Личности

Личности  »   ГАГАРИН ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

ГАГАРИН ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

(0 1810 - 0 1893)

Доного Хаджи Мурад

КАВКАЗСКИЙ ХУДОЖНИК КНЯЗЬ Г.Г. ГАГАРИН

«Если можно одним словом характеризовать данного художника, все его склонности и симпатии, все движения и улыбки его вдохновения, и даже его технику, то я бы назвал князя Г.Гагарина – путешественником тех добрых старых времен, когда ездили в покойных, уютных дилижансах и умели, не спеша, с толком, наслаждаться новыми впечатлениями природы и жизни…

Душа такого острого и внимательного путешественника сквозит во всех рисунках князя Г.Гагарина – будь то перспективы Петрополя, каналы Венеции, иллюстрации к Байрону и Лермонтову, пестрые улицы Москвы, пастиччо древних грузинских миниатюр, типы Поволжья, религиозные, исторические и аллегорические композиции, портреты дам 30-40-х годов, горы и обитатели Кавказа, да словом, все то, что перевидал, перечувствовал и передумал художник в свою долгую и яркую жизнь», - так сказал о Григории Григорьевиче Гагарине, большой ценитель творчества художника С.Эрнст.

Исследователь искусства, мастер монументальной живописи, архитектор, книжный иллюстратор, вице-президент Академии художеств, художник Гагарин прожил долгую, интересную жизнь, и кавказский период был наиболее значительным в его творчестве. 
Г.Г. Гагарин (1810-1893) не получил академического образования.

Обучение рисованию дома, пример отца дипломата, занимавшегося живописью, общение с прославленным художником К.Брюлловым сослужили юноше хорошую службу.

Жизнь в Италии, дипломатическая работа при русском посольстве в Париже, общеобразовательный курс в Сорбонне, лекции по строительному искусству и живописи продолжили его образование, а знакомство с А.С. Пушкиным, путешествие в Турцию расширили его кругозор.

Зимой 1839-1840 гг. Гагарин знакомится с М.Ю. Лермонтовым и становится членом так называемого «кружка шестнадцати» в который входили К.Браницкий, А.Васильчиков, А.Долгоруков, А.Столыпин, С.Трубецкой и др. Когда Лермонтов был сослан на Кавказа, друзья последовали за ним. Гагарин присоединился к ним, устроив себе командировку «для участия в проведении реформы гражданского управления в Закавказье».

С этого времени и почти до 1850-х гг. с некоторыми перерывами Гагарин жил и активно работал на Кавказе. Поскольку фотографическое дело в то время находилось в зачаточном состоянии, имела место практика прикомандирования официальными властями к действующей армии художников в качестве летописцев. Так и Гагарин, поступив на военную службу в армию, пополнил «армию» художников на Кавказе.

Блестяще владевший рисунком и акварелью, молодой офицер нашел в горном крае интересный материал и получил «благодарную возможность сочетать в реалистических зарисовках с натуры и реалистических композициях романтическую приподнятость и жизненную правду». Обстановка и характер кавказских событий многосторонне воздействовал на творчество художника. Он внимательно изучал историю, быт, искусство, этнографию кавказских народов. Годы, проведенные Гагариным здесь, были временем расцвета его художественного дарования, что может подтвердить огромное количество прекрасных акварелей, рисунков, картин.

Поступив на военную службу, он принимал участие в военных походах, сражениях. Когда в 1840 г. в Чечне начались волнения горцев, туда были отправлены войска под командованием генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. Именно в это время М.Лермонтов писал А.Лопухину: «…Завтра еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню брать пророка Шамиля, которого, надеюсь, не возьму…»

Сражение происшедшее между горцами и царским отрядом при реке Валерик, М.Лермонтов описал в своем знаменитом стихотворении, а позднее по воспоминаниям поэта им совместно с Г.Гагариным были исполнены две композиции: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Эпизод из Кавказской войны». На первой из них под изображением рукой Г.Гагарина выведено по-французски: «Dessin de Lermontoff aquarelle par moi pendant ma convalescence a Kislovodsk» (рисунок Лермонтова, раскрашенный акварелью мною во время моего выздоровления в Кисловодске).

На другой работе «Эпизод из Кавказской войны (иное название «Стычка в горах») также имеется надпись, сделанная Г.Гагариным на латинском языке: «Lermontoff delineavitt, Gagarin pinxit» (Лермонтов рисовал, Гагарин раскрашивал).
Первым серьезным военным испытанием для Гагарина явились действия в районе реки Сулак - поход на аул Чиркей в мае 1841 г. Царский отряд с трудом продвигался к сильно укрепленному аулу.

Преградой оказалась горная река Сулак, почти вышедшая из берегов после весенних дождей, поэтому было решено продвигаться окружным путем через аулы Ахатли и Миатли. Подойдя к Чиркею после тяжелых испытаний, царские войска взяли аул приступом. В это время художник не был еще военнослужащим, а являлся прикомандированным, но всегда по возможности старался быть в гуще событий, не раз подвергаясь опасности быть раненым или убитым. 

В течение всего продвижения к Чиркею Гагарин заносил увиденное в альбом. Просмотрев эти наброски, можно проследить маршрут художника вместе с войском: «Крепость Темир-Хан-Шура», «Ахатли, 8 мая 1841 г., 6 часов вечера», «Ахатли. 10 мая», «Вид Сулака под Миатлами», «Переправа через Сулак», «Вступление в Чиркей». Гагарин видит войну не с парадной стороны, а изнутри, в отличие от некоторых других летописцев-современников.

Он изображает сцены боя, сборы солдат по тревоге, приготовление пищи в походе, перестрелку с неприятелем, перевозку раненых. Эти рисунки скромны, в них нет апофеоза, а только реалистическая действительность. Для пейзажных зарисовок художник нередко использует цветную бумагу, на которой умело передает характерные черты суровой природы Дагестана.

За поход на Чиркей художник Гагарин получил орден «…в награду личной храбрости и хладнокровного мужества». Одновременно царское командование зачисляет маэстро в гусарский полк поручиком.
В конце 1841 г., возвратившись в С. – Петербург, Гагарин на основе полевого материала пишет несколько картин батального жанра: «Белый Ключ. Главная квартира Мингрельского полка», «Карагач. Главная квартира Нижегородского полка», «Переправа горцев через реку», «Сражение при Ахатли» и др. Среди перечисленных работ выделяется «сражение при Ахатли», необычно решенная по замыслу в русской батальной живописи первой половины XIX в.

«Это сражение было одним из боевых эпизодов похода на аул Чиркей в мае 1841 г., в котором участвовал Гагарин, - писал искусствовед А.Савинов. Трактовка сцены сражения резко отличается от того, что насаждалось в живописи многочисленными художниками-баталистами, пользовавшимися поощрением Николая I. В картине нет шовинистического духа, нет высокомерия в отношении к горцам.

Картина не является, как было принято в первой половине XIX в. апофеозом какого-либо царского генерала. Гагарин избрал необычную точку зрения – от горцев, изобразив их на первом плане; русские солдаты показаны вдали, на склоне горы, деловито занятыми проводимой ими боевой операцией. Сцена боя передана без преувеличений, без внешне эффектных моментов; обороняющиеся горцы изображены Гагариным с чувством уважения к их спокойному мужеству.

Огромное пространство, уходящие ввысь горы, бурлящая далеко внизу студеная река и утомленные, ожесточенные люди переданы правдиво художником, который в своем реализме стал новатором трудной области батальной живописи». 
С 1848 г. Гагарин вновь на Кавказе. Художник, офицер, он назначается в распоряжение главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом князя М.С. Воронцова в Тифлисе «…с тем, чтобы он был употребляем в ученом и артистическом отношении».

Большую часть времени художник проводил за работой: занимался живописью, реставрацией уникальных памятников, литографией, актерской деятельностью, являлся членом некоторых научных обществ, писал научные работы по искусству.

Это был период, когда царская армия успешно провела ряд военных операций: в июле 1848 г. – взятие штурмом укрепленного аула Гергебиль, нанесение крупного поражения горцам у аула Кутиша, овладение аулом Салты в сентябре 1849 г. после длительной осады.

Не случайно, видимо, Гагарин интересуется личностью предводителя горцев имама Шамиля и берется за создание картины на тему более десятилетней давности – «Свидание генерала Клюки фон Клюгенау с Шамилем». Так как Гагарин не был очевидцем этого события, то большую помощь в работе оказали ему генерал Клюгенау и будущий генерал Евдокимов, о чем свидетельствует надпись по-французски на обороте полотна: «Свидание генерала Клюкки фон Клюгенау с Шамилем, написана в 1849 г. в Царских Колодцах по указаниям генерала, адъютанта генерала Евдокимова, впоследствии генерала и графа».

На картине изображен момент переговоров генерала с Шамилем, расположившихся на скалистом выступе. Более всего обращает на себя внимание наиб Ахверди Мухаммад в голубой черкеске, гордо восседающий между имамом и генералом. Шамиль в красной одежде и белой чалме более похож на смиренного священнослужителя, чем на предводителя грозных горцев.

Несмотря на это, в Шамиле чувствуется некоторая внутренняя сила и спокойствие, и становится ясно, что главным действующим лицом в этой ситуации, от которого многое зависит, является Шамиль. Картина передает состояние, когда все: и нестройная живописная группа горцев, и строгий отряд русских солдат, и сама дикая природа, - застыло в напряжении, ожидая ответа Шамиля, т.е. все внимание сконцентрировано на имаме, и этим художник подчеркнул его главенствующую роль.

Яркой страницей в жизни Гагарина явилось его пребывание в Грузии, где он проделал немалую работу по восстановлению древних памятников. Например, им были реставрированы фрески на стенах Мцхетского собора.
В 1850 г. Гагарин по поручению городского начальства принимается за роспись стен Сионского собора в Тифлисе. Затем по проекту Гагарина строится театр, сам он работает директором по художественной части гранильной фабрики.

Деятельность Гагарина становится широко известной не только на Кавказе, дом Гагариных в Тифлисе стал своеобразной «Меккой» искусств для местных и приезжих. Сохранились воспоминания служившего здесь в конце 40-х гг. чиновника Соковина, где он говорит о Гагарине, его жене и о той роли, которую сыграли они в культурной жизни Тифлиса:

«Приезд Гагариных – очень важное событие в жизни тифлисской. Муж, как художник, заставляет любоваться произведениям своей кисти. Жена…ходит пешком под руку с мужем, носит короткие волосы, визитные карточки без герба и написано просто: кн. Гагарина, урожденная Дашкова, без имени и отчества; много и других милых необыкновенностей. И что же из всего этого? Совершенно новый порядок в жизни тифлисской…с визитных карточек сброшены короны и гербы с именами…Дом Григория Гагарина самый любезный и приятный в Тифлисе, хотя публика является туда со страхом и осторожностью, боясь изящного вкуса и направления, царствующего в их семействе».

В 1850 г. Гагарин принимал участие в походе генерала Нестерова на Чечню и за отличие в нем был произведен в полковники. 
В конце следующего года на арене военных действий происходит важное событие – Хаджи Мурад, знаменитый наиб Шамиля, перешел на сторону русских.

Этому способствовали некоторые обстоятельства. После неудачного похода Хаджи Мурада в Южный Дагестан Шамиль выразил недовольство действиями наиба и результатом мероприятия.

Отношения между Шамилем и Хаджи Мурадом и ранее были сложными, а после этого случая совсем испортились. Хаджи Мурад, не нашедший другого выхода, решил бежать к русским.В 20-х числах ноября он дал знать в крепость Воздвиженскую, что желает сдаться, если ему обещают сохранить жизнь. Принятый в крепости, опальный наиб затем был препровожден в Грозную, а оттуда в Тифлис.

М.С. Воронцов в одном из писем в С. – Петербург Военному министру князю А.Чернышеву писал о том, что знаменитый наиб приехал в Тифлис 8 декабря.
«На следующий день, - писал далее наместник, - я познакомился с ним и дней 8 или 9 говорил с ним и обдумывал, что нам делать с ним теперь, т.к. он очень сильно заботится о судьбе своего семейства и говорит со всеми знаками полной откровенности, что, пока его семейство в руках Шамиля, он парализован, и не в силах услужить нам…»

Вполне возможно, что Воронцов предложил Гагарину, находившемуся при нем, запечатлеть знаменитого наиба на бумаге, а, скорее всего, сам художник не мог пропустить случая, чтобы не зарисовать такую известную личность. 20 января 1852 г. Гагарин карандашом выполнил портрет наиба, который по сей день является самым правдивым изображением этого горца, т.к. Гагарин – единственный, кто рисовал его с натуры. Голову Хаджи Мурада, снятую с плеч рисовал Г.В. Коррадини, (Хаджи Мурад, решившись бежать обратно в горы, был настигнут охраной и в стычке убит, после чего один и преследователей шашкой отрубил ему голову).

Позже на основе этих двух рисунков портреты Хаджи Мурада исполняли художники Г.Грачев и Е.Лансере, а советский антрополог М.Герасимов вылепил голову наиба по черепу оригинала, имеющую, однако, мало общего с рисунком Гагарина.

В 1857 г. в Париже издается роскошный альбом «Живописный Кавказ» с прекрасно исполненными литографиям по рисункам Гагарина. В издание вошли эпизоды Кавказской войны, сцены народных обычаев, жанровые сценки, пейзажи с пояснительным текстом графа Штакельберга.

Гагарин, лично принимавший участие в издании, приступает затем к работе над выпуском другого своего альбома – «Костюмы Кавказа», для которого были исполнены многочисленные типажи горцев, зарисованные художником во время его пребывания на Кавказе. Гагарин особенно интересовался этнографией, что видно по огромному наследию мастера. В альбом же вошло всего 60 композиций. Эти работы – настоящая «академия костюмов», по которым можно изучать и восстановить многие исчезающие детали кавказского костюма.

С конца 50-х годов Г.Гагарин больше занимается административными делами и проводит большую организаторскую работу в связи с избранием его вице-президентом Академии художеств, где он должен был провести и утвердить в жизнь устав, вносивший некоторые изменения в педагогическую деятельность академии. Кроме этого, при его участии были благоустроены учебные помещения, построено здание «Мозаичного заведения». Не оставляет Гагарин в стороне и теоретические исследования.

Под непосредственным руководством Гагарина в музее Академии художеств были открыты новый отдел древнерусского и византийского искусства, костюмный класс, для которого вице-президент выделил большую часть своей личной коллекции. Особое внимание уделялось пополнению других коллекций музея и библиотеки в академии.

В.В. Стасов, известный русский художественный и музыкальный критик, высоко оценил значение музея, отметив, что благодаря князю Гагарину и его настойчивым стремлениям в академии стали вводиться новые требования и понятия, которых ранее не было.

В 70-х годах, когда академия переживала период наибольшей зависимости от сил политической реакции. Гагарин решает покинуть свой пост. Выйдя в отставку, он вновь много путешествует, посещает страны Малой Азии, Италию, Сицилию, Египет, в результате чего появляется множество новых рисунков, акварелей, этюдов.

Гагарин был избран действительным и почетным членом Русского археологического общества. Он печатает статьи о древнерусском искусстве, издает альбомы, не забывая при это рисовать. Среди работ того времени: портреты С.Гагариной, М.Равеского, сына, дочери, внучки, «Автопортрет в старости», «Дом Шательро во Франции», где художник жил в последние свои годы и где умер 18 января 1893 г.

Вся долгая жизнь Г.Г. Гагарина принадлежала искусству. Ярчайшей страницей в творчестве художника является его «кавказская страница». Гагарин был настоящим патриотом искусства, но не будет ошибкой, если его назвать и «хранителем искусства». Ведь многие, не сохранившиеся на сегодняшний день архитектурные памятники, костюмы, фрески Кавказа живут на страницах альбомов Гагарина, на его полотнах.

Причастность:

Работа