История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В МЕДРЕСЕ ДАГЕСТАНА

ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В МЕДРЕСЕ ДАГЕСТАНА

[опубликовано 20 Февраля 2013]

Махач Мусаев

 

Дагестанские авторы XIX века указывают следующие науки, которые были распространены в регионе: грамматика арабского языка (морфология и синтаксис), метрика, логика, теория диспута, законоведение, толкование Корана, хадисы и жизнеописание Пророка, суфизм, риторика, математика и астрономия. При этом отмечается, что математика и астрономия считались науками очень сложными.

Между тем астрономия имела практическое значение, важное для повседневной жизни уммы, например при определении ориентации на киблу, начала и конца Рамазана, времени совершения молитв и так далее.

Мусульманские ученые внесли весомый вклад в развитие астрономии. Астрономия — илм ал-хайа («наука о форме»), илм ал-фалак («наука о небесной сфере»), илм ан-нуджум («наука о звездах») — была наиболее популярной наукой в средние века, причем два последних термина обозначали как астрономию, так и астрологию. Важнейшими астрономическими сочинениями ученых-мусульман стали зиджи — астрономические таблицы, наиболее известны из них «Зидж ал-Хорезми», «Зидж ат-Туси», «Зидж Улугбека», «Зидж ал-Маридини» и другие. Как мы увидим ниже, некоторые были распространены в Дагестане. Крупнейшим астрономическим трудом средневекового Востока считается «Канон Масуда» ал-Бируни, содержащий материал зиджей и полное изложение экспериментальной и теоретической астрономии с математическими доказательствами всех теоретических положений. Важнейшими достижениями астрономов мусульманского мира стали более точное измерение размеров земного шара, определение географических координат городов, угла между эклиптикой и небесным экватором, периодов обращения Солнца и Луны и затмений, описание движения Солнца, Луны и планет и все более совершенные геометрические модели этих движений, измерение эклиптических координат неподвижных звезд и их величин.

Академик И. Ю. Крачковский писал, что дагестанская арабоязычная литература энциклопедична. «Дагестанские ученые того времени владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков. В равной степени их интересовали и науки грамматические... и трактаты… по астрономии...» — отмечал он.

Это подтверждается исследованиями дагестанских востоковедов, которые в государственных, общественных, частных рукописных собраниях выявили ряд сочинений по астрономии, имевших хождение в пределах Дагестана. Наибольшим количеством среди них представлены: «Ал-Мулаххас» ал-Хваризми — популярный в Дагестане учебник астрономии, и «Шарх», выполненный на него ар-Руми; «ал-Хайатас-санийа» ас-Суюти; «Рисалат аукат ас-салат ва салит ал-кибла» ал-Халхали — «Руководство к определению направления киблы и времени молитвы» и другие.

Хорошим дагестанским астрономом своего времени считался «корифей среди ученых» Мухаммад б. Муса б. Ахмад ал-Кудуки ар-Ругджи ад-Дагистани, родившийся, по одним данным, 15 Рамазана 1042 года хиджры (27 марта 1633 г.), а по другим — в 1047-м (1637—38) или 5 сафара 1062-го (15 февраля 1652 г.). Доподлинно известно, что ал-Кудуки был выдающимся алимом, блестящим знатоком Корана и Сунны, арабской филологии и литературы, астрономии и математики, логики и шариата, личностью, оставившей заметный след в дагестанской средневековой науке и образовании.

Кудутлинский обучался у известнейших улемов — своего отца, своего тестя Абу-Бакра Ругуджинского, а также у Алириды Согратлинского (ум. в 1676 г.) и Шабана Ободинского (ум. в 1667 г.). Далее, желая усовершенствовать свои знания, он отправился в «исламские страны», в частности в Йемен, где в течение семи лет учился у Салиха ал-Йамани (ум. в 1697 г.), с которым связи Мухаммада не прерывались и по возвращении на Родину — он вел с арабскими учеными активную переписку.

Ал-Кудуки «местная традиция считает основателем всей дагестанской науки». Явлением в культурной жизни региона стало его медресе, в котором, по традиции, наряду с обучением было организовано и переписывание арабских книг. Имеются сведения, что он собственноручно переписал около трехсот экземпляров рукописей. Мухаммад, в строгом соответствии с нормами шариата, усовершенствовал систему материального обеспечения медресе, регламентировав источники поступления. Эта система стала образцом для подражания для образовательных центров Дагестана.

Медресе ал-Кудуки долгое время располагалось в сел. Ругуджа, куда он переехал в 1675 году. В местности Сосо-Рохоб на вершине холма в селении Ругуджа под его руководством была построена мечеть, которая сохранилась и по сей день (реставрирована недавно). Ориентация этой мечети на киблу считалась безупречной. Астрономы Центрального Дагестана и не только приезжали для сверки своих астрономических знаний по «мечети Мусалава». Вероятнее всего, она была построена на рубеже XVII—XVIII веков, так как ориентация надгробных стел на ругуджинских кладбищах до этого периода и после незначительно отличается.

Мусалав является автором оригинальных сочинений по грамматике арабского языка, трактата о метафорах, логике, теологии, а также многочисленных ответов на вопросы по мусульманскому праву. Особый интерес, в контексте данной статьи, вызывают его работы по микату (определение времени) и, в частности, его календарь «Хисаб ал-Кудуки» («Расчеты ал-Кудуки»), приспособленный к географическому расположению Дагестана, а также его комментарий к «Умдат ула ан-нуха ва-л-ирфан фи илм ал-микат ва-л-кибла би-Дагистан» («Первая опора щедрости в науке определения времени и киблы в Дагестане») ар-Раззаза ал-Мисри, составленному египетским астрономом по просьбе «дорогого брата Мухаммада, сына Мухаммада из Караха во время его возвращения из Мекки».

Впоследствии ал-Кудуки переехал в Шам (Сирию) в 1716 г., где и похоронен в г. Халеб (Алеппо) в 1129 г. (1717 г.).

В медресе его учениками были известные Ахмад Гидатлинский, Кади Балаханский, Мухаммад б. Хаджжи Умар Кудутлинский, Хаджжи Мухаммад б. Шайтанилав Араканский, Дибир и Мухаммад-хаджи Ругуджинские, Дамадан Мегебский, Дауд Усишинский, Мухаммад Убринский, Али Келебский (из Ругельда), Мухаммад Каратинский, Тайиб Харахинский, Малла Мухаммад и Багачилав Бацадинские, Дауд Нукушский. Таким образом, в его медресе обучались все известнейшие впоследствии улемы Дагестана, а также «мутаалимы из Поволжья и Северного Кавказа». Поволжские мусульмане вплоть до начала XVIII века, пока не началась российская экспансия на Кавказ, предпочитали получать образование в Дагестане.

Современниками Мухаммада ал-Кудуки были известнейшие мусульманские ученые Малла Мухаммад из Голода и Иса из Шангода. Ученики Малла Мухаммада, получившие образование в медресе, основанном им у себя на родине в аварском селении Голода (ныне Закатальский район Азербайджанской Республики), стали впоследствии известными философами, логиками, математиками. Шангодинский же учился у Голодинского, что помогло ему создать «ряд ценных работ по математике, философии и логике». Он также встречался с известным математиком Баха ад-Дином ал-Амили и ознакомил дагестанцев с его книгой по арифметике «Хуласат ал-хисаб». Здесь следует отметить, что закавказские территории Дагестана являлись органической и неотъемлемой частью общедагестанского культурного пространства.

Следующим в плеяде известных дагестанских астрономов стал алим Исмаил из Шиназа, который обучался у Малла Мухаммада ал-Гулуди и Исы аш-Шангуди. Он считается знатоком в области математики, геометрии, астрономии и философии, которую изучал в Ширване. Аш-Шинази был первым в Дагестане человеком, который изготовил астролябию и, описав ее устройство в трактате «Хуласат ал-хисаб» («Квинтэссенция счета»), обучил своих учеников пользоваться ею в горной местности. Продолжателем традиций по изучению и преподаванию астрономии в Дагестане стал Дамадан из Мегеба — один из известнейших учеников ал-Кудуки. Многие исследователи и авторы биобиблиографических трудов единодушно относят Дамадана ал-Мухи к числу выдающихся и талантливых улемов Дагестана.

Ученый Дамадан б. Йакуб б. Туфа ал-Мухи родился в 1061 году (1650—51 г.) и, как повествуют источники, «принадлежал к числу благочестивых [людей], обладающих набожностью и богобоязненностью, соответствующей милости Всевышнего». Он перевел с персидского на арабский язык комментарий Абдаллаха Али б. Мухаммада Хусайна ал-Бирджанди (ум. в 932/1525 г.) к «Мукаддимат Зидж Улугбек («Введение к астрономии Улугбека») знаменитого среднеазиатского математика и астронома Улугбека ас-Самарканди (ум. в 853/1449 г.). Причем перевод этот отличается «лаконичным, ясным и строгим математическим стилем». Еще одно его сочинение по астрономии «Рисала фи илм ал-фалак» («Записки по астрономии») представляет собой астрономические таблицы и карты с обозначением сторон света, экватора, меридиана с указанием долгот и широт Мекки, Дербента. Также Дамадан является автором трактата «ал-Амал би руб ал-муджаййаб» («Действия с синус-квадрантом») и комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси.

Дамадан прекрасно разбирался в математических и естественных науках, обладал обширными познаниями в тригонометрии, в совершенстве владел методом использования пропорции, создал компактную теорию решения приблизительных предположительных задач. Ему принадлежат математические труды «Мухтасар ал-фараид» («Собрание жемчужин»), «Тамарин фи ар-рийадийат» («Упражнения по математике»), а также множество комментариев, статей, критических заметок по отдельным сочинениям со ссылками на «Начала» Евклида и трактаты восточных корифеев.

Интересен и тот факт, что помимо Мухаммада ал-Кудуки Дамадан учился также и у известного Казакилава (Мухаммад-Амина) из Арчиба (ум. в 1126/1713 г.) и создал с ним своего рода научную школу, которая занималась преимущественно естественными науками.

Как и его предшественники и учителя, в свою очередь Дамадан Мегебский также оставил после себя многочисленных своих последователей.

В силу того, что в Дагестане существовала своеобразная специализация ученых по отраслям науки, многие мутааллимы переходили от одного учителя к другому в зависимости от того, в какой сфере знаний им необходимо было совершенствоваться. Таким образом, ученик Мухаммада б. Али Убринского (ум. в 1146/1733 г. или 1151/1738—39 г.) Махад из Хури (ум. в 1147/1734 г.) некоторое время учился в медресе Дамадана ал-Мухи, где совершенствовал свои знания в области математики, геометрии, алгебры и астрономии, результатом чего являются его комментарий «Шарх Хуласат ал-хисаб» к трактату Исмаила аш-Шинази и «Шарх ар-Ридван» на сочинение неизвестного автора.

Продолжателем традиций астрономических изысканий стал Садык ал-Убри (ум. в 1196/1781 г.) — сын и ученик Мухаммада ал-Убри, знаток астрономии, математики и философии, а также турецкого и персидского языков. Однако можно констатировать, что после смерти Дамадана развитие изучения и преподавания астрономии в Дагестане несколько замедлилось, пока не появились следующие яркие представители этой отрасли — Хасан (Старший) Кудалинский и Махад Чохский. Хасан (Старший) ал-Кудали (ум. в 1209—10/1795 г.) известен как знаток математики, физики, астрономии, философии, логики, оставивший после себя ряд произведений на арабском языке. Имеется запись о том, что трактат по астрономии завершил чтением перед своим «великим учителем Хасаном ал-Кудали» Абдуллах из Хунзаха в 1784 году. Махад б. Аййуб ал-Фалаки ал-Чухи (ум. (предположительно) в 1224/1809—10 г.), несмотря на тот факт, что жил в более поздний период и в силу этого не мог учиться непосредственно у Дамадана ал-Мухи, вновь поднял престиж астрономии и интерес дагестанцев к этой науке.

Наиболее значимой заслугой Махада было дальнейшее распространение в Дагестане сочинений среднеазиатского астронома Улугбека (ум. в 853/1449 г.), которые были несколько позабыты здесь в период, «когда Дагестан остался без своего учителя Дамадана ал-Мухи». Имеются сведения, что ал-Чухи был автором ряда сочинений по астрономии. Видимо, Хасан (Старший) и Махад ал-Чухи были талантливыми наставниками, поскольку из их медресе, имея отличные астрономические знания вышли Нурмухаммад ал-Авари, «Шайтан» Абдаллах и Махди-Мухаммад — последние двое из Согратля (ас-Сугури), которые стали продолжателями дагестанских астрономических традиций.

Нурмухаммад б. Максуд ал-Хунзахи ал-Авари (убит в 1250/1834г.) прошел серьезную подготовку по астрономии, геометрии, арифметике, алгебре, логике и другим наукам. Видимо астрономией увлекались его дед (обучавшийся у Махада из Чоха), отец и старший брат Дибир — ученый-лексикограф и переводчик (ум. в 1232/1816 г.). Об этом свидетельствуют несколько сочинений по использованию астрономических инструментов, которые были ими переписаны в 1730—31 и 1784 годах, а также сочинение по астрологии, сверенное в 1813—14 годах специально для Максуда ал-Авари.

Нурмухаммад пользовался уникальными на тот период в Дагестане астрономическими инструментами, частично приобретенными на Востоке его учителем Хасаном ал-Кудали и частью изготовленными по его чертежам. Накануне своего отъезда в Мекку ал-Кудали передал эти приборы Нурмухаммаду, считая, что в Дагестане нет человека, который мог бы обращаться с этими инструментами подобно ему. Сейчас некоторые из этих приборов хранится в Кудалинском музее. С помощью их он вел наблюдения за небесными телами, предсказывал затмения Солнца и Луны. 1802 году им был переписаны труды Мухаммада ал-Марадини (ум. в 912/1506 г.) «Рисала фи масаил ар-руб ал камил» и «Рисала фи-л-амал би-руб ал муджиб», представляющие собой теорию и практику использования астрономического угломерного инструмента (синус-квадранта).

Что касается астрономических инструментов, то мы имеем сведения, что дагестанские астрономы использовали небесные глобусы (кудра), астролябию (астурлаб) и синус-квадрант (руб ал-муджаййаб). Первый относится к демонстрационно-моделирующим приборам, а второй и третий к визирно-моделирующим — одной из шести групп астрономических инструментов, использовавшихся средневековыми учеными.

Мусульманские ученые в течение IX—XV веков посвятили множество сочинений астрономическим приборам. В некоторых из этих трудов описывались их собственные конструкции, в других приводились описания разнообразных инструментов одного определенного вида, в третьих содержались обобщающие обзоры всех основных астрономических инструментов. Особенно много сведений об устройстве и работе с инструментами собственных конструкций и заимствованных содержится в трудах ал-Бируни. Понимание устройства и принципа действия инструмента, его изготовление и использование требовали обширных знаний.

Астролябия была наиболее популярным астрономическим прибором в странах мусульманского мира. Изобретенная в Древней Греции и усовершенствованная арабами, она попала в Европу приблизительно в Х—XI веках. Вначале европейцы использовали арабские инструменты, а позднее стали изготовлять свои по арабским образцам. В XVI веке их стали делать на основе собственных расчетов, чтобы применять в европейских широтах. Пика своей популярности в Европе астролябия достигла в эпоху Возрождения, где она была одним из основных инструментальных средств астрономического образования. Знание астрономии считалось основой образования, а умение пользоваться астролябией было делом престижа и знаком соответствующей образованности.

Астролябия и синус-квадрант — инструменты с графическими методами вычисления, преобразованием сферических координат точек небесной сферы с помощью номограмм, нанесенных на инструменте. Они служили для определения географических координат, определения времени, продолжительности дня и ночи, измерения горизонтальных углов на поверхности Земли, осуществления некоторых математических вычислений и для астрологических предсказаний. С их помощью можно было предсказать затмения Луны и Солнца. Благодаря последнему прославился вышеупомянутый «одаренный ученик» Махада ал-Чухи «Шайтан» Абдаллах ас-Сугури, предсказывавший в точности некоторые «необыкновенные» явления, в частности время лунного и солнечного затмения и другие. Своими познаниями в этих науках он достиг такой популярности в народе, что суеверные люди были уверены в том, что он имеет дело с нечистыми духами, и прозвали его Шайтан Абдаллахом. В дальнейшем он так и представлялся.

Вместе с «Шайтан» Абдаллахом учился Махди-Мухаммад ас-Сугури (ум. в 1254/1838—39 г.) — высокообразованный ученый, «самый упорный из дагестанских муаллимов». Он был одним из первых, кто «распространял в Дагестане греческую философию, логику, птолемеевскую астрономию и другие науки». Стал автором одного из комментариев к «Умда ула ан-нуха ал-ирфан фи илм ал-микат ва-л-кибла би Дагистан» («Первая опора щедрости…») ар-Раззаза ал-Мисри.

Знания по астрономии в медресе Дагестана в XIX веке, по имеющейся информации, получили: Хаджжи Али б. Малик Чохский (род. в 1234/1817 г.) — автор исторического сочинения «Сказание очевидца о Шамиле»; Мирза Сулайман Кумухский (втор. пол. XIX в.) — выдающийся алим, литератор и астроном, оставивший после себя прекрасные стихи и оригинальный календарь; Хаджжи Мухаммад б. Абдаррахман Согратлинский (ум. в 1869/70 г.) — дагестанский ученый, сын шайха накшбандийского тариката Абдаррахмана ас-Сугури; Шайх Али б. Аббас Гапшиминский (1309/1890 — 1337/1919 гг.) — дагестанский поэт, изучавший математику, астрономию и философию у Тадж ад-Дина Цудахарского; Шамсаддин Кумухский (ум. в 1296/1879) — ученик известных ученых Зайда Курклинского и Абдалхалима Цийшинского (ум. в 1290/1873), знаток математики, астрономии и философии.

На личности Зайда б. Исламбулата ал-Куркли (ум. в 1299/1882 г.) стоит остановиться подробнее. Он считался одним из лучших знатоков математических наук в Дагестане, талантливым преподавателем. Ал-Куркли оставил после себя многочисленные комментарии, примечания и статьи по математике и астрономии. За участие в восстании 1877 г. он был выслан в Сибирь, где и умер. Там в Томской области он переписал «Иман ал-фикр» ал-Багдади (ум. в 1883 г.). Его учениками были Шамсаддин Кумухский и Абдаллатиф Гоцобский — старший брат имама Наджм ад-Дина Гоцинского.

В череде имен дагестанских улемов, получивших известность благодаря в том числе астрономическим знаниям, следует упомянуть учителя и ученика Мирзаали Ахтынского и Хасана Алкадарского.

Широкую известность как астроном получил Али (Замир-Али) б. Абд ал-Хамид (Каяев) ал-Гумуки (1878—1943 гг.) — многогранный ученый, по мнению современников, достигший «уровня великих средневековых арабских алимов». Он учился у многих крупных арабистов Нагорного Дагестана и мусульманского Востока. Замир-Али впервые на Кавказе проводил реформы системы мусульманского образования, с ориентацией на изучение истории и курса естественных наук. Он является автором большого количества произведений, наиболее примечательным из которых в контексте данной статьи является «Рисала фи-л-хайа ал-джадида би-лисан гази-гумук», которое частично на лакском, частично на арабском языке было издано в Темир-Хан-Шуре в типографии М.-М. Мавраева. Последним в различных типографиях было издано несколько сочинений по астрономии: «Рузнама» Дауда Карабудахкентского (ум. в 20-е гг. ХХ в.), выдержавшая несколько изданий; «Махр ал-джахлат фи байан адиллат ал-кибла» Мухаммада ал-Карахи ал-Хучави (из с. Гочада), являющееся пособием по микату — практической астрономии (определение времени намаза и т.д.).

Известным астрономом и астрологом своего времени был Абусуфьян Акаев из с. Нижнее Казанище (1872—1931 гг.) — один из наиболее значительных деятелей просветительского и просвещенческого движения в Дагестане первой четверти XX в. В 1904 году им на кумыкском языке был издан «Столетний словарь», где содержалось множество интересных сведений, в том числе по астрономии и астрологии. В частности, Абусуфьян разъясняет месторасположение звезд относительно друг друга.

В этот же период, в начале XX века, известность получил Гасан (Гузунов) ал-Гумуки (1854—1940 гг.) — крупный алим, полиглот, автор четырехтомного труда «Джавахир ал-бухур» («Драгоценности морей»), представляющего собой своего рода энциклопедию естественных наук, главным образом математических и астрономии. «Бог сотворил мир, — пишет Г. Гузунов — люди должны познать закономерности его устройства».

Последним, кто продолжал заниматься астрономией из получивших традиционное образование в этой науке, наверное, следует считать Муртазу Алибековича Гасанова (1873—1937 гг.) из Кудали (Муртадаали ал-Кудали). Муртаза получил образование в лучших медресе Дагестана и у популярного астронома, медика и астролога Рафи Хаджжи из Шангода и астронома Гамзатгаджи Дациева из Чиркея. Муртаза изучал труд Зайда ал-Куркли по астрономии «Матлау сууд» и «Таблицы движения планет» французского ученого-астронома Жозефа Лаланда. По сложившейся традиции готовил преемников, преподавая им в том числе «Зиджи Улугбека». Учениками Муртазы Гасанова были ставшие впоследствии известными Али Каяев, Мухаммад Дибиров и другие.

Перу Муртазы принадлежит «Кита мин Рисала фи илм ал-фалак», он с большой точностью составил таблицу восхода и захода Солнца, определил долготы дня и ночи для селения Кудали. По его заказу местный мастер Магомед Далгатов изготовил ему деревянную модель небесной сферы, секстант, астролябию. В сентябре 1937 г. Муртаза Гасанов был арестован органами НКВД и без суда и следствия казнен в махачкалинской тюрьме как «антинародный реакционный ученый».

В настоящее время продолжателей восточных астрономических традиций в Дагестане нет.

Составив эту своеобразную силсилу, мы можем констатировать преемственность астрономических знаний на протяжении двух с половиной столетий, начиная от ал-Кудуки и ал-Гулуди и заканчивая Муртазой Гасановым. Дагестанские улемы, интересовавшиеся астрономией, пользовались всем наследием мусульманской астрономической науки; Восточный Кавказ, будучи единым историко-культурным и политико-экономическим пространством, был теснейшим образом связан с образовательными центрами мусульманского мира.