История

История  »   Аулы и города Дагестана  »   ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУЛЕ ДАРВАГ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АУЛЕ ДАРВАГ

[опубликовано 14 Марта 2010]

Магарамова И.П.

 

В основе изучения истории народа лежат древнейшие следы его культурной жизни, извлекаемые из языка народа, археологических находок и памятников архитектуры. И то, и другое у отдельных народов Дагестана очень слабо разработано. Очень часто в исторической литературе о Дагестане и дагестанцах проскальзывает мысль о различиях между «историческими» и «неисторическими» народами, «коренными» и «пришельцами». Однако признано, что все люди были некогда близкими, меняли территорию своего обитания и т.д.


Следует отметить, что вопрос об этногенезе дагестанских народов и возникновения их первых поселений в современной историографии не получил должного освещения и изучение этих проблем сопряжено со значительными трудностями. Недостаточно внимания уделяется разработке проблем малых народов, в том числе тюрко-азербайджанского. На этом историческом перепутье рассеяна история Дарвага.



В настоящей статье предпринимается попытка систематизировать и обобщить отрывочные сведения о Дарваге с момента его возникновения на основе дошедших до нас письменных источников.



Возникновение Дарвага историки относят к V-VII вв. В это время он числится среди других древнедагестанских городов, Дарваг является одним из четырнадцати селений, расположенных вдоль Горной стены (Даг-бары), относящийся к оборонительной системе Дербента. Сооружение Горной стены, по утверждению исследователей, связано с именем персидского шаха Хосрова Ануширвана, чье правление приходится на 531-579гг. Вдоль стены, через каждые 3 мили , были сооружены сторожевые посты. Как утверждают историки, Дарваг возник вокруг одного из таких постов (сторожевых башен) и являлся одним из важнейших военно-стратегических и административных пунктов. Об этом свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени наблюдательная площадка.



Подтверждение ко всему вышесказанному мы находим в письменных источниках. Так, Ибн ал-Факих (X в.), сообщая о строительстве Сасанидами 360 замков, тянущихся до Баб-Аллан, уточняет, что «из них 110 замков (находились) во владении мусульман до земель Табарсеран (Табасаран) …» . Ал-Истахри (X в.) писал о 14 крепостях на горах Баб ал-Абваба . Сообщение Якуби о 7 крепостях, охранявших ворота в Горной стене, подтверждается расположением такого же количества современных аулов вблизи ее остатков (Митаги, Камах, Задиян, Бильгади, Гимейди, Дарваг, Зиль). Если же к этим семи аулам добавить еще несколько расположенных в окрестностях Горной стены (Джалган, Рукель, Мугарты и др.), также населенных не дагестанскими аборигенами, то мы получаем число 14, которое называет Ал-Истахри.



Дальнейшая судьба Дарвага необычна и удивительна, и связана с периодом арабских завоеваний Дагестана. Трудно найти еще такой аул, судьба которого столь многолика и парадоксальна на протяжении многих столетий. Являясь ареной кровопролитных арабо-хазарских войн, Дарваг то попадал под власть завоевателей, то добивался независимости. Подвергаясь постоянным нашествиям и разрушениям, он сохранил удивительную способность, подобно мифической птице Феникс, вновь и вновь возрождаться из пепла. Словно маяк, он возвышался на Каспийском проходе, откуда пытались пройти многие завоеватели. «Хакан, царь хазарский, собрал многочисленное войско … Мусульмане встретили его на берегу Дарвага …» , – гласит источник. Во время очередного похода арабских войск во главе с Джаррахом Дарваг полностью разрушается. Об этом «Дербенд-наме» сообщает: «Он (Джаррах) отправляет для наказания жителей Табасарана 2000 войск… Сам он со своим войском отправился в Дарваг… Узнав об этом, сын Хакана Барсбек двинулся против Джарраха, и оба войска сошлись на берегу Дарвага, где начался ужасный бой …» .



Разрушенный Джаррахом Дарваг был восстановлен и укреплен при халифе Мансуре, который поселил здесь арабов, выходцев из Дамаска – столицы Сирии . Более важное указание по этому поводу содержится в сочинении Якуби. Здесь мы читаем: «… получив известие о победе хазар и их вторжении в мусульманские земли, Абу Джафар (Мансур) … построил города Камах, Мухаммадийа и Баб-Вак, которые обратил в опорные пункты для мусульман» . Комментируя это сообщение, В.Ф. Минорский писал, что «первый еще существует на расстоянии 20 км . от Дербента, второй, возможно соответствует Хумайдийа, а третий – Дарбаху (Дар-Вак)» .


За годы своей еще точно не установленной истории Дарваг менял этнический состав населения, языковую принадлежность. Серьезное влияние на этническую ситуацию, на этнический состав населения Дарвага в целом оказывало политика правителей стран, овладевших Дербентом, переселивших сюда племена, которых они хотели превратить в свою этническую базу в регионе, не надеясь на преданность местного населения.



Как свидетельствуют письменные источники и по преданиям, бытовавшим среди дарвагцев в прошлом, происхождение их связывают с арабами. Так, по данным «Дербенд-наме» в целях упрочения своего влияния на территории Табасарана были возведены крепости в населенных пунктах, одним из которых был Баб-Вак (Дарваг). Там же говорится, что «народ из Дамаска он (Езид – арабский наместник в Дербенте) поместил в Дарвак, который был большим и важным городом» .



Следующее по времени авторитетное указание на существование в Дагестане, сохраняющих родной язык арабов мы имеем в труде А.-К.-А. Бакиханова. «В деревне Дарваг в Табасаране, – отмечал он, – арабский язык вышел из употребления недавно», что в начале XIX в. здесь еще оставались старожилы, говорившие по-арабски и считавшие дарвагцев арабами . Это обстоятельство дает основание полагать, что А.-К. Бакиханов непосредственно общался с жителями Дарвага. К тому же, А.-К. Бакиханов, перечисляя восемь деревень Табасарана Джалган, Рукел, Камах, Мугатыр, Задиян, Гимейди, Митаги и Бильгади, находившихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербентскою стеною, которые говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка, не называет Дарваг, что лишний раз доказывает об арабском происхождении дарвагцев. Г.-Э. Алкадари также упоминает эту версию: «… в северной Табасарани предки жителей селения Дарвах были арабы, и в начале последнего столетия (XIX в.) у них был в употреблении своеобразный арабский язык …» .



Известный кавказовед и арабист Генко А.Н. также отмечал, что арабский язык «наиболее прочно держалась не в самом Дербенте, который являлся важнейшим опорным пунктом арабизма на Кавказе, а к западу от него». Далее он писал, что ему приходилось встречать показания об арабском языке как родном для местного населения (применительно к исчезающему поколению) одного лишь единственного селения Дагестана – Дарвага .



Отмеченное показание об арабском населении Дарвага получает видимую поддержку в сведениях переписи 1897г. В материалах переписи о распределении населения Кавказа по родному языку, указывается на наличие на Кавказе в самом конце XIX в. 955 человек, показавших своим родным языком арабский, причем в Дагестанской области – 912 человек. Характерное для сельского населения Дагестана соотношение полов (меньше число женщин против числа мужчин) и близость общей численностью (912 чел.) к численности населения Дарвага (в 1886г. – 497 мужчин, 471 женщин, всего 968 чел. и т.п.; по более поздним данным на 1926г. в Дарваге оказывается уже 641 мужчин и 582 женщин, всего 1223 чел.) дают основание предполагать, что под арабоязычным населением Дагестана в переписи 1897г. скрываются дарвагцы.



Вопрос о том, кем же были аборигены – предки дарвагцев еще до того, как там поселились арабские переселенцы из Дамаска, остается открытым. А в настоящее время дарвагцы – азербайджанцы.



Название Баб-Вак (вместо Дарваг), по всей вероятности, свидетельствует о том, что данное поселение, как и город Дербент (по-арабски Баб ал-Абваб) существовало еще до арабов, ибо, как отмечается в «Дербенд-наме», арабы совершили опустошительный поход и на Дарваг . Первая часть слова «Баб-Вак» по-арабски означает «дверь», а вторая часть, предположительно, личное имя (или название местности). Это может быть и название ворот как, например, Кырхляр-капы, Баят-капы и др. в Дербенте. Впоследствии первая часть изменилась в «Дар», что по-персидски (фарси) означает опять-таки «дверь». Так сложилось название Дарваг.



До сих пор остается не выясненным до конца название реки Дарвагчай. Она протекает вблизи с. Мамедкала Дербентского района, расположенного в 20 км от Дарвага. По версии А.-К.-А. Бакиханова, «Дарваг – это село, расположенное в верховьях реки Дарвагчай» . Значит, в нижней части села, по долине некогда протекала река. В 30-е годы XX в., по утверждению старожилов и очевидцев, на этой реке функционировали 4 водяные мельницы. А сама река была притоком нынешнего Дарвагчая, несущего свои воды в Каспий. Куда же эта река делась? Возможно, запасы воды иссякли, а оставшуюся небольшую часть провели в ближайшие села (Зиль, Ерси, нижняя часть Дарвага) в качестве питьевой воды. Если от Горной стены протяженностью в 42 км почти ничего не осталось, вполне возможно истощение водных запасов.



По другой версии, название Дарвагчай река получила потому, что протекала по землям, некогда принадлежавшим дарвагским бекам и простиравшимся до самой железной дороги. Нынешний совхоз «Геджух» в прошлом, до 1917г., был подарен дарвагскими беками зятю Воронцова Дашкова Кочергину. Здесь располагалась и усадьба Кочергина. Кроме того, находившиеся в этих местах известные земли Карабулах были проданы бильгадинцам. Если все эти земли принадлежали Дарвагу, вполне возможно, что река получила свое название по этой причине.

Литература

1. Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1961. С. 65-70. 2. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31. С. 11. 3. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала, 1994. С. 65. 4. Тарихи Дербенд-наме. Тифлис, 1893. С. 62-63, 71. 5. Бакиханов А.-К.-А. Гюлистан и Ирам. Баку, 1991. С. 21-22. 6. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение. // Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М.:Л., 1941. С. 86. 7. Якуби. История / Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927. С. 8-9. 8. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X - XI вв. М., 1963. С. 125. 9. Тарихи Дербенд-наме. С. 83-84, 106. 10. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Махачкала, 1994. С. 24. 11. Дербенд-наме / Под ред. М. Алиханова – Аварского. Тифлис, 1898. С. 106-107. 12. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы XIX – начало XX в. Историко-этнографическое исследование. М., 1990. С. 31.

Журнал АКАДЕМА № 1. 2005