[опубликовано 2 Апреля 2009]
Нухов Омар
(новый взгляд на старую проблему)
Весь мир охватил кризис. Но мы не будем говорить о финансах. Мы хотим напомнить о кризисе совести, как о причине всех кризисов и проблем сегодняшнего дня.
Невозможно вспомнить, когда еще пытались так настойчиво разбудить мировое сообщество, и по каким причинам это происходило. Но уж точно не из-за кризиса совести. А просыпаться пора. Пришло время хотя бы попытаться остановить телегу, которую катят под гору с самовосхвалением тех, кто особенно настойчив в этом.
Стремящиеся заиметь как можно больше и боящиеся потерять даже самую малую часть материального благополучия, мы настолько сильно привязаны к этому миру и совсем редко вспоминаем о мире том, куда непременно перейдем. Перейдем обязательно, но с чем? Слабеющая вера может отдалить нас от осознания ответственности перед Всевышним (субх1анагьу ва таг1ала), но не может избавить или даже отдалить от назначенного часа.
Кризис финансовый – это факт, о котором человеку надо беспокоиться меньше всего, ибо АЛЛАГЬ (субх1анагьу ва таг1ала) еще до появления на этот свет предопределил достаток (ризкъ) каждого. Важнее другое – каким путем они добываются. Тут уж человек обязан выбирать. Вспомните историю.
Однажды сподвижник Пророка Мух1аммада (с.т.г1.в.) Г1али (р.г1.) входя в мечеть позволил одному арабу присмотреть за его конем. Закончив молитву, он вышел из мечети, зажав в ладони два дирхема, чтобы отблагодарить того человека, но обнаружил своего коня без уздечки, а того араба и след простыл. Тогда он отправил своего раба на рынок с этими двумя дирхемами, чтобы купить уздечку для своего коня. Через некоторое время слуга вернулся именно с той же уздечкой, что была на его коне. Он купил ее именно у того человека, которому было позволено присмотреть за конем. Г1али (р.г1.) сказал: «Этому несчастному было суждено получить эти два дирхема в этот час, но он выбрал недозволенный путь (х1арам)».
Так нетерпеливо и жадно приобретающие эти дирхемы задумываются ли вообще о дозволенности пути их приобретения? Так ли трудно определить эти пути – дозволенного и запретного?
Имам Абу Ханифа (р.г1.) сам изучавший шариат из уст сподвижников и табиинов, и обучивший немало людей, впоследствии ставших известными алимами, говорил им по окончании большого многолетнего периода обучения: «Вот теперь вы стали людьми, умеющими различать х1алал и х1арам (дозволенное и запретное), чего следует придерживаться в жизни». Конечно же, алимы изучают эти науки до всех тонкостей и глубин, а мы, пытаясь обходиться без них, теряемся даже в простейших принципах здравого смысла.
Мы говорим «нормально» и соглашаемся со всем, что происходит вокруг нас. Между тем, где эта норма, относительно которой мы расцениваем свои деяния? Разве есть еще какие-либо нормы, кроме установленных самим АЛЛАГЬОМ (субх1анагьу ва таг1ала), сохраняющие жизнь, и неужели так трудно распознать то, что ведет к гибели всего человечества?
Теперь, перед тем как сказать «нормально», давайте подумаем, насколько это соответствует нормам, предписанным АЛЛАГЬОМ (субх1анагьу ва таг1ала). А кризис совести наступает тогда, когда мы отклоняемся от истинного пути. Когда же мы, погрязшие в удовлетворении своих желаний, совсем далеко отходим от истинного пути, это уже не кризис, а трагедия.
А ведь совесть - это самый основной инстинкт разумного человека и правильное проявление его духовности. В некоторых случаях подмена этого основного инстинкта другим «основным инстинктом» пока проходит успешно, хотя не только этого. Даже инстинкт самосохранения сознательно разрушается человеком, горделиво возомнившим себя вершителем чужих судеб и автором истории человечества. Такова участь того, кому АЛЛАГЬОМ (субх1анагьу ва таг1ала) даровано сознание, но лишившего себя веры. Когда-то слышал такое выражение «Если бы брошенный кем-либо камень обладал сознанием, то и он думал бы, что летит по собственной воле». Как сильно мнение человека о собственной значимости, воле и самостоятельности, и как далеко оно от истины!
Как говорят многие великие ученые, самой большой обязанностью родителей является обучение своих детей, а именно – обучение их основам веры и какой-нибудь специальности, чтобы они могли, как положено, выполнять свой ибадат и добывать назначенный АЛЛАГЬОМ (субх1анагьу ва таг1ала) свой ризк дозволенным путем, как мы говорили раньше. Давайте задумаемся, как мы выполняем эти обязанности, и выполняем ли их, и чему мы обучаем своих детей вообще.
Когда же начинается кризис нашей совести? Когда мы соглашаемся с тем, что сами живем, особо не беспокоясь о нормах, предписанных АЛЛАГЬОМ (субх1анагьу ва таг1ала), при которых рождается ребенок? Когда мы, не задумываясь, даем им имена типа Алхулав (дикий), Залимхан (хан-насильник) и им подобные, значение и смысл которых должны отталкивать нормальных людей? Когда, изучая буквы и складывая свои первые слова, вместо «Бисмиллагьи ррах1мани ррах1ими» наш ребенок читает «Мама мыла раму»? Один за другим можно упоминать много шагов, когда мы искренне, в чем я нисколько не сомневаюсь, желаем счастья своему ребенку, и при этом же уводим его в противоположную сторону. Не задумываясь, соглашаемся с тем, с чем соглашаться нельзя, с чем нет даже необходимости бороться в масштабе всего общества, а нужно всего лишь навести порядок в своем доме. Да поможет нам АЛЛАГЬ (субх1анагьу ва таг1ала)! Не то мы уже доходим до того, что из-за отсутствия ремня соглашаемся с тем, что можно ходить без штанов.
|