История

История  »   Аулы и города Дагестана  »   РАЗВИТИЕ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОРТ-ПЕТРОВСКА

РАЗВИТИЕ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОРТ-ПЕТРОВСКА

[опубликовано 14 Марта 2010]

Велиханов Т.Т.

 

Пристань г.Порт-ПетровскаРассматривается роль порта и железной дороги в торговом и экономическом развитии города Порт-Петровска Дагестанской области. Оценивается их значение для развития экономики города. Дан анализ процесса постепенного развития фабрично-заводского сектора, экономики города Петровска.


Современная Махачкала – это город с десятками крупных и сотнями мелких предприятий обеспечивающих своей продукцией не только Дагестан и Россию, но и зарубежные страны. Но так было не всегда.
Целью данной публикации является более детальное и подробное освещение событий, способствовавших развитию фабрично-заводской промышленности Порт-Петровска.


Во второй половине XIX века Российская империя терпит сокрушительное поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.). По условиям Парижского мирного договора (18 марта 1856г.) Россия практически полностью лишилась своего флота на Черном море, так же было сведено к минимуму и число крепостных сооружений, большинство из которых были уничтожены. Аналогичные требования были предъявлены и Турции, так как выход из Черного моря был в руках Турции, то это решение оголяло юг страны, делало его уязвимым.


Следствием поражения стало стремительное укрепление юга страны в экономическом и стратегическом плане. Этим и было вызвано столь быстрое возведение порта, разговоры о строительстве которого, велись не одно десятилетие. Некоторое время спустя к Петровску была подведена и железнодорожная ветвь, имевшая огромное экономическое и стратегическое значение.


В Российской империи происходил переход на качественно более высокую ступень экономического развития, что в свою очередь требовало сближения производства с сырьевыми базами и рынками реализации готовой продукции. Первый шаг на пути превращения Порт-Петровска в промышленно-экономический центр Дагестана был сделан в 1861 году. Им стало строительство морского мола1 [1].


В 1858г. Кавказский комитет признал необходимым строительство на Петровском рейде2 постоянной пристани. Потому комитет решил: разрешить строительство пристани на петровском рейде по тому проекту, который, исходя из местных условий, будет принят Наместником Кавказским. Смета была представлена в государственное казначейство, и в 1858г. из фонда чрезвычайных издержек Наместнику было выделено примерно пятьдесят тысяч рублей серебром. В последующие годы суммы необходимые для достройки пристани на Петровском рейде (около 4 млн. руб.) вносились в смету расходов Закавказского края [2].
По проекту инженер-капитана Фалькенгагена в 1860 году были начаты работы по сооружению морского порта [3].

Специально для этой цели строителями были куплены за границей: крабы, рельсы, детали вагонов, локомобиль, паровой молот, паровая лесопильня, паровая каменотесная машина, сверлильная машина, запчасти к ним и необходимые для работы инструменты. Все это было доставлено из Англии [2, с.с. 37-38].
В 1861-1869 годах были построены в начале южный, а затем и северный молы, в 1866 году – маяк, сохранившийся до наших дней. В 1881 году работы по строительству морского порта завершились [4].


К этому времени в городе уже имелись конторы пароходных обществ.
С 1861 года, когда установилось постоянное сообщение Петровска с Астраханью посредством пароходного общества «Кавказа и Меркурия», торговая жизнь Петровска активизировалась.


В 1860 году, когда сообщение между портами поддерживалось парусными судами и изредка казенными пароходами, через Петровский порт было провезено различного рода товаров и хлеба на 1463072 руб., включая огромное количество казенного хлеба. Вывезено на 102413 руб., в том числе морены – на 74796 руб. В 1861 году привоз, за исключением казенного провианта и других казенных грузов, вырос на 890819 руб., вывоз – на 105000 руб. С появлением порта торговля начала развиваться: в 1868 году привоз без казенных грузов составил 1711744 руб. Одних галантерейных товаров на 562500 руб., металлических изделий – на 80336 руб. строительного леса было привезено – на 62612 руб. вывезено 186644 руб., в том числе марены – на 124572 руб.
В 1860 году в Петровск пришло 16 паровых судов и 437 парусных а в 1868 году 116 паровых и 218 парусных. Местные дагестанские купцы стали ездить за товарами в Астрахань[5].


С этого времени Порт-Петровск начинает привлекать внимание многих успешных Российских купцов, для которых он становится новым рынком сбыта готовой продукции.
К этому времени город уже имел несколько предприятий. В 1876 году была открыта типография А. Михайлова с разрешения генерал-лейтенанта Берхина, а несколькими годами позже в 1881 году, им же был открыт литограф с разрешения генерал-лейтенанта князя Чавчавадзе [6, л. 2]. Имелась литография Л.И. Меликова, открытая им в 1881 году, а несколькими годами позже в 1889 году отставной военный писарь Н. Иванов открыл литографию, также в 1900 году Я.П. Шкротом и И.С. Бруном была открыта совместная типография [7].


Первым промышленным предприятием города был пивоваренный завод, построенный 1876 году на земле, принадлежавшей русскому подданному, гражданину Александру Васильевичу Фельдшину. Число рабочих предприятия менялось. По данным на 1891г. на фабрике числилось около пяти человек с размером жалования 12 руб. Сбывалась готовая продукция в городах: Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент, Баку [8, л 11].


Также в городе с 1876 года функционирует табачно-папиросная фабрика, которая принадлежала отставному советнику Александру Михайловичу Михайлову. На фабрике работали 36 мужчин, 3 женщины, 42 мальчика и 46 девочек в возрасте до 15 лет. Число рабочих на фабрике по временам года не изменялось. Размеры зарплаты колебались от 5 до 60 руб. в месяц. Люди работали от 9 до 10 часов в сутки. Готовая продукция реализовывалась в Дагестанской, Терской, Закаспийской областях в Закавказье и внутри России [8, л, 12].


К 1876 году в городе Петровк уже существовали следующие предприятия. Кирпичный завод солянского жителя Мир Абас Мирзы, основанный им в 1870 году. Готовую продукцию он сбывал в городе и его окрестностях. Были еще известковый и кирпичный заводы персидского подданного Магомед Садыр-Оглы, основанные им в 1876 году. Имелся водочный завод Тифлисского гражданина Артемия Костанова [2, с. 42].


Весной 1892 года «Общество Ростовско-Владикавказской железной дороги» начало строительство железнодорожной ветки, которая должна была соединить Петровск с Владикавказом [9].
По первоначальному замыслу железная дорога из Петровска на Дербент должна была пойти в обход города под горой, но в 1895 году, не без участия рыбопромышленников, вопрос о трассе дороги был пересмотрен, и путь на Дербент-Баку пошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе [5, с. 15]. Но не только стараниями одних рыбопромышленников железная дорога пошла через Петровск.

 

Свою руку приложил и академик Императорской Академии наук, известный ученый-геолог, которого называют «отцом кавказской геологии», Г.В. Абих. Будучи членом Императорского Русского технического общества, которое в 1870 годах изучало возможность строительства железной дороги из Владикавказа в Тифлис по туннелю через Главный Кавказский хребе, Г.В. Абих подверг критике этот проект и настоял на необходимости строительства дороги через Петровск и Баку [9, с. 56]. Хотя провели железную дорогу через Петровск только в 1895 году, но необходимость этого шага обосновывалось еще князем А.И. Барятинским. В своих записках он объяснял это так.


«В настоящее время Закавказские области связаны с империей только на географической карте; в сущности, он составляет край во всех отношениях отдельный от прочей России. Чрезвычайное затруднение в сообщениях и огромные расстояния от пунктов, в которых сосредоточены силы государства, вполне разъединяют Закавказье с империей и в военном, и в экономическом отношении» [10, с. 150]


Напрашивается вывод, что городу, в котором уже имеется порт, для дальнейшего экономического развития просто жизненно необходима железная дорога, которая связала бы его со всей Российской Империей. И это доказывает тот факт, что в первое же десятилетие после открытия дороги объем транзита через Петровск увеличился в десятки раз.


Огромный толчок был дан также и рыбной промышленности. Уже в 1892 году крупный астраханский рыбопромышленник Воробьев построил севернее Петровска несколько рыбных промыслов. Интересно, что человек, извлекавший огромные выгоды от торговли каспийской сельдью, за арендуемую им территорию платил всего 100 рублей, а за рыбный лабаз, находившийся в самом городе – 500 рублей. Уже в 90-х годах Воробьев решил расширить свои владения и построил в Петровск-Кавказске холодильник и бондарный завод, а также завод для искусственного охлаждения рыбы «Заморозки». Предприятия Воробьева представляли собой комбинацию Астраханского типа с 250 чанами каждый, на 750 пудов рыбы, охлаждаемой при помоши охладительной машины системы Борзика.


На бондарном заводе изготавливались бочонки при помощи 40 различных станков, приводимых в движение паровой машиной. Ею же обслуживалось сетковязальная машина системы, «Зонга», которая вязала 180 ячеек любой величины, хотя только из машинной пряжи. Завод в 1903 году выработал 34379 бочонков четвертушек и 30824 бочонков восьмушек – всего на 23 тысячи рублей [5, с. 17].
В мае 1900 г. неподалеку от города было построен крупнейшее предприятие в Дагестане – бумагопрядильная фабрика «Каспийская мануфактура».


Петровск по своему географическому положению и при наличии в нем железной дороги и порта оказался весьма удобным для постройки бумагопрядильной и ткацкой фабрик. Так как выделанная продукция отсюда могла сразу направляться в Персию, Среднюю Азию и Закаспийский край, 29 мая 1898 года был утвержден устав общества «Каспийской мануфактуры» для устройства и содержания бумагопрядильной, ткацкой и красильной-аппретурной фабрики около Петровска на участке, принадлежащем С.И. Решетникову.
Территория фабрики разделялось на две части: одна была занята исключительно фабричными зданиями, другая – жилыми постройками.


Все прядильные машины приводились в действие четырьмя электромоторами: один из них – в 150, два – по 110 и один – в 75 лошадиных сил.
На фабрику все новейшие приспособления, технику по обработки хлопка и все машины были завезены из Англии.


За время существования фабрики количество рабочих меняется. По данным на 1901 год, на фабрике трудились около 1000 человек, и половина из них были местные мусульмане [11].
С появлением железной дороги город стал приобретать все большую привлекательность в глазах купцов и промышленников. По данным Обзора Дагестанской области, в черте города к 1915 году насчитывалось около десяти фабрик и заводов. К 1915г. в городе имелось: 1 табачная фабрика, 1 гвоздильный завод, 1 фабрика стальных канатов, 1 типохромолитография, 4 завода искусственных минеральных вод и 2 бондарных завода общей суммой производительности 645,476 руб. и общим числом рабочих обоего пола 176 человек [12].


Строительство столь огромного предприятия, как «Каспийская Мануфактура», где численность рабочих в разное время колебалось от 1000 до 3000 человек, именно в Петровске, а не в Темир-Хан-Шуре, которая в то время являлась административным центром Дагестана, или, к примеру, в Дербенте, имеющем более древние торговые традиции, говорит о том, что открытие в городе Петровске морского порта, который по сей день остается самым южным портом России и проведение через него железнодорожной ветки Владикавказ-Петровск-Баку сделали Петровск самым быстро развивающимся городом Дагестана. Именно в этом городе благодаря близости рынков сбыта и рынков сырья имелись все условия для гармоничного развития фабрично-заводского производства.

Литература


1. Егорова В.П., Костемеревский И.С. (1813 – 1891). 2. Гаджиев А.Г. Махачкала (1844 - 1998).-Махачкала, 1998. 3. Прохорович А.И., Кажлаев А.Н. Махачкала за 50 лет.-Махачкала, -1968. 4. Юсупов М.С. Магомедов И.М. Социально - экономическое развитие Махачкалы.-Махачкала, 1982. 5. Кажлаев А.Н. Возникновение и экономическое развитие Махачкалы.-Махачкала – 1967. 6. ЦГА РД Ф. - 2, Оп. - 2, Д. – 150. 7. Исаев А.А., Магомед–Мирза Мавраев первопечатник и просветитель Дагестана.-Махачкала, 2003. 8. ЦГА РД Ф. – 2. Оп. – 2. Д. – 182. 9. Магомедов М.Г. Махачкала история города.-Махачкала, 2000г. 10. Зиссерман А.Л., Фельдмаршал Князь Александр Иванович Барятинский. -8115 – 1879. - Т. – 3. - М., - 1891г. 11. Козубский Е.И., Дагестанский сборник. Выпуск 2.-Т.-Х.-Шура 1904. 12. ЦГА РД Ф. - 2, Оп. - 2, Д. – 72а

Журнал АКАДЕМА № 3. 2007