История

История  »   Имам Гамзат-Бек  »   ЭПОХА ИМАМА ХАМЗАТА

ЭПОХА ИМАМА ХАМЗАТА

[опубликовано 12 Июня 2009]

Хайдарбек Гиничутлинский

 

Историкобиографические и исторические очерки

Историкобиографические и исторические очерки Хайдарбека Геничутлинского являются одним из ценных повествовательных источников по истории Дагестана и Чечни. Составлены они во второй половине XIX в. на основании устных и письменных источников местного происхождения, в числе которых были и записки активного участника борьбы с царизмом, шамилевского «генерала» Абакардибира из сел. Аргвани Гумбетовского района Дагестана.

ЭПОХА ИМАМА ХАМЗАТА


[1832 г.]


Могила имама Гамзат-Бека в ХунзахеС согласия авторитетных и влиятельных койсубулинцев — знатоков шариата, а также людей, согласных с ними по вопросу путей оказания помощи мусульманской религии, имамом стал знатный аристократ и храбрец Хамзат Гоцатлинский, сын Алискандарбека, которому дана, была присяга после мученической смерти имама Газимухаммада. Правил Хамзат в течение примерно двух лет.


[1833 г.]


Хамзат начал призывать народ твердо держаться мусульманской религии, а также распространять шариат. Держась за канат Аллаха, он затем выступил во главе войска, чтобы возвысить священный Коран.
Хамзат двинулся к селениям Корода, Хоточ, Хиндах и Чох с увещеваниями, обращенными к их жителям. Он побуждал их принять шариат и прочие установления ислама, и в этом они подчинились ему. Кородинцы, хоточцы, хиндахцы и чохцы стали, таким образом, подданными имама.
Затем Хамзат пошел к селению Ругуджа. Ругуджинцы, однако, стали тут упорствовать, попели себя слишком гордо. Дело в том, что жители этого селения были людьми грубыми, склонными к беззаконию и при всем этом весьма сильными. Имам поэтому начал сражаться с ними и ругуджинцы вкусили тогда и пули и удары меча. Их укрепленная обитель была взята, причем было убито около пятидесяти человек из числа ругуджинских насильников—вельмож и лиц, судивших по адатам (русама).
Главарем ругуджинцев был грубиян по имени Султанав, который успел, было укрепиться в своем замке. Люди Хамзата хитростью заставили, однако, этого Султанава выйти наружу, а затем, наложив на него оковы, отправили в гимринскую тюрьму. Богатства же Султанава они разграбили. Впоследствии, уже в дни правления Шамиля этот человек был там убит; в книге «Блеск дагестанских сабель» говорится: «Первым, с чего начал Шамиль—было убийство Султанава Ругуджинского, который тогда находился в гимринской тюрьме.
Хамзат, возвратившись назад, направился затем в такие города, как Телетль, Батлух, Карата, а также к тем, кто поддерживал их. Жители этих городов и люди, поддерживавшие их, подчинившись имаму, вошли в число его подданных».


[1834 г.]


Хамзат со своими полками двинулся затем к городу хунзахцев (авар). Последние же, укрепившись при своих замках, заблокировали дороги, ведущие внутрь Хунзаха, куда, кстати, стеклись те жители окрестных селений, чей дух был не здоров. Хунзахцы при этом взяли тогда под арест тех своих земляков, которые были известны склонностью к шариату—выдающегося храбреца Алибека и людей, подобных ему.


Воины Хамзата, окружив хунзахцев, продолжали осаду до тех пор, пока та не утомила последних. Они при этом потравили еще зеленые хунзахские поля на глазах у их хозяевов. Наконец, хунзахцы сдались на милость имама.
Хамзат взял Хунзах на основании, однако, мирного договора (слух). Главари эмиры хунзахцев дали ему присягу, причем последние передали имаму своего младшего брата Булача—в качестве гаранта своей верности. Хамзат же и словом и делом проявил тогда любезность по отношению к хунзахцам, а когда затем положение вроде бы стабилизировалось, даже пригласил их на совместное заседание.


Имам, когда к нему прибыли хунзахские эмиры, советники (визир) п. ученые, стоял в местности Тобтида. В знак якобы уважения он завел эмиров —Нуцалхана п. Уммахана, сыновей Султанахмадхана, в свою палатку. После обмена воспоминаниями и беседы, Хамзат, взяв в руки кумган, вышел, однако, наружу, словно бы по нужде, оставив обоих эмиров внутри палатки. Вот тутто палатку и окружили его воины, которые, подрезав державшие ее веревки, дали залп из ружей по эмирам и убили их обоих прямо там, в палатке.


Говорят, впрочем, что хунзахские вельможи не соглашались с приказаниями и запретами Хамзата, и даже, якобы, вознамерились нарушить заключенный уже договор, гарантировавший им безопасность. Дело с их стороны дошло до обнажения оружия, и первым сделал это смутьян Мирзал Хаджияв. В результате, мол, и произошла та беда. Аллах лучше знает!


В тот день были убиты: кадий хунзахцев—известный ученыйисследователь Нурмухаммад, ученый Хассанил Мухаммад Хариколинский, советник эмиров Мирзал Хаджияв и другие лица. Из числа же товарищей Хамзата: брат его Мурадбек, Чупан—двоюродный брат Хамзата по линии отца, и еще кое-кто. Через несколько дней была убита и Бахубике, мать названных эмиров. Что же касается Булача — их младшего брата, то он был отвезен тогда в Гоцатль. После убийства Хамзата, однако, его, еще мальчика, бросили в Койсу (Большая река).
Хамзат, сломав хребет могучим тиранам и накрутив носы спесивым гордецам, вознося хвалу Аллаху, вступил затем в обитель власти — княжеский дворец (дар).


Имам, таким образом, овладел могущественнейшим городом и одержал, наконец, верх над людьми, сопротивлявшимися особенно сильно. После этого религиозная страсть толкнула его на мусульманизацию народа, на расширение территории, где бы действовали законы ислама, а также на удаление людей, поклоняющихся кресту.


Собрав войска, имам Хамзат двинулся к Салта. Глубокой ночью его воины бросились на это селение ворвались внутрь, да так, что никто не успел и почувствовать. В Салта, где стояла тогда охрана из иудахарпев, воины имама вступили, распевая громкими голосами: Ля иляха илля ллах, ля иляха илля ллах. Охрана обратилась тут в бегство. Кое-кто из цудахариев был при этом убит. Других взяли в плен. Что же касается жителей селения Салта, то они выказали имаму повиновение.


После того, как салтинцы подчинились, к имаму Хамзату прибыли жители Кудали. Они выказали ему свое почтение и стали его подданными. Хамзат же установил тогда для кудалинцев, в соответствии с Кораном, наказание (хадд) за пьянство, а те, со своей стороны, дали ему присягу — пребывать в спокойствии и оказывать необходимую помощь. Затем к Хамзату прибыла еще и делегация из Кегера, чтобы заключить мир, дать присягу и принять на себя определенные обязательства.


Цудахарцы упорно продолжали не признавать Хамзата. Мало того, они привели на помощь акушинцев и казикумухцев, а затем со всеми своими полками, массой выступили [из Цудахара]. Навстречу им выступил и имам. В местности, где расположены цудахарские, хутора, эти две группировки столкнулись, и там произошло великое побоище.


С обеих сторон было множество убитых. В числе мучеников за мусульманскую веру, павших в тот день, был и считавшийся опорой имама великий храбрец Амирхамза Шототинский—верный помощник делу ислама, могучий лев, чья фамилия является ответвлением рода благородных эмиров.


Люди, давшие присягу, изменили тут Хамзату из-за того, что желание жить по шариату было у них еще слабым. Мало того, они начали даже подыскивать момент, чтобы напасть на имама и его последователей.
Из того исламского похода Хамзат вернулся разгневанным на нарушителей договора о пощаде и ожидал теперь помощи от Аллаха для искоренения людей окончательно заблудших, а также— злостных притеснителей. В качестве имама он засел в городе Хунзахе, в княжеском дворце, и принялся переводить хунзахцев на путь благородного шариата. Продолжалось все это до осени тысяча двести пятьдесят первого (1835) года.
Хунзахцы (ахл авар) были людьми пылкими, мужественными и гордыми. Они, однако, сумели тогда скрыть свою враждебность и ненависть по отношению к имаму Хамзату и его партии. Наконец, у них сложилась группа, которая дала клятву: либо умереть, либо отомстить за хунзахскую знать.


В одну из пятниц 1251/1835 года члены этой группы, заявившись якобы на пятничную молитву, стали поджидать Хамзата, чтобы напасть на него. Когда же Хамзат вошел в хунзахскую мечеть, один из них—Осман, брат Хаджимурада, встал со словам».. «Что с вами случилось, хунзахцы? Вы не встаете, когда входит ваш глава!» Затем этот Осман выхватил пистолет и выстрелил в Хамзата, но и Хаджиясул Мухаммад успел выстрелить в Османа. И Хамзат и Осман, оба упали тут наземь и сразу же умерли.


Хаджиясул Мухаммад выскользнул тогда из мечети и укрылся, было в замке, но хунзахцы, осадив его там, в конце концов, заставили выйти наружу. Говорят, что они стали выкуривать Хаджиясул Мухаммада дымом. Наконец, де, он вынужден был выпрыгнуть через амбразуру наружу, и вот тутто хунзахцы его и убили.
Хунзахцы, устроив, таким образом, смуту, пропустили пятничное моление. Мало того, они нарушили действие божественного закона и воссоздали свои мерзкие обычаи.
Правление имама Хамзата закончилось. Во всей своей прежней мощи вновь засверкало мерзкое обычное право. На все, однако, божья воля!
Имамом Хамзат был в течение примерно года и нескольких месяцев.

 

Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки. - Махачкала, 1992. - С. 67-71.