История

История  »   2-ая Мировая война  »   ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИМПЕРСКОГО КОМИССАРА КАВКАЗА

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИМПЕРСКОГО КОМИССАРА КАВКАЗА

[опубликовано 15 Июля 2012]

Альфред Розенберг

 

Альфред РозенбергДля Имперского комиссара, необходимо, прежде всего, составить для себя точное представление о национальном составе и истории народов Кавказа, а так же прилегающих к нему северных областей. Следует обратить особое внимание на тот факт, что свободные горские народы смогли быть побеждены Российской империей лишь в XIX веке, после тяжелой борьбы. Несмотря на это поражение, они были участниками всех движений, ставящих своей целью свержение царизма.

 

Эта общая националистическая воля к сопротивлению, привела их, в большинстве своем, и в ряды социалистических партий бывшей России. Тем не менее, только малое их число является убежденными революционерами-марксистами. Таким образом (несмотря на происхождение Сталина), деятельность многих политических структур прошлого Кавказа, следует оценивать иначе, чем марксистских организаций индустриальных городов.


Первой решающей задачей Имперского комиссара является обеспечение снабжения Германской империи сырьем, с помощью уполномоченных по выполнению четырехлетнего плана, а так же предоставленных Вермахтом полицейских сил. К этой же задаче относится усиленная эксплуатация крупных нефтерождений, а так же обеспечение и усиление транспортных сообщений сухопутным путем и по Черному морю (1). Данное обеспечение сырьем военных нужд Германии, должно быть осуществлено на Кавказе (и это является важнейшей задачей будущего), в основном, с помощью политических, а не сугубо военных и полицейских средств.


На Кавказе применение политических средств важно и возможно, ибо цели различных народов, вполне могут быть совместимы с политическими интересами Великогерманского Рейха. Наряду с этим, необходимо принять во внимание следующее обстоятельство. Различные народы Кавказа, находились в оппозиции не только к царям, но и в сильнейшей взаимной вражде друг к другу. В последовавший за падением царского режима период оккупации Кавказа различными державами стало очевидно, что при первой же возможности армяне нападают на татар, а татары на армян и т. д. Среди всех кавказских народов, наиболее ведущую роль в истории, выявляя при этом сильнейшую энергию, несомненно, играли грузины. Тем не менее, они сами недостаточно сильны, чтобы собственными силами поставить другие народы Кавказа под свое руководство. Эти взгляды свойственны всем разумным национальным грузинским политикам. Для того чтобы усилить в грузинском народе подобные воззрения, и тем самым способствовать возникновению мысли о необходимости поисков других решений, следует сформулировать следующие задачи политического руководства на Кавказе:

 

Вечный мир и благополучие на всем Кавказе, могут быть обеспечены лишь одной великой державой, не имеющей каких либо территориальных претензий к народам Кавказа, и не намеревающейся навязать этим народам чуждую им бюрократию и образ жизни. Следовательно, защита со стороны такой державы, должна восприниматься всеми народами Кавказа и прилегающих к нему северных областей, в случае если они действительно стремятся к максимальному обеспечению собственной безопасности, в качестве объективной необходимости, обусловленной историческими причинами.


Таким образом, распространяя эти взгляды среди всех народов Кавказа, политическое руководство должно стремиться к созданию федерации Кавказских государств. При этом в такой форме, чтобы подлинные лидеры этих народов сами обратились к Германской империи с совместной просьбой о предоставлении необходимой защиты для обеспечения благополучия, мира и культуры народов Кавказа. Столицей подобного федеративного государства, по логике вещей, может быть лишь Тбилиси. Наряду с этим, Тбилиси является столицей грузин, - наиболее сильного народа Кавказа. Таким образом, с данным обстоятельством связана оправданная и с моральной и с политической точки зрения необходимость; - предоставить грузинам роль хозяев федерального руководства, передав их представителям должность постоянного председателя федеративного правительства будущего Кавказа (2).

 

Статус германского уполномоченного, может быть определен с помощью понятия «резидент». Разумеется, без употребления данного слова, получившего плохое звучание вследствие неприглядных деяний англичан при Индийском королевском дворе. В будущем, представитель Германской империи может быть назван «особоуполномоченным Германского Рейха», будучи наделенным всеми полномочиями, необходимыми для предотвращения политических и военных противоречий.


С этой целью, следует принять во внимание необходимость создания Германской империей концессии сроком на 99 лет, или в целом принадлежащего ей опорного пункта. Концессия должна выть размещена в здоровом, с климатической точки зрения месте, на высоком берегу у Черного моря. Упомянутая концессия должна обладать достаточными размерами для того, чтобы вмещать на своей территории несколько первоклассных аэродромов, а так же крупных самостоятельных сельскохозяйственных предприятий. В сущности, концессия должна обладать свойством автаркической военной колонии. Наряду с этим, необходимо создание наблюдательных пунктов для германского уполномоченного в Тбилиси и команд безопасности, в районах нефтедобычи и важнейших узлов коммуникации (3).


В какой степени все это будет достижимо, покажет будущее. Для начала, разумеется, следует рассчитывать лишь на голый авторитет германского руководства, с осторожным привлечением к данному делу находящихся за границей кавказцев, поведение которых, будет к этому времени безупречным. Под надзором всех тех сил, которые сами проявят свою эффективность на месте.


С политической точки зрения, подобное разумное руководство и обращение с людьми, наряду с прочим сделает легко возможным обеспечение снабжения и защиты от вражеского саботажа Германской империи. Связь Кавказа и его жизненных интересов с Германским Рейхом, будет обеспечена через Черное море и будущую Украину.
Дальнейший путь к подобным решениям вопросов, состоит в понимании исторических связей народов Кавказа, несмотря на прошествие многих веков все еще остающихся не обрубленными. В привлечении, прежде всего грузин, в германские высшие технические школы и университеты. В создании крупной кавказской высшей школы в Тбилиси, и других высших технических школ в прочих областях. Проявляя всемерную заботу О грузинах, Имперский комиссар, наряду с этим должен поддерживать личные контакты с представителями других народов и заботиться о них, принимая во внимание их специфику.

 

Он должен стремиться посредством удовлетворения многих, по всей вероятности небольших просьб, в течение краткого времени обеспечить себе уважение со стороны этих, возможно легко подпадающих под чужое влияние людей. (Среди всех народов Кавказа, наиболее трудноразрешима армянская проблема, ибо армяне являются в основном торговцами, обладающими, в отличие от горских народов и примыкающего к ним с севера казацкого населения, малым количеством хороших характерных свойств). Не следует упускать из виду и ущерб, нанесенный субстанции этих народов большевизмом. Потребуется особо тщательная деятельность для искоренения этого ущерба, с целью возвращения кавказских народов к их традициям. Для решения данной задачи, крайне необходимо введение национальной письменности и правосудия, отвечающего характерным основам древнекавказских рыцарских преданий.


Имперский комиссар должен в особенности воздерживаться от стремления автоматического переноса в эти народы каких-либо форм национал - социалистического образа жизни, а так же от схематизма при решении данных проблем. Он, напротив, должен проявить здесь политический и человеческий такт, в связи с небольшими, и как раз, поэтому особо любимыми на Кавказе своеобразными чертами характера многих племен и народов. Необходимо позаботиться о том, что бы вместо русского языка, все еще связывающего всех на данном этапе, в качестве первого иностранного языка употреблялся немецкий, с целью обеспечения в дальнейшем общения германских представителей, по крайней мере, с руководящими лицами пародов Кавказа.


После достижения хотя бы частичной стабилизации, можно будет заняться учреждением политических движений, с целью обеспечения связи возникших правительств с их народами. Следуя принципу предоставления возможности укоренившимся в самих кавказских народах политическим движениям, служить средством связи между народом и их руководством, целесообразно избегать всех попыток введения на местах структуры, свойственной, на сегодняшний день, национал - социалистической партии.


В данном случае, на первый план должно выдвигаться простое и масштабное видение проблемы, а не различные задачи, время решения которых, сели только это будет возможно, наступит гораздо позднее.


Кавказ непосредственно граничит с Турцией и Ираном. Вследствие того, что торговые отношения между Германской империей и Ираном чрезвычайно расширились, задачей Имперского комиссара будет являться, с помощью строительства дорог и железнодорожных сообщений способствовать торговле с двумя соседями через границу, обеспечивая так же сухопутное сообщение между Германией и Ираном. Исходя из этого, следует стремиться к тому, чтобы оба государства имели при Имперском комиссаре собственные, если не дипломатические, то хотя бы, торгово-политические представительства.


На противоположной стороне Каспийского моря лежит Туркестан. Не желая забегать вперед относительно того, каким образом будут развиваться политические события на этой территории, Имперский комиссар, тем не менее, с самого начала должен принять меры по подготовке морского сообщения с Туркестаном. При определенных обстоятельствах, этот путь так же будет иметь значение для будущего.


К горному массиву Кавказа и его выходам на равнины примыкают области Терских и Кубанских казаков (в большинстве своем украинского происхождения). На северо-востоке данной территории обитают калмыки. Западнее от них, вдоль Дона, донские казаки. В основном, калмыки являются степным народом монгольского происхождения, нс проявляющие политическую активность. В этой области задача Имперского комиссара состоит, прежде всего, в обеспечении судоходства на Волге, в северных районах которой, этим делом будет заниматься Имперский комиссар Украины.


Среди этих людей обитают просоветские или общерусски настроенные слои населения, не испытывающие симпатию ни к кавказскому менталитету, ни к тому, чтобы смириться с созданием независимого Украинского государства.


Задачей политического руководства в Киеве и Тбилиси является поэтапное изъятие этих элементов, с целью их переселения на территорию непосредственно России. В любом случае, необходимо обеспечить их всестороннюю изоляцию в политическом отношении. Задачей обоих Имперских комиссаров, является управление в рамках своих границ украинским и казачьим населением таким образом, чтобы в дальнейшем способствовать их сращиванию, с целью создания естественного коридора от Кавказа, с его выходами в долины, до пределов Украинского государства.


Целью дальнейших задач, стоящих перед Имперскими комиссариатами Кавказа и Украины, является подготовка к смычке кольца Черноморских государств. Будучи важнейшим бассейном для снабжения сырьем грядущего германского и общеевропейского пространства, Черное море должно быть окружено друзьями Германского Рейха. Государства Черноморского бассейна должны быть продолжателями взаимоотношений, связывающих Великогерманский Рейх с придунайскими государствами. В случае своего осуществления, такое, соответствующее интересам народов Кавказа и Украины решение вопроса, вероятно, побудит и Турцию не остаться в стороне от подобных взаимоотношений.


Таким образом, задачей Имперского комиссара является: сразу же, после установления Германским Вермахтом военного контроля над регионом, приступить к обеспечению снабжения кавказским сырьем германских военных операций, а так же к ведению разведывательных работ, с целью эффективной эксплуатации в будущем, на сегодняшний день еще неоткрытых богатств. Эти необходимые мероприятия, следует, прежде всего, осуществлять с помощью постановки политических целей, соответствующих интересам народов Кавказа. Таким образом, способствуя государственному подходу, основанному на разумном руководством людьми, знании их истории и национальных особенностей, данный фактор, будет обеспечивать интересы Германского Рейха, наряду с этим гарантируя народам Кавказа ту внутреннюю независимость, которая лишь одна может привести к добровольному органичному принятию с их стороны политического курса Германской империи.


После постановки аналогичных политических целей на Украине, и при тесной связи Германского Рейха с Румынией и Болгарией, избежать обязательной логики подобных вещей не удастся и другим народам. При решительном и разумном поведении Германского Рейха, перед нами в целом открывается возможность расширения Европы в масштабах, существовавших лишь в период погибшей Готской империи, и с тех пор, как правило, казавшихся неосуществимыми с политической точки зрения.

 

Примечание

 

1.  По свидетельству проф. Г. фон Менде, комиссаром по эксплуатации Бакинской нефти планировалось назначить д-ра Нойбахера, работающего в Министерстве по выполнению четырехлетнего плана. С целью централизации нефтедобычи и предотвращения возможных диверсий, Нойбахер предложил передать под его контроль и охрану не только сами нефтерождения, но и нефтепровод Баку-Батуми, по которому азербайджанская нефть должна была транспортироваться к Черному морю.
Осенью 1941 г. был заключен секретный договор между правительством Рейха и руководством акционерного общества «Континенталь Оль» о передаче последнему, - при соблюдении определенных условий по выполнению четырехлетнего плана и активном подключении к работам компании «И.Г. Фарбен», - концессии по эксплуатации Бакинской нефти, сроком на 99 лет. При этом «Континенталь Оль», обязывалась выплачивать правительству Рейха ежегодную сумму за эксплуатацию Бакинских нефтерождений. Так как в данном договоре ничего не было сказано о непосредственном владельце нефти, - народе Азербайджана, - это вызвало резкую реакцию начальника кавказского отдела Восточного Министерства проф. Г. фон Менде, отлично понимавшего пагубность такой политики на Кавказе.
С целью по возможности противодействовать этому курсу, в 1942 г., во время пребывания германских войск на Северном Кавказе, фон Менде передал представителям Восточного Министерства при Группе армий «Л» составленную им памятную записку, завизированную рейхсминистром А. Розенбергом. Наряду с прочим, в документе указывалось, что природные ресурсы Кавказа принадлежат народам, живущим на этой земле. Вышеупомянутый пассаж вызвал взрыв негодования рейхскомиссара Кавказа Л. Шикеданца, потребовавшего впредь письменно согласовывать с ним визированные А. Розенбергом документы. Тем не менее, командующий Группы армий «А» генерал-полковник Э. фон Клейст вовремя узнав о содержании записки, с большим успехом использовал ее положения при введении самоуправления на территории Карачая, освобожденной от большевиков. См. Mende (Professor Dr. Gerd von.), Kaukasuspolitik. SS. 13-14. Nachlass Prof, von Mende. (Im Bcsitz dcr Familie von Mende). См. так же: Kleisl Р. Zwischen Hitler und Stalin 1939-45. Bonn: Athenäum-Verlag, 1950. SS. 178-179.

2. Комментируя в своей книге вышеприведенный пассаж данного документа, А. Даллин справедливо указывал, что его вдохновителем явно был один из сотрудников А. Розенберга, - грузин Л. Никурадзс, - пользующийся значительным влиянием на своего шефа и склонивший его, к принятию разработанной им геополитической концепции оси «Берлин-Тбилиси». См. Dallin F.German Rule in Russia 1941-1945. A Study of Occupation Policies. London McMillan New York St. Martin s Press, 1957, p. 228.

3.  По мнению Л. Даллина, пункт о необходимости приобретения, имеющей стратегическое значение концессии (по сути дела военно-морской базы), сроком на 99 лет на черноморском побережье Кавказа, был внесен в текст А. Розенбергом по настоянию военных. В остальном, под влиянием грузинских эмигрантов в лице Л. Никурадзс, документ предусматривал проведение крайне либеральной политики по отношению к региону в целом. См. Dallin А. German Rule in Russia 1941-1945. pp. 227-228.

 

 

 Источник: Rosenberg А. Instruktion für einen Reichskommissar in Kaukasiеn. 7. 5. 1941. 7 S. Hoover Institution Archives. А.Dallin s collection. Box 6.

 

Из книги: Мамулиа Георгий. Грузинский легион в борьбе за свободу и независимость Грузии в годы Второй мировой войны. – Тбилиси. 2007.