История

История  »   Былое и думы  »   ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА С РОССИЕЙ В XVII В.

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА С РОССИЕЙ В XVII В.

[опубликовано 14 Марта 2010]

Каипова С.Х.

 

Лезгины - торговцы тканямиТорговые связи России с Дагестаном, завязавшиеся еще в давние времена, в XVII в. приобрели постоянный характер, отличались большой интенсивностью товарообмена. Более оживленную торговлю с Россией имел Южный Дагестан.


Этому способствовало прохождение через его территорию функционировавшего издревле мирового шелкового пути из стран Закавказья и Ирана в Россию и через нее в западно-европейские государства.
Из всех торгово-ремесленных центров Южного Дагестана наиболее активную роль в торговле с Россией поддерживал Дербент – крупнейший центр внутренней и международной транзитной торговли на западном побережье Каспия. Дербент и через него Южный Дагестан поддерживали торговые связи с Россией непосредственно через Волжско-Каспийскую магистраль.

 

Следуя по исстари проложенному пути, купцы спускались вниз по Волге к Каспию, а оттуда проникали в Дагестан, Закавказье. Включение в состав Русского государства всего Волжского бассейна способствовало дальнейшему хозяйственному развитию страны и расширению ее связей с Прикаспийскими областями в целом, с Южным Дагестаном в частности. «Кроме славы и блеска, – отмечал Н.М. Карамзин, – Россия, примкнув свои владения к морю Каспийскому, открыла для себя новые источники богатства и силы, ее торговля и политическое влияние распространились. Звук оружия изгнал чужеземцев из Астрахани, но спокойствие и тишина возвратили их. Они приехали из Шемахи, Дербента, Шавкала» [1].


Дербент в XVII в. был одним из крупных торговых центров Южного Дагестана, портом на западном побережье Каспия. Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби отмечал: «Дербент – большой торговый город и морской порт, где было много базаров и ежегодно из разных стран стекалось большое количество купеческих судов и караванов» [2]. К югу от Дербента располагалась более удобная пристань Низовая или, по сообщению Я. Стрейса, «красивая деревня Низабад, лежащая в плодородной и приветливой равнине» [3], где смыкались караванный и морской пути. Данная пристань контролировалась правителем Дербента. В сочинении Федота Котова отмечается наличие в Низабаде даруги – приказного человека из Дербента [4]. Располагаясь в небольшом расстоянии от Дербента, Низовая принимала часть грузов, прибывших из России и предназначившихся Дербенту и восточным странам.


Помимо Волжско-Каспийского морского пути, Русское государство было связано с Южным Дагестаном сухопутным путем. Из Астрахани дорога вела через степь в Терский городок, а далее в «находящийся в земле кумыков город Тарки». Из Тарков «промеж гор и ровным местом» дорога вела в Дербент и далее она проходила по Самурской долине, через Шабаран в Шемаху [5]. Весь это путь от Астрахани до Дербента, общей протяженностью более 800 километров, проходили в течение 19–20 дней. Данная сухопутная дорога из-за значительной своей протяженности и неблагоприятных транспортно-технических условий представляла большие трудности даже для вьючного движения. Серьезным естественным препятствием для купцов являлась река Самур. Она в низовье разделялась на множество рукавов и обычно путники пересекали ее по многочисленным бродам.


Главное место в торговых связях Южного Дагестана с Россией в указанный период отводилось шелку-сырцу, хлопку-сырцу, марене, производимому в Южном Дагестане в огромном количестве. Как сообщал Н. Костомаров, «в XVII в. довольно важна сделалась торговля мареною. Многие торговцы оставляли другие предметы, чтобы обратить деятельность на марену... Каждогодно из Персии по шести и восьми бус нагружались единственно мареною... Правительство (Русского государства) долго не знало об этом промысле. Царь (узнав об этом) приказал объявить, чтобы не продавали марены в Персию, а доставляли ее в казну, которая будет платить (купцам за марену) с прибавкою...» [6]. Марене предстояло стать и быть основной технической культурой, имевшей огромный спрос на рынках России и Европы, и экспортироваться в значительных количествах из Южного Дагестана в течение последующих двух столетий [7].


В Россию из прикаспийских районов Южного Дагестана вывозилась нефть. «Нефтяные источники, – отмечал Эвлия Челеби, – бьют из-под земли на берегу моря. Чаще всего, подобно горячим водяным источникам, нефть скапливается, образуя маленькие озерца, а на поверхности воды нефть густеет, как сливки. Нефть является особым источником государственного дохода... Люди, занятые добычей нефтью днем и ночью спускаются в колодцы, набирают нефть и наполняют ею козьи бурдюки. Затем ее покупают купцы и развозят по странам» [8]. В России ею пользовались в военном деле, применяли как горючее, использовали в качестве растворителя для красок. Нефть также служила предметом реэкспорта.


Усилению торговых связей Южного Дагестана с Россией способствовало то важное обстоятельство, что при царе Алексее Михайловиче в 1667 г. был подписан договор с армянской торговой компанией Нор-Джуги (Новая Джульфа), которая обязывалась вывозить из Южного Дагестана, Ширвана и Персии в Астрахань и другие русские города и далее в западно-европейские страны шелк-сырец и другие восточные товары. «С воцарением Романовых, – отмечал Е.И. Козубский, – возобновились торговые сношения Дербента с Астраханью. Шах Абас II в 1664 г. дозволил русским купцам торговать беспошлинно в приморских городах его государства... Средоточием персидской торговли была Астрахань, которая вела ее главным образом через Дербент. Персидские купцы прибывали на государевых бусах, которые московское правительство держало для торговли по Каспию. Бусы приставали к Дербенту и Баку, где происходил главный торг персиян с русскими» [9].


Южный Дагестан кроме того, что поставлял на рынки русских городов товары местного производства, также занимался реэкспортом восточных товаров. Так, транзитом через Южный Дагестан, в частности через дербентский порт из стран Закавказья и Ирана вывозили шелковые ткани, сафьян, шагреневую кожу, верблюжью и овечью шерсть, ковры, фаянсовую посуду, золотые и серебряные изделия, драгоценные камни, в частности бирюзу. В описаниях русской утвари XVII в. из шелковых тканей перечисляются следующие: атласы кизылбашские, бархаты, даругаи (шелковая ткань с золотым или серебряным шитьем), суф (шерстяная ткань), зарбафт (парча), камка, кутня (полушелковая ткань), фата (шелковый платок) и т.д. [10]


Из России в Южный Дагестан и транзитом через Южный Дагестан в восточные страны ввозили всевозможные меха, кожевенное сырье, ситец (чит), сукна, полотна, железо, медь, металлические изделия, стекло и стеклянные изделия, шубы, писчую бумагу, сахар, мед, воск, огнестрельное оружие [11]. Купцы из Южного Дагестана вывозили из Русского государства также порох, селитру, табак и другие «заповедные товары». Так, 15 февраля 1687 г. дербентский Исак-султан обращался к астраханскому воеводе с просьбой о возвращении принадлежащего ему большого количества табака, которые его подвластные, не зная о запрете, привезли в Астрахань [12].
Вывозом товаров из России в Южный Дагестан в основном занимались дербентские купцы. Так, в конце XVII в. собственно дербентскими купцами из Астрахани в Дербент было вывезено 36 партий товара. Наиболее крупные партии товара были вывезены «торговым человеком» Фуручко Эселбековым [13].

 

Этот дербентский купец, имея собственные два, а возможно и более морских судов и большое количество работных людей, занимался на Каспии профессиональной коммерческой деятельностью. Товары перевозились попутно азербайджанскими и иранскими судами за определенную плату, чаще более надежными русскими. Все это свидетельствовало о том, что торговые рейсы в Дербент из Астрахани и обратно были довольно обычным явлением.


Кроме местных дагестанских купцов в торговых связях Южного Дагестана с Россией в указанный период участвовало большое количество иноземных купцов. Причем, многие из них жили в Дербенте постоянно. «Обретаются в Дербенте, – свидетельствовал в начале XVIII в. И.-Г. Гербер, – много купецких людей из персиянов, армянов, грузинов и индийцев» [14]. Данное свидетельство И.-Г. Гербера можно отнести и к изучаемому периоду. Основной контингент купцов, обосновавшихся в Дербенте и Астрахани, составляли шемахинские, грузинские, ереванские армяне, а также из Джульфы и др. Последние пользовались большими привилегиями в Русском государстве. Значительная часть торговых операций, совершаемых между Дербентом и Астраханью, приходилась на долю индийских купцов, также живущих в этих городах и контролировавших, пожалуй, всю восточную торговлю [15].


Русские купцы через Южный Дагестан могли вести обширную торговлю с закавказскими и восточными странами. Поэтому в целях поддержания торговых отношений с Прикаспийскими областями русское правительство стало заботиться об организации регулярного сообщения между Астраханью и портами Каспийского моря, объявив Каспийское мореходство делом «государственным» [16]. Строительство кораблей для Каспийского моря продолжало оставаться в числе важных проблем.


Таким образом, торгово-экономический аспект взаимоотношений Южного Дагестана с Россией в XVII в. интенсивно развивался, что было обусловлено экономическими интересами как со стороны России, так и Дагестана. Россия нуждалась в сырье (марена, шелк) для развития текстильной промышленности и рынках сбыта. Со своей стороны, южно-дагестанским феодалам развитие торговли с Россией приносило большие выгоды. Торговля поддерживалась как через Волжско-Каспийский морской путь, так и по сухопутной караванной трассе. Важную роль в этой торговле играл крупный торгово-ремесленный центр Дагестана Дербент.

Журнал АКАДЕМА № 1. 2007.