Личности

Личности  »   ТИММ ВИЛЬГЕЛЬМ

ТИММ ВИЛЬГЕЛЬМ

(0 1820 - 0 1895)

Доного Хаджи Мурад

ТИММ ВИЛЬГЕЛЬМ: Кавказские мотивы 

В.ТиммВ числе художников, посетивших Кавказ в XIX веке и оставивших большое наследие, видное место занимает Вильгельм Тимм (1820-1895).
А все началось в Риге, где он, сын рижского бургомистра, получил первоначальное художественное образование. В 1835 г. поступил в Императорскую Академию художеств в С. - Петербурге, где учителем его был известный художник-баталист А.И. Зауервейд.

В 1839 г., окончив академию с Большой серебряной медалью, Тимм отправляется в Париж, где продолжает учебу под руководством Ораса Верне. С этим прославленным французским живописцем он предпринимает поездку в Алжир. Вернувшись в Париж, Тимм начинает разрабатывать привезенный материал. Его картины со сценами из алжирской жизни привлекают внимание на выставках парижского салона. Кавказ, Восток были в центре внимания художников, поэтов, писателей, ученых того времени. Не был исключением и Тимм. Возвратившись в 1849 г. в Россию, он тут же решаетс ехать на Кавказ. Об этом удивительном крае он много слышал и читал не только в России, но и за рубежом.

Яркие впечатления кавказской жизни явились по существу толчком для главного дела жизни Тимма - издания периодического сборника художественных литографий, сопровождаемых объяснительным текстом. Этот сборник выходил 3 раза в месяц в течение почти 12 лет - с 1851 по 1862 гг.

Виртуозно исполненные литографии, имевшие большую популярность у читателей журнала, сейчас являются ценным материалом для исследователей. Уникальна серия работ, посвященных древнему Дербенту, где художник зафиксировал многие сейчас исчезнувшие детали: «Землянка Петра Великого в Дербенте», «Памятник в Петровой Рощице в 6 верстах от Дербента на том месте, где Петр Великий изволил обедать с дербентскими жителями», «Вид из окна в Дербентской крепости, которое вырублено собственноручно Петром Великим», «Одна из семи алебард, находящихся в Дербентской крепости, оставшихся там, после пребывания Петра Великого в 1722 г.» и др.

Тимм публикует свои рисунки, сделанные в Дагестане: «Вид аула Ахты», «Вид неприятельских завалов при ауле Мискинджи», «Вид аула Кумух», панорамы селений Гимры, Яраг, Гуниб. На страницах журнала появляются портреты известных людей того времени: наибы Шамиля - Мухаммад Амин, Хаджи Мурад, Махти Лай, хан Агалар Бек Гази-Кумухский, горский лекарь Хаджи Потуло и др.

Кроме своих рисунков, Тимм печатал в сборнике и работы других мастеров, обращавшихся к кавказской теме - Т.Горшельта, Г.Гагарина, К.Филиппова. Во время пребывания в Дагестане Тимм много слышал интересного, необычного о Шамиле, и вряд ли думал художник, что судьба сведет его с предводителем горцев. А случилось это уже в С. - Петербурге в сентябре 1859 г., куда Шамиль прибыл в качестве почетного военнопленного.

Тимм сопровождал Шамиля на прогулках по городу, делая быстрые зарисовки. Художник старался запечатлеть имама в самых разнообразных ситуациях: в театре, в Публичной библиотеке, в карете, проезжающей по Невскому проспекту, в гостях у профессора Казем Бека, в 1-м кадетском корпусе, где воспитывался старший сын Шамиля Джамалуддин, отданный отцом в заложники царскому командованию в 1839 г.

Накануне отъезда пленника в Калугу, где ему было определено постоянное местожительство, Тимм был допущен к Шамилю «для исполнения с последнего портрета». Когда художник показал Шамилю рисунки, сделанные им во время знакомства имама с городом, тот пришел в восторг и долго их рассматривал. Сеанс проходил под чтение Шамилем нараспев, вполголоса книги духовного содержания. Когда портрет был почти готов, один из присутствовавших попросил Шамиля написать ему на память свое имя. Имам, взял у Тимма карандаш и оставил свой автограф.

Таким образом, этим портретом Тимм подвел итог пребывания Шамиля в столице. До него лишь художник Т.Горшельт рисовал Шамиля с натуры после сдачи Гуниба. Но то был набросок, а работа Тимма представляет собой законченный портрет имама, опубликованный впоследствии в «Русском художественном листке» и других изданиях, посвященных Кавказу.

Посвятив себя в основном графике, Тимм оставил немало и живописных произведений. Например, его картина «Воспоминание об осаде крепости Чох в 1849 г.» экспонировалась на международной выставке в Лондоне в 1862 г. Дагестанские рисунки, литографии Вильгельма Тимма - это интереснейшая страница в деле изучения истории горного края, страница-иллюстрация, написанная мастерским штрихом латышского художника на память потомству.

Из книги: Доного Хаджи Мурад. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864. М., 2005.

Причастность: