[опубликовано 10 Марта 2012]
Маркелов Николай
В дореволюционное время во множестве выходили в свет почтовые открытки, имевшие разных издателей, но объединенные одной интересной темой, — «Типы Кавказа». На этих открытках обычного формата, черно-белых или раскрашенных в яркие цвета изображались представители многочисленных народов, народностей и племен Кавказа. Надо сказать, что подобный жанр возник в изобразительном искусстве давно, задолго до появления открыток. К нему прибегали многие известные художники. Если говорить о Кавказе, то тут можно вспомнить нашего Григория Гагарина или немца Теодора Горшельта, оставивших прекрасные альбомы с наборами виртуозных акварелей, запечатлевших жителей горного края. Столь же пристрастен был в своих рисунках и Василий Верещагин, совершивший в молодости путешествие по Военно-Грузинской дороге и Закавказью. Особенно же прославился в жанре этнографических типажей русский художник-академик Емельян Корнеев, побывавший на Кавказе в 1803 году. Огромный двухтомный альбом его раскрашенных гравюр «Народы России» был издан в Париже в 1812 году. Беда лишь в том, что почти все эти уникальные работы существовали в единичных экземплярах. Новая жизнь жанра началась с появлением фотографии, а потом и почтовых открыток, издававшихся большими тиражами.
Мысль здравая: открытки быстро расходились по стране, так что в любом ее отдаленном уголке вы могли познакомиться и с тем, как выглядит до зубов вооруженный горец в своем одеянии, и с тем, какие украшения и фасоны платьев предпочитают горянки. Для России с ее необъятными просторами, смешением языков и народов это было особенно важно — каждый мог получить представление о своих согражданах из далеких экзотических провинций.
Иногда это были, как теперь говорят, постановочные снимки. Их делали в павильонах на фоне нарисованных декораций. Здесь герои открыток предстают в нарядных национальных костюмах. В других же случаях мы видим их в реальной бытовой обстановке или даже на природе — в горах или селениях, в обычной повседневной одежде. Это могут быть и женщины и мужчины, причем независимо от возраста; главное, чтобы типаж был выразителен и в точности представлял национальные черты. Можно себе представить, каких трудов стоило фотографу добиться удачного снимка!
В наши дни такие открытки — не просто любопытная вещица, они о многом могут рассказать пытливому историку или этнографу. На них запечатлены не только особенности костюма, здесь и орудия труда, домашняя утварь и посуда, ткани и ковры, а иногда и запряженные повозки. Можно увидеть и групповые снимки, эпизоды торговли или национальные танцы и даже музыкальные инструменты. Один из самых популярных сюжетов — «Сазандари», то есть группа музыкантов, состоящая, как правило, из четырех человек с ударными и струнными инструментами в руках. Такие традиционные ансамбли пользовались успехом во всех уголках Кавказа.
Подобной тематикой открыток не пренебрегал и знаменитый пятигорский фотограф Григорий Иванович Раев, заслуживающий того, чтобы рассказать о нем немного подробнее. В пятнадцатилетнем возрасте он начал свой путь к вершинам профессионального мастерства. Ученик известного фотографа и кавказоведа А. К. Энгеля, он семьдесят пять лет отдал любимому делу, получив заслуженное признание как фотоисторик Кавказа, выдающийся мастер художественной фотографии. Яркие, содержательно емкие, совершенные по композиции и прекрасно выполненные снимки, наклеенные на листы картона с золотым тиснением и фирменным раевским клеймом, пользовались огромным успехом у местных жителей и гостей курорта.
В 1895 году Раев был награжден медалью «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». А свою первую награду — серебряную медаль Императорского русского технического общества Раев получил в 1888 году в возрасте двадцати пяти лет. Среди его отличий есть и серебряная медаль Географического общества, полученная в 1909 году за великолепную панораму Большого Кавказа. Участник многих отечественных и зарубежных выставок, он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, многих дипломов и знаков признания его мастерства, среди которых французский орден Почетного легиона. Раевские снимки давно стали историей, а вернее сказать, драгоценным источником для всех краеведов и любителей кавказской старины. Сочетая в себе высокое знание ремесла и тонкое художественное чутье, они навсегда остались для нас недосягаемым образцом профессионального мастерства и примером совершенной во всех отношениях фотолетописи Кавказа.
В большинстве случаев имена людей, позировавших для типажных фотооткрыток, остались неизвестными. Но есть и совершенно особый разряд таких открыток, изданных именно потому, что изображенные на них лица известны всем. Здесь не только прославленный русский полководец и покоритель Кавказа А. П. Ермолов или владыка гор, гордый и грозный имам Чечни и Дагестана Шамиль. Вот ряд открыток, посвященных отважному аварцу Хаджи-Мурату. Его трагическая история многим знакома по знаменитой повести Льва Толстого. Даровитый, сильный и безмерно храбрый человек, волею обстоятельств вовлеченный в огненный ураган Кавказской войны, Хаджи-Мурат погиб при отчаянной попытке эти обстоятельства преодолеть. «Было бы чересчур длинно, — писал о нем наместник Кавказа князь М. С. Воронцов, — входить во все подробности удивительного характера этого человека. Он был обоюдоострый меч и мог причинить нам много хлопот, потому что его честолюбие равнялось только его храбрости, а храбрость его не знала пределов». Для одной из открыток использован портрет героя, созданный Григорием Гагариным. Хаджи-Мурат запечатлен на фоне родного аула Хунзах.
На другой открытке — человек, которого на Кавказе знает каждый. Коста Хетагуров, чей земной путь завершился более века назад, и по сей день остается самым известным и самым почитаемым в мире осетином. Основоположник осетинской художественной литературы и создатель современного литературного языка осетин, он больше чем кто-то другой сделал для формирования национального самосознания своего народа, и каждый его представитель, перефразируя известные слова о Пушкине, с полным правом может сказать о нем: «Коста — это наше все». На открытке поэт изображен таким, каким его запомнили близкие друзья. «Как сейчас вижу его среднего роста плотноватую фигуру в серой черкеске и серой же барашковой азиатской шапке, — так современник передает облик Коста. — Смуглый, с черными длинными усами, густыми бровями и подстриженной a la Буланже бородкой. Хороши были его большие темные глаза: в них было так много мягкости, ласки и добродушия. В своем неизменном черкесском костюме он появлялся и в обществе и на эстраде, — было ли то в театре, в офицерском или общественном собрании — все равно».
А вот совсем редкий случай. Для типажной открытки позировали в греческом и турецком костюмах две княжны — дочери известного на Кавказе генерала М. З. Аргутинского-Долгорукого. Видимо, такое благое дело не считалось зазорным даже для знатных фамилий.
В советское время издание подобных открыток постепенно сошло на нет. В конце 1920-х годов в Грузии вышла многочисленная серия рисованных открыток «Уходящий Тифлис». Автором динамичных жанровых сценок и шаржированных портретов стал художник О. И. Шмерлинг. Наблюдения его были столь реалистичны и забавны, а ироничный стиль столь ярок и точен, что эти открытки пришлось переиздавать несколько раз тысячными тиражами. А в 1936 году в Москве была выпущена серия открыток «Народы Кавказа в национальных костюмах». Правда, рисунки, использованные для этой серии, были сделаны еще в 1910 году. Выполнены они были художником М. Тильке и хранились в Государственном музее Грузии.
Сегодня такие открытки можно найти разве что в альбоме коллекционера-филокартиста или в собрании музея. Издание средств почтового обращения, то есть марок, конвертов или открыток, давно стало монополией государства. На открытках можно было увидеть портреты вождей или поэтов, репродукции известных картин, памятники истории и культуры, пейзажи. Все это тоже интересно и важно. А вот о том, что жанр типажных открыток канул в лету, остается только пожалеть. Главное их содержание — это лица людей. Добрые, веселые или строгие, похожие или непохожие на нас самих, они всегда помогали понять самое главное для всех нас: независимо от цвета кожи, облика или верований мы все, в конце концов, одной крови…
|