История

История  »   Искусство, культура, образование  »   СТАТЬИ МУХАММАД-КАДИ ДИБИРОВА В ГАЗЕТЕ "ДЖАРИДАТ ДАГЕСТАН"

СТАТЬИ МУХАММАД-КАДИ ДИБИРОВА В ГАЗЕТЕ "ДЖАРИДАТ ДАГЕСТАН"

[опубликовано 21 Апреля 2014]

Мухаммад-Кади Дибиров

 

Аннотированный перевод статей Мухаммад-Кади Дибирова, опубликованных в газете на арабском языке «Джаридат Дагистан»

 

 

1. Мухаммад (Дибиров) из Караха. Сундук ал-буста (Почтовый ящик) //Джаридат Дагистан. 3 раби ал-авваль / 28 января 1913. № 4. С. 4.

Мухаммад Дибиров обращается с просьбой к редактору газеты опубликовать данное письмо, где выражает глубокую благодарность и признательность губернатору Дагестанской области генерал-лейтенанту Сигизмунду Викторовичу Вольскому (военный губернатор Дагестанкой области с 1908-1913 гг.) за его усердие в издание газеты на арабском языке «Джаридат Дагистан» и считает её крайне важной для населения Дагестана (как будто взошло для них два солнца: одно на небе, другое на ‒ земле).

 

 

2. Мухаммад Дибиров (Темир-Хан – Шура). Обращение (с речью) к горцам Дагестанской области // Джаридат Дагистан. 17 раби ал-авваль 1331 / 11 февраля 1913. № 6. С. 4.

Знайте, Государственная Дума как законодательное собрание было создано для удовлетворения интересов населения, созвано из числа наиболее истинных представителей населения, которые заняты улучшением их нравов, основ образования и обучения, улучшением их условий жизни и др. религиозных и земных дел. Такое собрание, хотя и было издавна созвано в большинстве государствах, у нас в России появилось только 8 лет назад. Когда великий государь понял, что прогресс государства напрямую зависит от консультаций с его образованными поданными, то тотчас издал указ (фирман) для созыва такого собрания. Народ был благодарен Его Величеству за это. И были избраны делегаты на это собрание, где приняли участие все, кто имел право выбора. На это собрание были избраны наиболее достойные, которые не жалели своих усилий ни словом, ни делом, с тем, чтобы были довольны ими их выборщики.
Удивительно, что вы горцы не благодарите за эту величайшую милость и отказываетесь от принятия того, что имеете право участия в выборах. Быть может вы думаете, что Дума созывается только в интересах правителей (властей). И что с вашим отказом от участия в выборах разрушается один из столпов государства. Вовсе нет! Вы совершаете тем самым величайшую ошибку. Если вы откажетесь от выбора делегата, то, несомненно, его изберут другие, которые понимают его истинное назначение, силу и нужность, как избирали в прошлом году и до этого. А ваш отказ означает, что вы лишены выбора знать, что произойдет в ваших интересах, а что против вас. И это нанесет вред, прежде всего, вам самим.

 

 

3. Мухаммад ал-Карахи. Польза газет // Джаридат Дагистан. 8 раби ал-ахар 1331 / 4 марта 1913. № 9. С. 3. 

А что касается нас, дагестанцев, то мы усердствуем, как это делали наши предки в свое время, и убеждены, что это является столпом и условием ислама и отвергаем тех, кто не соглашается с пользой газет, считая это непристойным и отклонением с правильного пути. Пришло время нам проснуться, открыть глаза и насладиться плодами новых знаний. Вместе с тем, учитывая положение дел с газетой, как мы упомянули выше (т.е., что от неё только польза), некоторые наши духовные отцы, которые неправильно воспитывали и вредили сами себе и те, кто крепко держался их линии, преследуют только свои личные интересы и отвергают газеты, считая, что чтение газет является пустой тратой времени. Боле того, среди них даже есть те, кто говорит о запретности чтения. И аргументируют это ошибочными доводами, которые они сами выдумывают, имея цель оставить простых людей на своем уровне (т.е. не повышая уровень их сознания). Мы не согласны с этим и говорим, что газеты – это одна из первейших и важнейших задач, на что тратится драгоценнейшее время. И будет счастлив тот, кто следует этому, и сожалеть, кто не следует этому.

 

 

4. Мухаммад ал-Карахи. Основы образования //Джаридат Дагистан. 16 раджаба 1331 / 8 июня 1913. № 23. С. 3-4. 

Начинать обучение надо с легкого, постепенно продвигаясь к более сложному, и тогда душа обучающего не противится учебе, возникает тяга и любовь обучающегося к учебе и познанию и достигаются цели образования. Но этот вопрос, вопрос обучения и образования, не реализуется из потенции в реальность среди учителей ислама, так как в их характере (натуре) отвергание всего нового, даже полезного, застой и косность и слепое следование тому, что осталось от предшественников. Если бы они честно задумались об этом, то поняли бы суть его (т.е., вопроса обучения и образования) и приложили бы максимум усилий для их претворения в жизнь и выполнили бы то, что вменил им Аллах Всевышний осуществить. И получили бы они за это воздаяние от Аллаха и благодарность людей. Это сделать нетрудно, если беспристрастно рассмотреть мнения учителей-сторонников обучения и их противников, как это сделали европейцы и др. народы до этого. Они обучают юношей сначала нескольким предметам на своем языке, затем составляют предложения, где сообщают соответствующие истории, рассказывают о литературе, религии, диковинки, смешные новости, рассказы о животных и растениях, минералах. Читают им это и хорошо воспринимают это ими и упрочивается это в их умах. Обучают их также правилам синтаксиса и морфологии по ходу обучения этим предметам наилучшим образом. И понимает студент цель своего обучения, возрастает его тяга к получению знаний и достигает полно понимания в этом языке. А что касается наших учителей арабского языка, особенно учителей Дагестана, они начинаю обучение с наиболее трудного, им вменяется в обязанность учить на занятиях то, что они изучают, даже если они ничего не понимают в этом. Из-за этого у них появляется отвращение к учебе, а это не приносит им пользы, а ведет только к усталости и пустой трате времени. И не достигаю никто из студентов своих целей, исключая только некоторых из них. А те, кто достигают своих целей, то только после перенесения великих тягот и забот во время учебы. Так как большую часть своего времени он тратит на то, чего не знает. Ослабевают его силы и зрение. И он не понимает до конца целей своей учебы. Утверждение, что есть различия в обучении арабскому и другим языкам возникло от непонимания сути языковых вопросов (науки языкознания - общедидактических принципов-принцип сознательности, систематичности и последовательности в обучении, принцип доступности и посильности, принцип прочности знаний, принцип воспитывающего обучения). Прогресс и культура нации, его моральное и физическое здоровье зависит от выполнения своих функций учеными (алимами), руководителями) старосты, старшины и др. начальники) и образованной прослойкой (писатели, образованные люди).
Функция ученых заключается в оберегании традиций от ложных идей и порочных заблуждений, вредных для жизни; традиций, побуждающих к прогрессу и совершенству; объяснении ими основ религии и цели исполнения обязанностей. Функция руководителей (старост, старшин) в закладывании основ национальной культуры, распространение соответствующих времени наук, ремесел среди нации, обучение их основам воспитания, культуры и прогресса.
Функция просвещенных (образованной прослойки) – стремление к формированию у простых людей нравственных качеств, просвещение их умов путем распространения среди них национальной литературы на языке, доступном для простых людей и который бы они все использовали.
Нации, которая не опираются на указанные три прослойки, выходят из разряда здоровых наций и начинает относиться к разряду больных наций, которые вскоре исчезнут.
Цель не в том, что мы, дагестанцы по отношению к другим нациям находимся на последней ступени наук и знаний, ремесел, торговли, прогресса и культуры и воспитания. Причина этого не тупость наша, а у нас есть ясность понимания и готовность принятия науки, чем отличил нас Аллах Всевышний от других своих рабов. Не в том, что у нас религия ислам. Нет препятствий у нас для этого со стороны религии, наоборот, шариат подталкивает нас к науке. Поэтому, можно сказать, что причина не в этом.
Причина бедственного положения в наших ученых, руководителях (старостах, начальниках) и образованной прослойке (писатели, образованные люди).
Мы видим, что ученые отвергают современные науки, культуру, воспитание прогресс, и запрещают людям приобретать знания, и проповедуют, что эти знания не предназначены мусульманам. И что тот более совершенен в вере, кто придерживается тех наук, которые они унаследовали от своих (отцов) предков, над которыми они корпели и ремеслами, которые остались у них от древних предков. И что оставление светского мира и его функций – это то, что приведет к счастью, а занятие ими приведет к бедам и несчастьям. Они наказывают людям следовать этому, лишая людей знаний о магометанском шариате.
Руководители (старосты, начальники) и образованная прослойка (писатели, образованные люди) на занимаются совсем делами нации, заняты только обустройством своей жизни, знают только что красиво одеваться и наряжаться, есть вкусную пищу, гулять в красивых парках - они считаю это результатом занятиями наукой, и отстраняются от тех, кто ниже них ступенью и не заботятся об их положении, забыв свой род и племя.
Три этих прослойки в ответе за не пробуждение масс от своего сна и не направления их на ступени своих современников. Наибольшую же ответственность за это ложится на ученых, т.к. Аллах Всевышний даровал им язык острее, чем меч и вложил в душу ученых силу, которая притягивает не сведущих и тех, кто находится ниже ступенью, которые начинают следовать за ним. Вместе с тем, наши ученые не выполняют свои функции и не хотят улучшать положение своих последователей, их нравы и не пробуждают их от невежества, в котором они униженно прозябают.
Причина такого состояния наша малая осведомленность в религиозных и светских науках и не понимание нами сути нашей религии ислам.

 

 

5. Мухаммад Дибиров (из Караха). Падение наших нравов // Джаридат Дагистан. 12 раби ал-авваль 1332 / 25января 1914. № 3. С. 3-4. 

Прежде чем говорить о причине падения нравов мусульман Кавказа, автор обращает наше внимание на положение мусульман, проживающих в различных районах с их различными характерами и адатами. Он находит их бедными, униженными, зарабатывающими простым ремеслом (не очень доходным), заключая, что у них общая болезнь, обуславливающую падение их нравственных устоев и препятствующую их продвижению вперед. И мудрецы, после раздумья о том, как избавиться от этой общей болезни, решили, что она от наростов, которые прилипли к исламской религии и вошли в её учение, но никак следуют из сути самого учения. По их мнению, препятствие к прогрессу и причина падения нравов из-за этих наростов, которые не были внутри ислама, а произошли с течением времени и перемен, как это было и в других религиях. Эти наросты далеки своей сути от заповедей исламского шариата. Многие наши ученые очищают нашу религию от наростов и наслоений, которые не из нее. А религия осталась, какой она была, и нет среди нас борца, который бы боролся, чтобы очистить её от того, чего нет в ней. Об этих наростах и наслоениях в религии они не рассказывают и не предупреждают каждого мусульманина в мечетях и собраниях ученых и шейхов с молодых лет, чтобы они целиком и полностью помнили об этом до своей смерти. [А рассказывают им всякие небылицы ‒А.Н.].Так, например, рассказывают им, что жизнь на земле длится 5 дней и все они черные. Так что у них не возникает желания жить и обеспечивать себя средствами к жизни. И они остаются придерживающимися этих инструкций до конца своих дней. Нет у них потребности следить за своим здоровьем, заниматься физической культурой, так как они приготовляются оставить эти черные дни. Чего нет во многих других нациях, где люди стараются устроить и улучшить свои дела, предохранить их от недостатков. Эти и другие религиозные наставления побуждают людей к прогрессу. И поэтому ты видишь их заботящимися о своем здоровье, теле, улучшающими свою жизнь, украшающими свое жильё, трудящимися в поисках знаний и ремесел, с помощью которых они стремятся выйти из темноты к свету. Это коротко о том, что говорят (на этот счет) ученые и философы современности. 
А что касается ученых и шейхов других наций, то они учат своих исследователей тому, что земной мир и жизнь и улучшение жизненных дел и оберегание их от недостатков - это то, что необходимо всем тем, кто живет в этом земном мире. А у того, кто не пригоден для жизни в нем, то становится непригодна в этом мире и его вера. И действительно, земной мир - пашня потустороннего мира. Посеешь в земном мире, пожнешь в потустороннем мире. А тот, кто не посеет вовремя, останется завтра лишенным своего урожая. И человек тот, кто стремится (сделать что-то для) себя, а также для другого из своих соотечественников, а не тот, кто стремится только для себя. Таким образом, многие религиозные наставления побуждают людей к прогрессу и предотвращают их от падения. И поэтому ты видишь их оберегающими своё здоровье, тренирующими свои тела и улучшающими свою жизнь, украшающими свои жилища, трудящимися в поисках знаний и наук, ремесел, с помощью которых выходят из мрака к свету. И это вкратце то, что говорили мудрые люди и ученые эпохи. Они в качестве доказательств подтверждения существования этих наставлений и того, что пропагандировали раннее, приводят священные хадисы:
1. Требование разрешенного (халал) – джихад.
2. Требование разрешенного (халал) – есть обязанность каждого мусульманина.
3. Наилучшее из деяний – приобретение разрешенного.
4. Самое лучшее то, что вы потребляете из того, что заработали сами.
5. Самое лучшее приобретение-приобретение торговца.
6. Аллах Всевышний ненавидит пустую истину.
7. Не является наилучшим для вас, если вы оставите земной мир во имя потустороннего и наоборот (потусторонний мир во имя земного). А лучше для вас взять от того и этого.
8. Величие земного мира в деньгах, а мира потустороннего – в делах.
9. Как прекрасны праведные деньги в руках праведного человека.
10. Требуй в земном мире, как будто будешь жить в нем вечно. Проси попасть в потусторонний мир, как будто умрешь завтра.
11. Настанет для моей нации время, когда человек будет нуждаться в деньгах, с помощью которых устроит дела своей жизни и земного мира.
И таким образом многие другие хадисы, указывающие на то, что зарабатывание и богатство лучше, чем бедность и лень. И поэтому согласились выдающиеся факихи в том, что благодарный богач лучше, чем бедняк, даже и терпеливый. И несомненно, что время дирхемов и динаров, о котором говорили, – это время, в котором мы живем.

 

6. Мухаммад (Дибиров) из Караха. О лунном месяце // Джаридат Дагистан. 9 рамадана 1332 / 19июля 1914. № 28. С. 4.

Луна делает полный оборот вокруг солнца, отдаляясь из одной точки и сходясь в ней. Это происходит точно, вне зависимости от времени и места. Что касается зоны видения луны и его полнолуния, то это дело непостоянное, зависит и от местоположения, горизонта и др. условий.
Мнения людей различаются во многом относительно обоснования положения луны. Одни из них утверждают наличие молодого полумесяца, находится он в зоне видимости или нет. Другие утверждают наличие его только в зоне видимости и отсутствие его, если он не в зоне видимости. Мы же считаем правильным первое.

 

7. Мухаммад ал-Карахи. Полумесяц Рамадан // Джаридат Дагистан. 30 ша’бана 1334 / 18 июня 1916. № 25. С. 3.

Наш брат (по вере) Али ал-Гумуки писал в № 24 газеты «Джаридат Дагистан», что не следует доверять тому, что устарело в астрономических календарях, из-за того, что в них есть разница между тем, что в них написано и реальностью, ввиду накопления десятых дробей, не бравшихся в расчет (минут и секунд) на протяжении веков. Он был прав. Али Каяев разъясняет, что десятые дроби и то, что выше, не брались в расчет для удобства подсчета и ввиду не появления разницы в подсчетах из-за их незначительности. Они, если бы даже и были учтены, не проявились бы на протяжении лет, ввиду их незначительности, а начинают проявляться на протяжении веков. Так что, если мы соберем десятые доли, которые накопились по мусульманскому календарю по настоящий день, мы получим в итоге лишние двенадцать часов. Нет никакого сомнения в наличии разницы за этот период. Поэтому нам следует пользоваться этими упомянутыми календарями с учетом внесения поправок этих неучтенных десятых долей в эти календари. И делать это, даже если это представляет определенную трудность, что могут сделать ученые-астрономы. Или работать с учетом новых астрономических наблюдений, которые непрерывно ведут европейские ученые, сведущие в этом деле. Так что они обновляют их (календари) ежегодно и ежемесячно и исправляют их, таким образом, по мере своих сил. Если сравнить новые окончательные расчеты со старыми, выясняется, что начало месяца рамадан в этом (т.е. 1913 г.) году падает на понедельник в пределах Дагестана. И поэтому, если мы начнем пост до или после этого дня, он не будет правильным по времени. Мы слышали, что наши некоторые ученые вынесли решение, что начало месяца шабан этого года (1913) падает на четверг, другие – на пятницу. Они ошиблись, т.к. согласно этим новым расчетам этот день падает на субботу и в нем 29 дней. Быть может, наши ученые не будут торопиться с началом поста, без убедительных доказательств этого.

 

8. Мухаммад ал-Караха. В Темир-Хан-Шуре // Джаридат Дагистан. 30 ша’бана 1334/18 июня 1916. № 25. С. 3-4.

12 июня этого 1916 года представителями мусульманской и немусульманской интеллигенции, мужчины и женщины, созвали в саду города Темир-Хан-Шуры собрание для сбора пожертвований для школы мусульман Дагестана в Темир-Хан-Шуре, чтобы расходовать их в этой школе на обучение детей бедняков Дагестана. Особые усилия для достижения целей этого собрания приложили в особенности женщины, назначив председателем этого собрания супругу назначенного военного губернатора. Она с удовольствием приняла на себя эту функцию и приложила максимум усилий для её выполнения. Собрание, по милости Аллаха Всевышнего, прошло на высоте. На нем, кроме мусульман, присутствовало множество людей других вероисповеданий. Было собрано более 2000 манат. Мы просим у Аллаха Всевышнего супруге назначенного военного губернатора, во-первых, и интеллигенции, во-вторых, долгой жизни, полного счастья и просим также Аллах Всевышнего, чтобы стало больше подобных им.
Удивительно, что мусульмане с негодованием отнеслись к этому собранию, и присутствовало только малое количество из них. Не знаем, это произошло из-за их бедности или из-за убеждения, что это противоречит шариату. Плата за вход была 25 копеек. Чтобы мусульманин, живущий в Темир-Хан-Шуре, не смог бы уплатить такую малую сумму, явление очень редкое, во-первых, и, во-вторых, также невозможное. Бывает, что они присутствуют на бесчисленных пиршествах, которые бывают запретными, и расточают на них огромные суммы. А, если бы они тратили их на благотворительность, то были бы успешны их религиозные и земные дела. А что касается нашего собрания, то оно не было порицаемым, чтобы игнорировал бы его дагестанец. И цель его – потратить собранную сумму для обучения детей бедняков, была известна всем. Причина же здесь в их внутренней болезни, имя которой - зависть. Яснее ясного, что мы, дагестанцы, завидуем прогрессу, довольствуемся отсталостью, не стыдимся других, не работаем во имя того, чтобы избавиться от этой болезни и излечиться от неё. И, излечить от неё, ввиду того, что она внутри нас, врачи не в силах. Это особенность наших руководителей, они тоже заражены этой болезнью. Уповаем только на Аллаха. Только он спаситель наш в этом.

 

9. Мухаммад Дибиров ал-Карахи. Критика программы высшей (духовной) школы // Джаридат Дагистан. 12 ноября 1916 / 29 мухаррама 1335. № 45. С. 4.

Мы видели то, что опубликовала газета «Джаридат Дагистан» (программа высшей религиозной школы в Уфе для 3-х подготовительных курсов. В её структуре мы нашли некоторые недостатки. Так они пишут, что на первом курсе студент обучается синтаксису – части слова, имя, глагол и т.д. из которого становится известно, что бытие студента начинается с синтаксиса. А завершение грамматики за короткие месяцы и овладение этих многочисленных наук (согласно программе), которым обучаются на этом курсе, далеко от возможного. Вместе с тем они говорят, что студент на втором курсе изучает полностью риторику. Трудно завершить риторику тому, кто изучал грамматику только в указанном выше количестве на первом курсе. Это очевидно для того, кто имеет низкий уровень знаний арабского языка. Также, почему они противодействуют обучению грамматики арабского языка на других курсах, как будто они удовлетворены тем, чему учится студент первого курса, начиная с части слов, хотя они являются науками очень необходимыми, и которые необходимо завершить самым подробным образом наглядно и с приведением примеров. Также они не хотят морфологию целиком, как будто они не нуждаются в изучении правил морфологии, кроме того, чему они обучаются в комплексе до поступления в высшую школу. Дело в том, что эти науки необходимы для того, кто хочет изучать науки арабского языка. Как они спешат получить знания по риторике без получения знаний по синтаксису и морфологии, являющимися ключами ко всем наукам. Также знаменательно и то, что они изучают на первом курсе по разделам фикха – адаты, молитвы, закат, хадж, пост подробно, по гражданскому праву – продажа и др. А на втором курсе – завадж (брак) и др. до жертв, то есть они говорят, что студенты за упомянутых два курса изучают большую часть из фикха. Также не указано, на каком языке обучается студент. Если он обучается на арабском языке, то это очень трудное дело. Как же нет, если изучили грамматику только в незначительном объеме, а из морфологии только то, что изучил полностью до поступления в высшую школу. Если же они обучаются на татарском языке, то (хотелось бы знать), что подвигло их к этому, так как они интересуются науками арабского языка, особенно духовными. Также в структуре программы есть недостаток – отдается предпочтение конечным целям место предпочтения начал. Они также предпочитают трудное обучение легкому. Как будто они против решения учителей, что надо предпочтение надо отдавать тому, что находится рядом, а не далеко. Сначала изучать то, что легко, легче, а затем, то, что далеко и дальше. Как это очевидно тому, кто ознакомился с программой. Также в программе решение в отношении неопределенности языка всех наук, на котором будет вестись обучение – арабский или не арабский. Если бы было объяснено, было бы полезно. Подводя итог, я хотел бы сказать, что я увидел в программе различные недостатки, некоторые из них я упомянул, другие – нет. Однако я благодарю их, так или иначе, в этой статье и желаю им преуспевания от Аллаха Всевышнего, так как они опередили своих собратьев (по вере) в знаниях и науках. Пробуждайтесь вместе с нами от лени и грез. Да сделает Аллах Всевышний ваши устремления благополучными, а прегрешения прощенными.
Учитель школы Общества распространения знаний среди народов Дагестана Мухаммад Дибиров ал-Карахи.
Ответ от имени редакции Али Каяева.
Я не встречал среди программ школ российских мусульман программу шире по уровню и больше по количеству предметов, чем эта программа. Однако я увидел в ней недостатки, которые нам разъяснил наш достойный собрат (по вере) Мухаммад Эфенди ал-Карахи в отношении арабского языка, который является лесенкой, с помощью которой только и возможно постичь религиозные науки. И здесь есть некоторые недочеты, обсудить которые я не могу здесь из-за недостатка времени. Аллах лучше знает об этом.


Перевод осуществил научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН к.и.н. Наврузов Амир