История

История  »   Имам Шамиль  »   «ШАМИЛЬ» В ПАРИЖЕ

«ШАМИЛЬ» В ПАРИЖЕ

[опубликовано 27 Апреля 2009]

Доного Хаджи Мурад

 

Кавказская война в самом разгаре. В июне 1854 г. имам Шамиль разрабатывает план похода в Грузию, который станет вскоре известным тем, что будут захвачены многие трофеи, а также пленены грузинские княгини Орбелиани и Чавчавадзе. Конечной же целью этого похода было воссоединение войска Шамиля с турецкой армией. Однако по ряду причин, «встреча» не состоялась. Тем не менее, данный поход получил значительный ре-зонанс не только в России, но и в Европе.

Но это будет чуть позже, а за несколько дней до нашествия горцев в Грузию, за много тысяч километров от кавказского театра военных действий, в парижском театре «Сен-Мартин» 26 июня 1854 г. состоялась премьера поста-новки «Шамиль» из 5 действий. Автором пьесы был Поль Франсуа Мерис (1818-1905), знаменитый французский писатель, драматург, редактор литературных журналов. Он являлся современником Александра Дюма, Жорж Санд, Теофила Готье, другом Виктора Гюго. Поль Мерис умел блестяще компоновать свои пьесы («Фанфан Тюльпан», «Бенве-нуто Челлини» и др.) и выстраивать сценарии.


Пьеса «Шамиль» – это романтическая драма, повествующая о трагических событиях Кавказской войны. Конечно, пьеса не являлась существенным историческим вкладом в библиографию Шамиля, по всей вероятности, она явилась плодом бума вокруг популярного имени имама. В ней не было фактографической точности, исторической достоверности.


И сам автор признавался, что «текст пьесы дает лишь приблизительное представление о спектакле по драме «Шамиль», в котором замечательно реализован замысел этого произведения. Постановка этой пьесы останется одной из наиболее ярких даже для театра, на сцене которого шло немало блестящих спектаклей. В своем необычном и рыцарском обличье неизвестный кавказский народ жил здесь, на наших глазах…»


Театр "Сен-Мартин" в ПарижеМужественные, героические характеры свободолюбивых кавказских горцев вдохновили французского автора на создание его драмы, в центре которой – имам Шамиль. Какое же чувство уважения к кавказскому народу, восхищение его готовностью на жертву и подвиг во имя Родины должен был испытывать автор, вложивший такие слова в уста одной из героинь пьесы: «Да, Шамиль, ты больше, чем просто человек! Ты – миллион чело-век, ты целый народ. Ты отвечаешь за свою Отчизну перед Богом! Ты должен вознести свою душу на высоту предначертанной тебе судьбы…»


Произведение Поля Мериса не вызвало восторга в России. Автора упрекали в недоб-рожелательности к России, в восхвалении Шамиля. В частности, в сочинении Е.А. Вердеревского и Н. Дункель-Велинга «Шамиль в Париже и Шамиль поближе», опубликованном в 1855 г. в Тифлисе, говорится, что Шамиль Поля Мериса далек от истины.


Тем не менее, пьеса пред¬ставлялась в Париже. Музыку к спектаклю сочинил французский композитор М.Гондю, а главную роль – роль Шамиля – сыграл М.Меленг. Про этого актера Поль Мерис после премьеры в частности сказал, что «этот выдающийся актер создал в пьесе блестящий сценический образ. Он великолепно сыгралсвою роль и сумел удачно показать такие разные черты характера по-рембрадтовски фундаментального имама-пророка, как восточную кошачью тонкость, величественную дикость, религиозно-воинствующий пыл, меланхолию, преданность, пренебрежение к смерти…или к жизни».


Время действия в пьесе апрель-октябрь 1834 г., т.е. год избрания Шамиля имамом. Среди действующих лиц - наибы Гамзат, Келемет, Джантемир, капитан русский армии Федор Васильев, солдат Шабашкин и другие. Текст пьесы был издан в Париже отдельной брошюрой, а через сто пятьдесят лет в Махачкале «Шамиль» в переводе на русский язык З.Махачевой выпустил в свет издательский дом «Эпоха».