История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДАГЕСТАНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДАГЕСТАНА

[опубликовано 7 Февраля 2013]

Магомед Адухов

 

Темир-Хан-Шуринское реальное училищеПоскольку Дагестан уже довольно долго находился в Российском государстве и светское образование строилось на общих принципах данного государства, мы в своих исследованиях исходили из объективных данных единого многонационального Российского государства, и факты выходят к обобщению в сравнении и нахождении особенностей Дагестана, как региона России.
Основными типами начальных школ по всей России и по Дагестану были школы грамоты, срок обучения в которых редко достигал 2 лет, одноклассные училища с 2-3 годичным сроком обучения; в двухклассных училищах обучение во втором классе продолжалось 2 года; были и многоклассные училища (городские и уездные), дававшие повышенное начальное образование. Более 90% начальных школ составляли одноклассные училища. В 1886 году в 68 тыс. начальных школ основных типов обучалось всего лишь 3,5% учащихся. Такую же картину с небольшими отклонениями мы находим и в Дагестанской области данного периода времени.
В средних учебных заведениях - классических гимназиях, реальных и коммерческих училищах, семинариях - училась мизерная часть молодежи. В гимназиях и прогимназиях в конце 90-х годов обучалось всего лишь около 100 тыс. человек по своей России.


В эти годы несколько возросло число частных школ разных типов, а также низших и средних технических учебных заведений.
В 90-е годы в России существовала очень малая сеть учебных заведений по подготовке учителей средних школ. В стране было всего 9 университетов, часть выпускников из которых поступала на работу в гимназии, реальные училища, учительские семинарии. Высшие педагогические курсы то создавались, то упразднялись министерством народного просвещения, не отличались стабильностью, порядком, продуманной системой работы.


В 1889 году Министерство Народного Просвещения, обратив внимание на общую обеспеченность преподавателями средних школ, предложило обсудить этот вопрос попечителям учебных округов совместно с попечительскими советами.
По общему признанию, - говорилось в циркуляре министерства, - одним из главных недостатков средних учебных заведений нужно считать то, что начинающие преподаватели приступают к своему трудному и ответственному делу без всякой специальной педагогической подготовки. Отсюда отсутствие подготовительно-педагогической школы лишает учебное начальство возможности выяснить своевременно, кто из кандидатов на учительские должности обладает достаточными способностями к преподавательской деятельности.


В результате многократных обсуждений была создана комиссия, которая пришла к заключению, что необходимо создать учреждения для переподготовки учителей средних школ. Эти учреждения должны иметь факультеты историко-филологический и физико-математический в виде педагогических курсов при учебном округе. Руководство этих курсов обязывалось не только устанавливать, объединять и контролировать занятия кандидатов, но и выбирать педагогов, которые должны вести теоретические и практические занятия с кандидатами.


Однако последние не были реализованы. «Особая» комиссия по среднему образованию, которую возглавил сам министр народного просвещения Н.П. Боголепов, созданная позднее, также не разрешила и не могла разрешить проблемы учительских кадров. И так было вплоть до октябрьской революции 1917 года.
Учителей средних учебных заведений кроме университетов частично готовили несколько институтов, существовавших в России в конце XIX и начале XX века. Это, прежде всего, Санкт-Петербургский историко-филологический институт, готовивший учителей тех же профилей, за исключением географии, и Санкт-Петербургский женский педагогический институт ведомства императрицы Марии.


В педагогических учебных заведениях действовали строгие правила отбора на учительскую профессию. Циркуляр Министерства внутренних дел требовал от начальства учебных заведений делать запросы губернаторам о нравственных качествах и благонадежности лиц избранных кандидатами на учительские места. В правилах «испытательного комитета» при Петербургском окружном попечителе указывалось: «Лица, держащие экзамены на звание начального учителя и учительницы, в интересах скорейшего получения свидетельства об окончании испытания могут представить свидетельство от местного губернатора или градоначальника об их политической благосклонности».
Начиная с 1839 года, действовало высочайшее повеление, по которому при выдаче свидетельств на право обучения от всех «иноверцев» отбиралась подписка, что они «не будут внушать детям мыслей, противных учению православной восточной церкви, в противном случае предаются суду, как совратители». В 1879 году Сенат своим постановлением автоматически запретил учебно-воспитательную работу в школах всем лицам, лишенным «особых прав и преимуществ».


В конце XIX века в общем составе работающего населения России число интеллигенции, занятой в сфере науки, просвещения, здравоохранения и культуры, было сравнительно небольшим, всего 262 тыс. человек, сюда же входило около 173 тыс. учителей и других работников учреждений просвещения (65%). Это на страну с общим населением в 125 млн. человек. Вот как выглядел соучительство России не было однородным слоем интеллигенции. В самом тяжелом положении находились учителя начальных школ, которые получали нищенские оклады - от 15-20 до 30 рублей в месяц. Сравнительно высоким было жалованье учителей средних учебных заведений: от 60 до 170 рублей в месяц. И самые большие оклады у профессоров вузов - от 170 до250 рублей в месяц. Социально-правовые контрасты в положении педагогов сказывались и на их отношении к существовавшим в стране порядкам. «Низы интеллигенции», как правило, были революционно настроены и чаще выступали против царизма, против национального и социального гнета.


В 1902 году Министерство Народного Просвещения создало комиссию по пересмотру положения о начальных народных училищах. Были осуществлены лишь частичные коррективы в жизни учебных заведений: введение новых учебных программ и отмена письменных экзаменов по древним языкам; предоставление права педагогическим советам переводить отдельных учащихся из класса в класс без экзаменов; небольшое увеличение времени на изучение русского языка, истории, географии, естествознания. Во второй половине XIX века начинается новый этап в истории школьного образования и просветительско-педагогической мысли Дагестана. Ему характерно то, что с одной стороны, продолжали существовать, даже расти конфессиональные школы, а с другой зарождается, растет и светское образование, все больше и глубже вовлекая и женщин в свою работу.


Совершенствование религиозного образования диктовалось рядом обстоятельств, утверждение влияния русской культуры и науки показали отсталость конфессиональной системы обучения, оторванность от потребностей общества.
Многие передовые люди, педагоги Дагестана осознали это в 70-80-х годах XIX века, но пути выхода видели по-разному. Некоторые педагоги ставили вопрос о возможности и необходимости существования двух типов школ-конфессиональных и светских. А конфессиональные школы должны быть перестроены в соответствии с потребностями эпохи с вызовом модернизации. Они считали возможным использование опыта европейско-русских школ, иметь приспособленные помещения, учебные планы, прилежных учеников и др. К ним относились Гасан Алкадари, Аликбер Гейдаров из Петровска, Максум и Али Мамедоглы из Дербента и др.


Новый метод предусматривал вооружить детей мусульман знаниями «по законам их веры» и помочь им «изучить русский язык в объеме, потребном для них в общежитии». Первым преподавателем такой школы в г. Дербенте, затем в Темир-Хан-Шуре был приглашенный из Нижнего Дженгутая Айгун Кади.
Под влиянием модернизационных запросов образуется движение за реформу в образовании. Это движение возглавило «Общество просвещения туземцев - мусульман Дагестанской области». Инициатива создания такого общества в Темир-Хан-Шуре появилась в 1901 году у Асельдербека Казаналипова, Зубаир-бека Тарковского, Хана Тарковского, Т. Хасбулатова, Пирали Эмирова, Зубаира Темирханова. Члены этого общества проявляли заботу и поддержку Темир-Хан-Шуринской женской гимназии.
А. Казаналипов, X. Тарковский, 3. Темирханов оказывали материальную и финансовую помощь этой гимназии. Кроме этого они состояли членами Попечительского Совета этой же гимназии, куда входило 15 человек. Попечительский Совет брал на себя материальную поддержку гимназии, находили помещения, заботился о ремонте, а также в его круг забот входило обеспечение гимназии педагогическими кадрами. Это общество, устав которого был утвержден наместником царя на Кавказе только в 1905 году содействовало развитию просвещения, технических знаний среди местного населения. В школе занятия проходили на русском языке. Изучались дисциплины: русский язык, арифметика, геометрия, русская история, естествознание, география, законоведение, а на кумыкском языке - кумыкский язык, мусульманское вероучение и арабский язык.
По инициативе «Общества «Абсуфьян Акаев, Магомед-Мирза Мавраев, как самые способные муталимы, успешно окончившие медресе в селах в 1901 году были командированы в Казань и Уфу, затем в Бахчисарай для изучения опыта преподавания в новометодных школах. В Башкирии у известного ученого Фатиха Эфенди Каримова и учителя Абдуллаха они усвоили новый метод, опыт преподавания арифметики, геометрии; географии и других наук.


Новое здесь заключалось в замене буквослагательного метода обучения детей звуковым методом обучения. Это была настоящая революция в развитии просвещения у мусульман, традиционная система обучения которых слагалась веками. Это нововведение, с другой стороны, результат непосредственного влияния и воздействия всей методики светского образования в Дагестане, которая с 1837 года набрала уже довольно высокие темпы своего развития.


Таким же образом Гасан Алкадарский ставил вопрос о том, чтобы увязать обучение с потребностями жизни местного населения. В статьях, опубликованных в первой азербайджанской демократической газете «Экинчи» («Пахарь»), издаваемой (1875-1877) видным азербайджанским просветителем Гасанбеком Меликовым (Зардаби), Гасан Алкадарский и другие педагоги из Дагестана выдвигали идею открытия светских школ с помощью сбора средств с населения и в особенности пожертвований состоятельных людей. После возвращения из ссылки (1883 год) Гасан попытался практически осуществить свои идеи о школьном образовании. Так, со спонсорской помощью нефтепромышленника Зайнал-Абидина Тагиева он открыл светскую школу в своем родном селе (Алкадари), где сам преподавал астрономию, математику, географию, историю и другие предметы используя глобус, карты. У Гасана Алкадарского было и медресе, где углубляли свои знания муталимы из различных районов Дагестана. Здесь наряду с богословием, арабо-мусульманской философией, логикой и риторикой, он преподавал гелиоцентрическую астрономию, математику и практический курс сельскохозяйственных знаний.


Он придавал особое значение изучению русского языка горцами. И в светской школе и в медресе Гасан обучал детей русскому языку.
Другой просветитель из Дагестана Аликбер Гейдаров резко выступал против духовенства, которое мешало распространению светских наук и их введению в школах. Он первым поставил вопрос в Дагестане и Азербайджане об отделении школьного образования от мечетей и духовенства.
Максум из Дербента считал, для того, чтобы догнать Европу, нужно открывать в городах и деревнях общеобразовательные, промышленно-технические, сельскохозяйственные и другие профессиональные учебные заведения.


Такие же идеи выдвигал и Али Мамед из Дербента.
В тот период среди педагогов и просветителей Дагестана были и такие, которые выступали за ликвидацию конфессиональных школ. К ним относятся Абдулла Омаров, Айдемир Чиркеевский, Казанфар Зульфукаров, М. Хандиев и др. Они рано поняли преимущество светского образования, которое давалось в русских школах. «Меня давно интересовала русская грамота, - пишет Абдулла Омаров в своих воспоминаниях, - и я имел сильное желание изучить ее». Еще, будучи муталимом он научился от студента, учившегося в России, читать и писать по-русски. Но к русской письменности и школе в начале подавляющее большинство горцев относилось отрицательно. Под влиянием пропаганды духовенства у горцев сложилось мнение, что в русских школах заставляют отказываться от мусульманства и родного языка и стать «гяуром», т.е. христианином и русофилом. И когда он, осуществляя давнее желание, с помощью одного родственника поступил в Темир-Хан-Шуринскую школу, отец прискакал к нему из Кумуха в сильном негодовании. И лишь благодаря учителю арабского языка этой школы ему удалось успокоить его и получить согласие на продолжение учебы. Общение с педагогами и деятелями просвещения России, в первую очередь с П.К. Усларом, помогло ему стать видным педагогом своего времени. Он оказал большую помощь П.К. Услару в его благородной деятельности по распространению просветительских и педагогических идей. Абдулла принял активное участие в составлении лакской азбуки на основе русской графики и распространении грамотности среди горцев.


А. Омаров издал первые печатные книжки на родном языке. Он составил и издал на лакском языке учебное пособие по арифметике, перевел и издал пособие «Вода, воздух и видоизменения» («Из детского мира У.Д. Ушинского). А Омаров был инициатором открытия первой школы в Кумухе на лакском языке, работавшей по системе П.К. Услара, программе и плану, составленными ими. Он же был и учителем этой школы. Школа существовала несколько месяцев, но Омаров успел за это время обучить грамоте на лакском языке более 169 человек, в том числе одну женщину, которые «затем, в свою очередь, могли бы на местах своего постоянного места жительства обучить грамоте своих односельчан».


А Омаров выступал за открытие светских школ, доказывая, что только они могут горцев «учить наукам, которые более или менее способствуют правильному ознакомлению человека с природою и которые поэтому могут ослаблять в нем религиозный фанатизм».
Омаров посвятил свою жизнь в основном педагогической деятельности. В последние годы он работал учителем в Закаталах, руководствуясь педагогическими взглядами К.Д. Ушинского. Он следовал системе русского образования.


Критикуя методику обучения в мусульманских школах, Омаров настаивал на полном исключении из практики школы зубрежки, неосмысленного механического изучения материала, применения мер палочного наказания за плохое усвоение урока и т.д. А в России в образовательном процессе происходили постоянные изменения, приспособления к новым временам.


В 1872 году был созван 1 Всероссийский съезд учителей и с того года начали функционировать первые курсы для учителей. Они были организованы при Министре народного просвещения Д.А. Толстом как альтернатива земским и министерским школам. Основная забота об обеспечении педагогическими кадрами дагестанских светских школ легла на плечи администрации Дагестанской области, которую возглавлял долгое время генерал-лейтенант князь Меликов Л.И.
Педагоги в Дагестан шли из Ставропольской гимназии, Горийской учительской семинарии, из университетов России, гимназий Дагестана, Темир-Хан-Шуринского реального училища и др.


Через 15 лет открытия Темир-Хан-Шуринская женская прогимназия (к началу 1891 года) имела следующий состав учительских кадров:
1.Начальница - Княгиня Накашидзе Аделаида Львовна.
2. Помощница ее - Поликострицкая Анна Ивановна, которая после отъезда кн. Накашидзе с 1895 года стала начальницей этой же прогимназии, вела французский язык в 1-3 классах.
3.Законоучитель православного вероисповедания -Лебединский Иван Терентьевич.
4.Законоучитель Армянско - Григорианского вероисповедания - Маваховцев Павел Сергеевич.
5. Учитель русского языка в IV - V классах - Яновский Хрисанф Гаврилович.
6. Учитель французского и немецкого языков - Георгий Феофил Николаевич.
7. Учитель арифметики в IV - V классах - Рошенский Юрий Александрович.
8. Учитель естественной истории - Франтов Павел Петрович.
9. Учитель истории и географии в III - V классах - Козубский Евгений Иванович.
10. Учитель рисования - Соловьев Николай Петрович.
11. Учитель пения - Дунин Федор Семенович.
12. Учительница русского языка в I - III классах - Яновская Ольга Николаевна.
13. Учитель арифметики в I - III классах - Каширининова Елизавета Ивановна.
14. Учительница географии в I -III классах Сташевская Софья Иосифовна.
15. Учительница чистописания и рукоделия - Вишневская Марфа Ивановна.
16. Учительница приготовительного класса - Флавицкая Ольга Яковлевна.


В том же году Попечительский совет Темир-Хан-Шуринской женской гимназии возглавлял председатель канцелярии Военного губернатора Дагестанской области, действительный статский советник, князь Накашидзе Михаил Александрович. Было и 11 членов Попечительского совета.
В 1903 году в трех городах Дагестана функционировало 5 таких школ, где обучалось 106 девочек и 144 мальчиков.
К началу XX века женское светское образование набрало довольно - таки хорошие для своего времени темпы развития.
В 1903 году в 3-х женских гимназиях обучалось 451 девушек, в 6 начальных городских училищах училось 228 девочек, а в двух железнодорожных училищах, которые были открыты в Дербенте и Петровске для подготовки работников железнодорожного транспорта, проходило обучение 68 девочек.
В 41 учебном заведении в 1903 году было уже 933 девочек, что на 217 больше чем в 1902 году.


Тяга к светскому образованию росла из года в год. Эта цифра могла быть намного выше, если бы учебные заведения имели возможность принять всех желающих.
Росло количество начальных училищ, в том числе женских и росла потребность в педагогических кадрах. В 1900 год в Порт - Петровске открылись годичные педагогические курсы. В 1909 год при Темир-Хан-Шуринском трехклассном городском училище открыли двухгодичные педагогические курсы. На курсы принимали окончивших городские высшие начальные училища и сельские двухклассные училища. Курсы готовили учителей и для Закавказья и Северного Кавказа.
К 1912 году учителями начальных училищь основном работали окончившие педагогические курсы.


С женской гимназией города Петровска была связана деятельность учительницы А.В. Му становой. В 1907 году в течение 10 месяцев она изучала передовые методы обучения в школах Франции. «В 1910 году, - пишет она, - с той же целью поехала в Берлин, Дрезден, Вену, Будапешт, Белград».
На 1 января 1915 года в 71 начальном училище Дагестанской области работало 202 учителя, окончившие гимназии, учительские семинарии, педагогические курсы, реальное училище и имела звание домашней учительницы, в том числе в 8 женских начальных училищах работало 32 учительницы, имеющие в основном профессиональное образование.


Евгений Иванович Козубский (1851-1911) оставил глубокий след в развитии не только женского светского образования в Дагестане. Около 30 лет работал преподавателем истории и географии в Теми -Хан-Шуринской женской гимназии, в реальном училище, одновременно был секретарем областного статистического комитета.
В 1914 - 1915 учебном году в 191 школе работало около 500 учителей. Образовательный уровень учителей, особенно сельских, оставался низким. Так, в 1912 год в селениях Дагестанской области 38% учителей не имели специального образования. Для подготовки учителей для высших начальных училищ в Тифлисе был открыт учительский институт. В 1912 году такой же институт появился в Ставрополе, в 1913 году - во Владикавказе. В начале XX века на Кавказе имелось 9 учительских семинарий, из них одна - женская. Несколько учителей - дагестанцев подготовила Горийская учительская семинария. Темпы развития сети школ были выше по сравнению с обеспеченностью их учительскими кадрами. В 1900 год при Порт - Петровском городском училище были открыты одногодичные педагогические курсы. Курсы готовили учителей начальной школы. В 1911 году продолжительность обучения в них стала двухгодичной с ассигнованием в 4000 рублей. Еще в 1909 году такие же курсы для подготовки учителей из горцев были открыты при Темир-Хан-Шуринском высшем начальном училище. На курсах было подготовлено из местных народностей Дагестана несколько десятков учителей. Почти все выпускники курсов работали в сельских школах, а после установления Советской власти некоторые из них возглавили органы народного образования в округах. В рядах учительства того времени было немало педагогов, снискавших к себе глубокую любовь и уважение дагестанцев: Н.Тарасевич, А.Бокарев, Г.Глазунов, Г.Мустанов, П. Кончухидзе, И.- Абдуллаев, А. Исаев, А. Скрабе, А. Алкадарский, С. Омаров, А. Насиров и др.


Темир-Хан-Шуринскую женскую прогимназию, которая функционировала с 1-го октября 1875 года в доме на Аварской площади в составе 89 учениц была взята под свое покровительство Великой княгиней Ольгой Федоровной. В год открытия прогимназии финансовые средства складывались из:
1. Разрешенной правительством ежегодной субсидии из местных доходов Закавказского края в размере 1500 рублей;
2. Ежегодное пособие Великой Княгини Ольги Федоровны в 200 рублей; назначенное еще женской бесплатной школе и перешедшие к прогимназии;
3. Проценты с капитала в 4000 рублей, принадлежащего бесплатной женской школе, образовывавшегося из благотворительных сумм;
4. Ежегодное пожертвование Начальника Дагестанской области генерал-адъютант Меликова в 100 рублей;
5. Плата взимаемая за учебу.


Кроме этого местное благотворительное общество отдало свой двухэтажный дом под женскую прогимназию.
Как видим из вышеперечисленного государство, в лице Министерства народного просвещения всячески избегало участия в финансовом обеспечении народного образования.
Дом, в котором помещалась прогимназия, сильно пострадала от землетрясения 1882 года. Наем частного помещения обходился учебному заведению в 500 рублей в год. Долг прогимназии к 1887 году достиг суммы 800 рублей. На ходатайство Попечительского совета о выделении ссуды в 15000 рублей на 30 лет для постройки нового дома Министерство народного просвещения отказало.


Расходы натри женские гимназии и 3 женские 1 - классные училища по 3-м дагестанским городам в 1910 году составило при 1020 учащихся 60373 рубля, а в 1915 году при 1367 учащихся 89000 рублей. Порт-Петровская женская прогимназия официально начала функционировать с 1903 года, и через пять лет (в 1908 год) она получила прекрасное двухэтажное специальное для нее построенное здание (ныне там школа №2). Для гимназии очень много сделала ее начальница А. Аварская, которая возглавляла ее до революции. Эта гимназия начала работать после всех трех и скоро выдвинулась по количеству студентов на первое место.
В 1915 году в ней обучалось 343 студента, в Дербентской женской гимназии 291, а в самой старой (с 1875 год) Темир-Хан-Шуринской -207.
В приобщении дагестанских девушек к светскому образованию определенный вклад внесло Бакинское четырехгодичное русско-мусульманское Александрийское женское училище, открытое в 1898 г. с целью дать элементарное образование девушкам. Это училище Тагиева в разное время окончили аварки Маликова Патимат, Карнаилова Айшат, табасаранка Табасаранская Фатьма, лезгинка Алкадарская Шахрузат, кумычка Казиханова из Кафиркумуха, Гайдарова Иглима из Дербента и др. девушки, которые начали педагогическую деятельность в дореволюционных школах Дагестана. В училище уроки рукоделия преподавала Айшат Хамилова (Дибирова) из Дагестана. Отец Айшат, сосланный из Унцукуля, мать сосланная из Ахтов. В годы первой российской революции она стала членом Темир-Хан-Шуринской организации РСДРП.
Устойчивое, законсервированное вековым укладом жизни сознание крестьянина светское образование связывало с развратом, с моральным разложением общества. Только в 1914 году после открытия еще в 1888 год сельского общественного 1- классного училища в Хаджал - Махах ее заведующему С.М. Омарову удалось вовлечь в нее-девочек. «После большой разъяснительной работы с родителями в школе был создан, - пишет он,- целый класс, в котором обучались девочки. Класс девочек вела молодая учительница Логинова, только что окончившая гимназию».


В 1915 году в женских начальных училищах 9 округов работало 28 педагогов. Из них только две женщины: Маликова П.М. в Чохском женском училище и Абдуллаева Умурашидат в Дженгутаевском женском 1 классном училище.
Проблемы возникали в связи с текучестью кадров, незнании родных языков, на которых разговаривают учащиеся, трудные бытовые условия педагогов. Такая проблема протянется до 60-х годов XX столетия, когда представители коренных народов Дагестана массовым образом потянутся к получению не только среднеспециального, но и высшего образования. До того времени основной фигурой в учебных заведениях Дагестана был русский учитель.
В 1901 году Августина Петровича Скрабе назначили заведующим и учителем Карабудахкентской сельской школы. Скрабе писал для них письма, читал им полученные ответы, проводил большую работу по пропаганде агрономических знаний. Весной на пришкольном участке он сажал с учениками фруктовые деревья, огородные культуры, цветы. Учитель старался на примере маленького школьного хозяйства показать населению выгоды культурного земледелия и садоводства, и привить крестьянам минимум агрономических знаний.


Школьный участок стал показательным не только для учащихся, но и для сельчан, которые раньше разводили только лук, чеснок. С необыкновенным любопытством крестьяне рассматривали в школьном огороде помидоры, огурцы, капусту, а в последующие годы сами стали выращивать эти овощи на своих огородах. Так, русская светская школа не только в Карабудахкенте, но и во всем Дагестане завоевала к себе симпатии местного населения. Школа светская становилась центром не только просвещения, она умело показывала преимущества научных знаний.


В 1907 год А.П. Скрабе перевели в 2-х классную школу сел. Ишкарты. Он и здесь посадил фруктовый сад, занимался огородничеством, завел пасеку. На доходы от хозяйства приобретались книги для библиотеки, учебные пособия. Иногда покупали обувь и одежду для беднейшего ученика.
Чтобы поднять урожайность крестьянских полей, Скрабе добился организации при школе зерноочистительного пункта. Сюда приходили как крестьяне из ближних селений, так и русские переселенцы.


Скрабе с удовлетворением смотрел на то, как такая совместная работа русских и дагестанцев сближала их, связывала дружбой. Связь учителя с населением была самой тесной. К нему шли крестьяне изо всех окрестных аулов с вопросами по сельскому хозяйству, ветеринарии, медицине. В ауле было несколько случаев заболевания оспой, и Скрабе сам делал прививки.


К 1915 году в 9 округах 60 сельских начальных училищах обучалось 317 девочек, из них в 4-х женских сельских училищах было 100 девочек, в смешанных - 217 девочек. Основная масса обучающихся девочек приходилось на один округ - Темир-Хан-Шуринском - 156 девочек, а остальные - 161 учащаяся на все 8 округов. Темир-Хан-Шура как столица имела возможность материально и морально поддержать окружающие села своим вниманием, обеспечить учителями - выпускниками как женской гимназии, которая к этому времени сделала около 27 выпускников, так и реального училища.
Конфессиональные школы до 1900 года по количеству охваченных учебой девочек опережали светские школы, а с начала XX века роли поменялись. Светские школы по количеству обучающих девочек опережают религиозные учебные заведения. В 1900 году-в 662 конфессиональных школах области обучалось 542 девочки, в 40 светских училищах 933 девочки.


Обеспеченность помещениями составляла одну из важных трудностей школ. Из 40 учебных заведений 31 имело собственное здание для занятий. Сельские училища получали поддержку в строительстве собственных помещений от сельских обществ. В конце XIX - начале XX века вопрос о значении светских школ становится предметом специального обсуждения на крестьянских сходах. По инициативе населения, познавшего значение светского образования, в аулах строились своими силами школьные здания.
Желание дагестанцев учить детей светским наукам было велико, и они даже соглашались строить школы на свои средства, заработанные в отходничестве. В отчете начальника Аварского округа за 1886 год говорилось: «Школ правительственных в округе не имеется. В настоящее время многие из населения уже чувствуют необходимость знания русского языка. Ввиду этого по просьбе некоторых обществ мною было возбуждено ходатайство об открытии в сел. Хунзах двухклассного нормального сельского училища, на что последовало разрешение, и на постройку здания школы отпущено было в виде субсидий из штрафных общественных сумм 1750 рублей. Остальные расходы приняли на себя общества селений округа».


В 1887 год для строительства помещения под сельскую школу в сел. Ботлих Андийского округа было отпущено из общественных штрафных денег 1750 рублей.
В селениях Самурского округа жители жертвовали ценные вещи, деньги на строительство школьных помещений. Ахтынцы на свои средства построили школьное помещение, в котором в 1890 год обучалось 45 дней.


В ноябре 1893 год сходы обществ селений Ругуджа, Чох, признавая пользу обучения русской грамоте; выразили желание «иметь у себя школы для своих детей». В 1896 году население Даргинского округа изъявило желание открыть в сел. Леваши одноклассное сельское училище с ремесленным отделением.
В 1896 году общества селений Ичари, Шарги, Сулевкент, Шира, Кубачи, Кала-Корейш, Ахмадкент, Маджалис, Санчи и др. аулов Кайтаго-Табасаранского округа «постановили каждый из податных домов жертвовать ежегодно по 10 копеек для составления особого школьного капитала или открытия теперь же в округе одной или двух школ для обучения детей русской грамоте».


В 1898 году более половины сельских обществ Темир - Хан - Шуринского участка обещали «из своих средств помочь на содержание школ всем, что для них потребуется». 20 марта 1901 года сход селения Губден, на котором присутствовало 1050 человек, выразил желание открыть в ауле школу для обучения детей русской грамоте. Общество приняло на себя расходы на постройку, отопление и освещение школы, содержание при ней сторожа. Таких обращений было по Дагестану очень и очень много.
Дочь последнего Шамхала генерал - майора Шамсутдина Тарковского Солтанат Тарковская, проживавшая в Париже, для сельскохозяйственной школы в Кафир - Кумухе выделила 3 десятины земли. По этому поводу она в 1898 год писала на имя военного губернатора Дагестана: «желая принести свою посильную лепту на дело народного образования в родном мне крае, покорнейше прошу Ваше превосходительство исходатайствовать для устройства предполагаемой школы принадлежащий мне в родовом имении сад при селении Кафир Кумух в Темир-Хан-Шуринском округе близ города Темир-Хан-Шуры».
Библиотеки являются одной из центральных частей любого ранга учебного заведения. Без них о становлении учебного заведения думать не приходится.
Еще задолго до присоединения к России в Дагестане сложилась традиция иметь домашние библиотеки. Книгу приобретали в основном ученые-алимы, шейхи, кадии, муллы. Книга почиталась, ее культивировали, покупали за большую для своего времени цену. Естественно, книги эти были изданы на арабском, персидском, турецком языках. Они имели в большинстве своем религиозное содержание. Развитию домашних библиотек способствовала и типография М.М. Мавраева в Темир-Хан-Шуре. Она издавала книги и на дагестанских языках.


С присоединением к России и становлением светского образования в Дагестане библиотечное дело выходит на новый уровень. Потребность не только в учебниках и учебных пособиях, но и в книгах для чтения возрастает большими темпами.
В Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте, Кизляре, при реальных училищах, гимназиях, начальных школах на железной дороге, в воинских частях были открыты библиотеки, читальни, в которых можно было пользоваться книгами, журналами, газетами, издававшиеся в России и за границей. Библиотеки могли удовлетворить запросы разных слоев населения.


В 1877 году при Дербентском клубе была открыта библиотека, в которой имелись произведения классиков русской и мировой литературы. Позже в городе открыли частную читальню, где можно было пользоваться периодическими изданиями на русском, азербайджанском, армянском, еврейском языках. В 1879 году в областном центре - Темир-Хан-Шуре - открыли самую крупную в Дагестане библиотеку. Там же в 1899 году при областном статистическом комитете образовалась солидная для своего времени библиотека, которая к 1 января 1903 года содержала 1298 названий в 2739 томах на сумму до 4000 рублей. Эта библиотека преследовала в первую очередь цель помочь изучению Кавказа и в особенности Дагестана. Она обладала довольно значительным числом редких и ценных изданий по кавказоведению. Пользовались ею и работники учебных заведений.


В 1899 году в Дагестане шла подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения великого поэта А.С. Пушкина. Чтобы увековечить память поэта, на добровольно собранные деньги в 1900 году в Порт-Петровске открыли библиотеку им. А.С. Пушкина с бесплатной читальней. Первым директором библиотеки стал инициатор ее открытия - учитель Г.В.Му станов, затем учительница О.С.Лопухина.
Георгий Васильевич Мустанов внес огромный личный вклад в деле становления светского образования вообще и женского в частности. Он одновременно работал в женской и мужской гимназиях г. Порт-Петровска, принимал активное участие и часто бывал инициатором многих культурных мероприятий города, читал лекции на педагогических курсах.


В 1899 году Георгий Васильевич Мустанов с группой учителей организовал в Порт-Петровске вечерние курсы для взрослых. Основной контингент учащихся составляли мусульманские рабочие и работницы текстильной фабрики «Каспийская мануфактура», табачной фабрики. Вскоре курсы были закрыты за распространение революционных идей. Затем Мустанов и другие там же организовали воскресные школы, где читались лекции со световыми картинами. Их называли «народными чтениями». Занятия проводились до 1901 года включительно. Посещали их рабочие и женщины города. Эти занятия способствовали повышению грамотности слушателей, и их культурного уровня.


Библиотеки оказывали огромную помощь в развитии светского образования в Дагестане. Они знакомили учащихся и население с произведениями Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Крылова, Достоевского, Гоголя, Гончарова, Толстого, Чехова, Горького и других классиков русской литературы. В библиотеках Дагестана в те годы встречались произведения поэтов и писателей зарубежных стран -
Боккаччо, Данте, Дюма, Шекспира, Мольера, Вольтера, Байрона, Гете, Гейне, Шиллера, Бальзака, Гюго, Золя и др.
По учебным заведениям самую солидную библиотеку имело Темир-Хан-Шуринское реальное училище. В 1902 году его библиотека составляла 3000 названий из 10 тысяч томов.


В последующие годы сеть библиотек в области расширилась, пополнился их книжный фонд. На 1 января 1911 год помимо средних учебных заведений библиотеки имелись в 37 из всех 40 начальных училищ Дагестанской области. 27 из них представили властям сведения о книжном фонде. Он насчитывал 12,3 тысячи экземпляров книг. Школьные библиотеки были ориентированны на удовлетворение потребностей учащихся и учителей. В это же время существовала библиотека «Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области» и пришкольная народная библиотека в Темир-Хан-Шуре с книжным фондом 200 экземпляров. К 1914 году книжный фонд всех библиотек области определялся на уровне 70 тыс. томов, причем фонд библиотек при учебных заведениях составлял около 55 тыс. томов.
Библиотеки - очаги распространения и расширения светского образования, без них невозможно даже представить становление образования вообще. В городских библиотеках впервые появились книги по общественным наукам, изданные на русском и иностранных языках. Учащейся молодежи представилась возможность изучать произведения Канта, Гегеля, Фейербаха, Адама Смита, Оуэна, Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина и других ученых и деятелей, получать представление о различных направлениях общественно - политической мысли в Европе, России.


В библиотеках были широко представлены книги по географии, этнографии, описанию путешествий. В новых условиях развития, когда Дагестан вступил на путь капиталистического развития, особенно большое значение приобретали научные работы. Библиотеки могли предложить читателям книги Дарвина «Происхождение видов», Тимирязева «Жизнь растений», Сеченова «Физиология растительного процесса», Шлейдена «Растения и их жизнь», и др., которые отражали достижения естественных наук конца XIX - начала XX столетий.


Интересующиеся астрономией могли расширить круг своих знаний, ознакомившись с книгами Лапласа «Изложение системы мира», Гумбольдта «Космос», Глешера «Воздушные путешествия», Митчелла «Небесные светила или планетные миры», Фламмариона «Звездное небо и его чудеса» и др.
В библиотеках имелись книги по физике Крукса «О происхождении физических элементов», Фарадея «История свечки», Неезина «Физика в общедоступном изложении» и др., которые давали знания о существующих формах материи и ее строении.


Книги по химии Аренса «Химия обыденной жизни», Радде «Минеральные воды», Пылаева «Драгоценные камни» и др. способствовали распространению в Дагестане науки о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Большое практическое значение имели книги по медицине Пирогова «Сочинения» в 2-х томах, А. Гумбольдта «Домашний лечебник» и др. В Темир-Хан-Шуринской женской прогимназии существовала своя библиотека. За 1889 год она имела в основном литературу, необходимую для обеспечения потребностей воспитанниц гимназии в учебном процессе.


В библиотеках были организованы специальные детские отделы, чтобы пробудить их интересы к самым различным отраслям знаний и жанрам литературы и искусства.
«Товарищество братьев Нобель» в 1904 год открыло библиотеку с читальней на нефтяных промыслах с. Берикей Кайтаго-Табасаранского округа. Кроме художественных произведений, здесь были также книги по прикладной технике. В 1906 году Министерством Народного Просвещения были разработаны правила для библиотек низших учебных изданий, по которым определялось «право учреждать библиотеки не только правительственные и общественные учреждения, но и частные общества, могут заключать в себе все книги и периодические издания, допускаемые в общем порядке в публичные библиотеки и читальни».


В июне 1912 года принимаются новые правила этих библиотек с целью пресечения в них «социал-демократической мысли и тенденциозной литературы». Контроль за библиотеками возлагался на директоров и инспекторов народных училищ.
Как было отмечено выше, к началу XX века шел параллельно процесс зарождения и становления учительства для светских школ из представителей народностей Дагестана. Среди новых педагогов светской школы, сторонников концепции равноправного обучения девочек с мальчиками, был Алкадарский Абдулкадыр - 1885 года рождения. В 1904 году окончил Горийскую учительскую семинарию. В 1906 году А. Алкадарский становится заведующим Ахтынским сельским училищем, которое при нем превратилось в двухклассное. В совершенстве владел русским языком. С первых же дней взялся налаживать материальную базу школы. Из всех школ Дагестана она по количеству учащихся была самая большая и старейшая. Открылась она еще в 1861 году его отцом Г. Алкадари, в 1909 там обучалось 200 учеников, а через два года в 1911 году в ней стали учиться и девочки. Помещение школы стало тесным для всех желающих учиться, а потому А. Алкадарский взялся за строительство нового школьного здания и к 1910 году оно было закончено. В том же году количество учащихся достигло 250 человек.


Таким количеством учащихся не могли похвастаться многие городские училища того времени. Омаров Саид Магомедович родился в 1894 год в с. Ванаши - махи Сергокалинского района. Учился и в русской школе, окончил педагогические курсы в Темир-Хан-Шуре и начал педагогическую деятельность в с. Хаджал - махи. И здесь ему удалось убедить родителей и открыть класс для обучения девочек в 1911-12 учебном году.


Сергей Михайлович Иванов, блестяще окончив математический факультет МГУ после Рязанской гимназии, всю жизнь отдал светскому образованию в Дагестане. Василий Степанович Сергеенко, выпускник реального училища г. Темир-Хан-Шуры, работал педагогом и возглавил это же училище в качестве директора.
Маликова Патимат, родом из с. Чох, в 1911 году окончила Бакинское женское русско-мусульманское училище и стала работать в школе с. Нижнее Казанище. Мысль о создании женской школы и привлечении в школу горянок не покидала ее. Она прилагала к этому все усилия: писала прошения в вышестоящие инстанции, доказывала необходимость приобщения к культуре женщин - горянок, подсказывала возможные пути организации такой школы. В родном ауле Чох в 1913 году она открыла женскую школу. Сумела убедить родителей и 25 девочек сели за парту. Не хватало учебников, не было пособий по родным языкам и на родных языках. В 1915 году Маликова Патимат в соавторстве с Мурзой Темирхановым выпустила букварь, составленный ими для кумыкской школы. Благо Патимат Маликова владела в совершенстве азербайджанским и кумыкскими языками.


Дандамаев А. К. из Унчукатля, окончив реальное училище в Темир-Хан-Шуре, и педагогические курсы, стал работать учителем в светской школе с. Чели Темир-Хан-Шуринского округа. С 1916 по 1918 год работал в Казикумухе в мужской и женской школах. Егоров Петр Александрович, уроженец г. Лагодехи Тифлисской губернии, окончил Владикавказскую гимназию и историко-филологический факультет Нежинского института. Первые 6 лет работал в Ставропольской гимназии, а с 1906 года он учительствует в Петровской мужской гимназии, которая стала функционировать с 1905 года. В эти годы там же вместе с ним работали Б.И. Кончухидзе, Г. В. Мустанов.
В 1910 году на курсах по переподготовке сельских учителей он преподавал педагогику, с 1912 года историю и педагогику во вновь открытом педагогическом классе Петровской женской гимназии.


Так вместе с русскими и с их помощью росла целая плеяда местных педагогов, которые заложили основу светского образования в Дагестане.
Надо заметить, что Министерство Народного Просвещения подошло в 1911 году к необходимости ведения всеобщего начального обучения городского населения и обратилось ко всем городским управлениям приступить в течение двух лет к составлению школьной сети и финансового плана.
В соответствии с обращением Министерства Народного Просвещения Городское управление Порт-Петровска обсудило этот вопрос. В нем было 21000 человек, численность детей обоего пола в возрасте 8-11 лет, предполагаемых стать охваченными всеобщим обучением 1470 человек, хотя обучались фактически 275 человек, и должно быть к тому времени охвачено школьной сетью 1195 детей обоего пола. В 1914 году предполагалось осуществить всеобщее обучение по городу Порт-Петровск в течение 8 лет, т.е. до 1922 года включительно. Однако по известным причинам, всеобщее обучение детей растянулось до конца 30-х годов.


Таким образом, Россия к 70-80 г. XIX века, оказалась не способна ввести в школьной политике всеобщее начальное обучение, лишив тем самым рабочего человека города и в особенности деревни грамотности, тогда как нарождающаяся молодая буржуазия нуждалась в грамотных рабочих кадрах. Исследования, проведенные среди рабочих судостроительной промышленности, показывали необходимость введения всеобщего первоначального обучения, но и насущная потребность крупного индустриального производства упиралась в рабочих с повышенным общим образованием (не меньше шестилетнего курса).
А в Дагестане органы городского самоуправления, как и по России, начали включаться в организацию начального народного образования (Дербент, Темир-Хан-Шура, Кизляр, Чирюрт, Петровск). Однако даже городская начальная школа (к началу XX столетия) не стала единым типом для всех. Тут сказывались нехватка финансов, отсутствие прочных связей между городскими самоуправлениями.


Военно-народное управление области и округа на местах добились определенного успеха в расширении сети светских школ Дагестана.
Элементарный курс научных знаний о природе и обществе, без которого не мог обходиться всякий человек и каждый простой труженик к началу XX века, стал самой насущной потребностью страны. Идя навстречу этой объективной потребности, великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал теорию начального народного образования и создал первые русские народные учебники «Родное слово» и «Детский мир».
В подготовке кадров педагогов для светских учебных заведений активно включились не только учительские семинарии, но и гимназия в Ставрополе, курсы и молодые гимназии в самом Дагестане.


Острейшей проблемой создания системы светского образования на территории Дагестана являлась проблема кадров. Она решалась в соответствии с официальной политикой Российского правительства. Значительную трудность представлял вопрос о сосуществовании и соотношении светских и конфессиональных школ на территории края. Это порождало проблему о векторе направления усилий и средств при решении дилеммы приоритетного развития: отдавать преимущество новометодным школам (реформированные религиозно-мусульманские школы) или светским школам как таковым. В дагестанском обществе была заметна тенденция в пользу развития новометодных школ. Вопрос о преимуществах светских школ получил положительное решение с начала XX в.


Во второй половине XIX в педагогические кадры для Дагестана готовили в основном гимназии за пределами края. Педагогические курсы в Порт-Петровске и Темир-Хан-Шуре были открыты только в начале XX в. Это позволило к 1912 г. в целом обеспечить учителями гимназии и училища в городах. Но уровень подготовленности кадров в сельских школах оставался Низким. Ситуация с учительскими кадрами стала улучшаться лишь после 1912 г. благодаря открытию на Северном Кавказе ряда учительских институтов и семинарий. Об окончательных результатах вывод сделать трудно, поскольку процесс укомплектования школ подготовленными учителями был в определенной степени прерван событиями 1914-1917