История

История  »   Ислам  »   ЗНАТОК АРАБОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ (ДАВУД ИЗ УСИША (1665-1757))

ЗНАТОК АРАБОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ (ДАВУД ИЗ УСИША (1665-1757))

[опубликовано 27 Января 2010]

Омаров Мухаммадрасул

 

Селение Усиша Даргинского округа сыграло огромную роль в распространении и укреплении Ислама и шариатских норм не только среди представителей даргинской национальности, но и во всем Дагестане. Это одно из селений, известное в прошлом как крупный научный центр, где наряду с изучением наук, была очень развита и переписка книг, что в то время было одним из главных составляющих по распространению Ислама.


Медресе в селении Усиша стало одним из ведущих учебных заведений XVI–XVIII вв., куда съезжались знатоки арабоязычных наук со всей округи (с. Акуша, Купа и др.). Во многом медресе получали такую известность и признание благодаря преподавателям, работающим здесь. Зачастую дагестанские медресе имели одного преподавателя, и его учеников, которые имели право вести начальное и среднее звено мутааллимов. В селении Усиша преподавателем были известные нам по переписанным книгам и своим трудам Мухаммад бин Мухи, Абдурахман, и др.


В таком селении, где уже на протяжении столетия проводилась просветительская и научная работа, где джамаат села приветствовал и поддерживал Ислам, в 1665 г. родился будущий великий представитель арабоязычной культуры Дагестана XVII–XVIII вв. – Давуд.


Отец Давуда – Али бин Мухаммад, бедный пастух, испытывал все время крайнюю нужду, поэтому работал круглый год. Давуд с детства проявлял любовь к учебе, сначала учился у местных алимов, чуть повзрослев, каждый день ходил пешком в селение Акуша. Как бы ни было трудно он проявил удивительные способности в изучении наук. Позднее он, как особо одаренный ученик, был направлен в знаменитое в то время медресе Мусалава из Кудутли, находившееся в Аварии, в селении Кудутль. Феноменальная память и рвение в изучении наук отличало Давуда от его сверстников.

 

Вскоре он стал одним из любимых учеников своего учителя. Особенно силен был молодой Давуд в области арабской филологии. Мусалав из Кудутли, воспользовавшись своим авторитетом и знакомством с многими видными учеными арабского мира, вскоре направил его в Египет, для продолжения учебы. Учась в Египте, Давуд добился огромных успехов, что подтверждается тем, что он был приглашен преподавать арабский язык самим же арабам. Через некоторое время, т. е., в конце XVII века. Позднее Давуд ад-Дагистани (так звали его на Востоке), перебрался в Сирию. Там он, по всей видимости, углубил свои знания по богословию, юриспруденции и другим наукам.


Пробыв несколько лет в странах арабского Востока, Давуд вернулся в Дагестан. К этому времени у него не было ни своего дома, ни семьи, что могло бы поддержать его в трудные дни. Все, что имел, он потратил на приобретение книг, которые составляли солидную библиотеку. Возвращаясь с учебы, он привез в Дагестан много книг по шафиитскому фикху, которые еще не были известны в Дагестане.


Сразу по возвращении Давуд продолжил преподавательскую деятельность. Вначале он работал в селении Акуша. Затем усишинцы построили ему отдельный дом непосредственно возле мечети. Из его дома была сделана дверь, через которую он беспрепятственно мог пройти в мечеть. Вот такое внимание и уважение к обладающему знаниями со стороны джамаата во многом способствовало развитию Ислама. А наличие в селении грамотных, образованных людей во все времена помогало самому обществу, способствовало его развитию и прогрессу.
Постепенно Давуд становится известным и признанными во всем Дагестане ученым. Известны очень много фетв, данных им по ряду сложнейших вопросов в области юриспруденции и т. д.

 

Сохранились фетвы, данные им в переписке с известным в то время ученым Татилавом аль-Карати, впоследствии комментированные Ибрахимом аль-Уради. В этих письмах имеются смелые фетвы, где Давуд, пользуясь шафиитскими книгами, высказывал мнения, отражающие местные события и насушные проблемы населения. Сюда вошли: наказания за смертельное ранение, воровство и возможность материальной компенсации подобных деяний; раздел собственности между супругами; порядок наследования пашен, недвижимости и скота, согласно завещанию; условия при даче обета перед Всевышним; порядок передачи на хранение имущества, лугов и склонов гор в аренду; ишкиль и взимание долга у несостоятельного должника; условия свидетельствования; порядок расторжения брака, а также других видов договоров; вопросы по совершению ритуала захоронения и определению размера закята, а также запрет нападения на иноверцев.

 

Решения Давуда по этим и многим другим вопросам нашли поддержку и во всем исламском мире. Давуд аль-Усиши не оставался в стороне и от государственных вопросов. Он одним из первых призвал народы отказаться от выплаты податей иранскому шаху. Существует предание, что Давуд повел иранских собирателей подати на кладбище, показав на могилы, сказал: «Вон те, кто обещал вам платить. Возьмите у них». Он также выступал против того, чтобы дагестанцы совершали набеги на соседские земли немусульман. Он обращался к джамаатам сел, которые не ухаживают за кладбищем, что необходимо его огородить и содержать за счет джамаата.
Известны труды Давуда аль-Усиша: «Хаваши аль Усиша ли Шархит-Тафтазани» («Субкомментарий аль-Усши на комментарий ат-Тафтазани»), «Шарх алал Кари» («Комментарий на аль-Кари»), «Таркиб миат амил» (Структура ста управляющих частиц»).

 

Дагестанским ученым всегда было интересно и свойственно заниматься философией, особенно логикой. Они изучали ее и комментировали. Давуд из Усиши тоже не обошел вниманием эту науку. «Хашия Нуман» («Субкомментарий на Нуман») – это субкомментарий комментария ученого Нумана аль-Абхари на сочинение по логике греческого философа Порфирия. Второе произведение Давуда – примечания к «Ар-Рисала аш-шамсия фи каваид аль-мантикия» – это трактат по логике известного персидского философа Нажмудина Казвини. Это очень малая часть тех трудов, которые Давуд составил при жизни.
Давуда в свое время называли устазом. Он у себя дома под полом вырыл отдельную худжру, куда спускался и занимался богослужением в уединении (халват).


О его способностях существует много преданий в народе. Он имел тесные связи со всеми учеными Дагестана, советовался с ними. Вот таким был еще один славный сын Дагестана, о котором нам нужно говорить и передать все, что известно о нем, следующим поколениям.
На примере именно этих героев нужно воспитывать будущее Дагестана.