Личности

Личности  »   АМИРХАН ЧИРКЕЕВСКИЙ

АМИРХАН ЧИРКЕЕВСКИЙ

(0 - 0 )

Губаханова Разият

 

АМИРХАН ЧИРКЕЕВСКИЙ –
– НУРМУХАММАДИЛ АМИРХАН-ХАДЖИ –
– АМИРХАН АЛ-ЧИРКАВИ

Золотыми буквами в историю Дагестана вписаны имена сподвижников Шамиля. Они были его еди-номышленниками, сопровождали имама в боевых походах, не думая о последствиях, жертвовали со-бой во имя свободы. На протяжении двух десяти-летий секретарем, письмоводителем и хранителем печати имама Шамиля являлся Амирхан Чиркеев-ский. Сам Шамиль отмечал тот факт, что в руках мирзы Амирхана была сосредоточена большая власть. «Он управлял под моим личным руково-дством почти всеми делами страны», – говорил Шамиль. (Руновский А. Записки о Шамиле. М., 1989. С. 149). 


Суд Шамиля. Художник Е.ЛансереСуд Шамиля.
Иллюстрация художника Е.Е. Лансере к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат».
В центре, рядом с имамом Шамилем в светлой одежде сидит его секретарь Амирхан Чиркеевский. Перед ним столик с письменными принадлежно-стями и печатью.



Родился Амирхан в одном из самых крупных аулов Салатавии – Чиркее, в семье узденя Нурмагомы. Из воспоминаний очевидцев известно, что Амирхан и Шамиль учились вместе у Джемал-Эд-Дина Гази-кумухского. Имам доверял ему свою канцелярию и деловую переписку. Амирхан был вторым человеком, входившим в мечеть после имама. А в первые годы правления имама в Дарго он был муфтием имамата. Печать Шамиля хранилась у него до его последних дней и ее изображение мы видим на его надгробном камне. (Ахмедзияутдинов Т. Чиркей во времена имама Шамиля. Махачкала, 2002. С. 150).

В хронике Мухаммад Тахира ал-Карахи есть упоминание об Амирхане как ученике Шамиля, познавшего тарикат. (Хроника Мухаммед Тахира ал-Карахи. Ленинград, 1941. С. 125). И хотя у нас нет непосредственных данных об учебе Амирхана, вышеприведенный источник дает основание предположить, что некоторое время Амирхан провел в Гимрах у Шамиля.


Участие Амирхана в военных действиях на стороне имама начинается после эпопеи Ахульго в 1839 году.
В это время имам Шамиль, обосновавшись в Чечне, собирает новое войско. Один за другим переходят на его сторону аулы Чечни и Салатавии. «Когда Шамиль с войском вступил в Агдаш-аул к нему явился туда его ученик Амирхан ал-Чиркави, его друг шейх ас-Сафи-ал Чиркави и др.», – пишет Тахир ал-Карахи. (Там же).


Они объявили от имени аула Чиркей покорность и повиновение и «просили дать им некоторый срок для того, чтобы выручить свои отары баранты из рук врагов на равнине. Шамиль был доволен и разрешил им это». (Там же).
Возглавив чиркейскую молодежь, Амирхан участвовал в походе на сел. Цоботль (Зубутль. – Р.Г.). Войско Шамиля разделилось на 3 отряда, один отряд возглавил сам имам, другой – Амирхан, третий – Магомедхан из Эндери. Джамаат Зубули явился к имаму с изъявлением своей покорности.


Далее все три отрада направились в сторону аула Чиркей. Там между сторонниками шариата и врагами последнего возникли разногласия. В конце концов, первые взяли верх. Затем все три отряда, пополнив свои ряды молодежью из сел. Чиркей, двинулись на аул Ишкарты. Здесь их встретила милиция, возглавляемая шамхалом Абумуслимом и Ахмед-ханом Мехтулинским. В бою за Ишкартами отличилась чиркеевская молодежь, противник обратился в бегство. Амирхан принял участие в походе на Эрпели, Игали, Чир-Юрт, Янги-Юрт. Возглавив отряд чиркеевцев, Амирхан по поручению имама направился в Гимры «уговорить жителей добровольно перейти на сторону мюридов». (Мухаммед Тарих ал-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990. С. 50)


Посланники выполнили с честью возложенное на них поручение. Авторитет Амирхана постепенно рос. Когда встал во-прос о необходимости связаться с турецким султаном, первым в качестве посланника Шамилем был назван Амирхан. В помощь ему имам назначил еще троих - чиркеевского Шейха, балаханца Мусу и Иса Гаджи. Имам строго приказал им слушаться во всем Амирхана. «Миссия заключалась только в доставке по назначению письма и что она (делегация. – Р.Г.) не уполномочена вступать в переговоры». (Там же. С. 64)


Однако царскому командованию стало известно о дагестанской делегации и, несмотря на то, что прибывшие на Западный Кавказ Амирхан и его сподвижники соблюдали осторожность, их миссия заранее была обречена на провал. Каждый из причаливших к берегу турецких кораблей, строжайше охранялся русскими властями. Посоветовавшись между собой, дагестанцы решили отправить в Турцию одного Шейха, а остальным вернуться в Дагестан.


«Депутаты вернулись домой, подвергаясь по дороге вся-кого рода, опасностям, через страны, занятые русскими». (Мухаммад ал-Карахи. Указ. соч. С. 66). Шейх, посланный Амирханом, благополучно прибыл в Стамбул и вручил письмо имама к султану. Подобная неудача не поколебала доверие имама к своему секретарю. Шамиль советовался с Амирханом по всем животрепещущим проблемам. Одной из таких проблем была просьба прибывшей с Западного Кавказа абхазской делегации «дать им предводителя». Имам долго отказывался, аргументировав это тем, что не может взять на себя ответственность в таком деде, от которого зависит благосостояние всей страны». (Руновский А. Записки о Шамиле. М., 1989. С. 149).


Однако Амирхан убедил имама в том, что «нельзя оставить народ на произвол недальновидных старшин, которые с давнего времени подвергают страну двойному бедствию: со стороны русских, которых распри их служат самым лучшим союзником со стороны обыкновенных междоусобиц, порождаемых мелким самолюбием и бесконечными неудовольствиями». (Там же). Когда Шамиль предложил Амирхану поехать туда, тот отказался, ответив, что этот край ничего общего не имеет с Дагестаном. А когда на просьбу абхазских депутатов отозвался Мухаммадд-Амин, Амирхан вполне благожелательно одобрил этот выбор. (Мухаммед Тарих ал-Карахи. Указ. соч. С. 67).


Находясь в непосредственной близости к Шамилю, Амирхан оказывал влияние на имама, поддерживая его в трудные часы, которых, к сожалению, было немало. Так было перед наступлением на Хунзах, откуда от наиба Хаджи-Мурада поступила информация о сносе речной водой мостов и невозможности в связи с этим, военного похода.
«Имам стал угрюмым и задумчивым. Личный его друг и любимый ученик Амирхан Чиркеевский советовал ему не поддаваться настроению, которое может быть и ре-зультатом дьявольских ухищрений и козней». (Там же).
Амирхан занимался не только канцелярской работой, но и принимал активное участие в военных действиях. Так, в 1844 году он по указанию Шамиля возглавил поход мюридов в с. Эрпели.

До августа 1859 года Амирхан сопровождал Шамиля. Но в самый последний момент он не поднялся на Гуниб вместе с имамом. Почему – нам трудно осмыслить и понять. Возможно, он видел, как и многие другие, что судьба борьбы горцев предрешена и дальнейшее сопротивление бессмысленно.
Но, скорее всего, причина была в другом. Царские войска стремительно окружили Гуниб, и не только Амир-хан, но и другие ближайшие единомышленники Шамиля, в частности Мухаммад Тахир аль-Карахи, не успели присоединиться к имаму. Во всяком случае, утверждение Гаджи-Али чохского о том, что верный сподвижник имама «услышав о щедрости фельдмаршала А. Барятинского явился к нему» (Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990. С.61), нам кажется совершенно безосновательным.Изображение печати Шамиля на могильной стеле Амирхана Чиркеевского


У Амирхана осталась овальная печать имама. Дагестанские ученые, исследователи письменного наследия Шамиля отмечают, что этой печатью скреплялись письма вплоть до самых последних дней имамата. На посланиях Шамиля после его пленения стоит лишь подпись, а печати нет. Сам Шамиль в своем обращении к Мухаммад-Амину писал, что «сие послание я не скреплю печатью по той причине, что печать моя осталась в руках Амирхана, который изменил мне!» (Омаров Х.А. Печати Шамиля. Ж. «Тариз». № 2–3. Махачкала, 1996. С. 54).
Скончался Амирхан 15 февраля 1876 года и был похоронен на кладбище в селении Чиркей. Перед затоплением аула, жители Чиркея сняли надмогильную плиту и унесли с собой. В надписи на плите Амирхан назван другом и секретарем Шамиля, имама Дагестана.

Причастность: