История

История  »   Былое и думы  »   «СТРАШНАЯ ВОЙНА СПОСОБСТВОВАЛА СПЛОЧЕНИЮ ВСЕХ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ…»

«СТРАШНАЯ ВОЙНА СПОСОБСТВОВАЛА СПЛОЧЕНИЮ ВСЕХ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДОВ…»

[опубликовано 26 Октября 2011]

Шахбанкадиев Абдурахим

 

До прихода арабов Дагестан подразделялся на множество государств, здесь проживали различные общины и народы, следовавшие своим обычаям и традициям. До V в. нашей эры часть территории Дагестана входила в Кавказскую Албанию, позже его южная часть оказалась под владычеством персов, а другая – перешла к хазарам.
В середине VII в. хазары образовали своё государство Хазарский Каганат. Но эта смена власти продолжалась до тех пор, пока в Дагестан не прибыли арабы.


В этой статье хочется рассказать об одном историческом памятнике – большом зиярате и музее. К сожалению, мало кто из дагестанцев знает о нём, зато его знают в большинстве близлежащих восточных государств, откуда ежегодно приезжают делегации. Поведаем историю селения Кала-Курейш (крепости курейшитов).
Этот уникальный исторический памятник находится в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Несколько веков он был столицей крупного феодального владения Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения Ислама на Северном Кавказе.


Кала-Курейш был основан арабами, пришедшими в горный край еще в конце VIII века нашей эры, выходцами из племени курейшитов, откуда происходил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отсюда и название Кала-Курейш – то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но чтобы узнать историю её возникновения, вернёмся к истокам.


В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби, в количестве четырёх тысяч отважных воинов, подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к городу, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х., то есть в 644 г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.


Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением. В результате то и дело происходили восстания и мелкие бои. И в один из периодов произошло сражение мусульман с объединёнными войсками хазар, турок и дагестанцев, в котором храбрый военачальник Салман ибн Раби с четырьмя десятками отважных воинов пали смертью шахидов.


Лишь в самом конце VII – начале VIII веков возобновляются арабские вторжения на Кавказ. В этот период сюда прибывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент, Масляма устанавливает здесь шариатское правление. Наведя порядок и назначив в Дербенте правителя, он возвращается в Шам. Но со временем здесь снова начинает возрастать неверие. И в 200 г. х., или же в IX в. по христианскому летосчислению, табиинам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз во главе войска встал Абумуслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент, он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь Ислам суннитского толка и назначая правителей в различные его части. После Абумуслим снаряжает огромное войско и, лично встав во главе его, отправляется в сторону Хайдака (тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана (современного Кубачи). Прибыв в Хайдак, он свергает стоящего у власти князя Газанпара.


Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш.
Кала-Курейш представляет собой укреплённое высокой крепостной стеной поселение, расположенное в стратегически очень удобном месте – на гребне труднодоступной горы, достигающей 1000 метров высоты над уровнем моря. Поселение с трёх сторон окружено руслами горных рек, крутыми обрывами и скалами, которые делали его практически непреступным. Протяжённость Кала-Курейша составляет 400 м, ширина – до 200 м. По всему периметру крепости шли высокие стены. Даже сейчас сохранившиеся стены достигают 4–5 метров. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей её системой гор узкой перемычкой шириной 5 м, укрепленной по бокам подпорными стенами. Это единственное направление, по которому можно было проникнуть на территорию крепости. Для безопасности поселения трудно было бы выбрать более удобное место.
В комплекс древних сооружений Кала-Курейша входила и система колесных дорог, протянувшаяся от крепости в трёх направлениях. Это были так называемые уцмийские дороги. В основном они предназначались для движения колесного транспорта (арб). Попасть в Кала-Курейш можно было со стороны Кубачи и Маджалиса и со стороны нынешнего райцентра – Уркараха, через небольшое селение Дибгалик.


В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского и Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков (посёлка Махачкалы, который находится примерно в 150 км от Кала-Курейша, то есть до Каспийского моря, откуда курейшиты контролировали торговые пути, идущие с Ближнего Востока, включая и Шёлковый путь).


Наиболее влиятельными уцмиями были Ахмед-хан и его дед Рустам-хан, составитель одного из древнейших судебников (свода законов), составленного для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Судебник был составлен в 30 г. XVII в. В нём говорится: «Государству без правителя, Дарго – без суда, стаду – без пастуха, войску – без разумной головы – никогда не быть».


В 1812 г. последний уцмий Кайтага Адиль-хан и почётные старшины всех даргинских обществ прибывают в Дербент, чтобы присягнуть России. Позже, в 1821 году, звание уцмия больше не используется.
Поселение Кала-Курейш уже больше полувека заброшено и постепенно разрушается. Дожди, ветер, жара и холод с каждым годом забирают частичку его истории. Последние жители некогда процветающего уцмийства были насильно выселены в 1944 году в Чечню.


В конце XX века хранителем местного мавзолея являлся человек пожилого возраста – Омар. Сегодня за этим ценным историческим памятником присматривает бывший житель селения Кала-Курейш Мухаммад.
В 1944 г., когда чеченцев выселили со своих земель, калакурейшитов насильно переселили в Чечню. С ними были переселены и жители таких сёл, как Урцуки, Дуакар, Шири, Амузги, Синкрижи, Щаркли, Чахжи. Там их собрали в одном селе – Маяртуп. В 1957 г., после реабилитации чеченцев, они стали возвращаться на родину. Но в Кала-Курейш возвратились не все – около 30 семей, некоторые остались в Чечне, другие переселились в равнинную часть, где условия были лучше.


О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть, когда-то украшенная штуковой отделкой, поражающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб, надгробные стелы мавзолея-усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть, стоящая в центре поселения, является одной из старейших в Дагестане. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить её в первозданном виде.


Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всём протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей, от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений.


Вокруг крепости по основным вершинам когда-то стояли сторожевые сигнальные башни. Сигналы об опасности тогда передавались быстрее, чем по телеграфу, и преграждали любую опасность.
Период XVIII века вписан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период, в 1741 году, сюда с 24-тысячным войском прибывает завоевавший почти полмира иранский полководец Надыр-шах.


Продвигаясь по территории Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные сёла. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались, чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы сохранилось в памяти людей.


После череды неудач, в октябре 1742 года, Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата. Как только Надыр со своим войском взбирались на вершину крепости, храбрые калакурейшиты отбивали атаку и обращали армию в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе, и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом – с условием, что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг, облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития.
Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами – не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Эта страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов.


В настоящее время в Кала-Курейше созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы, у речки, много родников с холодной и целебной водой. Один из них по сей день зовётся Уцмийским. Люди, приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей воды. У подножия горы, к востоку от Кала-Курейша, сохранился караван-сарай XIV–XV веков.


Сегодня Кала-Курейш включён в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства.
На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения; памятники, отмеченные печатью большого вкуса и большого зодчества, хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.