Личности

Личности  »   ГОРШЕЛЬТ ТЕОДОР

ГОРШЕЛЬТ ТЕОДОР

(16 Марта 1829 - 3 Февраля 1871)

Доного Хаджи Мурад

ТЕОДОР ГОРШЕЛЬТ, ХУДОЖНИК-ВОИН

События на Кавказе первой половины XIX века запечатлели Л.Толстой, Е.Лансере, А.Бестужев-Марлинский, В.Полежаев, Г.Гагарин, М.Лермонтов, Ф.Рубо, Н.Пирогов и многие другие писатели, художники, путешественники, посетившие наш край.

Своеобразно воссоздал ту эпоху в своих работах баварский живописец и прекрасный рисовальщик Теодор Горшельт, в 1858 г. посетив Кавказ. Через год после прибытия сюда его произведения о Кавказской войне станут известны в России, а еще через год рисунки художника будут изданы большим тиражом. Горшельту был присвоен титул академика, он стал членом Российской академии художеств.

Теодор ГоршельтТеодор Горшельт родился 16 марта 1829 г. в Мюнхене. Еще мальчиком каждое лето проводил в гористой местности Баварии, и не удивительно, что в нем рано проявилась склонность к рисованию. В 1847-1852 гг. он обучался в Мюнхенской академии художеств, где выделялся своим природным дарованием, прилежанием и неустанным, пристальным штудированием натуры. Юноша, часто бывая в Штутгарте в придворных конюшнях, много рисовал лошадей, большей частью арабской породы. Врожденная страсть к новым впечатлениям и приключениям сделала его непоседливым. Уже в ранней юности он мечтал о поездке на Кавказ, представляя его себе по романтическим описаниям поэтов и писателей.

В 1853 г. Горшельт с друзьями отправляется в путешествие сначала по Испании, затем по Алжиру. В 1858 г., получив необходимые материальные средства от продажи своих картин на алжирскую тему, Горшельт едет на Кавказ. Осуществляется многолетняя мечта художника. Прибыв в Россию, Горшельт встретил готовность содействовать ему со стороны официальных и частных лиц. Это облегчило путь художника по незнакомой стране к одной из ее окраин.

В это время на Кавказе происходили финальные события длившейся уже много лет войны.
Горшельт был принят на временную военную службу и послан в распоряжение генерал-майора И.А. Вревского, командовавшего одним из передовых отрядов. Художник находился на передней линии фронта и часто принимал участие в военных действиях. Свои письма домой семье, друзьям он часто сопровождает оригинальными рисунками из походной жизни.

Бивуак российских офицеровВо время отдыха художник много рисует в походном альбоме - постройки, природу, типы горцев и солдат. Горшельт стал очень популярен как в свите генерала, так и в действующей армии. Как говорили солдаты, «трудно было уберечься от горшельтовского карандаша».

В одной из опаснейших военных экспедиций (при штурме аула Кетури 28 августа 1858 г.) Горшельту пришлось занять должность адъютанта, и за свою неустрашимость и храбрость он был награжден орденом. На тему штурма Кетури художник создал потом несколько произведений: «Взятие аула Кетури», «Перенесение раненого генерала Вревского» и другие.

События на Кавказе продолжали драматически развиваться, и Горшельт принимает участие в новом походе к аулу Ведено в Чечне. После вторичного похода (первый был неудачным) аул был взят штурмом. Будучи непосредственным участником этого события, художник тонко подмечал малейшие детали в увиденном и позже создал ряд рисунков, изобразивших, однако, не победный штурм отряда, а тяжелую обстановку в окопах.

Вместе со всеми художник нес тяготы трудной походной жизни, не забывая при этом делать быстрые зарисовки в альбоме. Очевидно, его привлекала непарадная сторона войны, он с одинаковым сочувствием изображает страдания простых солдат и горцев.

Вскоре Горшельт становится очевидцем крупного исторического события на Кавказе - взятия Гуниба и сдачи предводителя горцев имама Шамиля. После того, как приступом было взято укрепление и полностью окружен аул, где находились оставшиеся с Шамилем горцы, наступило время переговоров. Шамиль со своим сподвижником Юнусом встретился с главнокомандующим Кавказской армией князем А.И. Барятинским в березовой роще.

Переговоры имама Шамиля с князем А.Барятинским на Гунибе 25 августа 1859 г.Рядом с Барятинским - генералы, офицеры, солдаты, горцы, среди них и Горшельт. Художник быстро зарисовывал Шамиля, Юнуса, переводчика и других. Портрет Шамиля, впервые сделанный с натуры, дал возможность людям познакомиться с внешностью знаменитого горца. 

После этого события Горшельт путешествовал по Закавказью, побывал в Тифлисе, Баку, Эривани.
В 1863 г. он возвращается в Германию с альбомами и папками, заполненными драгоценным материалом и начинает разрабатывать материал, накопленный за время пребывания на Кавказе. Вскоре Горшельт начинает работу над картиной «Пленение Шамиля», композиция которой включает в себя до 40 портретных изображений участников этой исторической сцены.

Зарисовки, сделанные Горшельтом на Гунибе, помогли ему в работе. Известный художественный критик 70-х годов прошлого столетия А.Прахов писал о впечатлении, произведенном картиной в Мюнхене в 1869 г., когда она была выставлена на суд публики и критики: «Энергичным реализмом в замысле и исполнении... точностью и простотой в композиции эта картина поразила германских художников... Никому еще из новых художников не удалось так захватить и приковать зрителя.

Весь Мюнхен целую неделю стремился в мастерскую художника, где картина была выставлена в пользу общества вспоможения художникам». Из Мюнхена картина была привезена в Санкт-Петербург. После Октябрьской революции она была передана в Дагестан и в настоящее время экспонируется в Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее в Махачкале.

В 1867 г. Горшельт принимает участие в Парижской Всемирной художественной выставке, где выставляет другое живописное произведение на кавказскую тему «Штурм Гуниба», за которое художник был удостоен Большой золотой медали. Эта картина – результат его большого труда, итог многих зарисовок, сделанных в дни, когда был осажден и взят приступом аул Гуниб. Если в картине «Пленение Шамиля» художник был связан церемониалом и портретами, то его реальный драматический гений развернулся еще сильнее в картине «Штурм Гуниба» - одном из лучших произведений батальной живописи.

На следующей международной выставке в 1869 г. в Мюнхене Горшельт получает Почетную золотую медаль за картину «Казаки, возвращающиеся с пленными после набега» и рисунок «Русская артиллерия на Чечне», выполненный пером, мелом и углем. Другой большой рисунок - «Бегство лезгинских всадников с возвышенности» - вызвал восхищение у лондонских любителей-коллекционеров.

Количество рисунков Горшельта на тему Кавказской войны велико, сюжеты их крайне разнообразны и часто они встречаются в виде иллюстраций многих произведений, посвященных Кавказу: «Мюрид с наибским знаменем», «Разорение лезгинского аула», «Анцугский наиб» и др.

В 1870 г. Горшельт намеревался еще раз приехать в Россию, но помешала вспыхнувшая война между Францией и Германией. 3 февраля 1871 г. Горшельт, заразившись от своего маленького сына скарлатиной, скончался. Удивительно, но на следующий день (4 февраля того же года) в далекой Аравии в священном городе Медина умер имам Шамиль.

За свою короткую жизнь Горшельт проделал огромную творческую работу, объездил ряд стран, но мировую славу ему принесли произведения, посвященные Кавказу. 

Каждый его набросок, рисунок, полотно звучит гимном красоте человека и природы. Горшельт был тесно связан со своей эпохой, у него никогда не было стремления уйти от действительности. На протяжении всей своей жизни художник и не мыслил себе иного назначения искусства, как быть выразителем больших гуманистических идеалов, и всем своим творчеством он стремился к этому. Присуждение ему звания академика Российской и Мюнхенской академии художеств, присуждение его произведениям многих почетных наград являются справедливой и достойной оценкой его нелегкого труда.

Из книги: Доного Хаджи Мурад. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864. М., 2005.

Причастность: