Журнал «Ахульго»

Журнал «Ахульго»  »   Журнал №7  »   САПИЯТ – «ЧИСТОТА» ИМАМА ШАМИЛЯ

САПИЯТ – «ЧИСТОТА» ИМАМА ШАМИЛЯ

[опубликовано 15 Декабря 2008]

Доного Хаджи Мурад


Время рождения четвертой дочери Шамиля Сапият (в переводе с арабского - чистота) – сентябрь 1855 года. Матерью ее была Шуанат – дочь армянского купца Ивана Улуханова, которая попала в плен к горцам, приняла мусульманскую религию и вышла замуж за Шамиля. 


Сапият, дочь имама ШамиляВпервые Сапият упоминается в рассказе пристава А. Руновского в его «Записках о Шамиле». Описывая прибытие семейства имама 5 января 1860 года в Калугу, пристав пишет:
«…Тарантас завяз в сугробе в ту самую минуту, как я к нему подъехал. Пока вытаскивали из снега лошадей и направляли их на торный путь, прошла добрая четверть часа. В это время в одном из стекол тарантаса появилось миловид¬ное женское лицо, но, заметив русские костюмы людей, окружавших экипажи, оно тотчас же исчезло. Вместо него к стеклу прильнуло хорошенькое личико девочки, представляющей собою миниатюру только что скрывшегося оригинала. Это были: жена Шамиля, армянка Шуанат и дочь ее Сапият. К сожалению, краси¬вая девочка сильно страдает глазами, и по этой причине не было возможности снять с нее портрет, хотя много усилий было приложено к тому и с моей, и с ее стороны.


О болезни Сапият Руновский пишет, что она началась в трехлетнем возрасте. За время следования из Дагестана в Россию болезнь усилилась, так что с прибытием в Калугу у девочки получилось довольно сильное воспаление глаз. С согласия матери Сапият решил осмотреть местный врач.
Доктор Кричевский признал болезнь Сапият последствием золотухи и, несмотря на ее запущенность, обещал вылечить девочку, причем предупредил, что «отступление от предписываемых им условий будет иметь скорым результатом слепоту». Однако режим и прием лекарств не всегда соблюдался, и после некоторого улучшения зрение у Сапият вновь стало ухудшаться. С согласия Шамиля (Шуанат была против) пришлось освободить девочку от родительского присмотра и воспользоваться глазной лечебницей.
Вместе с родителями и остальными членами семьи Сапият отправилась в Аравию, откуда вскоре в Россию родственникам пришло письмо с печальной вестью:


«Милые дети мои Гази Мухаммад, Мухаммад Шефи и Абдурахим! (Мир и приветствие да будет над вами!) Уведомляю вас, милые дети, что безутешная дочь наша, а ваша сестрица Сапият (упокой Аллах ее душу) волею Аллаха скончалась в святом городе Медине, совершив путешествие к святым местам и поклонившись гробу Пророка Мухаммада. Похоронили ее в месте, называемом Джаннат аль-Бакия, где погребены сподвижники Пророка Мухаммада: дядя его Аббас, дочь его Патимат, сын ее Хасан, внук ее Зайну Абидин, Мухаммад Батыр, Джапар, Сулейман из Персии, жены Пророка, дочери его и другие (мир праху их!). Гроб Сапият мы положили возле гробницы Пророка Мухаммада, Абу Бакра и Омара. Сапият умерла в среду 24 числа Сафара (13 мая 1870 г.). Болезнь ее началась в святом городе Мекке в последних числах Зуль-Хиджа. Был болен и я, все мое семейство, вся свита и другие паломники из Дагестана, но, слава Аллаху, все выздоровели, кроме одного газикумухца, который умер. Сапият же оставалась все время больной, и болезнь ее была точь-в-точь как болезнь покойной дочери нашей Написат (упокой Аллах ее душу), умершей в 1866 году, – боль в желудке и опухоль ног. Умирая, она завещала передать Вам поклон, помолиться за нее о прощении грехов и о даровании встретиться с Вами в будущей жизни».

Письмо было написано в Медине 15 мая 1870 года. В конце послания Шамиль опять обращается к сыновьям и зятю Абдурахиму: «Убитая горем несчастная Шуанат постоянно говорит мне, что со смертью ее дочери она лишилась всей отрады и спокойствия в этой жизни и что одна теперь цель в ее жизни – жить для вас. Если вы любите меня, милые дети, не оставляйте ее, заботьтесь о ней как при жизни моей, так и после смерти. Помните! Да сохранит Вас Аллах! От бедного перед Аллахом дряхлого старца Шамиля».