История

История  »   Былое и думы  »   ТРИУМФ И ПАДЕНИЕ НАДИР-ШАХА

ТРИУМФ И ПАДЕНИЕ НАДИР-ШАХА

[опубликовано 7 Октября 2008]

Доного Хаджи Мурад (Подготовил материал)



Мавзолей Надир-Шаха в г.Мешхед (Иран)


…Об имперских планах Надир-Шаха Афшара говорила надпись на отчеканенной в честь его восшествия на престол монете: "Да будет известно всему миру о воцарении Надира, будущего покорителя Вселенной".

Надир-Шах решил начать реализацию своего амбициозного плана с завоевания Индии, путь в которую лежал через Афганистан. Надир-Шах уже имел боевой опыт двух походов в эту страну. Теперь ему предстояло не только продемонстрировать силу своей армии перед афганцами, но и завоевать новые провинции на "Великом Шёлковом пути".

Кампания началась 13-месячной осадой Кандагара. Всё это время Надир-Шах использовал для обучения войск и заготовки продовольственных запасов для длительного похода. Наконец, он собрал армию в 180 тысяч воинов и сразу же Кандагар был взят штурмом.

Далее Надир выступил на Кабул, который открыл свои ворота, не выдержав артиллерийской бомбардировки. В Кабуле Надир захватил в качестве трофеев первые 100 слонов.

26 ноября 1738 года началась сложнейшая по тем временам 4-дневная переправа огромного войска и обозов через реку Инд. Тогда же Надиру сообщили горестную весть. В Дагестане, попав в засаду аварцев в местности Ах-Бюрдж, погиб его старший брат. Вместе с Ибрагим Ханом погибло ещё несколько крупных военачальников, среди которых был и Угурлу Хан Гяджинский.

Надир-Шах тяжело переживал гибель любимого брата, но отмщение решил отложить до возращения. В декабре ему сдался Лахор, заплатив миллионную контрибуцию золотом, продовольствием и слонами.
Наконец, 20 февраля 1739 года при Карнале состоялась решающая битва всей кампании.

Против армии Надира Мамед-Шах из династии Великих Моголов выставил 340 тысяч воинов, 2 тысячи боевых слонов и 300 орудий. Находчивость и личная храбрость Надир Шаха решили исход битвы в его пользу. По замыслу Мамед-Шаха, впереди его войск должно было наступать огромное стадо слонов, которые при умелом управлении погонщиками могли растоптать войско Надира.

Но Афшар, зная этот манёвр, подготовил несколько десятков обученных под Кандагаром верблюдов, которые на своих спинах несли специально изготовленные спаренные жаровни с раскалёнными углями. Рёв обезумевших от жара верблюдов смутил слонов, которые, увидев огонь, сбились в кучу и были отрезаны конницей Надира от малоподвижного войска великого Могола. Мамед-Шах сдался на милость победителя. По легенде, он снял с себя корону и передал Надир-Шаху, но тот проявил милосердие и вернул её побеждённому. Возможно, он считал, что именно таким способом приобретёт верного вассала.

Вскоре состоялся торжественный въезд Афшара в Дели. У ворот города Надира встречал сам Великий Могол. Под ноги коня победителя расстилали ковры, гремела музыка, салютовала артиллерия. Заняв город, Надир-Шах Афшар опечатал все найденные хранилища драгоценностей и назначил специальную комиссию, которая в течение трёх недель круглосуточно подсчитывала богатства Династии Великих Моголов.

В те времена в Персии при взятии города работала простая формула: "Шехер бизим, халва бизим", что в переводе означало: "Город наш, халва наша". Синонимом этого выражения является формула "Победитель получает всё". Наступил звёздный час Надир-Шаха. Он пожелал породниться с древней Династией Великих Моголов и решил женить своего сына Насруллу-Мирзу на дочери Мамед-Шаха. Делийские аристократы сочли подобное предложение неприличным.

Они считали, что Надир и его дети имеют низкое происхождение и подобный брак, с их точки зрения, был чудовищным мезальянсом. В ответ на это Надир-Шах очень вежливо попросил передать Великому Моголу следующее: "Насрулла-Мирза не нуждается ни в каком происхождении. Он сын моего собственного меча". Этот намёк был понят правильно, после чего согласие на брак было получено. Свадьбу отпраздновали с небывалой пышностью.

Пир продолжался три дня, и каждую ночь город был освещён специальной иллюминацией - чирагданом. Название иллюминации основано на слове "чираг" - так называли светильник, заправлявшийся "белой" апшеронской нефтью, которая у Надира была в избытке. Ведь известно, что после своей коронации Надир-Шах для контроля над добычей нефти переселил Афшаров в апшеронские селения Кишлы, Сабунчи и Забрат.

После свадьбы была определена новая граница между государствами. Персия приобрела "на вечные времена" все провинции, расположенные по правому берегу Инда, с Кабулом и Газни. Земли же по левому берегу реки были оставлены Великому Моголу, но под протекторатом Надира. 
В мае того же года Надир-Шах надумал возвращаться в Персию. Огромные богатства, которые он вывозил из Индии, потребовали грандиозные транспортные средства.

Для перевозки одной только звонкой монеты использовалось 13 тысяч сундуков. Все громоздкие золотые и серебряные изделия для удобства сплавлялись в слитки. Драгоценные камни, которые стали его добычей, впоследствии украсили сокровищницы всех царственных домов Европы.

Немало их в Алмазном Фонде и Оружейной Палате Московского Кремля, а также в других музеях России. Фактически армия Надира превратилась в охрану огромного каравана с драгоценностями, который добирался до Герата почти год.

Здесь Надир устроил презентацию добычи, где объявил об освобождении всего населения Персии от налогов в течение трёх лет. Кроме того, он решил поделиться добычей с соседними владыками. Прежде всего, он отправил подарки императрице Анне Иоанновне и Султану Махмуду I.

В Россию были отправлены драгоценные камни, звонкая монета на 120 тысяч рублей серебром и десять слонов. Для охраны этих подарков был выделен отряд в 10 тысяч человек с артиллерией, который и довёз их до Кизляра. При возвращении Надир Афшар присоединил к Персии Бухару и Хиву. Такое окончание похода в Индию открывало перед Шахом Персии блистательную перспективу. В Европе его сравнивали с Александром Македонским.

Он достиг апогея своей славы и всерьёз планировал завоевательные походы в Китай и Османскую Империю. Казалось, что ничто не предвещало трудностей. Тем не менее, после возвращения в Персию удача отворачивается от Надира. Как известно, "абсолютная власть развращает абсолютно". Абсолютный монарх теряет ориентацию и начинает мнить себя Богом. Расплата за это следует незамедлительно. Так случилось и с Надиром Афшаром, тем более, что рядом с ним уже не было брата, мнению которого он доверял всецело.

Когда весной 1741 года Надир Шах вёл свои войска из Мешхеда в провинцию Мазандеран, он был ранен навылет в руку выстрелом из ближайшего леса. Стрелявшего не нашли. Рядом с Надиром ехал его старший сын Риза Кули Мирза. Нашлись "доброжелатели", которые стали нашёптывать Шаху, что покушение организовал именно он.

Надир ничего не предпринял, но стал относиться к сыну с подозрением. Когда же войска двигались из Дербента во владения Хана Кази-Кумухского, то в одном из ущелий они попали в засаду горцев. Надир-Шах потерял много воинов, обоз и почти всех лошадей. Афшар стал искать причину неудачи не в объективных причинах, а в измене.

И произошло самое страшное: Шах поверил врагам Риза Кули Мирзы, которые приписали неудачу его проискам. Рационального объяснения этому нет, но Надир выколол глаза любимому сыну. Невиновность Мирзы выяснилось очень скоро. Надир впал в отчаяние, но вернуть зрение сыну, который был популярен в народе за храбрость, справедливость и милосердие, уже не мог.

С некоторыми нюансами повторилась отцовская трагедия Петра I. После этого, казалось, что Бог лишил Шаха разума. "Звезда его как будто погасла". Предпринятый им поход в Багдад и Басру, несмотря на локальные победы, не принёс ожидаемого успеха. Все походы в Дагестан кончались неудачами. Возникали заговоры, которые инициировали восстания в провинциях. Надир отвечал репрессиями, что, естественно, озлобляло народ. Отношение к Шаху резко изменилось.

В Архиве князя Воронцова сохранилась реляция консула России И.И. Калушкина от 5 декабря 1741 года о неудачах Надира в Дагестане и о том, что "по всей Персии о нём Шахе другое против прежнего мнение приняли".
В последние годы жизни характер Надира окончательно изменился. По свидетельству современников, "из отзывчивого, милосердного к побеждённым и добродушного к окружающим, он сделался кровожадным, жестоким и подозрительным". Многие объясняют эту метаморфозу тяжким бременем прижизненной славы покорителя Индии.

Другие объясняют это тяжёлой душевной драмой от отчаяния, что он несправедливо ослепил своего сына. Как бы там ни было, Великий Завоеватель остался наедине с убийцами в ночь с 7 на 8 июня 1747 года в своём шатре. Так окончил земной путь Великий Воин Надир-Шах Афшар, который, по легенде, написал о себе следующее: "Я не Царь, чтобы покровительствовать народу, не Бог, чтобы проявлять милосердие, не Пророк, чтобы указывать путь к Спасению, а простой смертный, созданный Всемогущим в порыве гнева, чтобы странствовать по грешному свету".

НАДИР-ШАХ В ДАГЕСТАНЕ

…Стремясь отомстить за брата и окончательно покорить дагестанцев, Надир-Шах в 1741 году с огромной ар¬мией, собранной из народов покоренных им стран, втор¬гается в Дагестан. Но, несмотря на отчаянную храбрость, раздробленные горцы не сумели остановить Надир-Шаха. Многие из них отступили в Аварию.

Как писал английский историк Л. Локарни: «Пока Авария оставалась независимой, ключ к Дагестану оставался в недосягаемости Надир-Шаха». В Андалальской долине объединенные силы горцев нанесли поражение Надиру. Основное сражение произошло около села Согратль в местности Хициб. Со стороны Согратля сражением руководил Чупалав и кадий Андалальского союза Пир-Мухаммад. В сражении участвовали представители многих народов Дагестана.

В записи алима Халила Согратли говорится: "Иранский шах, которого при его первом появлении называли Тахмаз-хан, пришел на Дагестан с громадными бесчисленными полками и захватили город Гумух (Кумух) ... После того, как он пришел еще раз, вторично захватил тот город, а также его окрестности: последними селениями, которые он захватил, были Убок и Мухиб (Обох и Мегеб)..." .

Другой документ дополняет и конкретизирует предыдущую запись: "Войско кизылбашей пришло в вилайят Гумук ... затем перешли оттуда на гору Дурчи и разбили свои шатры над селением Мухи и Убух (Мегеб и Обох), а [часть] из них пошли на селение Сугур, но при помощи Аллаха были обращены в бегство и тогда между ними – обоими селами было убито около трех тысяч из числа их передовых воинов ..." .

Шах был вынужден отступить. Российский резидент в Иране И.И. Калушкин, сопровождавший шаха в этом походе, называет этот поход "бездельной потерей войск", так как "нигде не слыханы потери стольких людей, богатства и оружия". По свидетельству турецкого источника "Сами, Шакир ве Субхи тарихи" только около аула Согратль шах потерял около 5 тысяч человек.

Французский дипломат в Петербурге Маркиз де-ла Шетарди писал: "Поражение было тем более значительно, что Надир-Шах дал заманить себя в ловушку и попал в ущелье, где скрытые с двух сторон войска произвели ужасную резню над большей частью его армии".
Даже личный секретарь Шаха Мехди-Хан Астрабади назвал Андалал "областью несчастий" куда солдаты Надира пришли "в добычу врагам".
28 сентября 1741 года ночью шах поспешно отступил из Андалала.

КОРОНА НАДИР-ШАХА

По словам Шамиля, лет сто двадцать или сто тридцать тому назад Кавказ подвергся вместе с Грузией нашествию Шаха Надира. Разорив на пути своем к Дагестану весь край, по которому проходил, Шах Надир явился наконец на Турчидаг для покорения этого края.

Но вместо ожидаемой покорности, он был разбит горцами наголову. Потеряв большую часть войска, весь обоз и казну, Шах Надир мог спастись сам, только обратившись в простого воина. В этот момент, когда окончательное поражение его сделалось очевидным, Шах Надир сбросил с себя корону и, пересаживаясь с своей лошади на другую, провозгласил: «Да будет проклят тот из моих потомков, кто вздумает еще когда-нибудь придти в эти страшные места!»

И корона, и седло были осыпаны драгоценными камня¬ми. Остов короны был из железа, наружная оболочка серебряная, литая со многими золотыми украшениями, служившими оправой для камней. Общий вид короны напоминал католическую митру. Вокруг широкого конца короны был золотой обод шириной немного меньше ладо¬ни. На нем была надпись - стих из Корана: «Мы даровали тебе победу. Бог простит тебе грехи твои, прежние и будущие.

Он прольет на тебя мудрость Свою. Он наставит тебя на путь истинный. Он твой помощник». Над этой надписью красовались два больших изумруда, пускавшие от себя наискось по одному перу из золота. Выше их, как раз посреди короны, был третий изумруд с таким же пером, но только вставленным вертикально. Продолжением этого пера за верхнюю оконечность короны служило тоже перо, только из бриллиантов.

В таком виде знал Шамиль корону, также и седло еще задолго до вступления своего в звание имама. В глазах горцев, вещи эти не имели, по-видимому, большого значе¬ния, потому что слишком часто переходили из рук в руки как подарки, или как предметы мены и купли. В этих странствиях они постоянно лишались своих украшений; и, наконец, когда Шамиль, сделавшись имамом, приказал разыскать их и купил у последнего их владельца, то они достались ему в совершенно истерзанном виде: большая половина драгоценностей была вынута без пособия каких-либо инструментов, кроме кинжала или топора.

Осталось в целости одно бриллиантовое перо, которое Шамиль заблагорассудил тоже отделить от короны и вместе с нею хранил очень тщательно как трофей, составляющий славу Дагестана. За всем тем трофей Дагестана продолжал терять свою материальную ценность под руками жен и дочерей Шамиля, которые, пользуясь отлучками его из Дарго, вынимали понемногу камни для украшения своих нарядов. С сожалением говоря об этом, Шамиль приписывает такое варварство несовершенству женской натуры.
Наконец, корона и седло в числе прочего имущества Шамиля, попали в руки горцев при разграблении транспорта, следовавшего из Ведена в Гуниб.
(Из дневника полковника А.И. Руновского)