История

История  »   Конституции и законы Кавказа  »   ЧТО НУЖНО КАВКАЗУ?

ЧТО НУЖНО КАВКАЗУ?

[опубликовано 24 Мая 2017]

Васан-Гирей Джабаги

 

 

Кавказ в настоящее время переживает такие тревожные дни, каких он не переживал, может быть, никогда - ни во время нашествия мон­гольских орд, ни в эпоху Шамиля. Смута и тревога охватили все уголки, во всех умах носится тяжелое ожидание чего-то грозного, загадочного. Все эти ужасы, которые разыгрывались последовательно в Гурии, Баку, Эривани, Шуше и снова в Баку, - всё это кажется только прелюдией к другим явлениям, более грандиозным и кровавым.

То неудовольствие, та желчь, которая в течение десятков лет накапли­валась в душах туземцев, в настоящее время готова вырваться наружу и зажечь страсти.

Русские чиновники бессознательно, но систематически восстановляли против себя даже наиболее консервативные туземные элементы.

 

Теперь примирение немыслимо. Благоприятный момент упущен, по­тому что страсти разыгрались, а крайние агитаторы и революционеры сделали уже свое дело. Чего достаточно было, чтобы успокоить Кавказ до резни, теперь никого не удовлетворит. Под шумок армяно-татарских (азербайджанских, сост.) столкновений медленно, но верно созрела опасная идея. Она уже властно охватила все умы, все сердца. У всех, даже умеренных представителей различных народностей, теперь уже составилось и окрепло одно только убеждение относительно будущего Кавказа. На этот счёт у кавказской интеллигенции нет и не может быть двух мнений. Только в осуществлении этого убеждения, в проведении его в жизнь она видит залог мира и спасения своей родины.

Все те мероприятия, которые исподволь вводятся в крае под наблюде­нием наместника, никого уже не удовлетворяют, потому что уже слиш­ком изверились в благодетельной силе паллиативов. Иные меры, хотя, надо сознаться, и затрагивают часто очень важные стороны народной жизни, но не касаются, по мнению туземцев, самого корня зла, самой сути, а в сути-то и все дело. Они являются как бы подпорками, ставящи­мися для того, чтобы предохранить здание от крушения...

Даже те, кто раньше верил и надеялся, что наместник своей либе­ральной программой внесет умиротворение в крае, даже и те отказались в настоящее время от своего мнения. Да и сама действительность не­лицемерно показала, насколько деятельность нового наместника благо­творна для Кавказа. Если сопоставить те радужные надежды, которые возлагались на либерального представителя Верховной власти всей пе­редовой частью печати и общества, с ужасами бакинских событий, то и самый большой оптимист должен сознаться, что вопрос о Кавказе и его неурядицах не так уж прост, каким он кажется в правящих кругах.

 

К тому же, последние события грузинской церкви, ограничения Кав­каза в праве на представительство в Государственной Думе, опыты с земскими учреждениями — по мнению всех, кто хорошо знаком с Кавка­зом и его жизнью, - уже заранее уничтожили и подорвали значение всех тех преобразований, которые намечены в программе наместника.

Есть только один единственный путь к успокоению Кавказа, но путь новый, неизвестный, непроторенный и тернистый. Вступить на него трудно. Он труден потому, что требует от власти много героизма души и самоотвержения. Прежде чем стать на него, бюрократии необходимо подписать себе смертный приговор и отречься раз и навсегда от излю­бленных заветов и приемов.

Автономное самоуправление! Вот тот девиз, тот лозунг, вокруг которого объединяются в настоящее время все народы и все религии Кавказа. Это требование выставлено решительно на всех петициях, исходивших от общественных учреждений, социальных организаций или частных лиц.

Правда, трудно согласиться на это требование державе, которая ме­чом и кровью завоевала свою богатую провинцию, но это необходимо во имя величия и великодушия русского народа.

Опыт целого века показал уже достаточно наглядно, что Россия не умеет управлять Кавказом, что она не умеет ориентироваться в местных условиях, не умеет примирять этнографические и религиозные противо­речия. У нее не хватает ни инициативы, ни желания изучать и знако­миться ближе с подвластными народами: она занималась и занимает­ся только внешней муштровкой, без всякого воздействия культурными средствами.

 

На южном Кавказе старались задушить в грузинском народе самое воспоминание о родном прошлом, забывая, что Грузия добровольно от­далась под покровительство и защиту великой единоверной державы. На севере же военно-сословным казачьим управлением, все печальные последствия которого уже теперь начинают болезненно обнаруживать­ся, убито всякое свободное проявление духа горцев...

Некогда кавказская администрация комплектовалась нетерпимыми в коренной России элементами. Эти элементы за столетие успели вы­работать свою особую этику, которая организованной системой подку­пов, взяточничества, доносов и протекционизма, окончательно разъела страну в нравственном отношении. Со временем этика эта, понятно, пу­стила глубокие корни. Среда, уже кристаллизовавшаяся в постоянные, неизбежные формы, неизбежно засасывала каждого нового человека и вырабатывала из него чистый тип местного администратора. Натуры же, не подчинявшиеся закону приспособления к среде, немилосердно вы­брасывались вон.

Перемены наверху, в рядах высшей администрации, совершенно не отзывались внизу, в среде мелкого чиновничества, - так что все бла­гие намерения правительства до проникновения в жизнь преломлялись и фильтровались в этой среде и потому, конечно, не достигали своей цели.

То же самое замечается и в наше время. Из всех желаний и распоря­жений наместника только редкие достигают населения - и те в таком виде, что совершенно утрачивают свои питательные качества.

Всё зло, все аномалии и недочеты кавказской жизни, в конечном ре­зультате, должны быть сведены к одной причине: к административно-правовому неустройству управления краем. Только при коренных преобразованиях в этом заколдованном кругу возможно приступить к созидательной, мирной, культурной работе.

Все, что сказано выше, является глубоким убеждением всех туземцев Кавказа, к какой бы национальности или лагерю они ни принадлежали. В данном случае, мне кажется, что я выражаю мысль всего края.

 

Против нашей хронической болезни – административного, а отсюда и культурно-хозяйственного неустройства, повторяю, имеется, по мне­нию всех, только одно средство – это дарование Кавказу автономного самоуправления. Конечно, последнее должно быть построено на таких началах, чтобы не повредить принципу целости и единства нашего ве­ликого отечества. Кавказ не хочет окончательно разрывать с Россией, которая дала ему уже начатки культуры и промышленного прогресса, да он и не способен к отдельному политическому существованию. Тысячи причин заставляют, да и заставят его и в будущем держаться за метропо­лию. Он хочет только освободиться от русского чиновничества, чуждого ему по духу, воспитанию, крови и симпатиям: он хочет свободно, всей грудью, вздохнуть от векового кошмара, хочет свободно развиваться, свободно пользоваться всеми своими богатыми дарами природы и сво­бодно же принять участие в общей культурной работе человечества. Без свободы – этого основного условия всякого прогресса, не было бы вели­кой американской расы; без этого условия заглохнут моральные силы и Кавказа, а у него –  их много, очень много, более чем у какой-либо другой страны в мире.

Дайте Кавказу автономию: он этого желает и просит – не только сле­зами, но кровью... Всё на месте говорит за последнее.

Правительство вначале как будто было на пути к такому решению вопроса. Учреждение наместничества было вызвано необходимостью децентрализации, а в обращении наместника население Кавказа прямо призывалось к содействию со стороны самого населения, со стороны лучших и авторитетных представителей его. Отчего, раз почувствова­лась потребность обратиться за советом к самому населению в вопросах местных нужд, отчего не обращаться к нему постоянно, отчего времен­ное совещание с представителями народа не сделать долговременным, постоянным органом, сеймом, палатой, думой? Пусть на первых порах сейм этот будет носить совещательный характер  –  но только бы он был, этот сейм! Переход этот кажется не так уж невозможен — сама жизнь и административная практика уже, оказывается, толкнули мысль пра­вящих сфер на новый путь. Дай Бог, чтобы власть пошла и дальше но тому же направлению! Только побольше смелости и решимости. Нечего бояться: позади темное прошлое – впереди же ясная заря светлого буду­щего. Пора осознать, что не следует напрасно вызывать излишние жерт­вы и растрачивать безумно народные силы на бесплодную борьбу. Наше отечество и так уже достаточно истомилось во внутренних и внешних испытаниях. Пора и отдохнуть.

Телеграммы за последнее время почти каждый день приносят алар­мистские [1] известия из разных уголков Кавказа:  там – беспорядки, здесь – брожение, а в третьих пунктах и настоящие междоусобные войны...

На первых порах против всё более сгущающейся тучи необходимо принять экстренные меры. Прежде всего, правительству надо опереться на местные, популярные силы, необходимо принять и выслушать их и вместе с ними обсудить меры к водворению в крае порядка и законно­сти. Желательно пойти навстречу обществу и тем самым внушить насе­лению Кавказа доверие к благожелательству и готовности власти всеми мерами способствовать умиротворению и культурно-гражданскому про­цветанию края.

Кавказ тогда, безусловно, ответит на доверие доверием же - и в лице своих лучших представителей отправит в Петербург депутацию, чтобы познакомить власть с истинным положением вещей на месте. Депутация тогда и выскажется откровенно, в чем заключаются причины последних событий, что необходимо Кавказу и чего он сам себе желает.

 

 

 

Статья опубликована в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 1905 г., № 236, 1 (14) октября.  Подписана: Вассан-Гирей Джабагиев.

НАСЛЕДИЕ. ДЖАБАГИЕВ ВАССАН-ГИРЕЙ ЭЛЬДЖИЕВИЧ. НАЗРАНЬ – МАГАС, 2015. Составитель АЛМАЗОВ Исса Геннадиевич

 


[1]Алармистские, то есть тревожные (от alarm, – тревога), – сост.