История

История  »   Искусство, культура, образование  »   АРАБСКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА В ДАГЕСТАНЕ

АРАБСКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА В ДАГЕСТАНЕ

[опубликовано 10 Марта 2010]

Османова М.Н.

 

Арабская письменность, как часть общемировой культуры, является важным фактором развития культуры многонационального Дагестана – одного из немногих мест, где арабский язык был языком богослужения, науки, литературы, делопроизводства, частной и официальной переписки вплоть до первой четверти ХХ века.


До нашего времени сохранились чрезвычайно разнообразные сочинения на арабском языке, которые представляют огромную ценность. Тематика этих произведений – арабская грамматика, «коранические науки», мусульманская юриспруденция, суфизм, лексикография, поэзия, астрономия, логика, этика, а также актовый материал.


Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН является обладателем рукописных сочинений, созданных за пределами Дагестана – в странах Ближнего и Среднего Востока; рукописей, представляющих собой копии имевших широкое хождение в мусульманском мире книг, выполненных местными переписчиками; а также оригинальных сочинений, созданных местными авторами.


Старейшая рукопись, имеющаяся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН – это толковый словарь арабского языка «ас-Сихах» («Достоверный»), датируемый 1117 годом, автором которого является Абу Наср Исмаил ибн Хаммад ал-Джаухари (ум. 1008). Самые «молодые» рукописи датируются серединой ХХ века. Рукописная книга легла в основу печатной книги.  Арабские печатные книги можно разделить на две группы, исходя из места их происхождения:


1) Книги, привезенные в Дагестан из-за его пределов – из стран Востока – Египта, Турции, Ирана, Сирии, Средней Азии; а также из Казани, Симферополя, Бахчисарая.
Печатные книги стали привозить в Дагестан в 70-90-х гг. ХIX века, что подтверждается сохранившимися в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ экземплярами. В их числе – экземпляр известного сочинения ал-Газали (ум. 1111) «Ихйа’ ‘улум ад-дин», изданного в Египте 1289 г.х. (1872 г.); экземпляр книги «Мухтасар ал-ма‘ани», изданной в Стамбуле в 1304 г.х. (1886/87 гг.), автором которой является ат-Тафтазани (ум. 1390), и многие другие. Большое число книг поступало из Казани, бывшей в то время крупным центром мусульманского книгопечатания в Российской империи.


Известным распространителем книг в Дагестане был Мухаммад Хусейн Асадов, открывший в 1907 году в Темир-Хан-Шуре книжный магазин «Иттихад» («Союз»). Сохранились два его рекламных проспекта, первый из которых – «И‘лан», содержит 469 наименований книг по 14 тематическим разделам, в числе которых – грамматика, логика, догматика, хадисы, фикх, тафсир, риторика, история, поэзия, языкознание и др. В 1911 году магазин «Иттихад» в своем торговом каталоге «Фихрист ал-кутуб» предложил покупателю уже гораздо большее число книг, изданных за пределами Дагестана. Очевидно, что закупка книг шла с большим размахом, причем часто распространители книг закупали продукцию определенных, известных типографий (например – типография университета «ал-Азхар» в Египте, типография «Матба‘а ал-Асманийа» и типография Абдаллаха Эфенди Кырымлы в г. Стамбуле и др. )


Мухаммад Хусейн Асадов нередко выполнял и роль издателя. В своем объявлении "И‘лан" он писал, что готов оказать помощь тем, кто хочет издать книгу в издательствах Египта, при этом готов быть посредником между автором и владельцем типографии.


Большую роль в распространении восточных печатных книг сыграл дагестанский издатель М.М. Мавраев (1878 – 1964), который закупал книги за рубежом, а выборку книг для его магазина «Дар ал-кутуб» («Дом книг») осуществлял известный дагестанский просветитель и ученый, образованнейший человек своего времени Абусуфьян Акаев, сотрудничавший с Мавраевым.


2) Книги, изданные в Дагестане в местных типографиях.
На арабском языке книги в Дагестане стали издаваться литографским способом в типо-литографии А.М. Михайлова (г. Порт-Петровск) с 1904 года, а в 1907-1908 гг., с открытием исламской типографии М.М. Мавраева «ал-Матба’а ал-исламийа» (г. Темир-Хан-Шура), книгопечатание приобрело более масштабный характер.
В типографии М.М. Мавраева книги печатались также и наборным способом с 1911 года, хотя этот способ книгопечатания был не особенно популярен у дагестанских читателей, которые хотели видеть в приобретаемой книге произведение каллиграфического искусства.


Книги, изданные в Дагестане, также можно разделить на две категории:
1) Сочинения восточных авторов (арабских, персидских, турецких и т.д.) – основную часть книг представляли собой сочинения известных в мусульманском мире авторов по грамматике, логике, риторике, фикху и т.д. В их числе – грамматическое сочинение ‘Абдаррахмана Джами (1414-1492) «ал-Фава’ид ад-Дийаийа», занимающее по количеству разных годов издания одно из первых мест. Интересен тот факт, что в творчестве Абдаррахмана Джами это сочинение является второстепенным и иногда даже не упоминается исследователями (Абдаррахман Джами известен как автор многочисленных поэм: «Бухаристан», «Силсилат аз-захаб», «Юсуф ва Зулейха», «Фатихат аш-шабаб», «Лайла ва Меджнун» и др.), однако в Дагестане оно получило широкое распространение как в рукописях, так и в печатных книгах, было одним из основных учебных пособий в медресе.


Другое известное грамматическое сочинение, которое неоднократно издавалось в разные годы – это «Альфийа», написанное арабским грамматиком Абу Абдаллахом Джамаль-ад-дином Мухаммадом ат-Та’и ал-Джайани (1204 – 1274), известным под именем Ибн Малик . Особую известность он приобрел тем, что составил стихотворный свод грамматических правил арабского языка (вышеназванный «Альфийа»), являющийся версификацией таких известнейших грамматических сочинений, как «ал-Кафийа» и «аш-Шафийа» Ибн ал-Хаджиба ( ум. 1249).
Среди произведений по логике имеется несколько экземпляров сочинений Ну’мана ибн Шейх Саид аш-Ширвани – «Ну’ман», Ахмада ад-Даманхури – «Идах ал-мубхам мин ма’ани ас-суллам», Хисамаддина ал-Кати – «Шарх Исагуджи фи ильм ал-мантик», Касима Али ас-Самарканди – «Шарх ал-Адудийа» и др.
Риторика представлена сочинениями Сачакли–зада ал-Мар‘аши «Валадийа фи ильм ал-муназара» и Ташкубра-заде с одноименным названием «Ташкубра» .


2) Сочинения дагестанских авторов.
Для истории, науки и образования Дагестана чрезвычайно важно, что значительное число сочинений дагестанских ученых было опубликовано именно дагестанскими издателями. Среди них – сочинение по основным догмам ислама Али ал-Гази-Гумуки (XVI в.) «Мухтасар ал-кабир»; сочинение по грамматике Дауда ал-Усиши (ум. 1757) «Хашийа Дауд ‘ала Шарх ал-Марах»; сочинение по догматике Хаджи-Абдурахмана ал-Ахти (XIX в.) «Асас ад-дин ва-л-иман»; сочинение по хадису Мухаммада Тахира ал-Карахи (ум.1880) «Шарх ал-мафруд»; сочинение по фикху Мухаммада Али Чохского (XIX в.) «Маса’ил ва аджвибат»; юридический трактат Хасана-эфенди ал-Алкадари (1834-1910) «Джираб ал-Мамнун» и его же историко-биографическая хроника «Диван ал-Мамнун»; сочинения по философии Абдуллатифа Гоцинского (XIX в.) «Хубук ан-нуджум» и «ал-Фава‘ид ал-мубаддада»; сочинение по астрономии Али Каяева (ХХ век) «Хай’ат джадида» и многие другие.


Неоценимый вклад в дело распространения произведений дагестанских авторов внес М.М. Мавраев, уделявший большое внимание публикации этих произведений в своей исламской типографии. Часто на титульных листах изданных в начале ХХ века на арабском языке книг отмечено, что данная книга «издана на средства Мухаммада-Мирзы Мавраева».


Изучение дагестанской печатной книги на арабском языке фактически только началось. Основными задачами на данном этапе являются выявление всех экземпляров старопечатных книг, особенно в частных коллекциях, их описание и изучение, а также создание «Каталога печатной книги Дагестана на арабском языке».


Литература


1. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Арабо-мусульманская литературная традиция в Дагестане // Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс.—Махачкала, 1990.—С. 216.

2. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН — Ф.15. Оп. 1. Инв. №№ 241-244.

3. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН — Ф.15.Оп. 1. Инв. № 93.

4. Мухаммад Хусейн ибн Асадуллах. И`лан.—Темир-Хан-Шура. Б.г.,—С. 1.

5. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН – Ф. 30. Оп. 2. Инв. № 65.

6. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden –London. 1963. Volume II. Fasc. 25. PР. 421-422.

7. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Leiden – London. 1968. Volume III. Fasc. 53-54. PP. 781.

8. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН – Ф. 15. Оп.1. Инв. № 1032 (ч. 3), 541, 1335,1020, 863 (ч. 1),863 (ч. 3),998, 1042,1032 (ч.1),70, 1372,1374,391, 392, 593, 656, 945,85, 880,68,111,933,895,60, 69, 456, 604, 1039, 1192. 

Журнал АКАДЕМА № 2. 2006.