[опубликовано 23 Ноября 2020]
Доного Хаджи Мурад
После известных событий у Дарго в 1845 году, когда огромный отряд графа Воронцова, основательно побитый горцами, тем не менее, достиг столицы Шамиля и разорил ее, имам вынужден был перенести свою резиденцию в другое место. Выбор пал на местность, где располагался аул Ведено, которую так описывал Абдурахман, зять имама Шамиля: «Земля эта была благословенной, обильной плодами и зеленью для его жителей, исконных и пришлых. Климат для здоровья умеренный… Питьевая вода в Ведено вкусная, студеная, очень легкая для желудка. Горцы, прибывавшие в Дарго, удивлялись вкусу и легкости воды. Кроме всего она придает коже белый цвет, будто она умыта мылом. На землях Дарго обширные леса, раскинувшиеся на расстояние недельной ходьбы. В этих лесах есть источник, на поверхность которого выходит нефть для светильников, как жир на поверхности бульона. Здесь многое корма для скота, зерно в обилии. Потому эта земля называлась земным раем, на этой земле было все необходимое в достатке. Продукты питания, товары здесь были дешевы; мясо, яйца, топленое масло, мед, ткани, верховые животные и иное; все, что было в Чечне и Дагестане из одежды и продуктов, фрукты, привозилось сюда со всех сторон».
Ведено, расположенное в ущелье истоков реки Хулхулау, окруженном крутыми, высокими, лесистыми и обрывистыми хребтами гор, лежало на небольшой поляне, простирающейся между притоками этой реки, на пути со стороны Ичкерии в Андию, а, следовательно, и в Нагорный Дагестан.
С восточной стороны Веденскую поляну ограждал хребет Декен-дук, с юго-запада высокая обрывистая гора Леня-корт, с западной стороны, чрезвычайно пересеченные и взрезанные крутыми и глубокими оврагами отроги хребта Чермой-лам. И, наконец, на северной оконечности поляны, в двух верстах от Ведено, лежал аул Джантемир-юрт, за которым поляна суживалась и сжималась горами, образуя Хулхулауское ущелье.
Столица Шамиля состояла из трех частей: 1) собственно Ведено или как его называли Шамиль-аул, расположенный на правом берегу западного притока реки Хулхулау; Заумахан-Веден (старый Ведено), лежащий на левом берегу того же притока, западнее, и наконец Дышне-Веден, лежащий на левом берегу правого или восточного притока реки Хулхулау.
Местопребывание Шамиля было в Ведено, где по инженерным расчетам мухаджира чеченца Хаджи Юсуфа, прибывшего в свое время из Египта, было построено его жилище.
Шамиль дал своей новой столице название прежней резиденции «Дарго». Этим он хотел показать, что если русские взяли одно Дарго, то у него есть много других.
Известный ученый мухаджир Мухаммад-эфенди из Гуйми (ал-Гуйми) Газикумухский (ал-Газикумики) сочинил касыду, посвященную строительству селения Дарго, которая начиналась так: «Поистине, все мухаджиры Дарго построили там крепость, высокую и прекрасную».
Резиденция Шамиля была опоясана рвом, частоколом из толстых бревен и стеною, вдоль которой располагались пушки, так, что все это представляло собою нечто вроде четырехугольного укрепления, которое заключало в себе внешний и внутренний двор.
На внешнем дворе располагалась охрана Шамиля и небольшое строение с орудиями. На этом же дворе собирался в случае надобности и во время праздников народ.
По периметру внутреннего двора располагались помещения, предназначенные для проживания членов семьи имама, прислуги, и различные хозяйственные постройки. Там же находилось особое отделение для суда, казначейства и для приезжающих гостей и наибов.
Достаточно подробным описанием расположения резиденции Шамиля мы располагаем благодаря воспоминаниям княгинь Чавчавадзе и Орбелиани, которые в 1854 году вместе со своими детьми и прислугой оказались в плену и прожили в Ведено около восьми месяцев в ожидании переговоров и обмена. После освобождения, их рассказы о пережитом легли в основу книги Е. Вердеревского «Плен у Шамиля».
По воспоминаниям пленниц, во внутреннем дворе располагался флигель, окруженный, как и все надворные строения, узким, на столбиках, навесом, вроде галереи, с тремя комнатами, в которых чаще всего пребывал сам имам.
Одна комната выполняла роль прихожей, другая столовой, а третья заменяла ему кабинет, молельню, библиотеку и арсенал для его собственного оружия. «Тут же, – вспоминал Абдурахман, – проводил он и ночь в то время, когда хотел провести ее в одиночестве. Но в этих случаях он очень редко предавался сну; по большей же части проводил всю ночь в молитве и чтении священных книг».
В комнату имама имели доступ весьма немногие: сыновья его, казначей Хаджияв Оротинский, секретарь Амир-Хан Чиркеевский, Абдурахман, зять имама, и другие очень близкие к нему люди. «Приходивших в заповедною комнату избранных лиц имам занимал обыкновенно беседою, в которой всегда было столько же приятного, сколько и полезного: он рассказывал им о прежних временах и о газавате; или же, читая Коран и другие священные книги, объяснял некоторые места в них и тут же поучал своих собеседников». Жены Шамиля приносили ему в эту комнату чай, обед, но сами никогда не разделяли его трапезы.
Из мужчин тоже немногим приходилось обедать вместе с имамом. Например, Даниял-султан Элисуйский и сын Гази-Мухаммад обедали с ним во время своих приездов в Ведено. Другие посетители, как жители Ведено, так и приезжавшие сюда для совещания, всегда обедали вместе, в особой назначенной для гостей комнате, называвшейся кунацкою. Эта комната служила не только столовою и гостиною, но в ней же и ночевали те из приезжих гостей, которые останавливались в имамском доме. Таких людей тоже было очень немного. Другие останавливались у своих знакомых в ауле, но всегда были приглашаемы к имаму на обед.
Имам обедал один не из гордости. Еще в старом Дарго, он всегда с кем-нибудь обедал, с гостями ли или почетными людьми, проживавшими в селе. Однажды жены ему сообщили, что гости, сидя с ним за столом, стесняются его присутствия и поэтому мало едят, на что он тотчас же «распорядился предоставить гостей их аппетиту» и с тех пор постоянно обедал один. С имамом обедали иногда его маленькие дочери: Наджават, Софият и Баху-Меседу.
От флигеля в две стороны по земле были проложены доски (к отделениям жен), служащие подмостками. Здесь проходила собственно домашняя жизнь Шамиля.
Жены имама имели свои особые отделения, каждое из трех комнат, из которых одна служила спальнею, в другой стояли сундуки с имуществом хозяйки, а третья была вроде передней. Несмотря на этот простор, жены находились в своих комнатах тогда только, когда ожидали посещения имама, в прочее же время они доводили как день, так и ночь в комнатах воспитательницы детей своих, а спальни, оставаясь пустыми, всегда находились в полном порядке и чистоте.
«Политическая же, если можно так выразиться, или деловая, жизнь его, – вспоминали грузинские княгини, – проходит в кабинете, в старом кабинете, расположенном направо от ворот. Здесь имам принимал посетителей, поучал, творил суд и отдавал распоряжения по управлению гражданскому и военному. Новый кабинет, что налево от ворот, только что отстроен или, лучше сказать, пристроен к деревянному полукруглому двухэтажному помещению казны, и пленницам еще не было известно специальное его назначение. Возле старого кабинета довольно большая комната для приезжих наибов и других почетных гостей. Здесь они спят, здесь же и обедают. Из этой комнаты два маленьких окна: одно во внутренний, а другое во внешний двор; через последнее иногда имам обращается к народу, собираемому при таких случаях во внешнем дворе, а через первое носят со двора и подают гостям кушанье. Шагах в 12 от этой приемной комнаты во дворе воздвигнут сплошной забор, которого единственное назначение препятствовать взорам гостей проникать во внутренность двора и тем ограждать его жительниц от посторонней нескромности. …Каждая комната имеет по одному окну и по одной двери; все эти окна и двери выходят на галерею, окружающую весь сераль, а потому между комнатами непосредственного сообщения не имеется; только в окнах комнат Шамиля и его жен есть рамы с крошечными стеклами; в каждой комнате стоит по камину; над флигелем Шамиля возведена сушильня для проветривания баранины и говядины, и все эти строения деревянные».
В доме имама было много прислуги. Она состояла из пленных мусульман-кумыков и из беглых солдат. «Желая доставить душе своей высшее спасение, – отмечал Абдурахман, – имам объявил первых свободными и только по собственному их желанию, оставил у себя в услужении, за что одевал их, кормил, давал в случае надобности баранов и быков и даже дарил деньгами. Все они жили со своими семействами в особой слободку, расположенной вблизи имамского дома. Всевозможные работы во всех отделениях имамского дома и двора лежали на обязанности пленных мусульман: солдаты даны были только в помощь им».
Ведено, в течение 14 лет являвшееся столицей имамата Шамиля, приобрело большое значение в глазах горцев. Они смотрели на него, как на жилище своего повелителя и имама, как на административное средоточие, из которого исходили все главнейшие распоряжения, как на опорный пункт и хранилище общего народного достояния, казны (хамус).
Весной 1859 года русские войска под командованием генерал-лейтенанта Н. Евдокимова, совершив трудный поход к Ведено и после бомбардировки последнего, взяли приступом резиденцию имама. 1 апреля в девять часов вечера было зажжен дом Шамиля, а потом вспыхнули другие здания и незанятые редуты. Столица имамата пала.
|