История

История  »   Искусство, культура, образование  »   ХУДОЖНИК Г.Г. ГАГАРИН В ГРУЗИИ

ХУДОЖНИК Г.Г. ГАГАРИН В ГРУЗИИ

[опубликовано 31 Октября 2012]

С. Р. Долгова

 

Г.Г. ГагаринГ.Г. Гагарин (1810–1893) известен нам в основном как художник «лермонтовского круга», так как с М.Ю. Лермонтовым его связывали большая дружба и сотрудничество в Петербурге и на Кавказе. Соавтор М. Ю. Лермонтова по акварельным композициям «Эпизод из сражения при Валерике» и «Эпизод Кавказской войны», Г.Г. Гагарин принадлежит к поколению художников 40-х годов XIX века с ярко выраженной реалистической направленностью.


Гагарин познакомился с Лермонтовым зимой 1839/40 года в Петербурге и, по-видимому, вошел в «Кружок 16-ти», объединявший наиболее близких поэту талантливых и критически настроенных к николаевскому режиму представителей столичной молодежи. В него входили: К. Браницкии, А. Васильчиков, А. Долгоруков, С. Долгоруков, А. Столыпин, С. Трубецкой и другие. После ссылки Лермонтова на Кавказ, в апреле 1840 года туда поехали и его друзья. К ним присоединился Гагарин, устроивший себе командировку для участия в проведении реформы гражданского управления в Закавказье.


Гагарин был действительно единственным художником того времени, сумевшим с необыкновенной убедительностью показать подлинные картины жизни Лермонтова и его кружка на Кавказе. Вместе с тем Гагарин уделял много внимания местным типажам: рисовал солдат, казаков, горцев. Число этих рисунков свидетельствует о систематической работе Гагарина в области изучения типов кавказского населения.
Природа Кавказа не могла не увлекать художника. Ему приходилось зачастую проезжать там, где бывал Лермонтов, воевать в местах, где проходила боевая жизнь поэта. В альбомах Гагарина 1840–1842 годов есть зарисовки аула Чиркей («Аул Джемат» Лермонтова), замка Тамары, окрестностей Пятигорска, видов Военно-Грузинской дороги.


Грузинский князь из МингрелииВ 1848 году Гагарин был назначен в распоряжение главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом М.С. Воронцова «с тем, чтобы он (Гагарин. – С.Д.) был употребляем в ученом и артистическом отношении». Этот период жизни художника мало изучен, между тем обнаруженные нами документы в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) свидетельствуют о многосторонней творческой и общественной деятельности Г.Г. Гагарина на Кавказе в 40-х – 50-х годах XIX века.


В Тифлисе Гагарин провел ряд лет (1848–1855), широко развернув свою многостороннюю деятельность. Он был замечательным живописцем, рисовальщиком, реставратором, литографом, актером, корреспондентом. членом многих научных обществ, историком искусства.


Говоря о роли Гагарина в культурном развитии Закавказья, необходимо прежде всего подчеркнуть ту огромную работу, которую он проделал по восстановлению древнейших памятников, пострадавших во время иноземных нашествий. Причем, в большинстве случаев вся работа велась на его личные средства: правительство такие «мероприятия» не интересовали.


Большим культурным событием для Грузии было открытие Гагариным «в развалившемся монастыре Висфании (Бетаниа. – С.Д.) близ Коджар, старинной живописи и портретов царицы Тамары...»1 . Им же были восстановлены древние фрески на стенах Мцхетского собора2.


Грузинка из Тифлиса в костюме для улицыВ 1850 году Гагарину поручают роспись стен знаменитого Сионского собора в Тифлисе (основание его приписывают Горгасали в 446–449 годах). При росписи стен Гагарин впервые в России применил восковые краски. Для этого ему пришлось изучать специальную литературу, делать опыты, а также совершить деловую поездку в Мюнхен. Одновременно Гагарин провел в соборе и некоторые археологические мероприятия, «возобновлял по возможности все древнее в древнем храме». Он непосредственно сам принимал участие во всех реставрационных работах. «Полтора года, – восхищенно писал Платон Иосселиани, – как он, попеременно художник и мастеровой, приводит к окончанию колоссальное предприятие»3.


Для реставрации старинных памятников, для театра и других надобностей на имя Гагарина из Москвы и Петербурга приходят посылки с красками, холстами, полотнами, арматурными вещами, изданиями русской старины Мартынова, Строганова, Снегирева, справочники по раз-личным отраслям знания4.


О деятельности Гагарина стало известно не только на Кавказе, но и в России. Занятия художеством, «недостойные» князя, вызвали протест у богатой родни, и они стараются всеми силами Кавказа. Брат С.А. Гагари-ной В.А. Дашков спешит сообщить в Тифлис, что «на днях приезжал навещать батюшку князь Сергей Иванович5 и сколько я мог подметить, князь недоволен поездкой кн. Григория в Мюнхен, ибо считает, что все работы его не стоят Тифлиса, и, тем более, что все это делается на счет кн. Григория, тогда как эти же работы, произведенные в Москве или Петербурге, были бы достаточно оценены и русской публикой и беспрестанно прибывающими иностранцами»6.


Грузинский князь из ИмеретииПриискав в Москве должность помощника попечителя с двухтысячным окладом, родные буквально атакуют Гагарина просьбами о скорейшем переводе в Россию. Для них Кавказ остался «трущобой» и «африканской глушью». Одно из достоинств нового места в Москве – это возможность «сохранить и военный чин и звание», да и «связи отсюда поддерживать удобнее, нежели из проклятого Тифлиса»7.


И только решительный отказ самого Гагарина положил конец этим переговорам. Дарование Гагарина-рисовальщика на Кавказе развилось и укрепилось. Он успешно сочетает занятия живописью с архитектурной практикой: 15 сентября 1845 года в Тифлисе было заложено здание большого каменного театра. Театр, воздвигнутый в необычайно короткий срок, строился по проекту Гагарина, работавшего при содействии директора театра Хрыстинича и архитектора Скудьери8. Открытия нового театра с нетерпением ждали в городе. Тифлис 40-х годов славился своими театральными традициями: в 1846 году в городе шла знаменитая пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»9. Здание сгорело в 1874 году, но современники оставили о театре восхищенные отзывы: «Каждый раз, когда зрители в него входят, они останавливаются пораженные красотой ...театральной залы, не имеющей нигде себе подобной...»10.


В новом театре впервые идут пьесы грузинских авторов: Г. Эристави, Чавчавадзе. Об этом событии М.С. Воронцов так записывает в дневнике: «Грузинский театр удался превосходно, все играли как нельзя лучше, ...никогда еще в Грузии такого явления не было»11.


Грузинская княгиня из ТифлисаНа афишах Тифлисского театра встречались имена замечательных русских актеров – Давыдова, Яблочкиных, Иванова, скрипача Афанасьева12. Театральные представления устраивались не только в Тифлисе. В Ачкое действовал «солдатский театр», в Нальчике при крепости был организован самодеятельный театр13.
После открытия театра Гагарин продолжал уделять ему много внимания – писал декорации, делал парики, по его эскизам шили костюмы и, наконец, он сам выступал в роли режиссера. Играла в театре и его жена – С.А. Гагарина. Ее партнер по сцене А.М. Дондуков-Корсаков впоследствии писал о ней: «Она замечательно одарена была драматическим талантом. Я помню, что на spectacles de la societe (спектакли любительского общества. – С.Д.) мне случалось играть с ней в Тифлисе в нескольких пьесах; естественность и осмысленность ее игры были замечательны»14. Для театра же Гагарин иногда подбирал и исполнителей: им был выписан из Парижа артист Дербез.


В ЦГАДА хранятся дневники служившего на Кавказе в конце 40-х годов чиновника Соковина; среди них обнаружены интересные записи о приезде Гагариных на Кавказ и о той роли, которую стал играть их дом в культурной жизни Тифлиса: «Приезд Гагариных очень важное событие в жизни тифлисской. Муж, как художник, заставляет любоваться произведениями своей кисти. Жена ... ходит пешком под руку с мужем, носит короткие волосы, визитные карточки без герба и написано просто: кн. Гагарина, урожденная Дашкова, без имени и отчества; много и других милых небыкновенностей. – И что же из всего этого? – Совершенно новы порядок в жизни тифлисской ...с визитных карточек сброшены короны и гербы с именами... Дом Григория Гагарина самый любезный и приятный в Тифлисе, хотя публика является туда со страхом и осторожностью, боясь изящного вкуса и направления, царствующего в их семействе»15.


Благодаря широте взглядов, кипучей деятельности и простоте в обращении Гагарины внесли свежую струю в затхлый мир «водяного общества» Тифлиса, так метко описанного М.Ю. Лермонтовым в «Герое нашего времени». Дом Гагариных был одним из центров культурной жизни города, местом встреч представителей русской, грузинской и армянской культуры. Частым гостем в доме была вдова Грибоедова Нина Александровна.


ТифлисРазносторонняя деятельность Гагарина встречала резкое осуждение высшего общества Петербурга и Москвы. Об этом свидетельствует следующий инцидент: газета «Кавказ» помещает заметку о расписанных Гагариным декорациях к новому спектаклю, ее перепечатывают «Московские ведомости»16. Общее негодование открытой публикацией о деятельности художника выражает его дядя Сергей Иванович. Об этом сообщает в Тифлис С.А. Гагариной ее отец А.В. Дашков: «К счастью, племянник его князь, а иначе подумали бы, что какой-нибудь Григорий Гагарин – вольноотпущенник по подряду мазал вам декорации, что он и покойный князь Григорий Иванович носили александровские ленты и поэтому должной пристойности даже к ним сею публикациею не соблюдено». И дальше родные советуют Софье Андреевне Гагариной: «Постарайся, чтобы в другой раз не было подобной публикации»17. Вот почему приходилось Гагарину некоторые свои труды выпускать анонимно и скромно молчать о своей деятельности всю жизнь.


Из столицы заботились о карьере Гагарина, чему он сам не придавал ровно никакого значения. О полном равнодушии Гагарина к атрибутам славы свидетельствует письмо А.В. Дашкова к С.А. Гагариной с просьбой выхлопотать персидские ордена для него и сына, чем их получит какой-нибудь «рязанский почмейстер, да почему бы мужа своего и деверя своего кн. Александра не украсить таковыми»16.


Как известно. Гагарин если и пользовался своим личным положением, то только в интересах искусства.
Художественная деятельность Г.Г. Гагарина на Кавказе была плодотворной и прогрессивной, она отличалась общественным и гражданским пафосом и явилась прямым продолжением традиции декабристов, сосланных на Кавказ после 1825 года.




1. ЦГАДА, ф. 1262 – Гагарины, оп. 10, д. 100. л. 9об. Гагарин Г. Церковь Бетаниа. – Газета «Кавказ», 1851, N» 72, с. 294–295.
2. ЦГАДА, ф. 1261 – Воронцовы, оп. I, д. 3006. л. 147.
3. Иосселиани П. Описание древностей Тифлиса. Тифлис. 1866, с. 105.
4. ЦГАДА. ф. 1262 – Гагарины, оп. 10. д. 94, 95, 100. 102 и т. д.
5. Софья Андреевна Гагарина (урожденная Дашкова) – жена Г Г Гагарина. Князь СИ. – Сергей Иванович Гагарин (1777–1862) – действительный тайный советник, член Государственного совета.
6. ЦГАДА, ф. 1262 – Гагарины, оп. 10. д. 101, лл. 8, 8об.
7. ЦГАДА, ф. 1262 – Гагарины, оп. 10, д. 102. л.4об.
8. Савинов А. Лермонтов и художник Г.Г. Гагарин. – Литературное наследство. Тт. 45–46, ч. II. М., 1948. с. 467.
9. ЦГАДА. ф. 181. Рукописный отдел библиотеки Московского главного архива МИД, л. 1019, л. 48; газета «Закавказский вестник», 1846, № 2.
10. Иосселиани П. Ук. соч., с. 104.
11. ЦГАДА, ф. 1261 – Воронцовы, оп. 1. д. 42, л. 120.
12. Газета «Кавказ», 1849. № 4; газета «Закавказский вестник», 1852, № 3 и др.
13. ЦГАДА, ф. 1261, оп. 1, д. 42. л. 105; д. 43, л. 58.
14. Журнал «Старина и новизна». 1903, т. 6, с. 174.
15. ЦГАДА, ф. 181 – Рукописный отдел, д. 1015а, л. 17об. 18.
16. О взаимоотношении Г.Г. Гагарина с придворной аристократией см.: Найдич Э. Пушкин и художник Гагарин. Литературное наследство. Т. 58. с. 269.
17. ЦГАДА, ф. 1262 – Гагарины, оп. 10, д. 99. л.1–1об.
18. Там же. д. 104, л. 29 об.

Панорама искусств. – М., 1980. Вып. 3.– С. 209–213