Журнал «Ахульго»

Журнал «Ахульго»  »   Журнал №7  »   КИСВА – ТРАДИЦИОННОЕ ПОКРЫВАЛО СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

КИСВА – ТРАДИЦИОННОЕ ПОКРЫВАЛО СВЯЩЕННОЙ КААБЫ

[опубликовано 15 Декабря 2008]



КаабаПять раз в день один миллиард мусульман всего мира поворачивается лицом к Мекке, чтобы совершать молитвы – один из пяти столпов ислама. Духовный центр, в направлении которого молятся мусульмане,  это Кааба, находящаяся в Священной мечети. Кааба  это гладкое строение кубической формы, содержит Черный Камень  единственный остаток от старейшего дома поклонения Аллаху, построенного Ибрахимом и его сыном Исмаилом. К этому строению ежегодно приходят более двух миллионов мусульман со всего мира, совершая хадж - паломничество, которое является еще одним столпом ислама.

Однако ни сам камень, ни Кааба не являются для мусульман объектами поклонения. Это святилище Аллаха и духовное сердце исламского мира. На протяжении всей исламской истории обслуживание Каабы и построенной вокруг нее Священной мечети считалось великой честью. Особенно с тех пор, как король Абдул Азиз ибн Абдул Рахман Аль-Сауд взял в 1924 году Мекку под свое покровительство. Основав в 1932 г. современное Королевство Саудовской Аравии, он начал реализацию ряда проектов с целью облегчить паломничество в Мекку для большего количества мусульман. Стали изучать возможности расширения Священной мечети, которая окружает Каабу, а также Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. Улучшилось медицинское обслуживание, транспортное сообщение и жилые помещения для паломников. В то время Священная мечеть могла вместить только 48000 молящихся. После завершения самого последнего проекта по ее расширению, начатого Попечителем двух Священных мечетей, королем Фахдом ибн Абдулом Азизом в 1985 году, Священная мечеть сейчас может вместить одновременно более одного миллиона молящихся.


Изготовление кисвы

КисваСвященная мечеть была впервые расширена в седьмом веке н.э. Умаром ибн Аль-Хаттабом, вторым халифом после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Этот халиф также построил первое ограждение вокруг Каабы (до того времени была окружена низкими стенами и не имела крыши). Кааба была традиционно покрыта кисва (покрывалом). Рассказывают, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сам делал кисву и помогал покрывать ею Каабу. После его смерти эту традицию поддерживали халифы. Впоследствии мусульманские правители учредили специальные пожертвования для подготовки и отправки в Мекку нового покрывала для Каабы - каждый год во время паломничества. В последние века кисву изготавливали в Египте и отправляли в Мекку специальным караваном верблюдов.

В 1927 году король Абдул Азиз организовал первый цех, предназначенный исключительно для изготовления кисвы в Саудовской Аравии. Этот цех, расположенный в Мекке, сперва размещался в небольшом здании, и в нем были заняты 16 ремесленников, которые изготавливали кисву. Новая фабрика была открыта в 1962 году, а в 1977-м еще более расширена. На этой фабрике сейчас заняты более 240 ремесленников и технических специалистов, которым доверена честь изготовления кисвы. Традиционно кисву изготавливают из черной ткани, которая с внешней стороны покрывала, по всем четырем сторонам Каабы, обрамлена полосой в три фута шириной с надписями. Главная надпись, сделанная золотой нитью, означает: "Нет Бога, кроме Аллаха; Мухаммад – Посланник Аллаха". Другие надписи  это аяты из Корана.

Эта фабрика ежегодно производит две кисвы для Каабы. Одна фактически покрывает Каабу, а другая хранится в запасе на случай необходимости. Работа по изготовлению этих двух изделий, предполагающая целый ряд производственных стадий, продолжается в течение всего года. Вся внешняя сторона кисвы изготовлена из чистого шелка. Для каждого покрывала требуется около 736 кг шелковой нити. Нить поступает в цех в ее естественном цвете и требует покраски, после которой ее наматывают на катушки,  и она готова для тканья. Этот внешний слой кисвы ткут исключительно вручную, процесс требует терпения и требовательного внимания к качеству. Как только отдельные части кисвы завершены, их сшивают вместе в одно сплошное покрывало. Вес и размер покрывала, площадь поверхности которого примерно 657,76 кв. м, требуют подкладочной ткани для придания прочности. Эту подкладочную ткань также изготавливают из шелка, но производят ее на современных механических ткацких станках.

Кааба без кисвыОдним из самых популярных экспонатов для посетителей передвижной выставки «Саудовская Аравия: вчера и сегодня», устроенной в 1989–90 годы в крупных городах США, была секция, в которой саудовские ремесленники демонстрировали работу по изготовлению кисвы. Когда готова внешняя черная основа покрывала, то работа сосредотачивается на изготовлении надписей. Это полоса в 3,2 фута шириной и 157 футов длиной вокруг верхней части кисва. Хотя текст надписей никогда не меняется, в узор оформления и стиль письма вносятся изменения, которые предлагаются группой художников и писцов-каллиграфов. Как только узор надписей согласован, художники наносят их в натуральную величину на большие куски чертежной бумаги. Эти образцы затем переносятся на машины, которые ткут ленту с надписями. После того, как шелковая лента выткана, она готова к ручной вышивке. Вначале ремесленники вышивают желтой нитью по всей ленте арабские надписи, которые выступают над поверхностью основы приблизительно на четверть дюйма. Затем используют золоченую серебряную нить для вторичной вышивки надписей, придавая ей объемный, блестящий вид, в результате чего каллиграфия становится видимой с большого расстояния. Эта стадия процесса требует наибольшего внимания и времени, и ее полностью выполняют мастера.


Как только ленты пришиты к основанию, кисва проходит процесс тщательной проверки на подтверждение ее соответствия требовательным цеховым стандартам. Новую кисву помещают на Каабу в девятый день месяца Зуль-Хиджа во время ежегодного паломничества в Мекку. Перед тем как это сделать, само строение моют и временно покрывают белым покрывалом. Как только новая кисва положена на место, прежнюю разрывают на части и раздают паломникам. Цех по изготовлению кисвы производит также зеленый занавес для внутреннего помещения Каабы, а также темно-красный – для комнаты Пророка мечети в Медине. Их ткут исключительно вручную. Тот впечатляющий занавес, который покрывает золотую дверь Каабы, также производят вручную в этом же цехе. Он имеет 23 фута в длину и 13,1 фута в ширину, а вся его поверхность покрыта аятами из Корана, вышитыми золоченой серебряной нитью. Выдающееся мастерство, проявляющееся при изготовлении покрытия двери Каабы, свидетельствует о самоотдаче и преданности тех людей, которые работают целый год над изготовлением кисвы. Помимо этого, цех производит флаги королевства Саудовская Аравия, на которых помещена надпись: «Нет бога, кроме Аллаха; Мухаммад - Посланник Аллаха», а также особые дарственные предметы в виде вышитых аятов из Корана. Образцы работы мастеров и ремесленников цеха можно увидеть в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и посольствах Саудовской Аравии по всему миру, где секции кисвы выставлены для всеобщего обозрения. Увидеть эти произведения искусства  означает оценить любовный труд и самоотдачу мастеров, их изготовивших, а также всего народа Саудовской Аравии.


Исторический взгляд на кисву


Замок от дверей КаабыДрапировка, или покрывало, Каабы, известное как кисва, в разные эпохи имело интересную историю. Некоторые ученые утверждают, что первое кисва было сделано пророком Исмаилом (мир ему и благословение). Другие упоминают о том, что первое кисва сделал Аднан ибн Ад, прапрадед пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Но большинство источников единогласны в том, что первым, кто положил начало этой традиции, был Туба, король Хумайюра в Йемене. Впоследствии в доисламский период Каабу покрывали и многие другие. Рассказывают, что в доисламский период был один очень богатый человек по имени Абу Раби ибн Амр Аль-Махзуми, и он сказал курайшам (правящему племени в Мекки), что один год покрывать Каабу будет он, а курайши будут покрывать ее в следующем году. Курайши согласились. История гласит, что он продолжал покрывать Каабу вплоть до самой своей смерти.


Кисва во времена Посланника праведных халифов


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и мусульмане не принимали участия в покрывании Каабы до взятия Мекки, поскольку курайши не позволяли им этого. Когда была взята Мекка, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил кисву в том виде, в каком она была. Однажды она случайно сгорела, когда одна женщина окуривала Каабу. Тогда Посланник (мир ему и благословение) покрыл ее йеменской тканью. После его смерти Каабу покрывали праведные халифы.


Кисва в период после праведных халифов и до правления короля Саудовской Аравии


Халиф Муаувийя обычно покрывал Каабу дважды в год; затем Язид ибн Муаувийя, Ибн Аз-Зубайр и Абдул-Малик ибн Марауан  покрывали ее шелковым покрывалом. Одно время стало традицией не убирать старую кисву, а класть новое поверх старого. Она продолжалась вплоть до правления Махди, халифа Абассидов. Когда он совершил хадж в 160 году по хиджре, то увидел, что накопившиеся кисвы могут причинить ущерб самой Каабе. Поэтому он велел в любой конкретный период времени покрывать Каабу только одной кисвой, что и соблюдается с тех пор. Халиф Аль-Мамун покрывал Каабу трижды в год красной скрепленной кисвой восьмого числа месяца Зуль-Хиджа, белым габати  первого числа месяца Раджаба и красной парчой  двадцать девятого числа месяца Рамадана. После этого халиф Аббасидов Ан-Назир покрывал Каабу в зеленое. Затем халиф Ан-Назир решил изменить его цвет на черный, который остается и по сей день. То разноцветное покрывало (ситарах), которое висит на передней стороне Каабы, было впервые повешено в 810 году по хиджре. Между 816 и 818 годами вывешивать это покрывало прекратили, затем начали снова в 819 году по хиджре, с тех пор оно висит там и по сей день.


Кисва в правление короля Саудовской Аравии


В 1346 году по хиджре (1926) Его Величество король Абд Аль-Азиз Ас-Сауд, озабоченный попечительством над двумя Священными мечетями, велел построить специальную фабрику для изготовления кисвы. В том же году была открыта фабрика для кисвы Священной Каабы и произведена первая кисва. Кисву продолжали изготавливать в Мекке в течение последующих десяти лет. Дабы улучшить этот рабочий процесс, в 1382 году по хиджре (1962) король Фейсал велел обновить фабрику производства кисвы, а в 1397 году по хиджре (1976) в Умм Аль-Джуд было открыто новое здание.

Надписи из Священного Корана на кисве


Кисву ткут из чистого натурального шелка, выкрашенного в черный цвет. Фразы Ла иллаха илла Аллах, Мухаммад расуль Аллах; Аллаху джалла джалалух; Субхан Аллах уа бихамдих; Субхан Аллах Аль-'Азим, Йа ханнан, Уа маннан все вышиты на черном шелке золотой нитью. Кисву изготавливают из 41 куска ткани, каждый длиной 14 м и шириной 95 см. Широкая полоса 45-метровой длины и 95-сантиметровой ширины состоит из 16 частей. По четырем углам в форме кружков золотой нитью вышита сура Корана Аль-Ихляс. Эти кружки обрамлены квадратами из исламских орнаментов. Под полосой помещены шесть аятов из Корана, каждый из которых имеет свое обрамление. Покрывало (ситара) двери Каабы  6,5 м в длину и 3,5 м в ширину  сделано из той же самой черной шелковой ткани. Кромка и портьерные части вышиты серебряными нитями с позолотой. Вся кисва положена на подкладку из толстой хлопковой ткани.