История

История  »   Искусство, культура, образование  »   НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПРОЕКТ ДЕРБЕНТСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПРОЕКТ ДЕРБЕНТСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ

[опубликовано 16 Декабря 2010]

Мусаева Райганат

 

ДербентВ социально-экономическом, политическом и культурном развитии пореформенного Дагестана большую роль сыграли города: Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск, Дербент и Кизляр. «Основные экономические и политико-культурные перемены в этих городах были обусловлены их интеграцией в капиталистическое развитие России и интересам колониальной политики царизма». (1)


Российские власти, опираясь на уже имеющийся опыт, стали постепенно решать проблему унификации системы образования в Кавказском крае, в том числе и Дагестанской области, приближая ее к общегосударственным стандартам и усиливая процесс централизации управления.


На территории Дагестанской области, гимназическое образование существовало в лице нескольких мужских и женских прогимназий и гимназий, возникших на базе других учебных заведений (школ, училищ и пр.) Это Темир-Хан-Шуринская мужская прогимназия (1874-1880), Темир-Хан-Шуринская женская гимназия (1881-1914), Петровская мужская гимназия (1905-1919), Петровская женская гимназия (1902-1920), Дербентская женская прогимназия (1900-1919).


Народное образование занимало видное место в деятельности городского управления Дербента, который к началу ХХ в. представлял собой постепенно развивающимся городом. Прирост населения, экономическое развитие, прокладка железнодорожной магистрали преобразовывало город в важный населенный пункт. В течение короткого времени здесь возникло несколько городских учебных заведений, содержащихся на средства города.
15 сентября 1901 г. в администрации г.Дербента был поднят вопрос об открытии мужской гимназии. «Открытие гимназии в городе, – отмечал городской староста К.Гайдаров, – даст то умственное развитие подрастающему поколению, которое необходимо для современной жизни». (2)


На самом деле, при одном среднем учебном заведении во всей Дагестанской области, каким являлось в то время Темир-Хан-Шуринское реальное училище, при полумиллионном населении области, дербентская гимназия могла бы удовлетворить не только нужды города, но отчасти и населения сел близлежащих к Дербенту, а также других губерний.


Увеличение городского бюджета, арендная политика благоприятствовали тому, чтобы город мог бы открыть и содержать гимназию, если не полностью на собственные средства, то, во всяком случае, нести большую долю расходов, рассчитывая, в этом случае на субсидию от государственной казны.


Общий расход на содержание 7-классной мужской гимназии с одним приготовительным классом предполагал затраты в 40 тыс. руб. в год. При этом возникали такие важные вопросы как помещение для гимназии, мебель, учебные пособия, библиотека, физический кабинет и др.


Предполагалось с первого же учебного года определить ежегодную сумму, увеличивая ее в арифметической прогрессии, т.е. в 1-й год назначить 1 тыс. р., во 2-й – 1500 руб., в 3-й – 2000 руб. и т.д. до года открытия последнего класса. При этом, в последний год полной организации учебного заведения, последнее должно было быть вполне благоустроенным.


Вопрос количества учеников и плата за обучение ставился следующим образом: в приготовительном классе иметь 40 человек, в 1, 2, 3 и 4 по 35, в 5, 6 и 7 по 30 человек, плата – 50 руб. в год. Последняя цифра аргументировалась тем, что «воспитывать своих детей в чужом городе обойдется гораздо дороже». (3)


Поскольку открытие сразу полной гимназии считалось делом не простым (ввиду отсутствия помещения и пр.) городской староста предложил использовать постепенное ежегодное прибавление классов, например: «в 1-й год открыть приготовительный, 1-й и 2-й классы, а затем ежегодно прибавлять по одному классу, так чтобы к концу 6-го учебного года организовать 7-ми классную гимназию» [132, 427]. Ежегодный расход на содержание по такому расчету гимназии представлялся в следующем виде: «в 1-й год – 18010 р., во 2-й год – 18780 р., в 3-й год – 22390 р., в 4-й год – 30830 р., в 5-й год – 35120 р., в 6-й год – 40860 р. В эту смету не входил расход на наем помещения для гимназии и квартирные директору». (4)


Примерный расчет поступления платы за обучение, представлялся так: виде: «1-й год – с 80 учеников – 4000 р., 2-й год – с 110 учеников – 5500 р., 3-й – год с 135 учеников – 6750 р., 4-й год – с 170 учеников – 8500 р., 5-й год – с 210 учеников – 10500 р., 6-й год – с 250 учеников – 12500 р.». (5) При этом 10 % учеников (на различных льготных условиях) освобождались от оплаты.


По утвержденному уставу гимназий следовало, что плата за обучение обращалось в специальные средства гимназии, которые должны были быть ее собственностью и использоваться на благоустроенность учебного заведения, пополнение учебных пособий, библиотек, материальную помощь учебному персоналу, учащимся и др.
Находя вопрос об открытии гимназии в г.Дербенте важным и своевременным, городское собрание однако же посчитало невыполнимым открыть сразу полную гимназию по отмеченным выше причинам, но – вполне возможным открыть вначале приготовительный, 1-й и 2-й классы, добавляя затем ежегодно по приведенному выше расчету по одному классу.

 

Это, по заключению собрания, даст возможность городу реально в течение шести лет организовать полную гимназию с гораздо меньшими ежегодными затратами, а за этот период времени решить вопрос с постройкой отдельного здания для гимназии. В связи с этим городское собрание постановило: «просить ходатайства г. Военного губернатора Дагестанской области пред высшим правительством о разрешении открытия в г.Дербенте с 1902-1903 учебного года мужской гимназии нового типа по приведенному выше расчету ежегодного прибавления классов, при тех расходах, какие приведены выше, с включением и расхода на наем здания и квартиры для директора…» (6)


Однако вышестоящими властями в деле открытия в Дербенте мужской гимназии было отказано, по всем тем же причинам (отсутствие помещения, дороговизна и др.)


Несмотря на отрицательный результат, 7 января 1902 г. городской староста, указав на увеличение бюджета города от арендной платы с рыбных ловель, предложил вновь поднять вопрос об открытии гимназии. Собрание постановило просить Военного губернатора Дагестанской области ходатайствовать у главноначальствующего гражданской частью на Кавказе об открытии в Дербент с 1 сентября текущего года мужской гимназии нового типа при следующих условиях:

 

«1) Собрание уполномоченных, имея в своем распоряжении достаточные средства, обязуется принять все расходы по содержанию гимназии, какие только признано будет необходимым возложить на город в течение первых пяти лет до полного сформирования всех классов гимназии, и отвести бесплатно землю под постройку здания для гимназии, которое город обязуется возвести на собственные средства. Впредь же до постройки собственного здания отпускать нужные средства на наем под гимназию частного здания,

 

2) С открытием 5 класса, считая с 6 учебного года, собрании уполномоченных ходатайствует такую часть платы, поступаемой за право учения, какую оно найдет возможной, выдавать городу, как пособие на штатное содержание гимназии, если же просьба эта не может быть уважена и правительство признает нужным всю эту плату, поступаемую за право учения, обращать все специальные средства гимназии, то собрание уполномоченных не имеет к этому никакого препятствия и принимает весь без исключения расход на содержание гимназии на собственные средства, не касаясь специальных средств гимназии». (7)


Наконец депутация дербентцев, отправленная в Тифлис получила положительный отзыв по возникшему вопросу, но в несколько ином плане. Дело в том, что 30 июня 1902 г. губернатору было предложено, что поскольку новый тип учебного заведения, о котором просит город, еще не утвержден, то не даст ли городское управление предпочтение реальному училищу.


На собрании 13 июля 1902 г. совещание уполномоченных города Дербент постановило ходатайствовать об открытии вместо предполагаемой мужской гимназии, реального училища, как «более подходящего к требованиям г.Дербента». (8)


Несмотря на то, что гимназия все-таки не была открыта в Дербенте, нам представляется, что процесс возникновения проблемы, поисков и путей решения этой проблемы, описание всех трудностей и их преодолений в решении такого важного вопроса в жизнедеятельности города Дербента как открытие учебного заведения – гимназии, заслуживает внимания иссследователей.


В конкретных местных условиях посчиталось целесообразным открытие в Дербенте именно реального училища. К тому же, как видно из вышеизложенного, городские власти были поставлены перед выбором, и делать его надо было незамедлительно.

 

1.  История образования и просвещения в России XIX-XX в. М., 1994. С. 35..
2. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906. С. 426.
3. Там же.
4. Там же. С. 427.
5. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 1. Д. 3. Л. 42.
6. ЦГА РД. Ф. 85. Оп. 1. Д. 10. Л. 12.
7. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906. С. 427.
8. Там же.