История

История  »   Джелал-Эд-Дин Коркмасов  »   ДЖЕЛАЛ – ЭД – ДИН КОРКМАСОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ЖУРНАЛИСТ И ПУБЛИЦИСТ

ДЖЕЛАЛ – ЭД – ДИН КОРКМАСОВ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ЖУРНАЛИСТ И ПУБЛИЦИСТ

[опубликовано 2 Ноября 2009]

Бутаев М.Д.

 

 

Сегодня мы все являемся свидетелями и участниками знаменательного события. Дагестан вместе с представителями научной и культурной общественности страны и зарубежья чествует память одного из великих своих сынов, видного общественного и государственного деятеля Джелал –Эд – Дина Асельдеровича Коркмасова.

Прибытие на нашу научную конференцию столь представительных гостей мы воспринимаем и как уважение, и как показатель к его Родине, к народу, к которому он принадлежит по рождению, и как показатель добрых связей между народами страны, укреплению которых много сил и энергии отдал незабвенный Джелал – Эд- Дин Коркмасов.

Джелал –Эд-Дин Асельдерович Коркмасова знают как выдающегося государственного и общественного деятеля, но мало кто знает его как талантливого журналиста, публициста.

В октябре 1909 года Дж. Коркмасов начал издавать в Константинополе еженедельную иллюстрированную шестнадцати страничную газету на русском языке «Стамбульские новости».

Это был первый и единственный печатный орган на русском языке не только в Турции, на всем Востоке, но и в истории всеобщей печати.

С ее помощью читатели России и Европы узнавали правду об этой стране. В газете из номера в номер затрагивались острейшие политические проблемы, состояние законности и конституционного порядка, развития печати, положение народов в Османской Империи и состояние армии, земельный, женский, школьный и обще образовательный, положение мусульман и христианских народов Востока, России в частности.

Она с неимоверными трудностями переправлялась через Черноморские и Каспийские порты в Баку, Ташкент, Москву, Петербург, Казань, в малую и среднюю Азию, Коканд ( Фергана). Распространялась она и в Болгарии (София) Париже, Лондоне и других странах Запада.

Многочисленные публикации самого Д. Коркмасова, как главного редактора, свидетельствуют о том, что он по редакционным делам и опубликованным затем материалам, исколесил в этот период практически весь Ближний Восток.

Д. Коркмасову в выпуске этого уникального издания помогали его близкие друзья, профессор Стамбульского университета, член Османского парламента Ахмед Джавад и другие видные деятели Турции, стремящиеся к становлению и укреплению конституционного порядка в стране.

Вместе с тем, тучи над газетой начали сгущаться.

Наконец, после выхода 33 –го номера в июле 1910 года, в обстановке жесткой цензуры и негласного полицейского надзора и в связи с препятствиями чинимыми ей со стороны царского правительства, она была закрыта «за вредную направленность» и Коркмасов эмигрирует в Париж.

Газета перестала существовать, но идеи, поднятые ею, продолжали жить, бороться и пробуждать народы. Добрые семена, посеянные «Стамбульскими новостями» легли на благодатную почву и давали свои всходы во многих уголках империи. Они возбуждали у народа жажду к печатному слову, послужили сигналом для распространения просветительских и освободительных идей среди мусульман Востока, России и Запада.

Как известно, для будущего исследователя истории каждая газета, каждый листок, каждое воззвание даже самое незначительной организации национальных районов России имеет огромное значение. Этот исторический материал не должен пропадать.

Тем более, когда речь идет о таком органе как «Стамбульские новости», впервые в истории мировой печати, издававшегося на Востоке на русском языке в начале ХХ века.

В ней отражена достоверная история разноязычных народов империи, запечатлены предпосылки возникновения новых отношений между народами обширного региона.

Всестороннее изучение этого издания позволит раскрыть пути проникновения и распространения прогрессивных идей в России, на Кавказе, показать их роль в национально – освободительном движении трудящихся горцев, в борьбе за победу и упрочение новых отношений.

Вместе с тем результаты исследования непреходящих культурных ценностей наших народов, в частности новых источников журналистики, публицистики, связанных с именем Д. Коркмасова и творческое использование их в интересах развития исторической науки может пролить свет на многие проблемы нашей истории.

Речь идет о нашем культурном наследии, которого без малого сто лет находилось на чужбине, вдали от нас, от нашего с вами взора. Это бесценное наследие стало достоянием общественности, благодаря усилиям наших ученых, писателей.

Значителен вклад Д. Коркмасова в печать и журналистику и в первые годы советской власти в Дагестане.

Об этом красноречиво свидетельствует обнаруженная нами редкая брошюра «Роль и значение печати в Дагестане», изданная в 1926 году. Как нам удалось установить, это официальный доклад его в 20-е годах на первой Вседагестанской конференции работников печати.

В этой небольшой книге все значительно!

Собственно говоря, перед нами вся история печати Дагестана ХХ века от событий первой Российской буржуазно – демократической революции до схваток гражданской войны, кануна окончательной победы советской власти в Дагестане.

Да! - История печати, этап за этапом и год за годом. Но эта история удивительным образом поместилась не в тяжелом томе и не в погони за количеством печатных листов, а в небольшой книге.

В книге, которая по справедливости должна стать рядом с фундаментальной историей многонациональной печати и журналистики мусульман Востока.

Я не хочу предвосхищать того, какие чувства будет вызывать она у каждого из присутствующих в этом зале, полиставшего ее, не хочу зачитывать и цитат из нее. 

Подлинник, личный архив А. Коркмасова. Дар профессора М.Д. Бутаева.Это удовольствие предоставлю вам и ее надо непременно переиздать: пусть читатель сам пройдет по ее удивительно познавательным страницам. А строки этих страниц и сегодня звучат, освещая нашу историю дополнительным светом устами человека, стоявшего у истоков этой истории долгое время.

Они свидетельствуют о том, что Д. Коркмасов рука о руку с лучшей частью горской интеллигенции еще на заре века закладывал фундамент печати и журналистики Дагестана.

Достаточно хотя бы бегло перечислить названия разделов этого небольшого издания, чтобы убедиться в этом: Печать и общественность; Значение конференции; Роль печати в Дагестане; Печать в борьбе за независимость; Печать в первой революции; Печать в период реакции; Печать в Февральской и Октябрьской революции; Задачи печати в Дагестане. Общие задачи; Печать и экономика; Печать и культура; Печать и национальный вопрос; Печать и социальный момент; Печать и аул; Достижения и недочеты нашей печати; Предложения.

Как мы отметили, есть книги, из которых делают выписки. А, в ней, - каждая фраза самой высокой пробы! Такова книга Джелал – Эд-Дина Коркмасова.

Все же на ваш суд приведу хотя бы одну цитату из этой библиографической ценности.

«Духовенство в Дагестане – это исконный властитель дум и мыслей. Оно своим устным и письменным словом толкало и направляло дагестанскую общественность. В прошлом оно было политическим руководителем Дагестана. Под его руководством дагестанские народы пережили огромный период своего развития и борьбы за существование…Если мы оглянемся назад, - продолжал Д. Коркмасов, - в прошлое, а это мы должны сделать для настоящего, - мы увидим, что в Дагестане устное и письменное слово всегда имело огромное значение… «Чернила ученого столько же существуют для тех, кто владеет пером, сколько для тех, кто пал от меча.» Эти приводимые Дреппером арабские изречения очень распространены у нас в Дагестане. И, действительно, в нашей истории устное и письменное слово идет рядом с мечем и сражается на том же фронте..»

Согласитесь, эти строки и сегодня нельзя читать без чувства уважения и гордости за нашу с вами профессию – ученого, публициста, писателя, журналиста.

Наш святой долг – дать этому бесценному изданию вторую жизнь, переиздав ее максимальным тиражом.

Более полувека хранил я в своей личной библиотеки как драгоценную реликвию публицистики и журналистики Дагестана, чудом уцелевший экземпляр этого издания. Он оказал добрую услугу мне и моему коллеге Джонриду Ахмедову, когда мы делали первые шаги в исследовании истории печати и журналистики народов Северного Кавказа в 60-е годах минувшего столетия.

Сегодня, я с большим удовольствием хочу ее торжественно преподнести Анатолию Джелал –Эрастовичу Коркмасову – достойному наследнику великого Джелал – Эд-Дина Коркмасова.

Несколько слов о письмах Д. Коркмасова. Не скрою, что мне было довольно приятно, когда недавно в русского – язычном вкладыше газеты «Елдаш» - «Времена» прочел теплые строки Анатолия Эрастовича в свой адрес, излагавшего нелегкую судьбу этих писем.

Письма эти были изъяты у Тату Булач в процессе обысков в 1937 году на ее квартире и в рабочем кабинете в Москве.

В пятидесятых годах прошлого столетия Тату Булач доверительно обратилась ко мне с просьбой извлечь эти письма Д. Коркмасова, адресованные лично ей, из архива КГБ. Работал я тогда заместителем директора Дагфилиала ИМП при ЦК КПСС и имел прямое отношение к архивным материалам.

Сам процесс этот по тем временам был довольно сложный и все же мне удалось тогда выполнить ее просьбу и сосредоточить эти письма в фондах партийного архива и часть из них передать ей самой.

Каким образом все это стало тогда достоянием парткомиссии обкома партии, мне не известно, но меня упрекнули, что я поступил не по – партийному, вернув важные секретные документы пособнице «врага народа».

Тучи было сгущавшиеся надо мной, вскоре рассеялись. Начавшийся процесс реабилитации тогда к счастью стал необратимым. История сама стала подлинным судьей, воздала должное и жертвам, и палачам.

Чтобы продемонстрировать присутствующим «важность» этих писем как аргументов вины арестованных, оглашу лишь несколько слов одного из писем Д. Коркмасова из Берлина к Тату Булач, особо подчеркнутые следователем НКВД: « Дорогая, милая Тату!.. И это, обычно принятое обращение любого интеллигентного мужчины при обращении к даме, сыграло свою роковую роль в их судьбе. Таковы мрачные тайны тревожных тридцатых годов.

Мы сегодня с большим оптимизмом смотрим в наше будущее. Источником, вдохновляющим нас на новые свершения, наряду с другими духовными ценностями, всегда будут служить творческое наследие, заветы Джелал – Эд- Дина Коркмасова.

К этой мысли напрямую относятся слова, сказанные им незадолго до смерти в одном из последних писем Тату Булач. Слова эти относятся не только к ней, но и к нам с вами и звучат они сегодня, поднимая всех нас к созидательной работе, весьма актуально:
« Не забывайте Дагестана – писал он тогда, - его бедноты, можно сказать, беспримерной. Везде в другом месте могут легко нас заменить, а в Дагестане нас не много, а работы бесконечно много, не забывайте…»

Джелал – Эд – Дин Коркмасов принадлежит к блистательной плеяде выдающихся представителей Российской журналистики и публицистике. Имя его является, без преувеличения, удостоверением личности нашей нелегкой профессии.

Неугасающий след в истории оставляют только яркие личности, которым дано рождать эпоху. У руля новой эпохи уверенно стоял наш незабвенный Джелал – Эд- Дин Коркмасов, стояли его верные соратники. Он оставил в истории светлый, кристально чистый и вечный след.

Хочется отметить один такой эпизод, очевидцем, которого был я в мои школьные годы.

В 1933 году в моем родном селении Куркли методом народной стройки был построен клуб, названный именем Джелала Коркмасова.

В 1937 году, во время выборов в Верховный Совет на встречу с избирателями в наше селение приехал кандидат в депутаты.

Из черной эмки вышел человек в длинной до пят черной кожанке с маузером на боку. На его небольшом туловище длинный маузер казался мне еще длиннее. Это был Савин Соломон Давыдович – заместитель известного палача Ломоносова - Наркома НКВД Дагестана. Как позже стало известно, на его совести была смерть очень многих людей, в том числе многочисленных жертв из числа представителей дагестанской интеллигенции.

А за день до его приезда, старейшины села обменивались на годекане, как сделать так, чтобы «дорогой гость» не заметил, чье имя носит клуб, в котором предполагалась встреча с ним.

Одни предлагали временно замуровать глиной надпись, высеченной в камне на века, другие – организовать встречу на майдане. Договорились оставить как есть, т.к. надпись сделана по – лакски, «гость» вряд – ли поймет.

Но не тут - то было. Бдительный чекист все – таки при входе в клуб обратил внимание на надпись на камне. Но находчивый дядя Гаджи разрядил обстановку: «Это имя нашего красного партизана – Джелалутдина Курклинского.»

Клуб имени Джелал – Эд-Дина Коркмасова около 80-лет верой и правдой служил курклинцам, являлся довольно солидным по тем временам очагом культуры села.

Сейчас местная администрация планирует построить новый клуб, оснащенный современным оборудованием. Клуб, как преемник прежнего, будет назван именем незабвенного Джелал – Эд-Дина Коркмасова.

 

 

Из книги: Джелал-Эд-Дин Коркмасов выдающийся государственный и общественный деятель России и Дагестана. Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения. Махачкала, 2007.