История

История  »   Колониализм  »   НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО

НАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО

[опубликовано 24 Ноября 2011]

Эсадзе Семен

 

...Основываясь на преданиях, что жители Карасуйского, Елисуйского и Aлиабадского наибств исповедывали христианство, администрация округа поставила себе задачей восстановить древнюю веру ингилойцев. Цель эта могла иметь залог прочной будущности только при условии добровольной перемены религии.

 

Между тем дело это приняло характер какого-то фанатического увлечения со стороны администрации и православного духовенства. Myсульманам-преступникам полиция делала обещания освободить от наказания и, таким образом, многие преступники по предложению властей «добровольно» соглашались переменить веру.

 

«Старались coвращать с мусульманства, – доносил вновь, назначенный начальник округа Столетов, – воров, людей корыстных, безнравственных и, таким образом, в продолжение лет 15-ти достигли того, что образовали тысячи две душ обоего пола, не имеющих никакой веры, коим нельзя дать никакой присяги, каждого из которых за самую безделицу можно подкупить на какое угодно преступление. Пастыри новообращенных, покровительствуемые местною властью, позволяли ceбе поступки, о коих считаю неириличным говорить» (1).

 

Кроме того, полиция обещала и всем вообще мусульманам, принявшим христианство, поземельные выгоды. Обращение совершилось; жители потребовали обещанного; обещание исполнено не было; обманутые начальством и духовенством жители потребовали снова обратного перехода в мусульманство. Великие и чистые истины Евангелия полицией и духовенством обращались в безобразные торжища и обман. Bcе следователи, бывшие разновременно в округе - Булатов, Пурцеладзе и Беридзе, вынесли самыя грустные воспоминания о деле обращения. Рассказы их, вошедшие уже в смягченном виде в официальные донесения, в ужасающей наготе передавались изустно. Пурцеладзе был свидетелем случая, когда полицейское начальство три раза принималось сечь одного пожилого мусульманина не желавшаго обратиться в христианство. Многие были свидетелями того, как приводили солдат и артиллерию для сгона желающих креститься в луже (2).


Результат, естественно, вышел совершенно противоположный тому, чего ожидали эти просвещенные миссионеры. Желая в христианах приобрести покорных и верных слуг отечеству, они раздражали мусульман и отдалили их от пути, по которому они действительно шли, чтобы быть верноподданными. Плохой политический рассчетъ!


Неоднократно подаваемые в Тифлис жалобы на злоупотребления властей, не раз производимые следствия оставались без движения. Даже общая подача просьб на переселениe в Typцию, мера единодушно предпринятая жителями с целью обратить на себя внимание высшей администрации (в действительности желающих переселиться было незначительное число), не вызвала также никакихъ распоряжений. Между тем местная администрация еще самоувереннее стала заявлять народу, что в Тифлисе все держат их сторону.



Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Том 1. – Тифлис, 1907. - С. 210-211.

 

Примечание

1.  Архив Окружного штаба. Дело 1-го отд. Канцелярии по управлению кавказскими горцами 1863 г. № 2. Ч. 1-я. Письмо начальника Закатальского округаСтолетова генералу Карцову от 31-го августа 1863 г.


2. Архив Окружного штаба. Дело 2-го отд. генерального штаба 1864 г. № 77. Отчет г.-м. Кармалина о Закатальском военном округе с июня 1863 г. по 1-е июля 1864 г.