[опубликовано 17 Ноября 2017]
Аскер Панеш
В истории всего человечества войны являлись всегда страшным бедствием, оставляющим кровавую память и тяжелое наследие потомкам. Однако вопреки простой логике прошлое обычно не становится, как говорили уже древние римляне, «учителем жизни», а само может как бы превращаться в источник новых межэтнических или конфессиональных противостояний и конфликтов. Несмотря на это, горький опыт войн заставляет людей все глубже задумываться над этим вселенским бедствием, искать пути согласия, примирения и взаимного прощения. Похоже на то, что и на территории бывшей Российской империи и Советского Союза начинает пробуждаться осознание необходимости вступления на путь «исторического консенсуса» между народами. В пользу этого говорят ежегодно проводимые Дни памяти жертвам Кавказской войны. Состоявшиеся в этом году научно-практические конференции были посвящены 150- й годовщине со дня окончания Кавказской войны. В Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, на Кубани и в Адыгее местная администрация совместно с общественностью воздали должное героям прошлого, павшим в этой жестокой истребительной войне. Сама история Кавказской войны, напоминающая о трагических событиях прошлого, должна призывать не к конфронтации, а к укреплению дружественных отношений между народами Северного Кавказа и остальной России.
Проблемы Кавказской войны являются предметом пристального интереса не одного поколения исследователей. При этом на протяжении довольно длительного времени его содержательная динамика, приоритетность тех или иных аспектов изучения, а также профессиональные оценки зависели, а зачастую и продолжают зависеть, от господствующих идеологических предпочтений государства. И только в последние десятилетия, благодаря изменениям, произошедшим в развитии, как самой исторической науки, так и политического климата в стране, появились реальные возможности более взвешенного подхода к пониманию сложных процессов, происходивших в период Кавказской войны. Развитие отечественной историографии последних лет демонстрирует значительно меньшую ангажированность исследовательской практики в этом направлении, хотя и не снижает остроты научных дискуссий.
Важнейший этап в изучении проблем Кавказской войны связан с именем выдающегося абхазского ученого Георгия Алексеевича Дзидзария. Впервые в отечественной историографии он провел комплексное исследование трагических последствий Кавказской войны. Фундаментальный труд ученого посвящен вопросам вынужденного переселения абхазов и адыгов на завершающем этапе военных действий на Северо-Западном Кавказе1. Опираясь на широкий круг архивных и опубликованных источников, Г.А. Дзидзария показал истинные масштабы мухаджирства абхазов и адыгов. В 1976 г. увидела свет монография Георгия Алексеевича, посвященная жизни и деятельности Ф. Ф. Торнау, одного из ярких представителей прогрессивного русского офицерства периода Кавказской войны2. Работа основана на обширном документальном материале.
События Кавказской войны протекали на фоне сложной, неустойчивой и противоречивой внешнеполитической обстановки на Северо-Западном Кавказе. Ситуацию в этом регионе определяло военно-политическое взаимодействие двух основных сил - России и Османской империи. В условиях столь сложной геополитической обстановки и в зависимости от внутренних причин отношения адыгов с сопредельными государствами складывались по-разному и имели неоднозначный характер. Одни из этнотерриториальных групп адыгов оказывались так или иначе в сфере влияния России, а другие - Турции. В этих условиях адыгам приходилось вести вооруженную борьбу за свою самостоятельность.
Взаимоотношения адыгов с Россией не были равнозначными на всем протяжении первой половины, середины и начала второй половины XIX в. Серьезное влияние на их характер оказывали внешнеполитическая ситуация и внутренняя социально- экономическая обстановка. Важную роль играл и общий геополитический курс, проводившийся на Кавказе. При этом выявляется определенная закономерность: влияния смены и чередования жесткой и более сбалансированной политической и военной линии на характер российско-адыгских отношений. В этом смысле достоин внимания тот факт, что проводившаяся в первой четверти XIX в. генералом А. П. Ермоловым и вызывавшая осуждение прогрессивных кругов России жестокая военно-карательная политика привела к вооруженной конфронтации с адыгами. Замена в дальнейшем такой политики более умеренным курсом способствовала некоторой стабилизации российско-адыгских отношений3.
Характер отношений Западной Черкесии с Россией определялся политикой Османской империи на Северо-Западном Кавказе. Адыги оставались в сфере влияния Турции, на Черноморском побережье располагались османские крепости Анапа и Суджук-кале. Однако зависимость черкесов от Турции была номинальной, авторитет и влияние Порты основывались на религии и широко развивавшихся торговых связях4.
Во второй половине 20-х гг. XIX в. Порта активизирует свои действия на Северо- Западном Кавказе. На повестку дня османской политики встает вопрос об укреплении позиций в регионе активным распространением ислама и объединением адыгов. Для этой цели со специальной миссией в Анапу был направлен Хаджи-Хасан Чечен-оглу, приложивший немало усилий для политической консолидации адыгов5. По свидетельству Хан-Гирея, турецкий сановник пользовался уважением адыгов и «он старался узнавать малейшие подробности о крае, для управления или, вернее сказать, покорения которого был прислан; он расспрашивал о местных обычаях и, как ни странно, о древних песнях и преданиях, которые, по его словам, и весьма основательным, должны иметь сильное влияние на дух воинственного народа, лишенного писаной истории»6.
В своей деятельности Хасан- паша добивался того, чтобы адыги принесли присягу на верность турецкому султану и обязались подчиниться законам Порты. Проповедуя религиозные идеи, он требовал, чтобы черкесы при разбирательствах частных и общественных дел руководствовались шариатом. Турецкий сановник, имевший определенные успехи в деле укрепления позиций Порты на Северо-Западном Кавказе, оказался в поле зрения российской военной администрации на Кавказе. В сообщении командиру Отдельного Кавказского корпуса И. Ф. Паскевичу отмечалось, что деятельность Чечен-оглу «имела невыгодное влияние на сближение наше с закубанцами, кои в настоящее время хотя не оказывают нам никаких неприязненных поступков, но видимо от нас удаляются, прилепляясь к турецкому правительству»7.
В рассматриваемое время важным фактором российско- адыгских отношений являлась торговля на Черноморском побережье. Еще в 1816г. российский коммерсант генуэзского происхождения Р. А. Скасси развернул активную деятельность по налаживанию взаимовыгодной торговли с адыгами. В 1821г. он возглавил «Попечительство торговли с черкесами и абазинцами». Для подрыва российского влияния в Западной Черкесии Хасан-паша всячески стремился стеснить деятельность российского коммерсанта. Со своей стороны Скасси также принимал энергичные меры для ослабления влияния турецкого эмиссара. Следует отметить, что своеобразное противостояние Хасан-паши и Скасси явилось одним из ярких выражений торгово-экономического соперничества между Россией и Турцией на Черноморском побережье. Для укрепления своих позиций Хасан-паша пытался учредить у адыгов шариатское судопроизводство. Предложения анапского паши активно обсуждались на собрании шапсугов и натухайцев, проходившем летом 1826г. Заявление адыгских вождей было категоричным: «...мы желаем быть мусульманами, но по нашей доброй воле, и насилу мы никого не слушаем и слушать не будем»8. Анализ конфессиональной ситуации, сложившейся в Причерноморской Черкесии позволяет констатировать, что пропаганда и внедрение здесь исламской идеологии проходило значительно медленнее, чем на Северо-Восточном Кавказе.
Определенное влияние на обстановку в северо-западном регионе оказала Крымская война 1853-1856 гг. Англия и Франция пытались использовать местное горское население в борьбе с Россией. В 1854 г. лорд Пальмерстон вынашивал планы создания независимого Черкесского государства. Другие западные политики делали ставку на создание Черкесского государства под эгидой Англии, либо под протекторатом Османской империи. Большие надежды Турция, Англия и Франция возлагали на шамилевского наиба Мухаммеда Амина, действовавшего на Северо-Западном Кавказе9. Однако их расчеты на привлечение адыгов на свою сторону в войне с Россией не привели к успеху. Населявшие Закубанье адыги и другие кавказские народы не поддержали намерений Турции и ее западных союзников вовлечь их в войну с Россией на Черноморском побережье Северо-Западного Кавказа. Попытка турецких властей заставить адыгов принять «подданство» Османской империи была пресечена ими самым решительным образом. Даже захват в 1855 г. Анапы оккупационным корпусом Турции и союзников по Крымской войне не отразился на решимости адыгов не принимать участия в войне с Россией. Парижский мирный договор (1856 г.) несмотря на поражение России в Крымской войне, признал право на владение Черноморским побережьем Северо-Западного Кавказа.
Характер отношений России с Черкесией определялся политикой имамата на Северо-Западном Кавказе. Однако формирование здесь идеологии освободительного движения проходило значительно медленнее, чем в Чечне и Дагестане. Адыгское общество не имело достаточной идеологической базы для быстрого распространения религиозных учений, вокруг которых объединялись вольные общества Дагестана. Слабостью позиций ислама на Северо- Западном Кавказе и среди западных адыгов объясняется тот факт, что хотя «мусульманский фактор» сыграл здесь определенную роль, но он не был решающим в их борьбе за свою независимость. Идеология ислама послужила религиозной оболочкой для политической консолидации и борьбы адыгов за свою самостоятельность.
Проникновение адептов ислама в адыгскую среду усилило напряженность в их взаимоотношениях с Россией в условиях Кавказской войны. Вместе с тем деятельность наибов Шамиля в Черкесии носила самостоятельный характер и не направлялась агентурой Османской империи. Внедрение исламских идей в адыгскую среду не было гладким процессом, а сопровождалось внутренними эксцессами и борьбой между различными феодально-клановыми группировками. Постепенно это вылилось в противоборство двух основных направлений, возглавленных Мухаммедом Амином и Сефер-беем Заноко.
Российско-адыгские отношения нельзя изображать как сплошное противостояние, так как они не имели однообразного характера в различные периоды исследуемой эпохи. Взаимоотношения между Россией и Черкесией определялись сложным переплетением конкретно-исторических факторов. Значительное влияние на их сущность оказывала геополитическая ситуация и внутренняя социально-экономическая обстановка. Характер русско-адыгских отношений вытекал главным образом из особенностей взаимодействия России с Османской империей, Англией, Францией и другими странами Западной Европы. В равной степени это касается и адыго-турецких отношений, которые не носили однозначного характера и отличались подчас неприязнью и даже враждебностью.
Неоднозначно складывались отношения адыгов и с имаматом Шамиля. Взаимодействие двух центров освободительного движения имело свои особенности. Не имея постоянных контактов с адыгами, Шамиль вынужден был ограничиваться перепиской с Мухаммедом Амином10. Деятельность наибов Шамиля в Закубанье была направлена на дальнейшую политическую консолидацию адыгов в борьбе за свою независимость. Идеи ислама послужили объективно определенным фактором расширения фронта освободительного движения северокавказских народов. Вместе с тем идеология и практика ислама в силу социокультурных особенностей развития адыгского общества не получили здесь достаточно широкого распространения.
Российско-адыгские отношения зависели в той или иной мере и от характера социально-экономического развития Черкесии. Сложные внутренние процессы, протекавшие в среде адыгов, влияли на них в прямой либо косвенной форме. Особое значение при этом имели социальные конфликты, происходившие между адыгской феодальной знатью и рядовыми массами крестьянства. Классовая борьба среди адыгов оказывала влияние на политическую ориентацию различных их групп и сословий.
В первой половине XIX в. у западных адыгов господствовали феодальные отношения. Отличительной чертой адыгского феодализма являлось существование двух типов феодальных обществ — «аристократического» и «демократического». В результате длительной борьбы шапсугских, натухайских и абадзехских крестьян власть феодальной аристократии была свергнута11. У «аристократических» субэтносов сохранялось княжеское управление. Народное правление, установившееся у шапсугов, натухайцев и абадзехов явилось политической предпосылкой реформаторского движения в годы наибства Мухаммеда Амина. Именно среди этих субэтносов идеология наиба получила наибольшее распространение.
Борьба адыгов Северо-Западного Кавказа против царской России в XIX в. носила народно-освободительный характер. Она представляла собой широкое движение, в котором принимали участие все социальные слои Черкесии. Боевые действия адыгов в большинстве случаев возглавлялись князьями, дворянами, старшинами, которые, нередко выражали общенациональные настроения. Активным участником освободительного движения являлось мусульманское духовенство. Сопротивление адыгов колониальной политике царизма вылилось в народно-освободительное движение.
Борьба адыгов Северо-Западного Кавказа против царизма была связано и с движением горцев под руководством Шамиля. Движение горцев Чечни и Дагестана с 40-х гг. XIX в. имело ярко выраженную тенденцию к расширению связей с другими очагами освободительной борьбы. Шамиль, всячески стремившийся объединить северокавказских горцев, направлял к западным адыгам своих наибов. Они прилагали огромные усилия для политической консолидации черкесов. Наибы добивались также переустройства общественной жизни адыгов на основе шариата. Однако первые наибы Хаджи Мухаммед и Сулейман Эфенди добились незначительных успехов в деле общественного переустройства западных адыгов, а в распространении шариата они прибегли к насильственным методам. Не проявили наибы гибкости и в вопросе о правах сословий, что послужило основной причиной их неудач. Деятельность Хаджи Мухаммеда и Сулеймана Эфендия укрепила позиции мусульманского духовенства и объективно подготовила почву для реформаторской деятельности Мухаммеда Амина.
Западные адыги давно проявляли стремление к политической консолидации. Народное собрание на Пшехе и дефтер 1831 г. и Адагумское собрание 1848 г. были первыми их попытками к объединению. Мухаммед Амин продолжил этот курс и в отличие от своих предшественников сумел добиться консолидации значительной части адыгских субэтносов. Третий наиб проводил более гибкую и осторожную политику. Мухаммед Амин появляется на Северо-Западном Кавказе в момент наибольшей политической активности западных адыгов. Проведенные им преобразования придали освободительному движению западных адыгов более организованный и сплоченный характер. Однако деструктивное воздействие Кавказской войны не позволило адыгам прочно объединиться и создать государственность. Наметившаяся в ходе освободительного движения тенденция к сплочению в единую народность не смогла в полной мере реализоваться. Процессы политической консолидации в Черкесии протекали довольно сложно и противоречиво. Это объясняется действием многих факторов, как внутренних, так и внешних. Их соотношение во многом зависело от конкретной социально-экономической, политической и геополитической ситуации.
Всестороннее исследование сущности российско-адыгских отношений периода Кавказской войны требует объективного и непредвзятого анализа политики России на Кавказе. В разные периоды военного противостояния российскому правительству приходилось вносить значительные коррективы в свою стратегию и тактику в регионе. Во многом это объяснялось незнанием правящими кругами страны кавказской реальности. В этом отношении заслуживает внимания миссия Хан-Гирея на Северный Кавказ в 1837-1839 гг. Именно ему была отведена главная роль в подготовке поездки Николая I на Кавказ. В своей записке на имя военного министра Хан-Гирей предлагал более активное взаимодействие русских властей с черкесской знатью в аристократических субэтносах. Петербург давно придерживался этой тактики, но особого успеха она не имела.
При внимательном изучении данной записки мы видим, что у официального Петербурга и у Хан-Гирея совершенно разные представления о тактике взаимоотношений с адыгами. «В самом деле, - пишет Хан-Г ирей, - нельзя же ожидать перехода к нам наших врагов, когда они ничего не видят у нас для себя утешительного: мы от них требуем покорности..., обещаем старания о их благосостоянии, требования наши в настоящем, а обещания в будущем...»12. Данное высказывание характеризует степень понимания Хан-Гиреем перспектив русско-адыгских отношений, а главное, он признает необходимость взвешенной и сбалансированной политики в Западной Черкесии. Российско-адыгские отношения в период Кавказской войны имели свои особенности. Во-первых, адыги достаточно четко представляли цели и задачи военной экспансии царизма и хорошо ориентировались во внешнеполитической ситуации. Во-вторых, ситуация в Западной Черкесии во многом осложнялась незнанием военными властями внутренней логики поведения адыгов. В освободительном движении западных адыгов имелось два направления, возглавлявшиеся Мухаммедом Амином и Сефер-беем Заноко. Придерживаясь разных политических ориентации, они разобщали силы адыгов.
Борьба адыгов за независимость имела свои особенности. Во- первых, в ней не было ярко выраженной исламской религиозной оболочки. Во-вторых, большинство представителей класса феодалов и многочисленное крестьянство выступили как одна сила в стремлении отстоять свою независимость. В ходе народно- освободительного движения пробуждалось национальное сознание западных адыгов, возрастало их стремление к сплочению в единое политическое целое. Этот процесс имел общедемократическое содержание. История российско-адыгских отношений XIX в. представляет значительный интерес для изучения особенностей и закономерностей политического и социально-экономического развития народов Северного Кавказа. Вместе с тем она заслуживает пристального внимания как одна из страниц исторического взаимодействия России и Кавказа.
Литература
- Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. - Сухум, 1975.
- Дзидзария Г. А. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы. - М.,1976.
- Гордин Я. А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX в. СПб., 2000.-С. 135.
- Чирг А.Ю. Развитие общественно-политического строя адыгов Северо-Западного Кавказа (конец XVIII-60-е гг. Х1Хв.). - Майкоп, 2002. - С. 65.
- Акты Кавказской археографической комиссии. - Тифлис, 1878. - Т. VII. -С. 873.
- Султан Хан-Гирей. Избранные труды и документы. - Майкоп, 2009. - С. 531.
- AKAK.-T. VII. - С. 873.
- Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов (сборник документальных материалов). - Тбилиси, 1953. - С. 1.
- Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-х гг. XIX в. (Сборник документов и материалов). - Махачкала, 1998.
- Кавказская война: народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20-60-х гг. XIX в. - Махачкала, 2006.
- Чирг А.Ю. Указ. соч. - С. 48-54.
- Гордин Я.А. Указ. соч. - С. 214.
|