История

История  »   Былое и думы  »   РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙ КАЗИ-КУМУКСКИХ

РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙ КАЗИ-КУМУКСКИХ

[опубликовано 9 Июня 2009]

Камиль Алиев

 

1. О происхождении родовой фамилии


Художник А.-З. Мусаев. ШаухалыИсточники XVII-XVIII вв. по-разному объясняют термин "кази-кумук" и его происхождение. Словообразующий формант в данном термине "кумук" издревле и изначально является устойчивым самоназванием одного из древнейших тюркских народов Кавказа - кумыков.
Впервые данный этноним в искаженной арабской транскрипции "гумик" упомянут в сочинении историка первой половины X в. Ал-Истахри, который, описывая Дербент как портовый город на Хазарском море, отмечает среди народов, стекающихся к нему, наряду с хазарами и "гумик с севера".[1] Арабский историк ал-Масуди также указывал, что жители княжества Гумик в X в. были еще христианнами[2]. Данный этноним историком Р. М. Магомедовым в 60-е гг. был правильно отождествлен с этнонимом "прикаспийских камаков у Плиния Старшего (II в.) и с современными кумыками".[3]


Однако в дальнейшем некоторые дагестановеды совершенно безосновательно приписали его лакцам. Термин не был и не мог быть самоназванием лакцев. Ни армяне, ни грузины, ни тем более их соседи не называли в X в. лакцев или других горцев этнонимом "гумк" (гумик).


Совершенно очевидно, что термином "гумк" (гумик) арабские авторы называли гуннские (тюркские) племена, известные армянским источникам в транскрипции "хунк"[4]. Кроме того, новейшими исследованиями ученых установлено, что hun.hk (в древнетюркском Un k) является эквивалентом самоназвания гуннов, а современные кумыки являются потомками гуннов, пронесшими через тысячелетия свое этническое имя и превратившими в итоге в свой устойчивый этноним[5]. Этим же термином "гIумке" продолжают называть кумыков современные чеченцы. Те же средневековые арабские и иранские авторы применительно к лакцам и другим горцам использовали их этническое название "лакз", а грузины - "лек"[6].


Название лакцев В.Ф. Минорский обоснованно сопоставлял с названием ираноязычного курдского племени "лек" или "лак" в значении "сто тысяч" и писал о существовании издревле в составе иранского Луристана области, населенной этими племенами и называемой "Лакистан"[7]. Ученый совершенно правильно указывал, что термин "ал-лакз", применяемый в арабо-иранских источниках для обозначения горцев Дагестана, в т.ч. и лакцев, образован от их этнического названия с помощью иранского суффикса -зи[8].


Отсюда понятно, что армянские, грузинские, иранские, арабские авторы, хорошо осведомленные о горцах Дагестана, и называющие их собственным этнонимом "лак" ("ал-лакз", "леки", "лекеби"), не могли бы спутать их с "гумиками". Конечно же, и Масуди под "гумик" подразумевал тюрков. Более того, мы полагаем, что "гумик" у Масуди есть прямое калькирование, или аналог армянского "хунк", "хунук". Подкрепляет эту версию и анализ прототюркских этимонов (главным образом географических и племенных имен гумик, авар, савир, хайлан и др.) и титулов в средневековых источниках византийского, арабо-иранского, армянского, сирийского и грузинского происхождения, проведенный американским тюркологом О. Прицаком. Ученый относит Gumiq ов к той же группе народов, что и савиры, хазары, авары, уже в то время (V-IX вв.) игравших на Северном Кавказе ведущую роль[9]. Кумыков в начале и середине XI в. упоминают сельджукские источники и Махмуд Кашгарский.[10] Эпитет же "гази" ("воители за веру", "святые") кумыки получили не ранее XI в., ибо, по свидетельству Масуди (X в.), в его время они были все еще "кафирами" (христианами). Кафирами кумыки оставались и в начале XI в. (1030-1064 гг.) в период их войн с мусульманами-шедадидами и начала сельджукских походов на Кавказ.[11] Следовательно, мусульманами они стали в период сельджукских завоеваний. Но вот в период пребывания Аль-Андалузи на Северном Кавказе в 1131-1135 гг. они уже были мусульманами.[12]


Насколько мы можем ныне судить на основании источников, окончательное принятие кумыками ислама состоялось, очевидно, в период между 1064-1131 гг. Но еще в середине XIII в. (1242/43 гг.), в период монгольских завоеваний и в "списке покоренных монголами народов" Плано Карпини, кумыкский этноним фигурирует без эпитета "гази"[13]. Это и естественно, ибо эпитет "гази" к их самоназванию, скорее всего, прибавился в период утверждения ислама в качестве официальной религии в Золотой Орде в правление Узбек-хана (1312-1342 гг.), к имени которого также приставлялось мусульманское почетное прозвище "гази".[14] Очевидно, кумыки, будучи народом, принявшим ислам задолго еще до вхождения в состав Золотой Орды, в период религиозной реформы Узбек-хана в XIV в. проявили себя ревностными "воителями за веру", сыграв среди народов Северного Кавказа, по выражению венгерского востоковеда А. Вамбери, "роль мусульманских культуртрегеров". С XIV в., очевидно, и закрепилось за ними почетное их название "кази-кумуки". Это подтверждается и тем фактом, что в конце XIV в. в составе Золотой Орды, как свидетельствуют исторические источники, существует кумыконаселенная административная область "Гази-Кумуклуг вилаети" ("Область гази-кумуков").[15] Так называлось владение Шаухала, как считают эти тимуровские историки, за то, что они (т.е. кумыки) были "гази", т.е. "воителями за веру" и вели на Восточном Кавказе постоянные войны с безбожниками.[16] Тимур также хотел их использовать как своих "единоверцев" против горцев-язычников.


Однако в этом они ему отказали, напротив, проявив патриотизм и солидарность, выступили с ними заодно против его войск.[17] Эту ситуацию в точности изучил и уловил академик В.В. Бартольд. Он писал: "Главным отличием от того, что было в X в., это то, что кумыки теперь были мусульманами; их называли кази-кумыками. Это название объясняется тем, что они считались борцами за ислам против неверных. Их ближайшие соседи в южной части Дагестана, кайтаки и акушинцы, не были мусульманами. Кази-кумыки становятся врагами Тимура, за что он упрекает их в поддержке язычников акушинцев, чем они разрушают свое собственное прозвище гази, борцов за веру".[18]


В XIV- XVI вв. это почетное прозвище, очевидно, прилагалось не только к этнониму кумыков, или же к названию их страны - "Кумыцкой земли", как это мы могли убедиться выше, но и к названию города "Кумук", являвшегося, по преданиям, "одним из самых древнейших в Дагестане"[19] и лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком".[20] В этой связи интересным представляется свидетельство Якоба Рейнеггса о том, что "к западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция[21], которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумуг, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется".[22]


В самом конце XVI - начале XVII вв. этнополитоним Гази-Кумук сохранялся в названии удельного княжества в составе Шаухальства Тарковского ("Кумыцкой земли"), где утвердились родственные шаухалам Тарковским "князья Кази-Кумыцкие" во главе с сыном Будай-шаухала - князем Алибеком.[23] А в середине XVII в. (1634 г.) немецкий путешественник А.Олеарий, говоря "о Тарку и Тарковской области", отмечает, что "за Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся кумуки или кази-кумуки, которые из этих племен имели особых государей".[24]


По Рейнеггсу, "Гази-Кумук" назывались город Кумук во владении шаухалов и само это владение, пока оно не было разделено.[25] Расположение и границы владения "Гази-Кумук" он определял следующим образом: "К северо-западу от княжества Шамгал находится еще другое, не менее сильное княжество, которое собственно называется Гази-Кумук, оно граничит к Западу с аварами, к югу - с Табасараном, а к востоку - с Дербентом и Каракайдакем".[26]


Ю. Клапрот также отмечал, что имя "кумук" использовалось в гораздо большем расширительном значении и применялось также в отношении "лезгинских" племен; "лезгин", населявших высокие горы Кавказа и недосягаемых для магометанской веры, называли "киафир (неверные) кумуки", а племена, расселенные на равнине и в нижних цепях гор и обращенных в ислам, называли "кази (верующие) кумуки".[27]
Таким образом, из всего вышеизложенного становится ясным, что под термином "кази-кумуки" (или "кази-кумыки") изначально (с XIV по XIX в.) подразумевались сами кумыки, а не какой-либо инородный народ.
"Кумыки или Кумыхи суть старожилые татары, поселившиеся на Кавказе в отдаленные времена и под названием кумыков и казы-кумыков составляли сильное колено, существовавшее до Тимур-Ленга, коему они покорились вместе с коленом Мамкату в 1404 г., как о том упоминает Шерефедин, говоря о последнем походе сего завоевателя против Тохтамыша, - указывал в начале XIX в. кавказский этнограф С. Броневский. - Сие обстоятельство заставляет думать, что кумыки, бывшие на неприязненной Тимур-Ленгу стороне, чаятельно род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды".[28]


Что же касается лакцев (самоназвание: "лакучи"), за которыми в XVIII-XIX вв. с подачи самих кумыков закрепился термин "кази-кумуки"[29] ("казикумухцы"), то еще в XVIII в. считалось, что "народ сей, по свидетельству некоторых персидских летописей, состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, смешавшимся с коренным кумукским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название кази-кумук".[30] Очевидно, не следует пренебрегать и мнением о том, что лакцы, возможно, являются "древнейшими пришельцами, т.е. кази-кумыками, смешавшимися с "лезгинами", подвергшись при этом с их стороны языковой ассимиляции".[31]


2. Родословная князей


Само княжество образовалось в конце XVI в. - начале XVII в. Об этом говорит тот факт, что в турецких документах в 1581-1586 гг. упоминаются: владение Андиян-бека, владение Султан-Мирзы (Султан-Мута), владение Карабудак-бека и Буйнакское владение Магомед-бека (Мехмет-бека), Эрпелинское владение "Исмаила и Кейхусрева". Не упоминаются ни Дженгутеевское, ни Кази-кумукское владения. А в перечне 1598 г. дербентца Уллаги уже фигурирует Алибек Казикумыцкий. Это княжество просуществовало до середины XVI в., а именно до 1641 г. Первоначально, очевидно, включало часть территории будущего Мехтулы, аваро- и даргинонаселенные территории (ныне - Левашинский и Акушинский районы). Основателем Кази-Кумукского владения считается Алибек, сын шаухала Будая 1, погибшего вместе с двумя своими братьями во время похода на Кабарду в 1566/1567 г.[32]


В русских исторических источниках конца XVI - начала XVII вв. он фигурирует под именем "Казикумыцкого князя Алибека" ("Казикумыцкий Алибек-князь").[33]
Кази-Кумукское владение, где правил князь Алибек, выделилось из шаухальства в конце XVI в., а именно где-то в начале 90-х гг.,[34] несомненно как территория, населенная лаками.[35] Центром владения Алибека было лакское селение Кумух в Нагорном Дагестане. По сведениям источников, у "князя Алибека з братьею" было "с 500 человек конных".[36] Алибек рисуется русскими источниками как весьма влиятельный в Дагестане владелец. В 1610 г. "Алибек Казыкумыцкий" будучи "в одиначестве с Гиреем и Ильдаром Тарковскими шертовал на верность Москве.[37]


У Алибека Кази-Кумукского, по русским источникам, было три сына: Кази-хан ("Хозы Хан-мурза"), "Чючолов" (правильнее - Джучилав, от имени одного из сыновей Чингис-хана - Джучи), "Суркай-Мирза"[38] и дочь, которая была женой Султан-Мута Эндиреевского.[39]


В 1618 г. было назначено государево жалованье "Алибекову сыну Казикумыцкого Казыхану. Его узденям Шихамату, Карабудаку, Ашняму. Алибекову сыну Казыкумыцкого Чопан-мурзе (Чючолов), его узденям Исмаилу, Махмуту, Мамадали, Ахмату, Фаргату, Карача". Оба сына Алибека приезжали в Терский городок.[40]
Чючолав, очевидно, находился в родстве с Гиреем Тарковским, ибо в 1614 г. "Гирей-Мирза с братом Ильдаром шертовал за себя, и за Алибекова сына Кази-Кумыцкого за Чючолова".[41] По известию 1619 г., "Чючолов-Мирзау отца своего Алибека князя Казыкумыцкого и во всей Кумыцкой земле волен, все полагаются на него, и Ильдар (Тарковский) ево слушает во всем".[42] И нет ничего удивительного и в том, что позже, после отца, в Кази-Кумыкском владении правил именно Чючолов. С учетом того, что Чючолов самолично шертовал русскому царю в 1637 г., можно заключить, что в правление владением отца он вступил ранее 1637 г. Этот Чючолов (Чопан), очевидно, имел сыновей, упоминаемых в источниках под именами Маметхан, Алибек.
Второй сын князя Алибека ("Казыхан-мурза, сын Алибека") "в 1618 г. прибыл послом шаухала Андия в Терки".[43] Другими сведениями источники о нем не располагают.


Другой сын Алибека - Суркай-Мирза - был в 1614 г. убит в столкновении с русскими под Эндиреем.[44] С ним вместе в том бою был убит и сын шаухала Андия, зять Султан-Мута. Албёрю.
Чополав (Чючолов) правил в Кумухе до 1641 г. Около этого времени, как видно из источников, "в Казикумухе образовалась сильная партия, стремившаяся к совершенному уничтожению шамхальской власти".[45]
Действия ее были столь успешны, что по смерти шаухала Сурхая III и Чополава в 1641 г.. последующие шаухалы уже не имели того влияния на лакцев, которое имели прежде, хотя все еще "сохраняли еще некоторую власть над ними, выражавшуюся в незначительных поборах и т.п.".[46] Но вскоре лакцы отложились совершенно от них и выбрали себе особого правителя, под названием хахлавчи (халклавчи), т. е. народного "главу" ("предводителя") опять-таки из старшего в роде шамхальской фамилии, остававшегося в Кумухе.[47]
Первым лакским халклавчи в 1641 г. был сын Чополава (Тючелава) Кази-кумыкского - Алибек II. который правил до 1700 г.[48]


Согласно источникам считается, что у Алибека II было два сына: Сурхай[49] и Гирей; оба они умерли еще при его жизни, оставив, первый - вдову и семь сыновей, а второй - вдову и одного сына Сурхая[50]. Сыновья Сурхая (Мухаммадхана) обращались с народом надменно и вообще вели себя дурно, и негодование против них достигло того, что народ потребовал немедленного их изгнания из Казикумуха". Они бежали в Акушу.[51]
Халклавчи же, т.е. предводителем, по такому случаю был избран "Сурхай, сын Гирея, сына Алибека...",[52] лишившийся левой руки в поединке со своими двоюродными братьями. Это обстоятельство и дало повод к прозвищу его - Безрукий, по-кумыкски "Чолакъ", под которым он и стал известен в истории Дагестана.[53] Чолак-Сурхай первым и принял титул "казикумухского хана". Сам Чолак-Сурхай был женат на дочери своего дяди по отцу, от которой имел сына Магомед-Хана (ум. в 1789 г.). От Чолак-Сурхая и его сына Магомед-хана и берут свое начало правители лакцев, известные в истории под наименованием казикумухских и кюринских ханов. На них мы не останавливаемся, ибо подробная их родословная с 1869 г. содержится в Сборнике сведений о кавказских горцах.[54]
________________________________________


Список литературы.


1. Караулов Н.К. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азербайджане // СМОМПК, 1901.вып.29. с. 15.
2. См.: СМОМПК, вып. 2, XXXVIII. с.40.
3. Магомедов Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. М-ла. 1961, с.71.
4. См.: Армянская история VII в. по Р. X. СПб.. 1877. С. 89.
5. См.: Мухаммалиев А. Г. Древние монеты Поволжья. Казань. 1990. С. 540. а также: Алиев К. М. Дорогой тысячелетий: кумыки и их этнородственные связи. Махачкала. 2004. С. 3 1, 36. 37.
6. Несколько слов о казикумухах // ССКГ, вып. К с.44.
7. См. Minorski V. Lek madessi // IA, t.7, Ist. 1947. s.30-31.
8. Там же.
9. Прицак О. Протомонголы в хазарском Закавказье // IV Всесоюзная конференция востоковедов "Восток: прошлое и будущее": Тез. докладов и сообщений. М, 1991, т. 2, с.180-182.
10. Kurat Akdes N. Pecenek Tarihi. Ist., 1937.S. 136-137; Turan O.Selcuklular Tarihi ve Turk-Islam Medeniyeti. Ankara. 1965. s. 106; Kirzioglu F. Kipcaklar. Ankara, 1992.S.70-71.
11. Turan O. Turk Cihan Hakimiyeti Mefkuresi Tarihi. C.l-2, Istanbul, 1993.S.72.
12. Ebu Hamid al-Andalusi, IA 9 1925. s.83; Turan O. Selcuklular Tarihi ve Turk-Islam Medenieti, Ankara, 1965. s. 106.
13. См.:ДИРЗЕА, с. 29.
14. См.: Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орлы. 1884. СПб., т. 1, с. 301, 306-307.
15. Шами Низамеддин. Зафер-наме. Баку, Елм. 1992, с. 16.
16. Там же, с. 16. Н. Шами пишет: "Газы-Кумуклуг вилаети ахалисинин ве эскерлеринин хер ил ве хер ай кафирлерле мюхарибе этмек адети иди".
17. См.: Там же, с. 16-18.
18. См.: Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира Баку. 1924, с.93.
19. См.: Шихалиев Д.-М. Указ. раб., с. 17.
20. См.: Бакиханов А.-К. Указ. раб., с. 105.
21. Во владении Тишсиз-Баммата, образовавшемся в конце XV в.. находилось 7 деревень, а именно: Большие и Малые Казанищи, Муселем-аул, Буглен. Халим-бек-аул, Кафыр-Кумук и Темир-Хан-Шура. (см.: ССКГ, вып.1,с.6О).
22. ДИРЗЕА, с. 274.
23. Кушева Е.Н. Указ. соч.. с.44.
24. ДИРЗЕА, с. 118.
25. Там же, с.266.
26. Там же. с. 272.
27. См.: Алиев К. М. Таргу-наме. Махачкала. 2001. С. 86.; Claprott J. Travels the Caucasus and Georgia perfomed in the years 1907 and 1808. London. 1814. p.12. (Путешествия по Кавказу и Грузии, предпринятые в 1807-1808 гг.). Здесь же Клапрот отмечал, что сие его мнение не согласуется с утверждениями путешественников, представляющих "кази-кумуков" особым племенем "лезгин", расселенным к юго-западу от Тарков на реке Кой-су" (с. 13).
28. См.: Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. с. 190.
29. "...Этническое Казыкумух или Казыкумык, исключительно, впрочем, употребляемое жителями равнины, кумыками" заимствовано было и русскими. См.: Несколько слов о казикумухах // ССКГ, ВЫП.1.С.43.
30. См.: Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. 1796.// ИГЭД. с. 152.
31. Броневский С. Указ. раб. С. 191, 228.
32. См.: Кушева Е.Н. Указ. раб., с.44,47.
33. Впервые владение Алибека Казикумукского фигурирует в списке Уллаги под 1598 г.
34. Кушева Е.Н. Указ. раб., с.44, 47.
35. Белокуров С.А. Указ. соч., с.292-293.
36. См.: Кушева Е.Н. Указ. раб., с.307.
37. Там же, с.47; Русско-чеченские отношения. М., 1997, с.82.
38. Русско-дагестанские отношения в XVII - первой половине XVIII вв. Документы и материалы. М.. 1958, с.55.
39. Русско-чеченские отношения, с.82.
40. РДО XVII - первой половины XVIII вв. Документы и материалы. М. 1958, с.38.
41. Цит. по: Кушева Е. Н. Указ. раб., с.47.
42. Умаханов М.-С.К. Отношения России и борьба народов Дагестана с иранской агрессией в XVII в. // Из истории дореволюционного Дагестана. М.. 1976, с.48.
43. См.: ЦГАДА. Кум. дела. 1618-1622 гг.. л. 7.
44. РДО XVII - первой половины XVIII вв. Документы и материалы. М. 1958. с.54.
45. Комаров А. Казикумухские и кюринские ханы // ССКТ. Тифлис. 1869. вып. 11. с.5.
46. Там же.
47. Там же
48. Там же: см. также: Маршаев Р.. Бутаев Б. История лакцев. М-ла. 1992, с.93.
49. Однако новейшими исследованиями установленным можно считать, что этого сына Алибека звали не Сурхай. как это полагал А. Комаров, а - Мухаммедхан (см.: История потомков Мухаммадхана Казикумухского" // Дагестанские исторические сочинения. М.. 1993. с. 185).
50. Комаров А. Указ. раб., с. 5.
51. Там же. с.7.
52. Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку 1991, с. 125.
53. См.: ССКХ. С.8.
54. См.: ССКТ. вып. 11. с. 1-44.
________________________________________
Источник: К.М. Алиев. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала. 2008