История

История  »   1-я Мировая война  »   «МОЖНО ОТМЕТИТЬ РЯД ВЫСОКИХ ПОДВИГОВ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ, ПРОЯВЛЕННЫХ МУСУЛЬМАНАМИ»

«МОЖНО ОТМЕТИТЬ РЯД ВЫСОКИХ ПОДВИГОВ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ, ПРОЯВЛЕННЫХ МУСУЛЬМАНАМИ»

[опубликовано 29 Мая 2009]

Арапов Дмитрий

 

Российские мусульмане и Первая мировая война,1915 г.

Одна из важных сторон жизни мусульман России была связана с их военным служением Русскому государству. Данная практика сложилась в стране достаточно давно. Так, в походе Ивана Грозного на непокорную Казань в 1552 г. участвовали и верные царю мусульманские отряды касимовских татар. Служилые инородцы-мусульмане входили в состав русских войск в ходе Северной войны и войн с наполеоновской Францией. Постепенно варианты военной службы мусульман приняли более многообразный характер. В XIX в. русских царей охранял Собственный Его Императорского Величества конвой, где состояли мусульманские гвардейские подразделения, формируемые из горцев Кавказа и крымских татар. Ряд мусульманских иррегулярных частей комплектовался из «магометан казачьего сословия» и нес на окраинах государства охранно-конвойную службу (Донское, Кубанское, Оренбургское, Уральское, Сибирское казачьи войска). Мусульмане внутренних губерний империи по закону 1874 г. о всесословной воинской повинности обычно проходили воинскую службу на общих основаниях в регулярных подразделениях русской армии. На Кавказе и Туркестане в случае необходимости могли формироваться добровольческие части из представителей известных своими воинскими традициями этнических групп (Дагестан, Туркмения и др.). Военное министерство Российской империи уделяло важное внимание лучшему устроению духовной жизни военнослужащих «магометанского закона». В частности, в 1906-1908 гг. было разработано и принято специальное положение «Об учреждении штатного магометанского духовенства в войсках».


Традиция привлечения мусульман для участия в боевых действиях сохранилась в России и в годы Первой мировой войны. Наше внимание привлекла информационная справка, рассказывающая о мусульманах разных чинов и званий, проявивших себя на начальном этапе войны 1914-1918 гг. Подобного рода документы, несомненно несшие агитационно-пропагандистскую нагрузку, в большом количестве изготовлялись в те годы как для внутреннего, так и внешнего использования. Оказавшийся в нашем распоряжении материал был подготовлен, видимо, где-то в начале 1915 г. на основании данных военного ведомства в аппарате Министерства иностранных дел, судя по всему, для употребления его в «исламской загранице». Машинописная копия данной справки отложилась в Архиве внешней политики Российской империи в фонде 144 «Персидский стол». При ее публикации сохранены особенности написания мусульманских имен и терминов, текст снабжен необходимыми комментариями.


***

С присоединением Турции к воюющим с Россиею державам особенное значение приобретает вопрос о панисламистском движении и о пропаганде священной войны, имеющей объединить мусульман против врагов ислама, в данном случае государств Тройственного Согласия, под владычеством которых находятся многие миллионы мусульман. Что касается России, то в настоящее время можно с уверенностью отметить факт полной неудачи среди мусульманских масс упомянутой пропаганды; более того, Министерство иностранных дел располагает неопровержимыми данными, ярко свидетельствующими о верноподданнических чувствах мусульманского населения в России и об его готовности с оружием в руках защищать свою Родину и с полной лояльностью выполнить свой долг перед ней. Отовсюду получаются сведения, характеризующие патриотический подъем мусульман. Так, на Кавказе с объявлением Германией и Австрией войны России, последовал целый ряд ходатайств мусульман о выражении верноподдан-нических чувств Государю Императору, и во всех более или менее населенных пунктах были совершены в мечетях богослужения о даровании победы русскому оружию. Подобные же богослужения совершались и по случаю побед наших войск. Мусульмане участвовали в многочисленных патриотических манифестациях.


Живое участие принимали мусульмане в пожертвованиях на Красный Крест, на организацию лазаретов, на нужды войны. При формировании Туземной дивизии в Дагестане и Елисаветполе наблюдался массовый приток добровольцев. Вероломное нападение турок на наше Черноморское побережье вызвало новый подъем патриотизма, и мусульманское духовенство, как шиитское, так и суннитское, обратилось к своим единоверцам с воззваниями, осуждающими поведение турок. Для борьбы с последними сформированы дружины из местных мусульман. В бухарских мечетях равным образом совершаются богослужения о военных успехах России, и из Бухарского ханства стекаются крупные пожертво-вания на нужды войны и на раненых воинов. Бухарское и Хивинское правительства оказывают русским властям полнейшее содействие во всех распоряжениях, касаю-щихся мобилизации и снабжения армии всем необходимым. Хан Хивинский пожертвовал 1.000 тулупов, другие теплые вещи в большом количестве и 100.000 руб. деньгами. Эмир Бухарский на личные средства оборудовал лазарет в Ялте и пожертвовал 100.000 руб. на нужды Красного Креста, 100.000 в пользу семей призванных запасных и 1.000.000 для распределения на нужды военного времени по Высочайшему усмотрению.
Крымские мусульмане вошли с ходатайством об открытии лазарета на вакуфные суммы мечетей и медрес; ими же [создан. – Д.А.] комитет под председательством Сайде Ханум Муфти Заде для сбора пожертвований теплыми вещами. Ставропольские туркмены содержат на свой счет подвижный госпиталь на передовых позициях. В декабре [1914 г. – Д.А.] в Петрограде происходил съезд представителей всех мусульманских благотворительных обществ, на котором постановлено было открыть госпитали и организовать сборы теплых вещей и белья.
Наиболее ярким, однако, доказательством того подъема, который охватил наряду со всем населением империи и мусульман, является доблестное принятие ими участия в военных действиях. В мирное время имеется некоторое число войсковых частей, укомплектованных нижними чинами-магометанами /за исключением нескольких че-ловек инструкторов-немагометан/; кроме того, в военное время сформированы почти сплошь из мусульман не-сколько конных полков. Из частей войск, укомплекто-ванных почти целиком магометанами, в русско-японскую кампанию 1904-5 гг. проявили отличие и бы-ли признаны заслуживающими награды полки Кавказской конной бригады: 2-й Дагестанский – Георгиевским знаменем и Терско-Кубанский – серебряными трубами. В настоящую войну вышеуказанные части участвовали уже в многих делах, и по свидетельству Военного Ве-домства успели заслужить добрую боевую славу.


Особенно знаменательным доказательством доверия, которое заслужили мусульманские воинские части, яв-ляется тот факт, что за верную и преданную службу Крымского конного полка в 1909 г. Государю Императору благоугодно было назначить шефом полка Ее Величество Государыню Императрицу Александру Федоровну, 5 Ноября того же года зачислить Себя в списки этого полка. Затем, с Высочайшего соизволения, для полка была выстроена особая полковая мечеть, на устройство которой, помимо отпущенных сумм, было ми-лостиво пожертвовано Государынею Императрицею Александрой Федоровной 10.000 руб. из ее личных средств, а Его Императорским Величеством несколько дорогих ковров.


Общее число мусульман в Российской армии достигает по штатам мирного времени: генералов – 9; штаб-офицеров – 56; обер-офицеров – 287; нижних чинов – 39.283. Необходимо, однако, оговорить, что в военное время, с призывом в армию офицеров и нижних чинов запаса и ополчения, приведенные выше цифры возрас-тают более чем вдвое.


Штабс-ротмистр черкесского конного полка Султан Келеч ГирейВ кампанию 1904-5 гг., по приблизительному подсчету было награждено мусульман: офицеров орденами – 194, нижних чинов знаками отличия Военного Ордена и медалями – 2390 человек. В настоящую войну за короткий период до второй половины августа [1914 г. – Д. А.], за который имеются сведения, можно отметить целый ряд высоких подвигов воинской доблести, проявленных мусульманами в рядах Русской армии.
За умелое и энергичное руководство операциями крупных боевых отрядов некоторые из указанных выше генералов удостоились высших наград – ордена Белого Орла с мечами, пожалованного Государем Императором генералу от артиллерии Алиеву и ордена Св. Георгия III ст., которыми пожалованы генерал-лейтенанты Мех-мандаров и Хан-Нахичеванский, отражавшие с вверен-ными им частями натиск во много раз превосходившего их противника и оказавших важные услуги армии. Орденом Св. Станислава I ст. с мечами награжден генерал-майор Сулькевич /мусульманин/ за выказанные им необычайную трудоспособность и энергию и образцовое руководительство крупной боевой единицей. Многочисленны также воинские подвиги, проявленные офицерами, из которых некоторые получили за это короткое время по несколько наград. Ниже приводится несколько примеров выдающейся распорядительности и беззаветной храбрости, проявленной в боях, как офицерами, так и нижними чинами-мусульманами.


Георгиевским оружием награжден есаул Шахрух-Дараб-Мирза, с отрядом в 109 человек отразивший атаку 3-х австрийских эскадронов и с остатками отряда заставивший спешно уйти артиллерию противника.
Трех наград /ордена Св. Анны с надписью «За храбрость», ордена Св. Анны III ст. с мечами и бантом и ордена Св. Станислава III ст. с мечами и бантом/ удостоился поручик Мугудин Даногуев за многократное уча-стие в опасных разведках и отбитие в пешем строю атак сильнейшего противника.


За отличное выполнение возложенных на него задач награжден орденами Св. Анны II ст. с мечами и Св. Вла-димира IV ст. с мечами и бантом подполковник Бек-Котиев. Орденом Св. Станислава II ст. с мечами пожалован за мужественное, храброе и умелое распоряжение подчиненной ему частью ротмистр Хандиев. За храбрость и распорядительность награждены орденом Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом полковник Укуров, войсковой старшина Дашкин (Зюлькарнаил), штабс-ротмистр Султан-Келеч Шаханович-Гирей, ротмистр Шамсуддин Нахабашев и поручик Джафаров. Двух наград, ордена Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом и Св. Анны II ст. с мечами, удостоился за удержание по-зиций под натиском многократно превосходящего противника ротмистр Ахмед Бутаев. Орденом Св. Анны III ст. с мечами и бантом пожалованы: штабс-ротмистр Бей-Булатов и Улубиев, поручики Гембицкий /магометанин/ и Шамхасов /награжденный также орденом Св. Анны IV ст./. Орденом Св. Анны IV ст. пожалованы штабс-ротмистры Гасанилов и Керим-Хан Эриванский и поручик Натырбов. Орденом Св. Станислава III ст. с мечом и бантом — штабс-капитан Гассан Али-Оглы, поручик Даугаев и корнет Джабраилов. Произведены за боевые от личия в следующий чин подполковник принц Фазула-Мирза и капитан Ага-Усубов.


Штабс-ротмистр Дагестанского конного полка Мугуддин ДоногуевПример офицеров, самоотверженно исполняющих свой долг, воодушевляет на геройские подвиги нижних чи-нов-мусульман, награжденных Георгиевским крестом, имеется немало примеров их выдающейся храбрости и мужества. Нижние чины охотно вызываются в разведку и под сильным неприятельским огнем доставляют важ-ные сведения /Сулейманов, Сайтов/; находятся для связи при командирах отдельных частей, перебегают под ог-нем по взводам для передачи приказаний /Галяджинов/; личным примером ободряют товарищей, бросаясь пер-выми на врага и врываясь в укрепленные позиции /Шамурбулатов, Даушев, Халитов, Комантиев, Супхангулов/; при этом часто совершенно не считаются с численностью противника – так рядовые Ахмат Танеев и Мударисов, совместно с другими, всего в числе 9 человек, бросились в атаку на австрийцев и захватили пленных 34 человека; раненные часто остаются в строю /Сагатгареев, Давлетгиреев, Абдулсабуров, Зильданов/; под сильнейшим огнем противника доставляют патроны на позицию /Хаметов/, особое усердие проявляют для спасения своих офицеров и не задумываясь подвергают с этой целью риску свою собственную жизнь. Так младший унтер-офицер Абу-Бекр Осман и всадник Абла Мейнумер, заметив засевшего в болоте вместе с лошадью и выбившегося из сил своего офицера, под беспрерывным огнем неприятеля бросились к нему на выручку, вытащили лошадь из болота и тем выручили офицера из опасности, рискуя своей жизнью. Всадники Смаил Мустафа и Билял Джелял, заметив, что испугавшаяся лошадь командира эскадрона сбила его и потащила в болото, под убийственным огнем противника бросились к нему на помощь и с явной опасностью для жизни доставили в безопасное место. Всадник Абдул-Селит Али, узнав, что тело убитого офицера осталось на поле сражения, пробился с другим нижним чином в район рас-положения противника и с явной опасностью для жизни вывез тело этого офицера.


В заключение, как высшее проявление воинской доблести, может быть приведен подвиг гусара Мурадимова,
который, будучи ранен в бою и потеряв свою лошадь убитою, окруженный пруссаками, не желая сдаваться им в плен, нанес себе рану в живот ножом и был добит немцами.