История

История  »   Искусство, культура, образование  »   МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАВКАЗ В ОТКРЫТКАХ

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КАВКАЗ В ОТКРЫТКАХ

[опубликовано 10 Марта 2012]

Маркелов Николай

 

Сазандари (кавказские музыканты). Открытка конца XIX века.В дореволюционное время во множестве выходили в свет почтовые открытки, имевшие разных издателей, но объединенные одной интересной темой, — «Типы Кавказа». На этих открытках обычного формата, черно-белых или раскрашенных в яркие цвета изображались представители многочисленных народов, народностей и племен Кавказа. Надо сказать, что подобный жанр возник в изобразительном искусстве давно, задолго до появления открыток. К нему прибегали многие известные художники. Если говорить о Кавказе, то тут можно вспомнить нашего Григория Гагарина или немца Теодора Горшельта, оставивших прекрасные альбомы с наборами виртуозных акварелей, запечатлевших жителей горного края. Столь же пристрастен был в своих рисунках и Василий Верещагин, совершивший в молодости путешествие по Военно-Грузинской дороге и Закавказью. Особенно же прославился в жанре этнографических типажей русский художник-академик Емельян Корнеев, побывавший на Кавказе в 1803 году. Огромный двухтомный альбом его раскрашенных гравюр «Народы России» был издан в Париже в 1812 году. Беда лишь в том, что почти все эти уникальные работы существовали в единичных экземплярах. Новая жизнь жанра началась с появлением фотографии, а потом и почтовых открыток, издававшихся большими тиражами.


Хаджи-Мурат. Свободный наездник. Открытка начала ХХ века.Мысль здравая: открытки быстро расходились по стране, так что в любом ее отдаленном уголке вы могли познакомиться и с тем, как выглядит до зубов вооруженный горец в своем одеянии, и с тем, какие украшения и фасоны платьев предпочитают горянки. Для России с ее необъятными просторами, смешением языков и народов это было особенно важно — каждый мог получить представление о своих согражданах из далеких экзотических провинций.


Иногда это были, как теперь говорят, постановочные снимки. Их делали в павильонах на фоне нарисованных декораций. Здесь герои открыток предстают в нарядных национальных костюмах. В других же случаях мы видим их в реальной бытовой обстановке или даже на природе — в горах или селениях, в обычной повседневной одежде. Это могут быть и женщины и мужчины, причем независимо от возраста; главное, чтобы типаж был выразителен и в точности представлял национальные черты. Можно себе представить, каких трудов стоило фотографу добиться удачного снимка!

Горцы Кавказа. Открытка конца XIX века.В наши дни такие открытки — не просто любопытная вещица, они о многом могут рассказать пытливому историку или этнографу. На них запечатлены не только особенности костюма, здесь и орудия труда, домашняя утварь и посуда, ткани и ковры, а иногда и запряженные повозки. Можно увидеть и групповые снимки, эпизоды торговли или национальные танцы и даже музыкальные инструменты. Один из самых популярных сюжетов — «Сазандари», то есть группа музыкантов, состоящая, как правило, из четырех человек с ударными и струнными инструментами в руках. Такие традиционные ансамбли пользовались успехом во всех уголках Кавказа.


Подобной тематикой открыток не пренебрегал и знаменитый пятигорский фотограф Григорий Иванович Раев, заслуживающий того, чтобы рассказать о нем немного подробнее. В пятнадцатилетнем возрасте он начал свой путь к вершинам профессионального мастерства. Ученик известного фотографа и кавказоведа А. К. Энгеля, он семьдесят пять лет отдал любимому делу, получив заслуженное признание как фотоисторик Кавказа, выдающийся мастер художественной фотографии. Яркие, содержательно емкие, совершенные по композиции и прекрасно выполненные снимки, наклеенные на листы картона с золотым тиснением и фирменным раевским клеймом, пользовались огромным успехом у местных жителей и гостей курорта.



В 1895 году Раев был награжден медалью «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». А свою первую награду — серебряную медаль Императорского русского технического общества Раев получил в 1888 году в возрасте двадцати пяти лет. Среди его отличий есть и серебряная медаль Географического общества, полученная в 1909 году за великолепную панораму Большого Кавказа. Участник многих отечественных и зарубежных выставок, он удостоен четырех золотых и девяти серебряных медалей, многих дипломов и знаков признания его мастерства, среди которых французский орден Почетного легиона. Раевские снимки давно стали историей, а вернее сказать, драгоценным источником для всех краеведов и любителей кавказской старины. Сочетая в себе высокое знание ремесла и тонкое художественное чутье, они навсегда остались для нас недосягаемым образцом профессионального мастерства и примером совершенной во всех отношениях фотолетописи Кавказа.



Карачаевцы. Ущелье реки Гоначхир. Издание фотографа Г. И. Раева. Открытка начала ХХ в.В большинстве случаев имена людей, позировавших для типажных фотооткрыток, остались неизвестными. Но есть и совершенно особый разряд таких открыток, изданных именно потому, что изображенные на них лица известны всем. Здесь не только прославленный русский полководец и покоритель Кавказа А. П. Ермолов или владыка гор, гордый и грозный имам Чечни и Дагестана Шамиль. Вот ряд открыток, посвященных отважному аварцу Хаджи-Мурату. Его трагическая история многим знакома по знаменитой повести Льва Толстого. Даровитый, сильный и безмерно храбрый человек, волею обстоятельств вовлеченный в огненный ураган Кавказской войны, Хаджи-Мурат погиб при отчаянной попытке эти обстоятельства преодолеть. «Было бы чересчур длинно, — писал о нем наместник Кавказа князь М. С. Воронцов, — входить во все подробности удивительного характера этого человека. Он был обоюдоострый меч и мог причинить нам много хлопот, потому что его честолюбие равнялось только его храбрости, а храбрость его не знала пределов». Для одной из открыток использован портрет героя, созданный Григорием Гагариным. Хаджи-Мурат запечатлен на фоне родного аула Хунзах.



На другой открытке — человек, которого на Кавказе знает каждый. Коста Хетагуров, чей земной путь завершился более века назад, и по сей день остается самым известным и самым почитаемым в мире осетином. Основоположник осетинской художественной литературы и создатель современного литературного языка осетин, он больше чем кто-то другой сделал для формирования национального самосознания своего народа, и каждый его представитель, перефразируя известные слова о Пушкине, с полным правом может сказать о нем: «Коста — это наше все». На открытке поэт изображен таким, каким его запомнили близкие друзья. «Как сейчас вижу его среднего роста плотноватую фигуру в серой черкеске и серой же барашковой азиатской шапке, — так современник передает облик Коста. — Смуглый, с черными длинными усами, густыми бровями и подстриженной a la Буланже бородкой. Хороши были его большие темные глаза: в них было так много мягкости, ласки и добродушия. В своем неизменном черкесском костюме он появлялся и в обществе и на эстраде, — было ли то в театре, в офицерском или общественном собрании — все равно».



Шамиль, имам Чечни и Дагестана. Открытка выполнена по литографии художника В. Ф. Тимма. 1910-е годы.А вот совсем редкий случай. Для типажной открытки позировали в греческом и турецком костюмах две княжны — дочери известного на Кавказе генерала М. З. Аргутинского-Долгорукого. Видимо, такое благое дело не считалось зазорным даже для знатных фамилий.


В советское время издание подобных открыток постепенно сошло на нет. В конце 1920-х годов в Грузии вышла многочисленная серия рисованных открыток «Уходящий Тифлис». Автором динамичных жанровых сценок и шаржированных портретов стал художник О. И. Шмерлинг. Наблюдения его были столь реалистичны и забавны, а ироничный стиль столь ярок и точен, что эти открытки пришлось переиздавать несколько раз тысячными тиражами. А в 1936 году в Москве была выпущена серия открыток «Народы Кавказа в национальных костюмах». Правда, рисунки, использованные для этой серии, были сделаны еще в 1910 году. Выполнены они были художником М. Тильке и хранились в Государственном музее Грузии. 

Сегодня такие открытки можно найти разве что в альбоме коллекционера-филокартиста или в собрании музея. Издание средств почтового обращения, то есть марок, конвертов или открыток, давно стало монополией государства. На открытках можно было увидеть портреты вождей или поэтов, репродукции известных картин, памятники истории и культуры, пейзажи. Все это тоже интересно и важно. А вот о том, что жанр типажных открыток канул в лету, остается только пожалеть. Главное их содержание — это лица людей. Добрые, веселые или строгие, похожие или непохожие на нас самих, они всегда помогали понять самое главное для всех нас: независимо от цвета кожи, облика или верований мы все, в конце концов, одной крови…

 

Осетинка. 1910-е годы.Кавказские типы. «Каропчил» (Кража девиц). 1910-е годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коста Хетагуров. Осетинский поэт. 1910-е годы.Кавказские типы. Кабардинец. Открытка конца XIX века.