История

История  »   Былое и думы  »   ЗАГАДКА АБУ-МУСЛИМА

ЗАГАДКА АБУ-МУСЛИМА

[опубликовано 9 Июля 2016]

Хаджи Мурад Доного

 

 

Процесс приобщения народов Дагестана к исламу, начавшийся в VII веке, растянулся почти на 900 лет и в основном, завершился к концу XVI века. Удивительной особенностью, этого процесса является тот факт, что народы Дагестана приняли ислам непосредственно от самих представителей халифата уже в первые годы его существования.Во главе халифата к этому времени был Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (585-644) (0585), второй праведный халиф (634-644).

 

Первые походы мусульман в Страну гор,носившие разведывательный характер начались в 642-643 гг. На территории Дагестана в то время существовало несколько раннефеодальных независимых государственных образований: Дербент, Серир, Лакз, Табасаран, Гумик, Туман, Филан, Хайдак, Зерехгеран, Хазарский каганат, а также союзы сельских общин. Знаменитый арабский историк ат-Табари (ум.в 929 г.) дает описание этого похода, из которого известно, что по поручению араб­ского полководца Сураки Абдаррахман ибн Рабиа пошел на правителя (ма­лик) ал-Баба (Дербент), а правителем там был тогда Шахрбараз, из персов. Шахрбараз согласился под­чиниться арабам при условии, если ему будут предоставлены определенные гарантии. Сохранился текст уникального документа - охранной грамоты, выданной правителю Баб ал-Абваба и жителям Арминии:

 

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Это то, что пожаловал Сурака ибн Амр, амил повелителя правоверных Умара ибн ал-Хаттаба, Шахрбаразу и жителям Армченийа и ал-Армана. Он представляет им безопасность (аман) их жизни и имущества, религиозной общины (милла), если они не будут совершать вредные поступки и выступать (против). Что касается жителей Арминии и ал-Абваба... то он договорился с ними, что они будут участвовать во всех похо­дах и выполнять всякое дело, которое правитель (вали) сочтет благим. Кто согласен на это, тот освобождается от повинностей (джиза), кроме призыва в войско (харш), а призыв в войско - это замена их повинностей. [Если] в ком-либо из них не будет нужды, и он останется [на месте], то на нем то же, что и на жителей Азербайджана по части повинностей, указания пути [дилал] и сто­янки воина в течение суток. Но если они собраны [в войсках], то все это сни­мается с них; если же оставлены [на своих местах], то берется с них...».

 

Арабы придавали покорению Восточного Кавказа огромное значение. Их военачальник Салман ибн Рабиа переправился через Куру, занял Кабалу и заключил мир с правителями (малики) Шекки и Камибарана. «За­ключили с ним мир и жители Хайзана, малик Ширвана и остальные малики гор, жители Маската, Шабирана и города ал-Баба».

Ал-Якуби писал о «мире», который заключили с арабами «малик Лакзов, жители Шабирана и Филана». Арабский автор Ах­мад ал-Куфи дает более подробные сведения о позиции этих правителей: Салман «направил послов к владыкам гор (мулук ал-джибал)... К нему при­были владыка (малик) ал-Лакза, владыка Филана и владыка Табасарана. Все они доставили ему деньги и подношения и согласились ежегодно вно­сить известную контрибуцию».

 

В старинной рукописи мы знакомимся с действиями арабов по истреблению язычников в ауле Аракани:

«Затем захватили мусульмане Хадар (Кадар) в тот день, и бежали кяфиры, пока не достигли своих мест. Затем в течение недели шла война в Хиркаса, вследствие чего было захвачено это селение, в то время как оставался один квартал в верхней части селения, где обосновались старшины их и эмиры их, по имени Тавабил и Арнахурал.

И не могли мусульмане захватить этот укрепленный квартал в течение двух меся­цев. Затем они захватили его с разрешения Великого Аллаха и с помо­щью Владыки двух миров. Они убили всех, кто был в нем, исключая тех, кто принял ислам. Затем, когда жители города Ихрая узнали о же­лании сражаться с мусульманами, они убили своих эмиров и старшин. После того они приняли ислам и послали своих представителей...»

 

Дошедшие до нас хроники описывают борьбу мусульман на территории Дагестана с хазарским каганом, христианским Сариром, Кумухом, Каракайтагом, Табасараном и др.

«В 115 году хиджры (734 г.) его высочество Маслама сын Абдул-Малика, поднял военное знамя и с двадцатитысячным войском выступил в сторону Дербента и Дагестана. Достигнув Дербента, он здесь возобновил все разрушенные части стен и укреплений.В Нарын-кала (в цитадели) было тогда одно только большое, но плохо построенное здание; он перестроил его и, кроме того, добавил арсенал, много помещений для провизии и нефти и значительно усилил цитадель. Затем он собрал подати со всех дагестанских стран и наполнил ими амбары, чтобы в случае нужды выдать населению Дербента и войску. Кроме того, большинство жителей он обратил в мусульманство и, разделив их на семь кварталов, построил в каждом по одной мече­ти, которые, по именам преобладающих в каждой части племен, получили названия: первая - Хазарской, вторая Палестинской, третья - Дамаской, четвертая - Хамаской, пятая - Кайзарской, шестая - Джазаир (Джезире?) и седьмая - Мосульской. Кроме этих, была построена еще большая (кафедральная) мечеть, Месчид-Джами, для со­вершения общего намаза по пятницам. Затем он же воз­вел в городской ограде шестеро ворот, окованных желе­зом, которые были названы Баб-элъ-Мухаджир (ворота эмигрантов) нынешние Джарчи Капу, Баб-элъ-Джахад (священной войны) - ныне Кырхлар-Капу; Баб-эль-Хемс ныне Енги-Капу (новые), Баб-элъ-Сакир (Кайсар?) ныне Туркмен-Капу, Баб-элъ-Мектуб (мектум?), т.е. тайные ворота - ныне Баят-Капу и, наконец, - Алкама, ныне Нарын-Кала-Капу (цитадельная).

 

Приведя, таким образом, в порядок дела Дербента, его высочество Маслама предпринял поход в Гази-Кумух. Газикумухцы выступили против него с оружием, но после нескольких сражений покорились и приня­ли ислам. Маслама соорудил и здесь, в городе Кумухе, Месчид-Джами для новых мусульман и назначил Шах-бала, сына Абдуллы, сына Аббаса, местным правителем и дал ему кадия для обучения народа правилам ислама. После этого Маслама отправился в Каракайтаг. Населе­ние этой страны также приготовилось к войне с арабами, но после ряда неудачных битв, происходивших в разных местах, большинство каракайтагцев нашло спасение в покорности и в принятии ислама; а остальные, не же­лавшие этого, погибли...При Масламе находился один из его родственников, по имени Амир-Хамза, и он был назначен правителем Каракайтага; от его потомков происходят нынешние Кара-Кайтагские правители Усмии (Уцмии)…После устройства этих стран (Маслама) направился к народам Тау(гор) и в Аварию. Обратив их мечами в мусульманство, назначив казиев и построив мечети, он поручил их казиям….»

 

Однако не только силой и оружием арабы укрепляли свою власть. Эффективно действовали и так называемые «посошные войска», то есть исламские проповедники «вооруженные» деревянными посохами и кочующие по горным селам, неся слово Божье местному населению.  Если арабы привнесли мусульманскую религию в Дагестан, то утвердился он здесь позже благодаря местным газиям – борцам за веру.

Арабы назначали в Кумух в качестве своего наместника Шахбаала ибн Абдуллу и его «собственное имя при его преемниках обратилось в их владельческий титул.Опираясь на военную силу газиев,правитель Кумуха проводит активную политику распространения и укрепления ислама в другиих районах. Не случайно Кумух, ставший называться «Гази-Кумух», стал одним из форпостов ислама в Дагестане. В рассказе Мехти шамхала Тарковского в 1829 году говорится:

 

«Из дошедших до нас преданий видно, что мой знаменитый предок Абудулла, происходивший из рода аббасидов в 115 г. (733-734 гг.) был назначен халифом управлять Дербентом и для предохранения от набегов и нападений хазар. Приведший в порядок и устройство дела областей горских и на границах Дагестана и Дербента он определил сына своего Шах-бааза, который теперь известен под имненем Шамхала, и сделал его совершенным владетелем и распорядителем всего Дагестана от пределов Грузии, Ширвана до Дербента, р. Терека и Кабарды. В 132 г.х. (749/750) Абдулла Саффах…, который был двоюродным братом Шах-база… взошел на престол халифом. В это время все владение Дагестана досталось по праву наследства…Шах-базу и с сего времени владычество над Дагестаном оставалось в руках Шамхалов».

 

В историографии все попытки привнесения ислама в Дагестан связывается с именем Абу-Муслима, знаменитого арабского политического и религиозного деятеля, сыгравшего большую роль в свержении Омейядов и в приходе к власти династии Абассидов в 750 году. Ему приписывается также распространение исламав Средней Азии. Высокий авторитет Абу-Муслима как защитника интересов простого народа может быть отчасти объяснением тому, что во многих дагестанских исторических сочинениях вместо Масламы ибн Абдул-Малика (ум.в738 г.), арабского полководца, действительно возглавлявшего походы арабов в Дагестан и построившего мечети в Дербенте (возможно, и в некоторых других населенных пунктах), стоит имя широко популярного Абу-Муслима.

 

«Абу-Муслим после введения шариатских законов в области Аваристана и  в других местах двинулся дальше. Наконец он достиг Тушетии, но тут заболел и тогда сказал своим товарищам: «Мы возвращаемся в Хунзах! Вполне возможно, что я буду погребен именно там». Они пошли назад и наконец, достигли окраины Хунзаха. Абу-Муслим слез тут со своего арабского мула и сказал: «Отпустите его, пусть этот мул идет. Там же, где он остановится – похороните меня, ибо я умру в этот четверг, а похоронен буду в пятницу».

 

Болезнь Абу-Муслима усилилась, и он действительно умер в тот четверг. Похоронили его в пятницу, причем, как он сам приказал, в том месте, где остановился его мул – в центре квартала Самилал…».

Две направляющие арабо-мусульманской культуры – арабский язык и ислам – проникли в Дагестан вместе с завоевательными походами арабов и стали составной частью культуры дагестанских народов, сыграв огромную роль в формировании духовной культуры и нравственных критериев.

 

Из книги: Доного Хаджи Мурад. По тропам столетий. - Махачкала, 2016.