «В годы коллективизации в Шекинском, Закатальском, Белоканском районах были арестованы и расстреляны более 2 тысяч крестьян и представителей духовенства, которые также обвинялись в участии в повстанческом движении. Расстрелы осуществлялись на сходах с целью напугать остальных и тем самым приостановить дальнейший рост повстанческого движения на территории Азербайджана. А семьи их высылались на берега Аральского моря. В результате резкой перемены климата погибали невинные дети и старики».

За 1929–30 гг. Нуха-Закатальское восстание являлось во всем СССР вторым по количеству вовлеченных в него участников (3 700), первым же было – Кызыл-Ордынское в Казахстане. Из-за арестов и убийств религиозных лидеров, а также насильственно проводимой коллективизации население Закатальского округа стало проявлять открытое недовольство. В числе руководителей Нуха-Закатальского восстания, согласно архивным данным, были сын Ахмада Талали Мухаммад (1880 г. р.), принимавший участие и в восстании 1920 г., а также его сын Мустапа Шейхзаде (1906 г. р.; официально – уроженец с. Шабалыт Нухинского уезда).
В селе Тала восстание началось 17 февраля. До этого Мухаммад Шейхзаде обошел все селения и раздал им оружие российского и турецкого производства. Костяк восставших в Тала составляли 20–30 человек, к которым присоединились остальные жители села. Хотя тальские участники восстания пытались прорваться в город, засевшим в Закатале частям с помощью бронетехники удалось отразить нападение восставших. В Кахе дела у участников восстания шли лучше – им удалось захватить органы власти, а советские работники и уцелевшая часть вооруженного отряда вынуждены были отступить в сторону села Елису и далее в Дагестан.
На 13 апреля особенно большой размах восстание приобрело в Алиабадской и Кахской зонах. В Кахском районе сформирован отряд численностью до 300 человек, который занял также соседнее Гейнюкское ущелье. Телефонная связь между городами Нуха и Закатала была прервана, а отряд в 100 человек двинулся на село Кахи. Отряд численностью 500 штыков занял прилегающие к Нухе селения. Сам город Нуха также был занят в течение нескольких дней восставшими, которыми руководил Мустапа Шейхзаде, известный также как Малла Мустапа – шейх шабалытский.


Встревоженные размахом движения власти стянули в регион крупные вооруженные формирования. С юга двинулся 64-й Кавказский полк, из Евлаха – 66-й Кавказский полк, роты 9 полка со стороны Лагодехи и т. д. В ходе упорных боев части Красной армии заняли основные центры восстания: Кабахчолиб, Катих, в Белоканском районе; Тала, Вархиан в Закатальском районе; Чиних (Гюллюк) в Кахском районе; Гёйнюк, Зейзид и Бидеиз в Нухинском районе.
Против восставших горцев были направлены армейские части со стороны Лагодехи и Шеки. Самое крупное сражение развернулось тогда на границе Грузии и Закатальского округа, где аварцы с винтовками и кинжалами бросились против военных частей, вооруженных современной артиллерией. Непосредственно в результате боевых действий, по архивным данным МНБ, с 12 апреля по 12 мая 1930 г. было убито 180 повстанцев и ранено 150. Из числа восставших в ходе массовых арестов были задержаны 865 человек. Всего изъято 2 725 единиц оружия. Восставшими, в свою очередь, были убиты 73 человека, из которых 27 – советские работники и коммунары, 4 милиционера, 29 солдат и офицеров и т. д. Ранено восставшими – 79 человек.


Большинство участников восстания были расстреляны или сосланы в Сибирь и Среднюю Азию. Мустапе Шейхзаде удалось скрыться, но в 1932 г. через арестованного при угоне лошадей местного цыгана органам НКВД удалось узнать, что Мустапа скрывается в одном из азербайджанских селений в Южной Грузии и готовится перебраться в Турцию. Задержанный вскоре Мустапа коллегией ОГПУ 20 января 1934 г. был приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет пребывания в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ). Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Особой тройкой УНКВД ЛО 25 ноября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в городе Ленинграде 8 декабря 1937 г.


1 сентября 1937 г. был расстрелян и старший брат Мустапы – 32-летний Ахмад-афанди Шейхзаде, названный в честь деда и принимавший участие в восстании 1930 г. По информации краеведа А. Мамедли, внуки Ахмада Талали – Мустапа и Ахмад – были расстреляны 31 августа 1937 г. по приказу комиссара НКВД Сумбатова.
Вместе с двумя сыновьями был расстрелян и их отец – Мухаммад. Особым совещанием 26.05.1932 г. он приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Особой тройкой УНКВД ЛО 25 ноября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 8 декабря 1937 г.

 

МК в Дагестане 18 апреля 2014 г.