История

История  »   Аулы и города Дагестана  »   ВЫСТАВКА «ПЕТРОВСК - МАХАЧ-КАЛА В ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ»

ВЫСТАВКА «ПЕТРОВСК - МАХАЧ-КАЛА В ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ»

[опубликовано 10 Марта 2012]

Дадаева Зарема

 

Администрация города Махачкалы    Музей истории города Махачкалы
/к 155-летию города/

«Петровск - Махач-Кала в почтовой открытке»
1902-1923гг.

/из фондов Музея истории города Махачкалы/

ВЕРНИСАЖ
21 февраля 2012 в 16 ч.
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
пр. Петра I, здание мемориального комплекса посвященного
русской интеллигенции в парке «Ак-Гель»,
музей работает с 10 до 18, выходной понедельник, тел.: (8722) 518-511,
e-mail: muzeum.igm@gmail.com


Автор, куратор проекта, макет, составитель: Зарема Дадаева
Научные редакторы: Кавсарат Темирханова, Гаянэ Петросян
Верстка, препресс, фотореставрация: Татьяна Юха
Технический куратор: Эмиль Азизов
Технический редактор: Умукусум Газиева



Впервые дагестанскому зрителю представляется выставка, экспозицию которой составляют подлинные почтовые открытки известных дореволюционных издательств, из фондов Музея истории города Махачкалы.
Первая почтовая открытка была выпущена в 1869 году в Австро-Венгрии. 12 июня 1871 года Министерство внутренних дел утвердило «Временные постановления по почтовой части», согласно которым в обращение вводились открытые письма. 1 января 1872 года, впервые была выпущена российская открытка. Таким образом, в этом году история российской открытки как почтовой карточки насчитывает 140 лет.


Благодаря своей иллюстративности и оперативности в передаче сообщений, открытки были необычайно востребованы жителями даже самых отдалённых уголков Российской империи и зарубежных стран. Выполняя свою основную роль, они являлись ярчайшим документом эпохи.


Сегодня старые открытки доносят до нас облик храмов, виды отдельных зданий, фабрик и заводов, площадей, улиц - памятников старины, часть которых не сохранились до наших дней. Многие из почтовых миниатюр всегда будут оставаться образцами высокой художественной культуры, блестящими графическими произведениями, образцами полиграфического совершенства. Каждая из них - своеобразный шедевр, ведь она отражает время.


Каким был наш город в начале XX века, что сохранилось до наших дней, что было утеряно - уникальная старинная открытка может многое рассказать о прошлом города и его обитателей. Сюжетов, запечатлевших небольшой приморский Петровск на открытках, не так много. Это изображение улиц, отдельных зданий, окрестностей города, панорамы бухт и Каспийского моря, панорамы города со стороны моря, городские инженерные сооружения, строительство мола и полотна железной дороги и др.


Путешествуя во времени по экспозиции выставки, мы имеем возможность увидеть храм Великого князя Александра Невского, на службах в котором вмещалось до тысячи человек. Храм располагался на возвышенном берегу Каспийского моря, у подножья горы Анжи-Арка. «Представлял собой архитектурную доминанту города. И вместе с Петровским маяком служил прекрасным ориентиром для проплывающих мимо города судов».


Петровские пристани и пароходы знаменитого пароходного общества «Кавказ и Меркурий», стоящие у причала, «затертые во льдах». В порту кипит жизнь, прибывают суда, идет погрузка. Городской сад - любимое место отдыха петровчан. Здесь часто играл военный духовой оркестр, тут же находился небольшой летний зал с подмостками для сцены, ротонда для проведения танцевальных вечеров, ресторан. С наступлением сумерек горсад освещался двенадцатью бензиновыми лампами «Чудо».


Старое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1896 году и, снесенное в 70-е годы XX века, одно из главных красивейших городских зданий. Базарную площадь /ныне площадка перед Аварским театром на Родопском бульваре/, где располагались многочисленные фанерные будочки и холщевые навесы, в которых продавались фрукты и сладости, ткани и оружие, медная посуда и сундуки. Здесь же в небольших пристройках мастера и ремесленники чеканили и лудили посуду, шлифовали клинки, выбивали орнамент по меди и серебру. Живописное, не сохранившееся до сегодняшнего дня, здание Дворца пионеров на улице Комсомольской /ныне проспект Расула Гамзатова/. Эта открытка входит в серию, подписанную Махач-Кала, с разделительным дефисом. Такое написание имело место вплоть до начала 30-х годов XX века.


Большинство же открыток отображает приморскую часть города и улицу Барятинскую - центральную и деловую части города. Главная улица Петровска тянулась от вокзальной площади до городского сада. На ней размещались основные достопри мечательности города: гостиница «Гуниб» на 25 мест, гостиница «Европа», «Центральная», «Северные номера», несколько магазинов, аптека, кинотеатр, мануфактурные лавки, торговые и рыбные лабазы, магазины скобяных товаров вперемешку с небольшими 2-х этажными купеческими домами, здания присутственных мест, трактиров, контор, другие учреждения. Во второй половине XIX в. - единственная в городе мощеная улица, освещавшаяся керосиновыми фонарями.


Непривычно свободные улицы, по которым ползут лошадиные подводы - все это старый Петровск, узнаваемый и все же другой город. Параллельно с видами города, старые почтовые карточки представляют нам людей, живших задолго до нас. Путешествуя по выставке, мы видим городовых, стоящих на улице Барятинской /ныне Буйнакского/, возле здания с вывеской «Магазинъ готоваго платья. М.Фритц». Дальше, по Садовой /ныне ул. Даниялова/, мимо гимназии /здание школы №1/, идет горожанин в шляпе. На следующей открытке видим фигуру человека в тулупе на фоне городской панорамы и храма Александра Невского. Дальше, на берегу моря, расположилась группа людей разного сословия. Один в котелке, другой в папахе, третий в кепке и невольно подмечаешь, что публика в старом Петровске была такая же различная и пестрая, как и сегодня.


Документальные открытки позволяют достоверно реконструировать облик старого города. Выбирая объекты для фиксации, издатели и фотогфафы, отбирали прежде всего те здания и местности, которые были хорошо узнаваемы и являлись своеобразными визитными карточками любого города.


Видовые открытки на память или как приглашение к путешествию, в основе изображений которых лежали фотографии, пользовались огромной популярностью, выпускались и крупными столичными, и провинциальными издательствами. Владельцы книжных и писчебумажных магазинов, также, выступали в роли заказчиков перед издательскими фирмами. Невозможно полностью восстановить имена фотографов, благодаря которым мы можем заглянуть в прошлое.


Нам известны издатели почтовых писем, представленных в выставке:

Изд. и снимки фотогр. Рейтман. Петровскъ. Дагест. обл.
Издаше книжн.и писчебум.магаз. И.Р.Гримехсса. Бахмутъ и Епашево.
Oomomunin Шереръ Набгольцъ и Ко., Москва
Изд. Т-ва «Контрагенстъ печати» в Москвъ
Изд.контрагенства А.С.Суворина и Ко.
Изд.писчебум.маг. АА.Владиспавского въ Петровскъ. Дагест.обл.
Изд. К.А.Михайлова; Петровскъ-Портъ
Изд.писчебум.маг. И.А.Рогачева, Петровск, Д.о.


Однако большинство этих выпусков лишь повторяли авторские работы фотомастеров, запечатлевших для будущих поколений изумительные уголки и памятные места города, как сохранившиеся до наших дней, так и безвозвратно утраченные. «Путешествуя», открытка разносила эти образы по всему миру. Основной функцией открытого письма, конечно, была передача письменного сообщения. На открытке в начале XX века писали самое разное, но главное - она была дешевым и надежным средством общения. Оборотная сторона открытки может сказать многое: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала, кто автор письма, кому оно отправлено. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки петровчан с другими городами. На штемпелях открыток, представленных в музее, указаны названия самых разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринодар, Харьков, Тифлис, Владикавказ, Молога Ярославской губернии, Сызрань, Эстляндия, Финляндия.


Тексты писем незатейливы. Чаще всего их авторы передавали привет своим родным, друзьям и знакомым, поздравляли их праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоминали о себе.


Вот только несколько писем на старинных открытках с видами Петровска -Махач-Калы:

«Шлю приветь изъ Петровска с наилучшими пожеланиями. Дела у меня идутъ слава Богу. Письма от тебя не получаль давно. Завтра уходимъ в Персию». Подпись.

«Шлю Вам свой горячий Кавказский привет и Каспийское море пожеланий. А также, привет Вашим родным. Друг Вашей сестры, Илья Розиашвили».


«Приветь изъ Петровска! Выезжаю в Елисаветополь. Всего лучшего! 23.1.1902 г.»
«Сегодня в одиннадцать утра достиг благополучно Каспийского моря. В Баку вечером пересадка. Какъ спутника имею веселаго студента изъ Чаквы. 8 верстъ от Батуми. 17. VI. 15».


«5.04.12г. Закончивъ все свои дела в Одессе выезжаю сегодня в Херсонъ. А оттуда, дня через 2-3 в Петербургъ... Погода стоит малоутешительная. Холодно и пасмурно. Всем приветь. Детей целую. Пока, всех благъ. Пишите в Петербургъ. Ваш Михаил».


«Шлю сердечный приветь с берегов Каспийского моря. Едемъ берегом моря, чудные виды по обе стороны! Горы-море. Здоров. Ваш ...» Подпись.


Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность. Прошедшая почту открытое письмо - артефакт, документ, художественное произведение, литературный источник, история живой жизни. Это важный культурный, исторический и коммуникативный феномен, который стал сегодня ценнейшим источ-ником по истории, градостроительству, этнографии, истории фотографии, истории повседневности.


Почтовые карточки распространяли фото-информацию вплоть до возникновения телевидения и других видов массовой коммуникации. Часто старые открытки являются единственными дошедшими до нас фотодокументами и составляют часть историко-культурного наследия.


В экспозиции выставки представлено 57 черно-белых и цветных открытых писем начала XX века с видами Петровска - Махач-Калы, датируемые 1902-1923 гг. из фондов Музея города. Всего же, фонды музея по дореволюционной открытке по Дагестану начитывают более двухсот экземпляров. Изыскательная работа по максимальному сбору этого редчайшего и драгоценного материала ведется со дня основания Музея непрерывно. В скором времени, Музей города планирует издание альбома по данной теме.


Выставка «Петровск - Махач-Кала в почтовой открытке. /1902-1923 гг./ - это штрихи к портрету столь любимого нами родного приморского города, который отметит в этом году свое 155-летие. Человеку, обществу свойственно оборачиваться назад. Смотреть на близкое и дорогое и по прошествии лет. Город растет, неизбежно меняется, меняются люди, которые в нем живут. Предназначение музея - не дать прерваться связи времен. Протянуть незримые нити из прошлого в Сегодня, чтобы передать в Завтра.



Зарема Дадаева, автор и куратор проекта
февраль, 2012