Журнал «Ахульго»

Журнал «Ахульго»  »   Журнал №5  »   САИД ШАМИЛЬ - ВНУК ИМАМА

САИД ШАМИЛЬ - ВНУК ИМАМА

[опубликовано 17 Декабря 2008]

Доного Хаджи Мурад

 

К 100-летию со дня рождения.


Это был очень неудобный персонаж в советской историогра-фии. Во многих исследованиях по истории гражданской войны в Дагестане его роль в событиях несправедливо принижают, выдают его за самозванца, а то и вообще умалчивают о нем. Речь о Саиде (иногда Саид бек, Саид бей), внуке Шамиля, сыне младше-го сына имама Дагестана и Чечни Мухаммада Камиля. “Мнимый внук имама Шамиля”, “офицер французской службы”, “саидбе-евщина”, “некий авантюрист Саид бек” и др. - вот далеко не пол-ный перечень упоминаний о Саиде в исторических публикациях.


В художественном произведении Сфи-бубы Сфиева “Пере-битый панцирь” (Махачкала.1970) внук имама Шамиля под име-нем Тарлан предстает перед читателем “невыдержанным и само-любивым” выпивохой, склонным к всевозможным дрязгам. Чем же он был неудобен? Да тем, что на самом деле являлся внуком имама Шамиля, да к тому же - противником Советской власти. Общеизвестно, что имя Шамиля не раз использовали в разное время в политических целях: большевики и сторонники Гоцин-ского, гитлеровцы на пути к Кавказу и афганские моджахеды в борьбе против советских войск.

Н.Самурский, будущий 1-й секретарь Дагобкома ВКП(б), в своем приказе № 245 партизанским отрядам от 6 ноября 1920 г. воскликнул: “Вперед, достойные потомки великого Шамиля, за убегающими предателями Дагестана Гоцинским и Алихановым”. (Н.Самурский. Гражданская война в Дагестане. Махачкала, 1925г., С.25). Он не мог не знать, что на стороне вышеназванных “предателей” находился родной внук того великого Шамиля. Тем не менее, Н.Самурский в своей книге называет его не иначе, как “лжевнук” Шамиля”, “появление которого в Дагестане имело своим назначением воскресить в бандах Гоцинского шамилев-ские традиции, фанатическое упорство и сопротивление врагу. Мечту об освобождении Дагестана, от какого бы то ни было рус-ского влияния” (Там же. С.14).


Так и остался в истории гражданской войны в Дагестане ма-лоизвестный, “непонятный шамилевский внук”, и эта личность на сегодня практически не исследована. Наш очерк - осторожный штрих в его жизнеописании.
Отцу Саида, Мухаммаду Камилю, родившемуся в Калуге (1863-1951), так и не пришлось увидеть родной дагестанской земли. Дослужившийся до генерала турецкой армии, он, кроме Саида (1901-1981), имел еще двух дочерей: Наджию (1899-1983) и Наджабат (1916-1983).


Мухаммад Саид родился в Стамбуле, окончил престижный Галатасарайский лицей. Кроме родного аварского владел также турецким, арабским, французским, английским и русским языка-ми. Юные годы Саида пришлись на переломный момент в исто-рии, как Османской империи, так и Дагестана. 11 мая 1920 г. в чеченском селе Капши (окрестности Ведено) состоялся съезд горцев, на котором было предложено избрать руководителем на-ционально-освободительного движения Мухаммада Камиля. По-следний, будучи больным, отправил на Кавказ в качестве своего представителя 19-летнего сына. Так началась политическая дея-тельность Саида Шамиля.


Из Турции в Дагестан Саид пробирался через Грузию. В сво-ем докладе военком Гунибского округа М.Омаров сообщал, что “Анцухо-Капучинский участок целиком находится на стороне противника... Противник ждет распоряжений от имама Гоцинско-го, полковника Алиханова, Гайдар Баммата и внука имама Ша-миля, которые находятся в Грузии”. В начале сентября 1920 г. из Грузии в Дагестан начали свое продвижение отряды повстанцев. “ Все повстанческие вооруженные силы Дагестана и Чечни со-ставляли “Шариатские войска горских народов”, объединенные под управлением одного командующего (полковника Джафаро-ва), при коем был начальник штаба (воен.чиновник Бадави Саи-дов) и адъютант (поручик Цахай). Высшей духовно-светской вла-стью был “Совет из шейхов “Саид бея”, каковому и подчинялся командующий всеми шариатскими войсками”. (Ал.Тодорский “Красная армия в горах. Действия в Дагестане”. М.,1924., с.52).


Прибытие в Дагестан Саида, внука Шамиля, произвело впе-чатление на горцев. С собой он привез крупную сумму денег и партию мануфактуры. По воспоминаниям современников, Саид был скромным молодым человеком и на призывы горцев стать их предводителем отвечал, что еще слишком молод для этого. К не-му была представлена личная охрана в 25 сабель, состоящая из его земляков, жителей аула Гимры.

Восстание проходило по нескольким направлениям, на каж-дом из которых был свой командующий. Под начальством Саида насчитывалось до 500 человек, отряд Джамала Айдемирова из Гоцатля - до 2000 чел., отряды Муртаза Али и Гудотли - до 600 чел. и другие. Не останавливаясь подробно на самом восстании, отметим, что события разворачивались с переменным успехом. Разгром красных частей у границы с Грузией (сентябрь 1920 г.), гибель Араканского отряда (30 октября 1920 г.), истребление полка Революционной Дисциплины под Ботлихом (ноябрь 1920 г.) и т.д. Это были крупные победы повстанцев. Однако несогла-сованность в действиях, отсутствие должной дисциплины и, на-конец, огромные силы большевиков в лице XI армии сыграли свою роль. Восстание было подавлено.


Раненый Саид некоторое время скрывался в горах, а затем с трудом, с помощью проводников, возвратился в Турцию, где пролежал в военном госпитале почти два месяца. Несмотря на неудачу, Саид не прекращает своей деятельности. В августе 1928 г. он посылает письмо через лазутчика своим связным в Андий-ский округ, в котором спрашивает: “...Что у вас делает Советская власть в области религии, хозяйства, налога, землеустройства, торговли? Есть ли свободная торговля и не притесняют ли част-ных торговцев? Довольны ли дагестанцы властью, согласно ли население иметь Советскую власть или нет...


Если мы придем с войском, выступят ли они против Совет-ской власти? Будет ли помощь со стороны казаков?... С письмом - ответом пришлите доверенного человека, могущего пробраться к нам” (Из частного собрания).
Саид - оптимист, он много работает, пишет статьи, публику-ется в различных изданиях. В парижском журнале “Горцы Кавка-за” он заявляет: “Большевистский режим падет так же, как пал режим царский. Борьба за нашу национальную независимость будет продолжаться до тех пор, пока враги не отступят перед ее святой правдой”. (Горцы Кавказа. № 4-5. 1929 г., С.3). Саид Ша-миль имел двойное гражданство: турецкое и саудовское, причем саудовским правительством ему был предоставлен дипломатиче-ский паспорт. В Аравии он работал во Всемирной исламской ор-ганизации “Рабита” (Связь), одним из направлений которой явля-лась поддержка угнетенных исламских народов.


Накануне 2-й мировой войны Саид Шамиль вместе с други-ми кавказскими политэмигрантами (многие из которых были ли-шены турецкого гражданства и выдворены за пределы Турции по инициативе президента Ататюрка) обосновался в Варшаве. Здесь он стал одним из руководителей “Кавказского Национального Комитета”.


С началом войны у кавказской эмиграции появились надеж-ды, что немцы покончат с большевизмом, и Кавказ станет сво-бодным. Бывший подполковник люфтваффе Греффрат писал: “ В августе 1942 г. немецкое верховное командование решило... осу-ществить прорыв в глубь Кавказа, в направлениях на Туапсе, Орджоникидзе и Махачкалу”. (Сборник “Мировая война.1939-1945 гг.”)


Для управления Кавказом под своим контролем, немцы учре-дили министерство во главе с Розенбергом. «Министерство ино-странных дел Германии пригласило Саида Шамиля в Берлин и предложило ему быть его уполномоченным на Кавказе. Но никто, с кем он встречался, в том числе и Гитлер, не приняли его план относительно Кавказа». (Р. Саваш. Мухаммад Саид Шамиль. // «Кузей Кавкасия» (Северный Кавказ), на турец.яз. 1986 г. № 62, С. 40) Гитлеровцы пытались привлечь Саида на свою сторону в ка-честве приманки для выполнения своих замыслов. Усиленная агитация фашистских лидеров о древнеарийском происхождении дагестанских народов так же, как и немцев, создание воинских частей из пленных кавказцев, диверсионные акции на территории Дагестана не помогли.


«Немцы отнеслись к нему с недоверием... В связи с тем, что немецкая сторона полностью отвергла его предложение, Саид Шамиль не пошел на уступки». (Там же. С. 40) Его планы созда-ния независимого Дагестана разошлись с идеей германских фа-шистов о включении Дагестана в состав третьего рейха. Он не поддержал нацистский проект, заявив, что страна (Дагестан – Х.МД.) не должна попасть из одного плена в другой. («Тарих и Топлум» (История и общество), на турец.яз. 1997 г, №161, С. 312)

После войны Саид Шамиль принимает активное участие во всех исламских конференциях, симпозиумах, где всегда подни-мал вопрос о необходимости моральной и материальной под-держки со стороны исламских правительств и организаций спра-ведливого, по его мнению, дела национального освобождения мусульманских народов СССР. Официальная советская пропа-ганда окрестила Саида Шамиля и туркменского редактора радио “Свобода” Баймирзу Ханта “зоологическими антикоммунистами и врагами СССР №1 в стане исламской реакции”.
В Аравии у Саида была собственная земля, доставшаяся ему по наследству, которую он решил продать. Но по местным зако-нам это можно было сделать, только прожив там 15 лет. Саид от-правляется на постоянное жительство в Аравию, иногда приезжа-ет в Турцию. По истечении срока он продает землю и на выру-ченные деньги покупает две смежные квартиры в Стамбуле (в районе Гёзтепе), соединив их затем вместе. В одном из залов квартиры размещалась огромная библиотека, которая после смерти хозяина была передана в турецкий “Фонд имени Шами-ля”. Внук Шамиля был веселым, общительным человеком. Своим радушием он притягивал кавказцев, и его квартира всегда была полна людьми.

В 1977 году на выборах в парламент Турции Саид Шамиль получил ряд предложений от руководителей различных партий, пытавшихся тем самым использовать авторитет Шамиля в пред-выборной гонке за голоса избирателей. В 1978 г. Саид Шамиль вместе с другими кавказцами основал северокавказский культур-ный центр “Фонд образования и культуры имени Шамиля”, кото-рый успешно работает и по сей день.
Всю свою жизнь Саид Шамиль посвятил борьбе, его мечтой всегда был родной Кавказ. Размышляя о будущем, он дал точный прогноз Стране Советов: “Советский Союз однажды непременно развалится. Однако его крах произойдет не по причине воору-женного вмешательства извне... Угнетенные народы сами разру-шат стены своей тюрьмы...” (Мexдu H. Четинбаш. След кавказ-ского орла: Последний Шамиль // “Чагрышым” на турец.яз., 1993, N9, с.51)


В 1981 г. во время хаджа Саид, находясь у источника Зем-Зем, при ритуальном омовении потерял равновесие, упал и раз-бил себе голову, да так серьезно, что с диагнозом “сотрясение мозга” был отправлен в больницу. Паломник пожелал скорейше-го возвращения в Турцию, здесь состояние его здоровья ухудши-лось, и вскоре в “Образцовой больнице района Хайдарпаша” Са-ид Шамиль скончался. В окружении многочисленной кавказской диаспоры внук Шамиля нашел свой вечный покой на кладбище, “Караджаахмед”, рядом с отцом, матерью и родственником, шей-хом Джамалудином Гази Кумухским.

Прожив долгую жизнь, Саид так и не обзавелся семьей. То же самое относится и к двум его сестрам, умершим через два года после брата одна за другой. Тем самым ветвь Мухаммада Камиля в родословном древе имама Шамиля прекратилась. Многие даге-станцы, хотя бы немного интересующиеся историей, будучи в Турции, обязательно посещают стамбульское кладбище “Карад-жаахмед”, где покоятся Саид и другие потомки имама Шамиля. Там, на простой белой мраморной плите, высечены слова: “Клад-бище кавказских моджахедов из семьи Шамиля”.